ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Хамитов и Бабич на «iВолге»
В Самарской области состоялся Второй Молодежный форум Приволжского федерального...

Выбор «Едра»
Партия «Единая Россия» выдвинула кандидатуру Рустэма Хамитова для участия в доср...

Доброго пути!
23 июня в Уфе прошли выпускные вечера. 5078 уфимских ребят получили аттестаты о средн...

Юбилей - у малышей
Специализированный дом ребенка отметил 70-летний юбилей. Поздравить сотрудников ...

Велосплетения
На улице Мустая Карима появится велодорожка, которая соединит Советский и Кировс...

Озеро в Гастелло
В ходе реконструкции парка имени Гастелло по просьбам жителей благоустроят местн...

Занавес открывается
Строители, занимающиеся реконструкцией Театра оперы и балета, уже выходят на фини...

Лоскутное искусство
В парке Якутова прошел День шитья на публике. Мероприятие, задуманное в 2005 году ма...

Выходят на татами силачи…
На площади им. Салавата Юлаева прошли народные гуляния, посвященные Дням России, С...

Ретрокалейдоскоп
225. 14 июля 1789 г. штурмом Бастилии началась Великая французская революция.
120. 8 (20) и...





     №07 (152)
     Июль 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Торговый баланс


За последние десять лет торговая отрасль Уфы
совершила огромный рывок вперед, пройдя путь от
доставшихся в наследство 90-х палаточных вещевых рынков до современных торгово-развлекательных
центров, практически не уступающих по ассортименту товаров и услуг аналогичным объектам Европы и США. Однако говорить о завершении процесса формирования рынка явно преждевременно. В обозримом будущем на нем будет идти дальнейшая эволюция с
появлением новых и отмиранием старых торговых форм, кроме того, серьезные изменения продолжатся в сфере мелкорозничной торговли.

На сегодняшний день уровень обеспеченности Уфы торговыми площадями существенно превосходит нормативы и практически не уступает показателям развитых стран. Так, на начало 2014 года на тысячу жителей в столице республики приходилось 1122 квадратных метра торговых объектов, тогда как установленный правительством РБ минимальный норматив составляет 903 «квадрата». Среди российских городов-миллионников по показателю обеспеченности торговыми площадями Уфа уступает лишь Екатеринбургу.

Наши лидирующие позиции объясняются, прежде всего, высоким уровнем зарплат, от которых напрямую зависит покупательская способность населения, а значит, и рентабельность торговли. На высокий уровень средних доходов в свою очередь влияет высокая зарплата в «нефтянке» и тот факт, что многие уфимцы вахтовым методом работают на севере, получая там неплохие деньги, которые в основном предпочитают тратить в своем родном городе. В результате, по объему оборота розничной торговли на душу населения на протяжении последних лет Уфа стабильно занимает 2-е место в стране после Екатеринбурга, а общий товарооборот по итогам прошлого года составил 419 миллиардов рублей. Это более чем на 14 процентов выше показателей 2012 года в действующих ценах, если же брать уровень так называемых сопоставимых цен, где учитывается влияние инфляционных процессов, рост товарооборота составил 8,4 процента.
Ставка на площадь
В последние годы в Уфе был построен ряд крупнейших торгово-развлекательных центров, в том числе «Планета» и Мега «Икея» площадью около 150 тысяч квадратных метров. Однако, несмотря на, казалось бы, полное насыщение рынка, в городе не прекращается строительство новых моллов - только в этом году планируется ввод 250 тысяч квадратных метров торговой недвижимости, а всего в Уфе строится 27 только крупных торговых объектов площадью 323 тысячи «квадратов».
Эксперты объясняют такую тенденцию влиянием сразу нескольких причин. Прежде всего, судя по статистическим данным, в нашем городе постоянно растет покупательская способность населения, в связи с чем действующие региональные нормативы не всегда могут отражать реальную потребность в торговых площадях. Свою роль играет и растущая автомобилизация, благодаря которой уфимские магазины и торгово-развлекательные центры становятся доступными для жителей близлежащих районов и городов, что увеличивает число покупателей. Наконец, бурный рост именно предприятий торговли объясняется особенностями инвестиционного рынка нашей страны. С учетом больших торговых накруток, по многим позициям превышающих уровень развитых стран, инвестиции в строительство торговых площадей окупаются намного быстрее, чем в производственном секторе, и дают более стабильный доход.
По данным журнала «Commercial Real Estate», окупаемость строительства торговых  центров  в России составляет в среднем 15-30%. Инвестиции в торговые центры в западных странах окупают гораздо хуже - от 4 до 8%. Выручка от сдачи в аренду одного квадратного метра в США составляет от 3 до 5 тысяч долларов. В России она в несколько раз выше. Так, 1 квадратный метр, сдаваемый в аренду в московском торговом комплексе «Стокманн», приносит 12 тысяч долларов в год. Таким образом, торговые комплексы в России имеют более короткий период  окупаемости  - 3-5 лет, против 7-10 лет в Европе, что и объясняет интерес инвесторов, в том числе и к рынку Уфы.
Выживает сильнейший
Как показывает мировой опыт, прирост торговых площадей и растущая борьба за кошелек покупателя рано или поздно приводит к закрытию или перепрофилированию неудобно расположенных и устаревших объектов. В США с этим столкнулись еще в конце 1980-х годов, когда в стране начали массово закрываться крупные моллы первой волны, проигрывающие новым проектам в удобстве для покупателя и наборе услуг. Сейчас нечто подобное можно наблюдать и в Уфе. Торговые комплексы, появившиеся в 90-е годы, как правило, на базе бывших производственных или административных зданий, стремительно теряют клиентов из-за неудобного расположения и низкого уровня сервиса. Это вынуждает владельцев либо сворачивать бизнес, либо кардинально модернизировать и расширять помещения с учетом возросших требований клиентов. Удачным примером последнего варианта можно назвать реконструкцию Центрального рынка, ставшего вполне современным торговым комплексом с удобной парковкой и широким набором сопутствующих услуг. Схожим путем пошла и дирекция Колхозного рынка (ТЦ «Меркурий»), где в ходе реконструкции появился даже многозальный кинотеатр.
В дальнейшем конкуренция будет только расти, заставляя владельцев торговых центров внедрять новые маркетинговые шаги и способы привлечения покупателя. Эту тенденцию видно уже сейчас. К примеру, Мега «Икея» вскоре после открытия предложила своим посетителям ледовый каток, где можно получить даже помощь инструктора. Крупнейший в городе ТРЦ «Планета» выделяется не только своими размерами, но и первым в Уфе аквапарком, играющим роль одного из главных факторов формирования бренда и привлекательности торгового центра. При этом аквапарк занимает почти десятую часть всей площади «Планеты» - около 13 тысяч квадратных метров.
Ведущей тенденцией развития крупных ТРК в последнее время становится выделение все больших площадей не под торговлю, а чисто развлекательные услуги, способные не только приносить существенные доходы, но и формировать узнаваемый бренд. К примеру, крупнейший не только в нашей стране, но и всей Европе ТЦ «Авиа Парк» на Ходынском поле в Москве отвел под развлечения 18 процентов всех площадей, а второй по величине московский «Вегас Крокус Сити» вообще более 50 процентов. При этом развлекательный сегмент «Авиа Парка» среди прочего включает столь необычные для торгового центра элементы, как гигантский аквариум, Национальный музей авиации и космонавтики, ледовый дворец и ландшафтный парк.
Местный формат
Значительная часть торгового рынка приходится не на промтовары, а продовольствие. Причем политика властей в этой сфере направлена на продвижение продукции местных производителей, у которых возникают серьезные проблемы с вхождением в торговые сети, обычно предпочитающие низкокачественный, но более дешевый импорт. Попытка разорвать этот круг и дать зеленый свет местным аграриям была предпринята в 2009 году, когда на третьем километре трассы «Уфа - Шакша» открылась первая постоянно действующая Городская сельхозярмарка. Новый формат включал в себя торговлю сельхозпродукцией с машин, розничную продажу овощей и фруктов, саженцев, семян, рассады, садово-огородного инвентаря, хозтоваров и стройматериалов. Вскоре открылся второй, во многом аналогичный объект, – постоянная сельхозярмарка «Зинино» недалеко от Федеральной трассы М-5 с местами для садоводов, фермеров и постом ветеринарного контроля. Однако особой популярности новый формат торговли не получил, а многие из планов развития постоянных ярмарок так и остались планами, что стало прямым следствием эволюции розничного рынка сельхозпродуктов.
В последние годы в Уфе появилось несколько современных агромаркетов, в том числе на Центральном и Колхозном рынках, а также в ТЦ «Башкортостан». Они доступны для местных производителей и намного удобнее для уфимцев, которым не надо ехать на городские окраины. Но главную роль играют осенние сельхозярмарки на городских площадях, где сельчане получают уникальный шанс продать выращенный урожай без всяких посредников по рыночной цене. С 5 августа по 29 декабря прошлого года в Уфе прошли 40 медовых, 230 осенних и 84 зимних предновогодних ярмарок, в которых приняли участие аграрии 40 районов республики. Для иллюстрации масштабов торговли приведем несколько цифр. На прошлогодних ярмарках, которые посетили 387 тысяч уфимцев, было продано 6710 тонн картофеля, 3110 тонн овощей, 2030 тонн мяса и 380 тонн меда.
Именно осенние ярмарки позволяют решать вопрос реализации большей части собранного урожая, а остальное продается в агромаркетах и через розничную сеть. Об отсутствии дефицита говорит и статистика. Для продажи продукции собственного производства на рынках и в торговых комплексах Уфы выделено более 850 торговых мест - 35 процентов от всех отведенных под продукты питания, однако реально сельчанами занято только 49 процентов квоты, то есть предложение в этом сегменте намного опережает спрос.
Вопрос малых форм
Несмотря на, казалось бы, полное господство сетевых магазинов и супермаркетов, заметная часть розничных продаж, особенно продтоваров, приходится на ларьки и небольшие магазины в формате «у дома». В последние годы именно в этом сегменте произошли серьезные изменения, связанные с введением серии запретительных мер на торговлю алкоголем и табаком. Наиболее тяжелым ударом стал запрет на продажу пива в киосках на остановках и ограничения на ночную торговлю во всех остальных. Владельцы этих торговых точек получали от пива в среднем около 40 процентов всех доходов, а во многих местах этот товар был и вовсе наиболее ходовым. В итоге предприниматели были вынуждены либо закрывать, либо перепрофилировать свои остановочные павильоны, причем последний вариант стал основным. По данным на начало июня этого года, в Уфе перепрофилированы 147 киосков и павильонов, 52 закрыто, 13 снесено.
Но на этом процесс переформатирования отнюдь не закончен. Согласно «антитабачному закону», с 1 июня 2014 года вступили в силу требования по запрету на продажу табачных изделий в киосках, что наверняка вызовет новую волну закрытия или перепрофилирования ставших убыточными торговых точек, особенно на остановках. Однако уход от оставшихся в наследство от 90-х годов остановочных киосков с пивом и табаком уже необратим. Более того, Санкт-Петербург, Казань, Ижевск и ряд других городов еще до принятия запретительных мер на уровне всей страны ликвидировали торговые объекты в составе остановочных павильонов, установив вместо них навесы для ожидания. Вопрос внешнего вида остановок, особенно вдоль «красных линий», весьма актуален и для Уфы, особенно на фоне предстоящих в 2015 году международных саммитов ШОС и БРИКС, поэтому процесс ликвидации или переустройства киосков будет продолжен.
В целом же, несмотря на введение жестких запретительных мер по продаже алкоголя и табака, особенно сильно ударивших по малому торговому бизнесу, общее число нестационарных торговых объектов в Уфе практически не изменилось. Закрытие киосков на остановках компенсировало введение новых небольших магазинов в формате «у дома», особенно популярных в новых и отдаленных микрорайонах.



С началом лета на улицах появляется множество так называемых нестационарных передвижных торговых объектов, в основном продающих мороженое, прохладительные напитки, фрукты и овощи. Их размещение регулируется специальной, ежегодно утверждаемой схемой, где на этот год предусмотрено 747 площадок, из которых 684 выделены под объекты сезонного характера типа «лоток», «автофургон» и летние кафе. При этом общее число выделяемых площадок по сравнению с прошлым годом сократилось на 87.
Значительно (на 22) уменьшилось число мест под реализацию овощей, фруктов и бахчевых культур, что связано с изменениями Правил торговли, запрещающих разносную реализацию продтоваров, за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя. Торговля овощами и фруктами разрешена только с автофургонов. Сокращение количества площадок по остальным позициям объясняется их невостребованностью.


Серьезную проблему, обостряющуюся каждый теплый сезон, представляет так называемая стихийная уличная торговля. Причем речь идет не только о бабушках с урожаем, выращенным на собственной даче, но и продаже без каких бы то ни было документов целых ящиков фруктов и овощей, представляющих угрозу не только здоровью, но и жизни доверчивых покупателей.
Нарушителям зачастую выгоднее заплатить относительно небольшой штраф, чем прекратить несанкционированную торговлю, что явно подтверждают цифры статистики. В 2013 году к ответственности за несанкционированную торговлю были привлечены 7313 граждан, 56 должностных и 15 юридических лиц, а в 2012-м было составлено всего 3557 протоколов. Сумма наложенных штрафов только в прошлом году достигла 3,4 миллиона рублей. И это при том, что для продажи излишков урожая, выращенного в собственном саду, в Уфе созданы все условия. Специально для « бабушкиной торговли» на улицах столицы оборудовано 9 торговых площадок на 275 мест.
Желая изменить ситуацию, уфимский Горсовет обратился в Госсобрание - Курултай РБ с инициативой увеличения штрафов за торговлю в неположенных местах. Наказание предложено следующее: для граждан - от 500 до 1500 рублей, для должностных лиц - от 20 до 40 тысяч рублей, для юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей. Действующие штрафы составляют, соответственно, от 300 до 500 рублей - для граждан, от 5 до 8 тысяч рублей - для должностных, и от 8 до 10 тысяч рублей - для юридических лиц.
Как показывает опыт других регионов, процесс борьбы со стихийной торговлей значительно лучше идет там, где власти пошли по пути повышения штрафов, которые в большинстве субъектов РФ сейчас значительно выше, чем в Башкортостане. Так, в Татарстане, Свердловской и Оренбургской областях отдельные виды штрафов за незаконную торговлю на улицах десятикратно превышают действующие у нас.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости