ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Распахнулись воздушные ворота
Официально открыт новый терминал международного аэропорта «Уфа» с участием ми...

Посади дерево

Глава республики Рустэм Хамитов принял участие в посадке деревьев в па...

Заглянем в будущее
2-5 июня в «Уфа-Арене» в рамках VII Международного строительного форума состоится...

Музейная полночь

В пятый раз 16 уфимских музеев распахнули двери для припозднившихся гор...

И флаг нам в руки!
Уфа приняла флаг с официальной символикой саммитов ШОС и БРИКС.
Торжестве...

Три - в одном
Уфа готовится отметить одновременно три праздничные даты – Дни России, Салава...

Танцы в фонтане
Один из самых больших в столице фонтанов диаметром 18 метров откроется в сквере ...

Фасад - старый, вид - новый
Завершился ремонт фасада исторического здания по улице Октябрьской революции,...

Кладезь информаций
На площади имени Салавата Юлаева завершено строительство Международного прес...

Культура без границ
С 3 по 9 июня в республике пройдет Международный фестиваль национальных культур...

Пекин - Уфа
Нефтяной университет приступает к сотрудничеству с вузом-партнером из Китая.

Кто в столице всех умнее?
В Национальном молодежном театре имени. М. Карима состоялся слет одаренных дет...

Рахманинов с бразильским акцентом

Национальный симфонический оркестр Башкортостана в преддверии саммит...

Стенд до музея доведет




     №06 (163)
     июнь 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"

Эхо минувших страстей


Какие-то из этих рассказов (лучше их назвать, наверно, историческими анекдотами), запомнились мне с детства из разговоров взрослых. Соседка тетя Дора таинственно посмеивалась, понижала голос, мама неуверенно поддакивала. Поэтому они и зацепились в памяти. Некоторые истории поведал мне старый-престарый дедушка Иван Евдокимович Неделин. Мы жили тогда на улице Пензенской (ныне исчезнувшей) в окружении частных домов, утопавших зимой в сугробах, а весной в буйно цветущей сирени, белых облаках яблонь и вишен. 
Иван Евдокимович каждый день выходил к воротам, опираясь на палку с тяжелым резным набалдашником, и подолгу сидел на лавочке на кожаной подушке. Дальние прогулки были ему уже не под силу, а с детьми он любил поговорить. С годами, заинтересовавшись историей Уфы, я стала собирать такие вещи из мемуаров, автобиографических повестей и старых газет. Некоторые подробности за давностью лет забылись. Это - попытка реконструкции, заполнения лакун, примерно так, как Толстой историю Пиноккио сделал историей Буратино. Но ядро истинного происшествия остается неизменным.

Страшная месть
Жил да был в Уфе на Московской улице Василий Карпович Ковалев с многочисленным своим семейством. Был он холодным сапожником, то есть постоянного места не имел, а пристраивался на улице, ведущей к нижней торговой площади, что у Троицкой церкви обреталась. Место бойкое, дела хватало: мало ли люду здесь ходит, кому надобно раззявленный некстати башмак пришлепнуть иль скособоченный каблук в порядок привести. Горазд он был на шутки-прибаутки, работал споро, чинил качественно. Все его привечали и звали  попросту Карпычем.
Довелось раз Карпычу купить у знакомой торговки десятка два яиц. «Сегодняшние, кум, не беспокойся», - уверила его Матрена Тихоновна. Дома Карпыч,  не дожидаясь обеда, сварил три штучки в самоваре, но яйца оказались настолько духовитыми, что пришлось их спешно выкинуть, а окошки растворить настежь.
Вернувшись на базар, шума он не поднимал, наоборот, взялся благодарить куму и звать в гости на пельмени. Тетка Матрена надела малиновое тафтяное платье, набросила шаль с персидскими огурцами на плечи, повязала голову шелковой косынкой. Принарядилась, словом. Карпыч тоже приготовился: велел жене поставить самовар, сыновьям обождать до поры на кухне.
- Свари, кума, пока что свой товар, - сказал он гостье. - Закусим вместе.
- Я яйца не ем, - быстро отозвалась тетка Матрена.
- Нет уж, откушай, сделай милость, крепко хороши, - Карпыч засучил рукава, на пороге встали Ванька с Митькой, сзади с кочергой виднелась жена Лукерья.
Съела Матрена Тихоновна пару яиц и взмолилась слезно:
- Пощади, куманек, отпусти душу на покаяние!
Рассказывали потом, что Матрена Тихоновна до того осерчала на Карпыча, что и близко не допускала к своему прилавку.
- Нету у меня, ирод,  для тебя товару, - кричала она еще издали.
- А то продай, кума: опять в гости позову, - посмеивался тот в усы.


Горе-кавалер
В гости к Соколовым, квартировавшим на Аксаковской улице, приехал из Москвы на вакации племянник Саша. За глаза его прозвали «денди», уж очень усердно заботился он о белизне воротничков, стрелках брюк и ровности пробора.
Дом Соколовых славился гостеприимством: почти каждый вечер собирались здесь знакомые Петра Николаевича, друзья сына Володи, гимназические подружки дочери Муси. Как-то у Муси засиделась ее подруга Лизанька. Около девяти часов вечера, когда стемнело, Саша вызвался проводить барышню до дому на Садовой улице.
Вечер был темным, фонарь на углу не горел, а идти пришлось проулком между семинарской стеной и духовным училищем. По дороге Саша взялся рассказывать хорошенькой спутнице о приключениях, якобы с ним случившихся: он сражался против крокодилов, тигров, чудовищных змей и везде выходил победителем. На средине повествования о схватке со львом вдруг под ногами у них раздался душераздирающий визг. Барышня остановилась, а кавалер бросился бежать, запнулся, упал и завопил «караул!». Пришел караульщик и поднял полумертвого от страха героя. А тут и Лизанька подоспела, держа в руках связанного поросенка.
На следующее утро «денди» поторопился с отъездом.


Ошибка вышла
Крестьянин Федор Суслов, воротясь из гостей в свою квартиру на Жандармской в доме Чекалдиных, оказался в непонятной, но, похоже, опасной ситуации. Дверь отперта, в комнате горит огонь, и на постели кто-то спит, чужой. Суслов пораскинул умом и отправился за городовым. На крыльце ему попался сосед Егорша Миняев. 
- Это, верно, воришка, - откликнулся тот на рассказ о странном явлении. - Сами важно его проучим, без всякого городового.
Поднялись они по лестнице во второй этаж, прихватив железный лом и увесистое полено. В квартире все так же кто-то храпел за пологом.
- Давай разбудим! - предложил Суслов, но сам не рискнул. Тогда Миняев вооружился чересседельником, откинул полог и вытянул по спине храпуна. Крик, скрип кровати, спавший встает и… Суслов видит свою жену!
- Как это ты Агафью свою не признал? - допытывался потом сконфуженный Миняев.
- Вино чего только не сделает, - оправдывался незадачливый супруг.


Путешественник
В конце улицы Гоголевской, на склоне Семинарской горы проживал в своем доме господин Эделев. В числе других детей был у него сын Сережа. Мальчик рос впечатлительным и любознательным. Любимым его занятием сделалось чтение книг о путешествиях в далекие страны, и в его душе постепенно окрепло желание самому увидеть чудеса Индии, Африки и Амазонии или хотя бы другие города. Не было ему еще и десяти лет, как вдруг Сережа исчез. Родители и полиция с ног сбились, разыскивая мальчика, но тот как в воду канул. Решили, что он утонул в Белой.
В один прекрасный день Аполлона Григорьевича пригласили в полицию и предъявили блудного сына.
- Где же ты был? - спросил отец.
- Далеко, - ответил Сережа охотно, явно гордясь собой. - Сперва в Златоусте, потом поехал в Екатеринбург, в Тюмень, а оттуда через Челябинск в Томск. Там меня задержали и прислали в Уфу через тюрьму этапом.
- Но как же ты без денег проехал по железной дороге? Чем ты жил, что ел?
- Зайчиком ездил, - пояснил Сережа непонятливому родителю. - Не я один. Были купцы, рабочие, даже какая-то барыня. Они понемножку платили кондуктору, а я чистил ему сапоги, бегал за кипятком и за водкой.
Через три месяца Сережа опять сбежал и был возвращен на сей раз из Оренбурга. Сначала он отправился в Белебей, остановился дня на два в Самаре, завернул в Бузулук, в Оренбурге его узнал на улице сослуживец отца и передал в распоряжение полиции. После этого неисправимый вольнолюбец сбегал еще несколько раз.
Наконец Сережа уговорил своего старшего брата Арсения и одного из товарищей отправиться путешествовать компанией. Выбрали Казань. Кондуктор заставил их продавать на станциях арбузы. Проторговав четыре дня, мальчики надумали возвращаться домой, лучше пароходом. Всю троицу доставили в Уфу бесплатно, за это они грузили дрова на пристанях и драили палубу.
И Полина Прокопьевна, и Аполлон Григорьевич были известны многим в Уфе за людей хороших и добрых. Детей любили, заботились о них прекрасно, и побеги сына выглядели совершенно необъяснимыми.


Спящий красавец
Эта полусказочная история произошла на Кузнецкой улице нашего города. Пелагея Максимовна Гусева, проснувшись однажды ночью, пожелала выйти во двор, не будем уточнять зачем. Подошла к сенной двери, отодвинула засов, да не тут-то было: снаружи, видимо, к ней было что-то привалено. Старушка остановилась в раздумье, соображая, шутка ли это чья-нибудь или злоумышление. Желая выяснить дело, госпожа Гусева позвала своих двух дочек - Анюту и Лиду (кстати сказать, очень недурненьких). Общими усилиями они растворили дверь. Ночь была - зги не видать. Зажгли свечу и увидели спавшего сном праведника хорошо одетого молодого человека, видимо, изрядно выпившего. Но как он мог попасть к ним на крыльцо, если калитка и высокие ворота были заперты? Это оставалось положительно загадкой. Старушка собиралась отправить «спящего красавца» в участок, но нежное сердце девичье пожалело беднягу. Девушки в четыре руки перенесли его в дом, стянули сапоги и бекешу и уложили спать-почивать на сундуке.
Наутро нечаянный гость, узнав, при каких обстоятельствах он попал в дом Гусевых, рассыпался в извинениях, поражаясь доброте и великодушию трех милых женщин (Пелагея Максимовна об участке скромно умолчала). Затем он отрекомендовался Алексеем Георгиевичем Венедиктовым - фамилия в Уфе известная и уважаемая. За утренним чаем с  крыжовенным вареньем и плюшками молодой человек окончательно расчувствовался и сделал младшей дочери предложение руки  и сердца. Лидочка потупила глазки, зарделась и согласилась.
Вскоре в Воскресенском соборе состоялось это оригинальное бракосочетание. Невеста была чудо как хороша, жених абсолютно трезв.



Анна МАСЛОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости