ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Власть, близкая к народу
В Городском Дворце культуры состоялось торжественное собрание, посвященное Дн...

Деревья жизни
В Белогорский район Крыма отправится подарок от башкирских лесников - пробная пар...

Салют Победы
В преддверии 69-й годовщины Великой Победы тысячи уфимцев приняли участие в акц...

Пляж без границ
В Уфе будет оборудован специальный пляж для инвалидов. Сейчас готово несколько...

И прилетит райская птица

Столицу республики украсит новая топиарная фигура - шестиметровая рай...

Объезжай: ремонт!
В Уфе начались работы по расширению улиц. 
Первой раздвинувшей свое дор...

Через год - новый переход
На остановке «Озерная» будет построен надземный пешеходный переход. 
У...

Храбрая Камила
В Уфе состоялось чествование победителей общественной премии «Молодость наци...

«Osinka» на подиуме
На прошедшем в Уфе форуме моды «ЕВРО-УФА-АЗИЯ-2014» состоялась беспрецедентная акци...

Натюрморт и традиции
До 8 мая в галерее «Мирас» продлится первая выставка проекта «Арт-доминанты инт...

Трасса для любителей адреналина



     №05 (150)
     май 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон

Наши герои

Колонка редактора

На контроле у мэра

Золотой курай

Музеи уфы

Дневники приемной мамы

Тайны овального портрета








РУБРИКА "СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ"

Озеро надежды и океан возможностей


- Если только кормить и одевать приемного ребенка - никакого результата не будет. Нужно начинать воспитывать с самого начала. Хорошая мать, когда она только забеременела, уже начинает читать будущему ребенку сказки. С этого и нужно начинать.
О трудностях воспитания и их преодолении шла речь на выездном семинаре для замещающих семей, организованном Центром психолого-медико-социального сопровождения «Семья». О своем опыте рассказали опытные приемные родители - Валерий и Галина Семеновы, Ольга Фатьянова, Ляля Каримова и Наталья Евграфова.

- Что самое трудное в воспитании приемных детей?
- Когда приходят подростки, они уже сформировавшиеся личности со своим внутренним миром, со своим опытом. Их интересами всегда пренебрегали, и они тоже привыкли не считаться с другими людьми. Наша задача - научить считаться, вообще социализировать, чтобы они искали свой круг общения среди успешных людей.
- Проблемы у них не только с воспитанием, но и со здоровьем, и ими надо  очень много заниматься. Два-три часа после работы совершенно недостаточно. Вечером ты можешь просто не заставать его - как пропадал на улице целыми днями, так и будет пропадать.
- Поэтому у вас мама не работает, и я тоже сижу дома. Пробовала выйти на работу (я учитель), но поняла, что так контакт с детьми можно потерять.
- Может, ты не сходишь лишний раз в парикмахерскую. Зато будешь ближе к ребенку. Когда была моложе, я ходила вместе с ними на гимнастику, пела, рисовала, изучала английский. Они спрашивали: ну зачем нам это надо? Как зачем? Чтобы узнавать что-то новое.
- Что вы им стараетесь внушить в первую очередь?
- У меня трое приемных детей и собственная дочь. Во-первых, учу общаться между собой - уважать, заботиться, находить друг в друге опору. И у нас обычай: обедать всем вместе.
- Прежде всего воспитываешь своим примером.
- Хорошо действует пример других детей. Мы взяли девочку-подростка, которая уже побывала в другой приемной семье, но отношения не сложились. И менять свое поведение она не собиралась. Поздно возвращалась домой, курила, могла взять вещь без спросу. Наши девочки собрались и сказали ей: «Ты сюда пришла и должна жить по нашим правилам. Не расстраивай нашу маму, она у нас одна». И она не сразу, но прекратила так себя вести. Когда я ей что-то говорила, такого эффекта не было.
- Ситуация часто бывает такая: объясняешь что-нибудь каждый день, но они не прислушиваются. А когда встречаются с детьми из другой семьи - оказывается, что их мама и папа предупреждают о том же. И тогда - действует. 
- Недавно мальчишки в церкви подбегают к батюшке и говорят: «Здрасьте». А он им отвечает: такого слова нет, есть «здравствуйте». А ведь мы им каждый день это твердили - оказывается, это правильно было! И наш авторитет вырос.
- У нас тоже был похожий случай. И ребенок извинился, что не слушал меня. Так что постепенно до них все доходит.
- Улучшения происходят помаленьку каждый день. Так что другие приемные родители пусть не отчаиваются. Сразу все, конечно, не получится. Но главное - не решать за счет детей свои проблемы. Ведь деньги, которыми государство нас поддерживает, все равно все на детей и уходят.
- А как в этой ситуации ощущают себя родные дети?
- Когда люди решаются взять ребенка из детдома, свои дети уже хоть немного подросли. А приемный - маленький, травмированный, возможно, у него проблемы со здоровьем. И бывает так, что родному сыну или дочери внимания совсем не достается. Дети очень тяжело это переживают. Мы общались с приемными семьями по всей России и обнаружили, что многие кровные дети в обиде на своих родителей. Я своих тоже спросила об этом и боялась услышать ответ. И старший сын сказал: «Мама, мы уважаем ваше решение и никогда вас не упрекнем, будем во всем вам помогать». Я была тронута до слез. Хотя им и досталось по первое число. Все игрушки старшего сына были сломаны в первый же день. Думаю, для него это было… как если бы соседи пришли к нам, забрали всю одежду и ушли. Наверное, надо было отложить для него несколько игрушек…
- Кровные дети невольно становятся нашими первыми помощниками: они и няньки, и воспитатели, а подчас - репетиторы. И их нужно готовить к этому.
- Наш сын учился в одном классе с приемными дочерьми. Он учился хорошо, а им все давалось с большим трудом. И его учителя  упрекали: «Почему ты не занимаешься с сестрами?». Хотя он им помогал. И он нам сказал: «Зачем меня определили в один класс с ними? Мне постоянно приходится краснеть». Я с ним поговорила, попросила не обращать внимания на эту нетактичность. И девочки получили хорошие профессии, сейчас работают. И он теперь гордится тем, что внес в это свой вклад. 
- Как вы делаете уроки?
- С кем-то сидишь не вставая, кто-то только приносит проверить черновики.
- В старших классах, где сложная программа, стараешься хотя бы просто приучить посещать школу. 
- У меня они были уже  студентами - и то приходилось каждый день проверять посещение. Тут только отпусти контроль -  не будет сделано вообще ничего. Тем не менее у меня ребенок заканчивает профессиональный лицей с отличием.
- Кое на что приходится глаза все-таки закрывать.
- Что касается физики, я так говорю: мальчики, что-то самое главное - две-три мысли - вы все равно можете себе уяснить, даже из самой сложной темы.
- Я и на уроках сидела, и с классом общалась, чтобы они не обижали молодую учительницу. Говорила: «Вы должны ей помочь». И знаете, сейчас дисциплина намного лучше. 
- Все воскресенье уходит на уроки и текущие дела - успеешь только, может быть, утром сходить на мультфильм. 
- Мы по воскресеньям уроки не делаем. Ходим на каток, на лыжах, в кинотеатр, недавно боулинг посетили. А можно просто пойти в парк Салавата посмотреть на ледоход. На море ездим на своей машине.
- Кстати, для нас большая радость собраться здесь. Все-таки обычные родители не всегда понимают наши проблемы. А мы встретились - и наговориться не можем.
- И мой ребенок счастлив оттого, что он три дня будет вместе со мной.
- А к чтению вы ребят приучаете?
- Да. У нас сначала вообще не хотели читать. Тогда еще было много недорогих детских журналов, мы выписывали по шесть изданий. 
Дети разгадывали кроссворды, участвовали в викторинах. Прибегали, спрашивали: «А это что за персонаж? А это?». Я не всегда отвечала, говорю: 
«Это такая интересная книга, давайте почитаем!». Садимся и читаем. Это был большой стимул. И потом, какие бы они ни были, большие или маленькие - все равно любят слушать.
- Моим поначалу даже для этого внимания не хватало. 
- Вы еще посещаете кружки, секции…
- Многим нашим детям очень трудно осилить программу средней школы. Поэтому мы стараемся делать акцент на дополнительном образовании. Важно показать ребенку, что есть много других занятий, в которых он может преуспеть. Мы своих возим в украинскую воскресную школу, они занимаются  плетением из соломы, танцами, музыкой. Эмир у нас гиперактивный, я его три года водила в эту школу и не могла выбрать занятие. А тут в кружок резьбы по дереву пришел новый педагог - и мальчик увлекся этим. Уже выбрал себе профессию: хочет поступить в лицей №64,  стать столяром. Девочка занималась танцами и прошла в Педуниверситет на хореографическое отделение. Другая любила готовить (в школе есть уроки домоводства) - поступила в кулинарное училище. 
- У нас Леночке тоже учеба давалась плохо, а танцы - хорошо. Сейчас она учится в хореографическом училище имени Рудольфа Нуреева. И у нее уже совсем другое мнение о себе. 
- Мы взяли девочку-первоклассницу. У нее отличные способности, феноменальная память. Но к регулярным занятиям она была не приучена. Я как-то ей говорю: «Переделай, у тебя  здесь и здесь ошибка». Она стала биться головой о стену. 
- И как вы победили этот кризис?
- Внушения действовали плохо. Но через некоторое время она подошла ко мне и говорит: «Почему Алена купила себе компьютер, шубу, а мне не покупают?». Алена училась в восьмом классе и получала стипендию за отличную учебу от детского фонда «Созидание». А  у Ирины такой характер: если чего-то захотела, будет добиваться. И она стала стараться, теперь участвует во всех олимпиадах. Все ради стипендии. В этом году подадим документы в фонд. Ну а Лена поступила на строительный факультет Нефтяного университета. У нас все поступают на бюджет своими силами.
- Многим сиротам ставят диагноз «задержка психического развития». И это как ярлык. Но на самом деле ребенку просто не хватало любви и внимания. 
- У нас есть такая проблема. Учимся мы не слишком хорошо, зато прекрасно поем, танцуем, читаем стихи.
- Мы сталкивались с этим. У одной нашей девочки был такой диагноз, и когда мы пришли поступать в кулинарное училище, ее отказались принимать! И никуда нас не хотели брать. Но насколько они ошиблись! Когда ее все-таки взяли в художественный лицей, она стала самой лучшей ученицей! Затем отучилась и на повара - работает по профессии, стала востребованным специалистом, вышла замуж. Прекрасно адаптировалась в жизни.
О сути проводимых психологических тренингов рассказала директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Семья» Ольга Крючкова.
- Выездной семинар для замещающих семей проводится в рамках проекта «Ключи к сердцу». Наш центр по итогам конкурсного отбора получил грант на реализацию данного проекта от московского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель семинара - научить родителей и детей строить конструктивные взаимоотношения, укрепить сеть дружеских связей среди замещающих семей. Программа насыщена детско-родительскими тренингами, психологическими играми, и каждый участник может получить индивидуальные консультации специалистов.
- Сейчас мы проводим с родителями арт-терапевтический тренинг, - рассказывает заведующая отделом психологической помощи, педагог-психолог центра Эльза Ахметова. - Когда-то мы все были детьми, и этот опыт продолжает влиять на нас. В нашем сознании живут «раненый», обиженный и «золотой ребенок» (счастливый от того, что его любят). Кто-то обиду на родителей переносит на детей, на мужа… и мы размышляем, что же дать этому «ребенку внутри», чтобы ему было хорошо? Также отец или мать могут выступать в ролях «любящего родителя» (который восхищается ребенком и прощает все проступки), «контролирующего родителя» или подходить к проблемам взвешенно, с позиции взрослого. Так вот, родители выбрали пять фигурок животных, которые отражают все эти роли. 
- Для «контролирующего родителя» я выбрала фигурку гиены. Понимаете, если выступать с этой позиции, ты все время будешь искать «падаль», то есть недостатки в ребенке.
- Дело в том, что если в вас есть эта роль, вы так же «грызете» и себя за свои упущения, - говорит психолог.
- Для «любящего родителя» я выбрала дерево. С одной стороны, это вроде бы хорошо: дерево питают корни. А с другой стороны, оно неподвижно - значит, я не делаю шагов навстречу ребенку. Жду, когда он сам «подойдет».
- Наша цель - чтобы они знали все эти роли и чаще действовали с позиции взрослого, - продолжает Эльза Ахметова. - А потом еще они будут рисовать «карту своей души». Изобразят пять положительных эмоций и пять отрицательных. Возможно, там будут «гора любви», «вулкан радости», «океан возможностей». Они будут искать в себе ресурсы для воспитания детей. Ведь порой и родным родителям нелегко с детьми: ресурсы истощаются.
- А почему надо все это рисовать?
- Так легче вывести  бессознательное на сознательный уровень. Мы вообще осознаем только десять процентов своих эмоций и побуждений. 
Пообщаться с замещающими семьями города приехал и заместитель главы администрации Уфы Сынтимир Баязитов.
- Такие семинары нужны и для общения, и для единства, и для получения знаний. И они уже стали традиционными, - сказал он. - Считаю, что вы должны собираться хотя бы 2-3 раза в год - делиться опытом. Я хочу сказать вам спасибо - ведь благодаря вам дети воспитываются не в специальных учреждениях, а в полноценных семьях. Я знаю молодого человека, который в семь лет попал в детдом, а в десять его взяли в семью. Сейчас ему 24 - он закончил вуз, открыл свой бизнес. И продолжает близко общаться с приемной мамой. Эта история далеко не единственная. Вы растите достойных граждан. Хочу подчеркнуть, что в области работы с сиротами другие регионы равняются на нас, приезжают перенимать опыт.
Также Сынтимир Биктимирович ответил на вопросы родителей.
- Раньше был очень хороший опыт: совместный отдых детей с родителями. 
Можно было отправить ребенка в лагерь, а можно - поехать куда-нибудь всей семьей. Мы так два или три раза плавали в Астрахань. Теперь ребенок должен 21 день отдохнуть в лагере. Но, к сожалению, там к нашим детям возвращаются плохие привычки.  По полгода потом «приводим их в чувство». Нельзя ли вернуть совместный отдых?
- В целом я идею поддерживаю. Мы займемся этим вопросом.
- Нельзя ли сделать единый документ о том, что мы имеем право на бесплатное посещение театров, музеев (при наличии свободных мест)? Ни одно учреждение нам не отказывает, но приходится носить с собой целую кипу бумаг. 
- Этот вопрос тоже проработаем. 
- Мы попали в тяжелую ситуацию, и я хочу прийти к вам на прием.
- Я веду прием по понедельникам с 17 до 18.00. Вы можете записаться по телефону 279-05-20.
- Родители не всегда положительно относятся к обучающим семинарам.
Говорят: не надо нас учить, мы воспитали своих детей.  Я прошу: сходите все равно. И ни одна семья еще не сказала: «Мы потратили время зря», - отметила начальник Управления по опеке и попечительству Татьяна Квасникова. - Если у вас назревают проблемы - приходите к нам, не доводите до кризиса. Мы сделаем все, чтобы помочь. И если все хорошо - тоже приходите! 

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг