ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Хамитов и Бабич на «iВолге»
В Самарской области состоялся Второй Молодежный форум Приволжского федерального...

Выбор «Едра»
Партия «Единая Россия» выдвинула кандидатуру Рустэма Хамитова для участия в доср...

Доброго пути!
23 июня в Уфе прошли выпускные вечера. 5078 уфимских ребят получили аттестаты о средн...

Юбилей - у малышей
Специализированный дом ребенка отметил 70-летний юбилей. Поздравить сотрудников ...

Велосплетения
На улице Мустая Карима появится велодорожка, которая соединит Советский и Кировс...

Озеро в Гастелло
В ходе реконструкции парка имени Гастелло по просьбам жителей благоустроят местн...

Занавес открывается
Строители, занимающиеся реконструкцией Театра оперы и балета, уже выходят на фини...

Лоскутное искусство
В парке Якутова прошел День шитья на публике. Мероприятие, задуманное в 2005 году ма...

Выходят на татами силачи…
На площади им. Салавата Юлаева прошли народные гуляния, посвященные Дням России, С...

Ретрокалейдоскоп
225. 14 июля 1789 г. штурмом Бастилии началась Великая французская революция.
120. 8 (20) и...





     №07 (152)
     Июль 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье








РУБРИКА "БУДНИ МЭРА"

Сдали Пушкина в утиль. И в культуре полный штиль…


«Мы часто слышим плач - наши дети не читают. Но никто не задался вопросом: а что, собственно говоря, этим детям читать? Классику? А почему ее надо читать? Почему надо употреблять продукт, у которого явно закончился срок годности? Почему до сих пор никто не хочет называть вещи своими именами?».

С таких строк начинается статья в популярном интернет-сообществе журнала «Сноб», пару недель назад наделавшая много шума в Сети. Быть может, судьба этой статьи была бы несколько иной, если бы не личность автора. Спорные тезисы об упадке интереса к классической литературе написал человек, имеющий серьезный вес в журналистике, – Александр Невзоров. Для нас, поколения, выросшего в 80-е, он – по-настоящему легендарная личность. Человек, побывавший на войне и ярко передавший все ее ужасы, автор нескольких бестселлеров, режиссер, ныне - член Союза журналистов Санкт-Петербурга и советник Генерального директора Первого канала. И, скорее всего, именно поэтому его веские слова столь гулко отозвались в сердцах и умах многих интернет-пользователей.
О чем же пишет Невзоров? Конечно, его статья не только о литературе. В ней все реалии дня сегодняшнего – ситуация на Украине, российские законы и жизнь на политической арене. Но в этот контекст он укладывает и некие культурные коды, связанные в один клубок. «Нет, наверно, в мире литературы, столь же агрессивной и дидактичной, как русская. Когда-то она была очень актуальной, отчего сегодня особенно бессмысленна, потому что языковая и мировоззренческая картина мира сменилась полностью. Вся русская литература имеет отчетливый, навязчивый, великодержавный подтекст с культом солдафонов. Есть ли в этом хотя бы воспитательный эффект? Он нулевой. Сегодня это особенно хорошо заметно».
Давайте допустим, что Невзоров все-таки прав. И напишем новую историю, свою. Лирическую антиутопию, в которой школьникам не приходится «корпеть» над томами «Войны и мира», где «Преступление и наказание» давно пылится на музейных полках, где-то между экспонатами времен палеолита и новым временем. Урок первый – Дарья Донцова. Анализ производительности труда в условиях открытого рынка. Наверно, как-то так.
Дело даже не в том, что преподавать и кому. Что смогут предложить современные авторы, кроме пресловутого «современного» контекста. И сможет ли он заменить собой то множество смыслов и понятий, которые в свое время уместились в наших головах после бессонных ночей, проведенных за томиком Достоевского, Пушкина, Гоголя?
В любом книжном магазине первое, что видит читатель, – полка с бестселлерами. Возьмем навскидку несколько книг. Алексей Иванов - «Ёбург» - роман-биография города Екатеринбурга, написанная очень модным ныне (после выхода фильма «Географ глобус пропил») автором. В увесистом томе собрана масса разнообразных фактов – история свердловского рок-клуба, выдвижение Бориса Ельцина в президенты, будни влиятельной группировки с «Уралмаша», судьбы художников, артистов, политиков и бизнесменов. Вроде бы актуально, вроде бы свежо. Но продраться через сам текст оказалось делом непростым, будто для писателя это – первая книга в карьере. Язык «вжался» в страницы, всем своим существом показывая, что хочет скорее замолчать, чем рассказывать эту историю.
Получивший в 2013 году премию «Большая книга» роман «Лавр» Евгения Водолазкина вновь возглавляет верхние строчки рейтингов. Восторженно встреченный критиками и хорошо – читателями, фолиант рассказывает о жизненном пути средневекового врача, который, несмотря на дар исцеления, не смог спасти от болезни свою возлюбленную. В память о ней герой романа решает прожить свою жизнь так, как могла бы прожить погибшая любовь. Вместе с целителем читатель совершит экскурсию в XV век, побывает в Кириллово-Белозерском монастыре того времени, в Белозерье, древнем Пскове, Литве, Киеве, Венеции, Хорватии, Палестине. Образно, звучно, серьезно. Но современно ли?
В перечне актуальной нехудожественной литературы высокие места регулярно занимает работа Бориса Акунина «История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия». В этом бестселлере автор пытается разобраться в загадках истории России, вычислить, какие события происходили на самом деле, а какие выдуманы или перевраны. В поддержку этого нон-фикшн произведения Акунин написал сборник художественных повестей «Огненный перст». Но, кажется, два этих произведения вызвали еще больше споров, чем рассуждения о будущем самой литературы.
Среди уфимцев мнения также разделились. К примеру, активист Уфимского книжного клуба «Рыжая куница» Лариса Ишбулатова считает, что обойтись без изучения классики нельзя.
- Я, возможно, мастодонт, но думаю, что без троицы Пушкин – Достоевский - Толстой обойтись нельзя. Это те три кита (слона, черепахи), на которых держится наша литература. Я не знаю, куда мы придём, если вдруг решим, что изучать классику необязательно. Я учитель-логопед и веду литературу в школе как учитель дистанционного обучения. Мне не хочется сокращать объемы классики, предлагаемой детям, скорее наоборот - основательно его расширить. И полагаю, что и те, кому литература не нужна, пусть через силу, но учат классиков. Ознакомятся в юности, а потом, в более зрелом возрасте, уже придут к ним по-настоящему, перечитают, и тогда все встанет на свои места.
А куратор галереи современного искусства «Х-МАХ» Кристина Абрамичева во многом согласна с тезисами Александра Невзорова.
- Статья «У русской литературы вышел срок годности» вызвала много споров и возмущения в среде филологов. Однако многое в его пассаже мне кажется справедливым. Я сама обожаю литературу XIX века, особенно викторианский роман, которых перечитала множество. Поэтому скажу, что мотивация героев и их поступки нам, современным, даже взрослым людям, уже непонятны. Тем более детям, которые живут уже совсем в другом, информационном, высокотехнологичном обществе. Изменились ли чувства людей XXI века, их эмоции по тому или иному поводу, реакции? Да, безусловно. Не говоря уже о политических и исторических реалиях. Неудивительно, что Юрий Лотман в свое время написал целый том комментариев к «Евгению Онегину», который гораздо толще оригинала. Конечно, русская классика ставит вечные вопросы: в чем смысл жизни, например. Но и на этот философский вопрос по-разному ответят люди разных эпох. Это не значит, что литературу прошлого нужно отринуть, но мне хотелось бы, чтобы в школах и вузах больше внимания уделяли литературе века двадцатого, который все-таки ближе к нам по мироощущению, но еще во многом недоосмыслен. Пока чувствуется сильный перекос. Мы испытываем пиетет к «русской классике», и поэтому все, что написано в ХIX веке, считается незыблемым образцом вкуса и стиля. Однако и тогда было немало проходной литературы, а также политически ангажированной. Например, в произведениях и литературной критике революционных демократов.
Оппоненты тех, кто вступился за классику, утверждают - есть в современной литературе образцы не хуже прошлых. Но ведь те же Виктор Пелевин, Людмила Улицкая, Венедикт Ерофеев тоже когда-то учились в школе. Читали «Бесов» и «Как закалялась сталь», удивлялись спонтанности Анны Карениной и Катерины, размышляли о жизни и устройстве мира. Они сформировались как писатели в единой культурной среде, которую формировали все те, кого предлагается сейчас сдать в утиль. Тех, чьим языком мы говорим о новых реалиях времени.
Некоторое время назад журнал «Русский Репортер» представил очень интересное исследование о современном русском культурном коде – в нем заложены 100 книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и друг друга. Журналисты попросили респондентов назвать 20 книг, которые не обязательно являются их любимыми, но которые обязательно надо прочитать, чтобы иметь возможность говорить с ними «на одном языке». Было получено больше ста анкет. Возраст участников опроса - от 18 до 72 лет, география - от Калининграда до Владивостока. На вопросы отвечали журналисты, врачи, библиотекари, строители, инженеры, бизнесмены, программисты, официанты, менеджеры, учителя и т. д. Почти все либо имеют высшее образование, либо учатся в вузе.
«Мы опрашивали представителей интеллектуальной элиты, носителей того самого культурного кода России, если он существует. К нашему удивлению, выяснилось, что он есть. Мы действительно говорим на одном языке. Вообще российское общество оказалось более однородным, чем мы думали».
- На вопрос: «Как вы думаете, зачем человеку нужно читать?» 90 процентов отвечают: чтобы быть умным, много знать, в репортаже «РР» рассказывает Анна Тихомирова, психолог, президент фонда «Культура детства», руководитель детской книжной студии на колесах «Бампер». - Но это же не так! Чтение, особенно если речь идет о художественной литературе, играет другую роль. Скорее психологическую. Чтение помогает сформировать отношение к своему внутреннему миру, научиться чувствовать эмоции.
Культура сохраняется лишь тогда, когда передается из поколения в поколение. И мы действительно ближе друг к другу, чем пытаемся казаться. Книги – это не про знания, образованность и интеллект. Это про умение жить. Видеть мир вокруг себя во всех его гранях и красках. И говорить на одном языке.

Жанна ВЕРТИНСКАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг