ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Праздник добра и милосердия
24 сентября в день Курбан-байрам глава республики Рустэм Хамитов посетил мечеть...

Компактный город
В Уфе прошла сессия «Скрытые ресурсы развития города», посвященная взаимосвяз...

Наш человек
Управляющим директором УМПО назначен Евгений Семивеличенко, являющийся также ...

Аксаков и поклонники

XХV Международный Аксаковский праздник посетили известные общественны...

На экскурсию в УМПО
Представители городской администрации ознакомились с промышленным потенциал...

До Шакши - 42 минуты
На участке Дема - Шакша начали курсировать семь электропоездов.
Пригородн...

Попали в десятку
Уфа отмечена в десятке лучших городов России в рейтинге экологического развит...

Показали класс
В Жуковском завершился Международный авиационно-космический салон МАКС-2015, со...

Жилищники столицы - лучшие
Семь уфимцев стали лучшими работниками жилищно-коммунального хозяйства респу...

Сохранить счастье в доме
Уфимцы приняли участие в форуме «Вместе - ради детей!» в Ставрополе,  собравш...

О будущем Черниковки
Данный вопрос обсужден в Республиканском музее Боевой славы. Организаторы пос...

«Уфа» едет в Сочи

Команда КВН «Уфа» стала вице-чемпионом премьер-лиги международного со...

Не чихать!
В этом году будет использована новая отечественная противогриппозная вакцина ...

«Семь девушек» прославились



     №10 (167)
     октябрь 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "БУДНИ МЭРА"

Блуждающие сны


Лет в тринадцать мне, помнится, снился странный сон. Не часто, но каждый раз очень выпукло, ярко, тягостно. Высокий дом в три или четыре этажа в руинах: ни крыши, ни межэтажных перекрытий, лучи закатного солнца насквозь проникают через оконные проемы с выбитыми переплетами. Вдруг я замечаю лестницу. Она как бы висит в воздухе, прилепленная к стене. Ступеньки в рытвинах, некоторых вовсе нет, нет и перил. Я начинаю карабкаться вверх, падаю мучительно долго и просыпаюсь. 

Да, еще были сны о пауке. То ли так преломилась сказочка про Муху-цокотуху, то ли впечатления о могучей паутине, в центре которой засел большущий паук-крестовик, а, скорее всего, рассказы соседской бабушки. Я дружила с ее внучками Леной и Наташей, частенько бывала у них в гостях. Катерина Аверкиевна, угощала нас чаем из «ситцевых» чашек, подливала молоко из глиняного кувшинчика, ставила на стол корзинку со свежими бубликами, принесенными из ближней булочной (полукружья окон, узорная кладка, деревянные полки, темные от времени - как давно ее нет!). Иногда бабушка рассказывала негромким, «под сурдинку» голосом, будто вглядываясь в прошлое, о том, что было, когда нас не было.
Вот так обрывками вспоминается история про красного паука. Баба Катя уверяла, что сама его видела девчонкой. Не знаю, не знаю. Конечно, он нам, всем троим, приснился в ту же ночь.
Катюшкина мать Марфа служила кухаркой в семействе Аделаиды Александровны Барминой. С осени та решила перебраться из пригородного имения, за Алексеевкой, в Уфу, поближе к гимназии, где учились ее дочери. Понадобилось удобное жилье, и барыня придирчиво осматривала все что предлагали знакомые, газетные объявления и «билетики» на воротах домов, сдающихся внаем. Наконец выбрала уединенный особнячок в два этажа неподалеку от Мариинки. Он стоял в глубине квартала, с одного бока его скрывала кирпичная стена брандмауэра, с другого - хлебные склады купца Казанчеева. Через дорогу темной громадой виднелся городской сад. Дом был просторный, с высокими потолками, украшенными лепниной, со светлой кухней, что особенно порадовало Марфу, с водопроводом, ванной на чугунных лапах и новомодными «раковинами» для умывания.
Все было запущено, нижний этаж отдавал сыростью, но это объяснялось тем, что дом пустовал два года. Обе прежние жилицы неожиданно умерли, через несколько месяцев.
- Стало быть, хозяин сдает нынче квартиру не меньше чем на три года, - объяснил дворник. - Не стоит, мол, иначе ремонта заводить.
- А отчего умерли ваши жилицы?
- Одна, кажись, родами померла, а вторая, из актерок,  вроде давно чахоткой болела. Обои переменили, паркет переложили. Дез… дезинфекцию провели, - запнулся он на трудном слове. 
В самом деле, ремонтировать пришлось только камин в гостиной да некоторые печи-голландки. Потому переехали не откладывая. Барыня решила, что печники справятся с починкой по ходу дела. А спальню и кабинет, где она подписывала бумаги, вела счета и что-то писала из народной жизни для московской газеты, трогать не стали: уж больно хороши были обои, темно-зеленые в спальне, темно-красные «под сукно» в кабинете, потайная дверь между ними и лепной потолок.
Аделаида Александровна посетовала, правда, за обедом, что в кабинете больно несуразные гипсовые украшения по углам: пчела, паук, жук и муравей. Потолки были высокие, лепнина в глаза не бросалась, и насекомые не казались устрашающими, а только неприятными, особенно паук с круглой головой, провисающим брюхом и мохнатыми лапами, которые, по-видимому, были выгнуты из веревок, облитых гипсом.
Прошло несколько недель. Печники еще трудились над своим уроком. Настало полнолуние. И барыне, как она потом рассказывала, приснился кошмарный сон. Будто просыпается она от жалобного воя Мушки, любимой собачки, что спит в ногах. Пробует приподнять руку, чтобы дернуть за сонетку, не получается. А за дверью кабинета слышится мягкий, глухой шорох, точно что-то большое, тяжелое осторожно ползет вниз по обоям.
Собака воет чуть слышно, не смея пошевелиться, дрожит, бедная. А страшное «что-то» медленно, почти беззвучно движется по линолеуму. Воры? Разбойники?
- Кто там? Отвечайте… 
Голос срывается, звучит неестественно глухо. Словно ватой наполнены легкие. Дверь в кабинет тихо отворяется, а ведь барыня  сама заперла ее на ключ. Что-то шершавое, холодное обвивается вокруг руки, не давая шевельнуться. 
Наутро смешными кажутся все эти страсти, недостойные умной, образованной женщины. Но на следующую ночь кошмар возобновляется со всеми мельчайшими подробностями. На третью, на четвертую...
Аделаида Александровна жаловалась на слабость и головокружение. Что это - лихорадка, зуд разбуженных нервов, галлюцинации? Она обратилась за помощью к брату. Алексей Александрович Осипов слыл в тогдашней Уфе знающим доктором, в Медицинской академии прошел специальный курс психиатрии. Он с пониманием выслушал милую сестрицу, отнес симптомы за счет переутомления и предложил вместо всяких лекарств провести следующую ночь в кресле у ее постели. Устроился с новой книгой рассказов Аверченки под лампой с зеленым абажуром. Тишина, спокойствие, уютный свет лампы. Даже Мушка приободрилась.
В тот самый час, как и накануне, проснулась Аделаида Александровна от жалобного воя собаки. Доктор старался проснуться и не мог. А за стеной уже раздавалось знакомое шуршанье, и гипсовый паук казался еще ужаснее в освещенной комнате. Тело его отливало розовым, двигался он быстрее, глаза горели ярче.
На другое утро они вместе внимательно рассмотрели гипсового монстра.
- Алеша, смотри, он вырос, лапы доходят до пятна на обоях. Прежде этого не было. И цвет изменился. 
Алексей Александрович усмехнулся:
-  Это легко объяснить. Мы недавно начали усиленно топить голландку. Теплый воздух ослабил веревки, из которых сделаны лапы паука. Красноватый оттенок - просто отсвет от обоев. Ничто не мешает убрать это глупое гипсовое чудище с разрешения хозяина. Сегодня он как раз приедет за деньгами. Увидишь, кошмар прекратится сам собою.
Тут же позвали дворника и кучера и сняли с потолка проклятого паучину. Решено было бросить его с крутого обрыва в Белую. Дворник, насмешливо ухмыляясь в бороду, взялся исполнить приказание, но, проходя мимо кухни, вдоволь позубоскалил над «барыниными страхами». Похоже, Тимофей был современным человеком и верил только в силу рубля, да, пожалуй, еще в полицейский участок. Однако поручение с прибавкою полтинника он исполнил, хоть и выказал потом свои обиды за те ругательные слова, что выслушал он от хозяина.
Ровно через месяц, в полнолуние, случился страшный переполох. Горничная Арина проснулась от отчаянного  крика, долетевшего из дворницкой. Девушка кинулась будить кучера и застала его уже одетого с ломом в руках. Из-за запертых дверей сторожки доносились стоны дворничихи и крики ее сынишки, но на стук никто не откликнулся. Дворник был в обходе, и его решили не ждать. Собравшиеся мужчины выломали двери, обшарили кругом и не нашли никого чужого.
Дворничиха спала так крепко, что ее еле могли добудиться. Очнувшись, на все вопросы она бормотала, давясь слезами: «Господи Иисусе, помилуй мя, грешную».
Три дня хохотали в людской над этим приключением, не давая прохода дворничихе и изводя ее шутками: «Баба Ульяна ходила на таракана, да испужалася». На четвертый день дворник просил доктора зайти посмотреть на свою бабу, с которой что-то «попритчилось». Красивая, здоровая молодка лежала теперь бледная и слабая, жалуясь на то, что ее домовой давит ночами. Ее мальчишечка, обыкновенно с румянцем во всю щеку, тоже осунулся и побледнел.
Алексей Александрович что-то прописал больной и вернулся встревоженный. Опять прошел месяц. Все успели позабыть гипсового паука. Близилось Рождество. Барыня готовила всем подарки, а своему любимцу, сыну кучера Митраше, припасла красную рубаху и пряничных коников. Но за три дня до праздников отец малыша пришел просить доктора проведать мальчонку, которому, дескать, худо стало. «Не знаю, не спрашивайте! Плохо мальчику, а как помочь, не придумаю», - бросил он с раздражением в ответ на расспросы сестры.
Митраша лежал на родительской постели с бескровным лицом, с темными кругами вокруг глаз и шептал: «Паук, страшный, уберите паука».
Оказывается, не утопили его мужики. Дворник не осмелился, в сарай на подволоку спрятал от глаз подальше. Когда паука принесли и положили в кухне на пол, все ахнули. Белый гипс стал цвета запекшейся крови. Отец Митраши взмахнул топором. Раздался слабый треск, звон железа на каменном полу. Топорище осталось в руке у кучера, а лезвие глубоко вошло в бревенчатую стену.
Тогда старая нянька Егоровна подошла к киоту, вынула из него бутылочку со святой водой, окропила. Паук зашипел, задымился, веревочные лапы задергались, и вдруг его тело рассыпалось на мелкие куски. Таинственная тварь перестала быть. 
Руками в крепких рукавицах тщательно собрали обломки гипса, обрывки веревок, куски проволоки, накрепко завязали их в мешок, и кучер самолично бросил его в Белую. Но спасти Митрашу не удалось.


Анна МАСЛОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости