ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Общее дело
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов проинспектировал строительство и реконстр...

Иглинский лук. И не только
23 августа был дан старт сельскохозяйственным ярмаркам: торговля шла на шести п...

«Молочный» день
30 августа на площади Ленина прошел IV Всероссийский фестиваль «Молочная страна...

Барьеры сняты

С 1 сентября дети с ограниченными возможностями будут посещать 17 город...

Сова поможет
В преддверии нового учебного года на улице 50 лет СССР, 48/1 установлен памятник с...

Уфа - снова среди лучших
В республике подведены итоги конкурса «Лучшее муниципальное образование РБ».

Химики и физики - в зоне доступа

Башкирский государственный университет стал одним из победителей кон...

Дома над Белой
В Архиерейке идет благоустройство частных домов. Так, в девяти строениях по ули...

Секреты «Чайки»

В ходе строительных работ на территории детского лагеря «Чайка» (Шафие...

УМПО - в лидерах!
ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» в восьмой раз...

Трактористы-фигуристы
Водители тракторов жилищных предприятий Уфы соревновались в конкурсе «Лучший ...

Цветочный Арбат
На площади Салавата Юлаева прошел традиционный Фестиваль цветов. Каждый район ...

Ключи для культуры
В нынешнем году



     №09 (154)
     сентябрь 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Жизнь при дневном свете


Как интересно порой бывает заглянуть за занавески чужих окон. С не совсем понятным уютом за ними, особой жизнью. Даже особым освещением: шире окна – больше света. Сегодня, например, трудно себе представить, что задолго до появления полностью стеклянных стен офисных зданий (и не просто задолго, а за 100 лет до появления таковых!) в некоторых домах были стеклянные стены и даже стеклянные крыши. И это вовсе не было задумкой архитектора-провидца…

Почему-то мало кого, кроме специалистов, интересует, как работали в своих ателье фотографы задолго до широкого распространения электрического освещения. Даже сегодня сделать портрет в помещении без вспышки не так-то просто. Ну а лет 150 тому назад дело обстояло ещё хуже – выдержка при съёмке была очень длинной. Взгляните, как мучается московский купчина на акварели Петра Шмелькова: и руку-то ему пришлось на тумбочку-колонну положить, и голову зафиксировать копфгальтером – только бы не шевельнуться. При всей комичности ситуации картина из Третьяковки даёт массу полезнейшей информации. Во-первых, прозрачная стена фотоателье показывает как «добывался» искомый свет. Во-вторых, хорошо узнаваемые силуэты колоколен Ивана Великого и церкви на Софийской набережной говорят о месте фотоателье – Замоскворечье, и, как следствие, – о том, что прозрачная стена устроена с северной стороны помещения (почему именно так, см. в 
№ 8 журнала «Уфа» за 2013 год). А ещё, если рассматривать пристальнее, то кроме вызывающего уважения живота купчины, мы увидим и стеклянный потолок фотоателье…
Теперь перенесёмся из Москвы конца позапрошлого века в Уфу того же времени. Вряд ли кто будет сомневаться, что уфимские фотоателье почти ничем не отличались от московских: стеклянная стена и прозрачная крыша были обязательными условиями для светописи внутри помещения. Вот, например, дом на углу Большой Казанской и Телеграфной (Октябрьской революции и Цюрупы, сейчас на его месте растут берёзки), в котором размещалось самое, пожалуй, известное в Уфе на рубеже XIX и XX веков ателье О.Ф. Герман (кстати, бывший владелец этого снимка утверждает, что он пришёл от наследников нижегородской семьи бывшего графа по фамилии Герман). В правой части дома на фотографии видна надстройка, в которой за деревянными жалюзи скрывается стеклянная крыша съёмочного павильона. Фотоснимков заведения Герман известно несколько, но почему-то на остальных надстройки этой не наблюдается. Может, дело в том, что ателье в числе первых перешло на электрическое освещение? Вон, и фонарь как подсказка в центре перекрёстка стоит. Правда, преемник Герман В.А. Богомолов аж в 1915 году специально подчёркивал в рекламе, что в его заведении на Большой Казанской, 11 съёмка ведётся при дневном свете. И даже делал приписку, что съёмка при электрическом освещении в его же ателье «Юпитер» на Большой Успенской (Коммунистическая, 47) «ничего общего с коллографией не имеет». Что Богомолов называл коллографией («клей + пишу»), достоверно выяснить пока не удалось, скорее всего, это был один из вариантов калотипии («красивый отпечаток»), т.е. фотографии через посредство бумажного негатива (во всяком случае, английский вариант Википедии отсылает именно к ней: «For the photographic process, see Collotype»). Абсолютно ясно лишь то, что не доверявшая электричеству «ничья бабушка с антресолей» из «Двенадцати стульев» – это не только плод фантазии авторов.
Немного о самой О.Ф. Герман. Предположение, что её имя – Ольга Фёдоровна, гуляло давно, но основывалось оно на московском справочнике, где было много ошибок. Вот и в «Уральском торгово-промышленном адрес-календаре» на 1899 год ошибки тоже есть (Д.П. Берштейн упорно именуется Бернштейном, Гутман назван Иоселем Юдемовичем, хотя он – Иосиф Иделевич), но в перечне фотографов вновь читаем: «Германъ Ольга Федор.»
В уфимских справочниках и адрес-календарях это имя полностью нигде не встречается, зато по всей дореволюционной России была раскинута целая сеть фотографий Герман: Петербург, Москва, Ярославль, Ржев, Торжок, Тифлис, Оренбург, Уфа. И, похоже, это неспроста: они явно не однофамильцы. Причём, паспарту оренбургского фотографа М.Я. Герман и уфимской О.Ф. Герман даже оформлены что называется «один в один» – на них только инициалы и города разные. Отсюда напрашивается вывод о родственных связях хозяев. Но и только. Ведь найдена пока всего одна запись в метрической книге градо-уфимской Спасской церкви за 1901 год: в графе «Восприемники» (т.е. крёстные) указаны «коллежский секретарь гор. Уфы Николай Афанасьевич Беккаревич и дворянка девица Ольга Федоровна Герман». И так хочется, чтобы плывшая 100 лет назад на пароходе безымянная красавица, снимок которой хранился тоже у наследников «графа Герман», оказалась нашей Ольгой Фёдоровной!


Анатолий ЧеЧуха при участии Янины Свице








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

53-е Летние Международные Детские Игры Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг