ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Бразилия - Башкирии
В Форталезе на Деловом форуме БРИКС президент России Владимир Путин пригласил ...

О квадратных метрах
Рустэм Хамитов провел заседание правительства Башкортостана. Были рассмотрен...

Новые тополя, ясени и липы
С начала года в Уфе прижилось 28 тысяч деревьев.
В городских лесах Горзелен...

По современной технологии
Строительство трех 25-этажных высоток в квартале улиц Сельской Богородской, Миш...

ЛЭП - под землей

Стартовал четвертый этап реконструкции воздушной линии электропереда...

Вместо гаражей - дворик
У дома по Гафури, 101, снесены металлические гаражи, установленные самовольно. Те...

Ранец - в подарок
По инициативе Управления по опеке и попечительству администрации Уфы стартует...

Заявить о себе. В микрофон
В августе Музей современного искусства имени Наиля Латфуллина превратится в о...

Оседлать «Серебряного Акбузата»
В Уфе впервые на средства 10-миллионного президентского гранта пройдет Междуна...

К буренке – в гости
30 августа в столице пройдет четвертый ежегодный Всероссийский фестиваль «Моло...

Чуткие пальцы прочтут Мустая
В Башкирской республиканской специальной библиотеке для слепых шрифтом Брайл...

Корпоративный дух
8 и 9 августа на базе стадиона «Динамо», а также школ № 16 и 



     №08 (153)
     август 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Какой же почерк у твоего города?


За окном дождливое лето. Душа требует моря и солнца, но рабочий график возвращает в суровую действительность. До отпуска еще далеко, и, чтобы сменить серую картину будней, мы начинаем листать альбомы с фотографиями предыдущих путешествий. Очаровательный мишка в кожаной куртке искусно нарисован неизвестным уличным художником на стене дома. Конечно, это - швейцарский Берн – город, название которого и означает «медведь». Отважный тореадор укрощает огромного быка – Мадрид. Рыбак ловит сетью прыткую сельдь – Осло. Каждое из этих граффити точно передает атмосферу мегаполиса, отражает исторические нити, тянущие за собой интересное и богатое прошлое. И создает тот неповторимый почерк, по которому без труда угадываются знакомые бульвары, проспекты…

Картины без рамок
Для уличных художников весь мир - огромный холст, способный передать мысли автора и выразить устремления общества в целом. Стрит-арт - социальное явление, отражающее самые актуальные и злободневные темы. Но все-таки главное в этом искусстве – вовлечь зрителя в диалог, заставить задуматься. Самый известный уличный художник современности – Бэнкси - говорит, что стрит-арт – одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если не имеешь ничего.
Арсенал средств довольно велик: граффити, трафареты, постеры, уличные инсталляции и многое другое. В современных мегаполисах уличное искусство давно стало эффективным инструментом для преображения городской среды. С его помощью муниципалитеты без особых усилий и затрат могут оживить старый неприглядный фасад, обыграть форму уже существующих поверхностей или создать новые арт-объекты.
- Стрит-арт говорит от лица самой современности о ее тревогах и надеждах, фобиях и устремлениях, - пишет историк культуры, научный сотрудник Российского института истории искусств Дмитрий Голынко-Вольфсон. - Сам факт того, что уличный художник изобретает дизайн современности ночью, под покровом тьмы совершая набеги на знаковые зоны городского пространства, любопытным образом перекликается с идеей Джорджо Агамбена, высказанной в трактате «Что такое современность?». Она творится не на свету, а во мраке неизвестного. Освободительный проект возвращения себе улиц, предложенный стрит-артом, противопоставляется проекту «современного искусства», который с точки зрения уличного художника основывается на отстаивании коррумпированных интересов художественных бизнес-элит.
Для многих европейских стран легальные граффити становятся арт-объектами и новыми достопримечательностями. В 2007 году лондонский коллектив «Гетто Санты» приглашает несколько звезд мирового стрит-арта - Бэнкси, BLU, RonEnglish, Swoon разукрасить бетонный участок Вифлеемской стены безопасности, отделяющей Западный берег реки Иордан от Израиля. А самый знаменитый объект, сохранивший попытки стрит-арта осмыслить недавнюю историю, - Берлинская стена. В 1989 году, буквально перед сносом, она превратилась в настоящий холст. Тогда же Дмитрий Врубель исполнил не менее знаменитую фреску, запечатлевшую братский поцелуй Брежнева и Хонеккера. Уничтоженная во время разрушения стены фреска была восстановлена при содействии муниципалитета к двадцатилетней годовщине падения Берлинской стены в 2009 году.
Такие основательные и качественные рисунки – еще один способ доказать окружающим, что граффити требуют творческого подхода и мастерства. И пусть у большинства ребят нет профильного образования, зато есть способности и желание сделать мир чуточку лучше.
Единственные рамки, ограничивающие художников, – собственный вкус, чувство меры и стиля. Любой человек, взявший в руки баллончик с краской, должен отдавать себе отчет, где проходит грань, разделяющая хулиганство и самовыражение, вандализм и искусство. Иначе попытки прославиться и донести свой взгляд на мир до зрителей могут привести к серьезному штрафу.
- Всегда будут те, кому нравится работать быстро и нелегально. Это даже рисунками не назовешь. Поэтому многие думают, что уличные художники способны лишь портить фасады, но это не так, - делятся мнением авторы граффити с птицами в Деме, мастера XIZA и TOF. - В граффити нет правил, каждый рисует как хочет и что хочет. Признание идет среди таких же мастеров, ведь почерк каждого виден в его работах. Одни могут электричку разукрасить за 10 минут, а другие – создать полотно размером в 11 этажей. Нам приятно, что власти идут навстречу, выделяют места для росписи. Это помогает сделать искусство легальным, а город – более красивым.

А из нашего «ОКНА» стенка с граффити видна
На протяжении нескольких лет Уфа целенаправленно вливается в уличное движение. Городские власти, художники, да и сами уфимцы постепенно начали привыкать к тому, что искусство может самовыражаться и в такой нестандартной форме. Настоящим прорывом стали первые большие граффити: вначале на стене одной из пятиэтажек в Сипайлово появляется портрет Юрия Гагарина, исполненный Олегом Кайбышевым и Артуром Лукьяновым, а затем в Инорсе – рисунок Мадонны авторства Павла Дорофеева.Также недавно был завершен проект по росписи стены на остановке «Железнодорожная больница», посвященный юбилею со дня основания Уфимского кремля. Автором концепции вновь стал Олег Кайбышев.
В нынешнем году уфимский стрит-арт взял еще одну новую серьезную высоту – фестиваль «Artarea». По приглашению организаторов в нем также приняли участие художники из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Челябинска. Проект получил обобщенное название - «Окна». 
- Если рассматривать город как конгломерат живых организмов, то окна - глаза домов. Творческая задача фестиваля – прорубить на слепом фасаде несколько окон, конечно, нарисованных. Какими они будут, их форма и содержание – все это на усмотрение авторов. Единственное, наверное, четко оформленное требование – они должны греть душу, - с таким посылом обратились организаторы к участникам. 
На сей раз холстом стал гаражный бокс на улице Достоевского. Каждый художник нарисовал окно в свой мир, рассказал свою историю. Илья, приехавший в Уфу из Екатеринбурга, обыграл слова ОК и NO. Бил Гейтс, мужчина, выглядывающий из-за жалюзи, логотип телекомпании «ВИД» буквально преобразили улицу, наполнив ее новыми смыслами.
- Меня поразило то, насколько привычный и знакомый город детства может в один миг стать совершенно другим – авангардным, что ли, - говорит уроженка Уфы, московский дизайнер Алина Хатмуллина. – И это здорово, когда в городе есть такие места, цепляющие взгляд, задевающие за живое. Не привычные монументы и памятники, а живая культура, которая создается здесь и сейчас, отражает нашу жизнь во всех ее проявлениях.
Одним из самых интересных моментов нынешнего фестиваля стал мастер-класс художника Михаила Утеева. Миша «Верт 159» приехал в Уфу из Новой Зеландии. Парень родом из Владивостока, он сразу после окончания школы уехал учиться за границу. Получил образование архитектора, но по профессии работать не стал, найдя призвание в уличном искусстве. 
- Я был влюблен в архитектуру с малых лет. Еще подростком родители брали меня за границу, и мы видели колоссальные пирамиды, мастерство Гауди, воплощения конструктивизма или барокко. Именно тогда я для себя решил стать архитектором. Спустя годы, окончив университет, все осмыслив, я понял, что мне в большей степени нравится «скульптурность» архитектуры, создание трехмерного пространства и, конечно, воплощение абстрактных идей в камне или бетоне, - рассказывает он о себе. - Мои работы несут скорее эстетическую нагрузку, нежели информационную. Геометрические композиции, не имеющие аналогов в нашем привычном мире, скрещенные со знакомыми портретами. Искусство архитектуры научило меня пониманию пропорций, форм, неосязаемому чувству прекрасного и так далее.
Визитная карточка автора - графические элементы в сочетании с портретом. Теперь одна из картин есть и в Уфе, которую Утеев назвал «крутым городом».
- Здесь живут очень разносторонние и творческие ребята, в этом я успел убедиться, - выразил мнение Миша. – Для меня приятным сюрпризом стал высокий уровень работ местных художников, их неформальный подход и идеи. 

Это все, что останется после меня?
Попробуем подвести черту. А так ли нужно городу уличное искусство? Если мы хотим, чтобы столица своим названием и символами навевала четкие ассоциации – то да. Даже самая небольшая и непримечательная улица может обзавестись своей художественной изюминкой, а мелкие детали среды, вроде мусорных баков, телефонных будок, трансформаторов, - могут превратиться в запоминающиеся арт-объекты. Те, глядя на которых туристы будут вспоминать: это же Уфа!
Пока в сухом остатке получается не так много готовых идей в копилку будущего столичного уличного искусства. Наши коллеги из интернет-портала «2do2go» составили список мест, которые бы могли войти в тематическую экскурсию по местам стрит-арта в Уфе (аналогичная идея была успешно реализована в Екатеринбурге). В подборку, кроме перечисленных выше граффити, вошли самолет АН-24Б по улице 50 лет СССР, цветочный памятник бурзянской пчеле, скульптура «Цветок любви» в парке им. Аксакова, памятник дворнику у ЦТиР «Мир», скачущий стул у торгового комплекса «Аркаим» и капсула времени.
В группе уфимского стрит-арта в социальной сети горожане также обсуждают идеи для возможных арт-объектов, которые бы могли появиться в городе и украсить его. Пока лидером в данном разговоре стало граффити, посвященное проблеме защиты животных. 
- Лично мне бы хотелось больше классических работ, возможно, по мотивам работ известных художников, - говорит уфимский дизайнер Алия Богданова. – Как вариант – изображение Витрувианского человека Леонардо да Винчи. Это - эталонная, математически выверенная красота. 
- Однажды мне довелось побывать в швейцарском городке Монтрё. Главная его достопримечательность – набережная, где демонстрируются арт-объекты. Все абсолютно разные, необычные. Для туристов – просто Клондайк. Можно сделать массу снимков и еще долго рассуждать, что же означает посыл художника или скульптора, - вспоминает преподаватель изобразительного искусства Наталья Гладкова.
Еще одной интересной формой стрит-объектов становятся стихи и цитаты. Самые известные подобные образцы художники-литературофилы оставляют на стенах домов в Самаре, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Несколько раз стихи появлялись и на стенах уфимских многоэтажек, но были нещадно закрашены как портящие фасады зданий. 
Будем надеяться, что черта, которую мы сейчас подводим, окажется ярких цветов из баллончика с краской. А молодые художники создадут в нашем городе еще множество граффити, которые никто не сотрет. Потому что искусство должно прорастать в будущее, связывать его с настоящим и говорить на своем языке.
У башкирской столицы есть свое неповторимое лицо. Есть запоминающиеся бренды, прекрасная природа и не менее симпатичные люди вокруг. Создан тот потенциал, который обязательно нужно реализовать. И тогда, глядя на фото из путешествий, кто-то наверняка скажет: «О, так это же Уфа!»




Жанна ВЕРТИНСКАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг