ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Общее дело
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов проинспектировал строительство и реконстр...

Иглинский лук. И не только
23 августа был дан старт сельскохозяйственным ярмаркам: торговля шла на шести п...

«Молочный» день
30 августа на площади Ленина прошел IV Всероссийский фестиваль «Молочная страна...

Барьеры сняты

С 1 сентября дети с ограниченными возможностями будут посещать 17 город...

Сова поможет
В преддверии нового учебного года на улице 50 лет СССР, 48/1 установлен памятник с...

Уфа - снова среди лучших
В республике подведены итоги конкурса «Лучшее муниципальное образование РБ».

Химики и физики - в зоне доступа

Башкирский государственный университет стал одним из победителей кон...

Дома над Белой
В Архиерейке идет благоустройство частных домов. Так, в девяти строениях по ули...

Секреты «Чайки»

В ходе строительных работ на территории детского лагеря «Чайка» (Шафие...

УМПО - в лидерах!
ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» в восьмой раз...

Трактористы-фигуристы
Водители тракторов жилищных предприятий Уфы соревновались в конкурсе «Лучший ...

Цветочный Арбат
На площади Салавата Юлаева прошел традиционный Фестиваль цветов. Каждый район ...

Ключи для культуры
В нынешнем году



     №09 (154)
     сентябрь 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Жизнь при дневном свете


Как интересно порой бывает заглянуть за занавески чужих окон. С не совсем понятным уютом за ними, особой жизнью. Даже особым освещением: шире окна – больше света. Сегодня, например, трудно себе представить, что задолго до появления полностью стеклянных стен офисных зданий (и не просто задолго, а за 100 лет до появления таковых!) в некоторых домах были стеклянные стены и даже стеклянные крыши. И это вовсе не было задумкой архитектора-провидца…

Почему-то мало кого, кроме специалистов, интересует, как работали в своих ателье фотографы задолго до широкого распространения электрического освещения. Даже сегодня сделать портрет в помещении без вспышки не так-то просто. Ну а лет 150 тому назад дело обстояло ещё хуже – выдержка при съёмке была очень длинной. Взгляните, как мучается московский купчина на акварели Петра Шмелькова: и руку-то ему пришлось на тумбочку-колонну положить, и голову зафиксировать копфгальтером – только бы не шевельнуться. При всей комичности ситуации картина из Третьяковки даёт массу полезнейшей информации. Во-первых, прозрачная стена фотоателье показывает как «добывался» искомый свет. Во-вторых, хорошо узнаваемые силуэты колоколен Ивана Великого и церкви на Софийской набережной говорят о месте фотоателье – Замоскворечье, и, как следствие, – о том, что прозрачная стена устроена с северной стороны помещения (почему именно так, см. в 
№ 8 журнала «Уфа» за 2013 год). А ещё, если рассматривать пристальнее, то кроме вызывающего уважения живота купчины, мы увидим и стеклянный потолок фотоателье…
Теперь перенесёмся из Москвы конца позапрошлого века в Уфу того же времени. Вряд ли кто будет сомневаться, что уфимские фотоателье почти ничем не отличались от московских: стеклянная стена и прозрачная крыша были обязательными условиями для светописи внутри помещения. Вот, например, дом на углу Большой Казанской и Телеграфной (Октябрьской революции и Цюрупы, сейчас на его месте растут берёзки), в котором размещалось самое, пожалуй, известное в Уфе на рубеже XIX и XX веков ателье О.Ф. Герман (кстати, бывший владелец этого снимка утверждает, что он пришёл от наследников нижегородской семьи бывшего графа по фамилии Герман). В правой части дома на фотографии видна надстройка, в которой за деревянными жалюзи скрывается стеклянная крыша съёмочного павильона. Фотоснимков заведения Герман известно несколько, но почему-то на остальных надстройки этой не наблюдается. Может, дело в том, что ателье в числе первых перешло на электрическое освещение? Вон, и фонарь как подсказка в центре перекрёстка стоит. Правда, преемник Герман В.А. Богомолов аж в 1915 году специально подчёркивал в рекламе, что в его заведении на Большой Казанской, 11 съёмка ведётся при дневном свете. И даже делал приписку, что съёмка при электрическом освещении в его же ателье «Юпитер» на Большой Успенской (Коммунистическая, 47) «ничего общего с коллографией не имеет». Что Богомолов называл коллографией («клей + пишу»), достоверно выяснить пока не удалось, скорее всего, это был один из вариантов калотипии («красивый отпечаток»), т.е. фотографии через посредство бумажного негатива (во всяком случае, английский вариант Википедии отсылает именно к ней: «For the photographic process, see Collotype»). Абсолютно ясно лишь то, что не доверявшая электричеству «ничья бабушка с антресолей» из «Двенадцати стульев» – это не только плод фантазии авторов.
Немного о самой О.Ф. Герман. Предположение, что её имя – Ольга Фёдоровна, гуляло давно, но основывалось оно на московском справочнике, где было много ошибок. Вот и в «Уральском торгово-промышленном адрес-календаре» на 1899 год ошибки тоже есть (Д.П. Берштейн упорно именуется Бернштейном, Гутман назван Иоселем Юдемовичем, хотя он – Иосиф Иделевич), но в перечне фотографов вновь читаем: «Германъ Ольга Федор.»
В уфимских справочниках и адрес-календарях это имя полностью нигде не встречается, зато по всей дореволюционной России была раскинута целая сеть фотографий Герман: Петербург, Москва, Ярославль, Ржев, Торжок, Тифлис, Оренбург, Уфа. И, похоже, это неспроста: они явно не однофамильцы. Причём, паспарту оренбургского фотографа М.Я. Герман и уфимской О.Ф. Герман даже оформлены что называется «один в один» – на них только инициалы и города разные. Отсюда напрашивается вывод о родственных связях хозяев. Но и только. Ведь найдена пока всего одна запись в метрической книге градо-уфимской Спасской церкви за 1901 год: в графе «Восприемники» (т.е. крёстные) указаны «коллежский секретарь гор. Уфы Николай Афанасьевич Беккаревич и дворянка девица Ольга Федоровна Герман». И так хочется, чтобы плывшая 100 лет назад на пароходе безымянная красавица, снимок которой хранился тоже у наследников «графа Герман», оказалась нашей Ольгой Фёдоровной!


Анатолий ЧеЧуха при участии Янины Свице








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг