ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Мы – в «Сколково»
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов посетил Инновационный центр «Сколково» в М...

Повысили рейтинг
В Санк-Петербурге обнародован интегральный рейтинг 100 крупнейших городов Росс...

Школьное ноу-хау

В СОШ №159 прошло заседание, где были рассмотрены проблемы электронного...

В духе ислама
В Уфе прошла восьмая международная конференция, посвященная вопросам исламско...

Попали в Топ-500
Уфимские гимназии №№3, 39 и 93, лицеи №№123 и 153 отмечены среди лучших школ России.&...

Без очередей
В Нагаево появился детский сад на 160 мест.
Жители его ждали давно. Двухэтаж...

Грант от Мустая

Фонд народного поэта и писателя Мустая Карима учредил гранты для студе...

Два тура на «5»
Преподаватель математики лицея №58 Рима Ронжина стала лауреатом всероссийског...

Стоп, лихачи!
Вблизи школ, выходящих фасадом на проезжую часть, появились светящиеся дорожны...

Чтобы помнили
В музее-заповеднике «Древняя Уфа» открылась очередная выставка, посвященная у...

«Сладкий» музей

В Национальном музее республики открылась выставка из шоколада, один и...

Марш народов

В День народного единства, 4 ноября, в столице пройдет костюмированный ...

Напишите Деду Морозу
Юные жители Уфы от 3 до 13 лет снова имеют возможность написать письмо Деду Мороз...

«Страсти по клавиру»
1 ноября стартует Международный органный фестиваль, который пройдет в Башгосфи...

Мировые звезды споют детям

18 ноября в Уфе состоится большой концерт «Дмитрий Хворостовский и друз...

И два дня к отпуску



     №11 (168)
     ноябрь 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Искусство на миллиард


Еще два десятка лет назад детские площадки способны были опустеть в течение секунды от одного только крика чьей-то мамы, возвещавшей через окно:
- Миша, иди домой, мультики показывают!
Сегодня нет смысла зазывать детей. У каждого дома десяток каналов, круглые сутки транслирующих красочные сериалы. Откуда взялись на головы наших детей штампованные фильмы и где делают качественную анимацию, мы и попытаемся рассказать.

Про жуков и дыру в паркете
Многие годы первым отечественным мультипликатором историки кино считали Владислава Старевича, снявшего дошедшие до зарубежного зрителя баталии под названием «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912 год). Настоящие жуки разыгрывали в кадре сцены из рыцарских романов, а зрители и критики, ничего не понимавшие пока в тайнах покадровой техники съемки, рассуждали о чудесах дрессировки насекомых. Лишь посвященные знали, что Старевич использовал не вполне гуманные методы, которые сегодня вызвали бы всплеск «зеленого» негодования: препарировал жуков и прикреплял к лапкам тонкие проволочки. Этот метод он «открыл» поневоле, работая однажды над учебным фильмом о жизни насекомых. Во время съемки выяснилось, что при лучах осветительных приборов живые самцы-рогачи никак не хотят биться за самку. А вот неживые становятся куда более послушными…
В 2009 году киновед Виктор Бочаров обнаружил мультфильм 1906 года, снятый балетмейстером Мариинского театра Александром Ширяевым и изображающий 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. На съемку Ширяев потратил три месяца кропотливой работы и, беспрестанно путешествуя от кинокамеры к декорациям и обратно, протер в паркете дыру…
«Лимита» от мультипликации
Сегодня, конечно, о дырах в паркете – как символе тяжелого труда – говорить практически не приходится. Все-таки «компьютерная кропотливость» и та, что царила в докомпьютерную эру, ни в какое сравнение друг с другом не идут. Кстати, первая отечественная компьютерная анимация была снята еще в Советском Союзе, в 1968 году. Это была «Кошечка», авторами которой стали студенты и преподаватели МГУ.
Современные технологии изменили не только внешнюю форму фильмов, но и их содержание. Кто-нибудь задумывался над тем, почему мультсериалы, заполнившие сегодня детские телеканалы, так похожи друг на друга? 
«На Западе сложилась жесткая система показа, которая, в свою очередь, регламентировала производство. Главным заказчиком стало телевидение. Оно требовало сериалов (лучше всего по 52 серии для еженедельного показа в течение года), причем каждая серия должна была быть длиной 26 минут (получасовой показ с рекламой) или состоять из двух 13-минутных или четырех по шесть с половиной минут, - поясняет критик Дина Годер. - Этот хронометраж к сегодняшнему дню стал общемировым стандартом для сериалов, которые и представляют собой главный товар студий, продающих свою продукцию во все страны целыми пакетами. Дорогие сериалы высокого качества (их немного) часто бывают разработкой какого-нибудь анимационного сюжета, уже имевшего успех (вроде серий про Винни-Пуха или Русалочку). Для дешевых сериалов важно придумать только общий ход и несколько «сквозных» персонажей, а сама анимация делается упрощенной или, как ее называют профессионалы, «лимитированной». Всякий видел: герой, разговаривая, застывает, и у него только рот двигается и глазки моргают, или при ходьбе движутся только ноги персонажа и фон. Наши аниматоры называют это «лимитой».
«Я не хочу, чтобы меня развешивали, как куски масла на продажу», - выразил свое отношение к современной анимации Юрий Норштейн. А вот западные режиссеры относятся к мульттовару более спокойно. «Лучше не говорите, что это – искусство. Она доказала, что способна зарабатывать миллиарды», - заявил ирландский режиссер Джимми Мураками. 
Многие российские специалисты, выехавшие на Запад для заработков в период отечественного застоя, жаловались на скучную поточность европейского производства. 
«Требуется делать каждые две недели серию по 26 минут. Это штамповка кастрюлек - аниматор, который привык действовать тщательно, так не сможет. Во Франции они на сериалах работают как клерки: обычно у них контракт на месяц; сотрудники легко переходят со студии на студию, так и не закончив работу. Поэтому нужна специальная унификация персонажей, чтобы любой мог их нарисовать. А для того чтобы герои были живыми, иногда важно немного поменять масштаб, пропорции. Но в таком потоке это невозможно. Кто-то сказал: внести в западный заказ свое – все равно что галстук поправлять, когда тебя раздели до пояса. Я был в особом положении: заключил контракт на целый сериал (я был автором персонажей) - с тем, чтобы потом мне дали сделать авторский фильм. Но после первого сериала возник второй, а когда я напомнил продюсеру о его обещании, он сказал, что авторское кино его не интересует», - рассказал режиссер Александр Бубнов («Последняя жена Синей Бороды»).
Тем не менее, по словам Дины Годер, многие наши профессионалы сделали свои лучшие авторские работы именно на западных студиях. Оскароносный «Старик и море» Александра Петрова считается фильмом канадского производства, а собравший множество призов «На краю земли» Константина Бронзита своим признают французы. 
Миллион за серию
2016 год объявлен в России Годом кино. Предварительно известно, что особое внимание будет уделено региональным киностудиям. Аниматоры искренне надеются, что часть этого «праздничного пирога» достанется и им.
Киностудия «Башкортостан», принявшая на баланс пять убыточных кинотеатров, сегодня в основном занимается кинопроизводством. В среднем в год выпускается 
10 картин. Из них – четыре документальных фильма, четыре короткометражных и всего две анимации. В этом году – в технике перекладки «Как появились Луна и Уральские горы» (режиссер Рим Шарафутдинов) и пластилиновый мультфильм Айгуль Байрамгуловой «Приключения Урала и Шульгена».
- Денег мало. Но слава Богу, что вообще дают, - признается директор киностудии «Башкортостан» Азамат Хужахметов. – Сегодня в России из региональных бюджетов финансируются киностудии лишь в Якутии, Бурятии и Башкортостане. В соседнем Татарстане, к примеру, эта индустрия полностью находится в частных руках.
Господдержки хватает только на покрытие убытков. В прошлом году на производство картин киностудия «Башкортостан» получила два миллиона рублей, а в этом уже на 300 тысяч меньше. Если финансирование прекратится, киностудия не выживет.
Между тем, по словам Азамата Шарифовича, башкирскую анимацию знают не только в России, но и далеко за ее пределами, - во многом благодаря международным фестивалям и премиям. Знаковая фигура – режиссер Рим Шарафутдинов – принес в копилку премию «Икар» за работу «Ни пуха ни пера». 
- Спрос сегодня есть, - утверждает исполнительный продюсер уфимской студии «Банана Анимейшн» Артур Нугуманов. – Информационное поле развивается, необходимы новые картины для детей. В этом году спрос вырос примерно на 10-15 процентов.
«Банана Анимейшн» была студией полного цикла, однако сейчас делает ставку только на анимационные проекты. По словам Нугуманова, прежде чем добиться высокого профессионального уровня, пришлось пройти все круги ада. Работают на заказ, сегодня идет создание фильма «Малыши и летающие звери» по заказу питерской фирмы. 
Обычно заказ для студии – съемка на весь сезон. Один вмещает в себя 26 серий, каждая длится по четыре-шесть минут. Средняя российская цена – миллион рублей за серию, но, как правило, региональные студии ценники снижают до двух, а то и трех раз. Может быть, именно поэтому столичные заказчики и стараются найти качественного исполнителя в регионах. 
Цена вопроса зависит и от популярности фильма. Если первая серия хорошо «разогрела» аудиторию, то ради успеха от проката продюсеры пойдут на что угодно. В среднем одна может делаться от месяца до полугода. При этом в штате может находиться  от 3 до 15 человек.
Бегом к истокам
Не многие знают, что толчком для создания «Союзмультфильма» послужила пленка Уолта Диснея, которую он прислал в 1934 году на Московский кинофестиваль. На волне интереса к новым возможностям «Диснея» и была основана советская студия, объединившая несколько небольших коллективов. 
Но корифеев советской анимации интересовали технические возможности, а не западная идеология, от которой, к слову, отечественные сильно пострадали в 90-е годы. 
В 1992-м был подписан договор между калифорнийской компанией Film by Jove и студией «Союзмультфильм», согласно которому западная компания получила эксклюзивные права не только на использование, но и на реставрацию наших лучших мультиков. В их числе оказались «Ежик в тумане», «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане» и многие другие (всего более 500 классических советских анимационных фильмов).
Многие были переозвучены и вернулись на родину уже с другими голосами. Качество музыкального и речевого озвучивания в новом варианте значительно уступает оригинальному.
К сожалению, нынешняя российская анимация ориентируется на западные клише не только технически. Спасительными островками в этом безграничном творческом море смотрятся работы наших режиссеров, которые живут фестивальной жизнью и которых мы, рядовые зрители, практически не видим. Но они есть, как и престижные фестивали, проходящие на территории России – «Крок» в Суздале, который раз в два года собирает авторитетных специалистов со всего мира. Кстати, в этом году главный приз XXII Международного фестиваля получила именно российская лента - «Брут» режиссера Светланы Филипповой.


Веселые истории экран покажет наш

Черниковские «киношники» импровизируют:  
- Не тряси камеру, держи ровнее, - командует режиссер.
- Кадр №3, дубль два, начали! – объявляет  его ассистент, и артисты начинают работу. 

Мы на съемках кино, почти настоящего. Единственное отличие – режиссерам и актерам – от 10 до 13 лет. Это – воспитанники подросткового клуба «Юность», и работают они над очередным видеороликом к своему веселому киножурналу. Новички здесь все, учатся по ходу действия. Наставляет их руководитель творческой группы Ирина Исмагилова.
…«Мальчишки и девчонки, а также их родители, веселые истории услышать не хотите ли?». Кому не знакома эта веселая песенка –заставка к любимому «Ералашу», и, конечно, тысячи человек мечтают сниматься в кино или сами взять в руки кинокамеру и создавать такие же юмористические сюжеты. Здешние ребята не стали ждать, когда на них кто-то обратит внимание и пригласит сниматься в кино, они сами его создают.
В подростковом клубе «Юность», где уже давно существует творческая студия «Пилигримм», начала действовать группа «Киношники». И именно у них мы в гостях и наблюдаем, как они создают свое кино.  
- Раньше клуб занимался созданием мультфильмов, но сейчас мы увлеклись съемками небольших сюжетов, - рассказывает их наставник Ирина Леонидовна. – Это – истории, придуманные или подсмотренные из жизни школы, двора или подросткового клуба. 
Ирина Леонидовна достает камеру, штатив, и ее воспитанники тут же ее настраивают, чтобы снять сцену в музее клуба. Здесь есть что поснимать – сказочные куклы, созданные руками воспитанников, поделки из природного материала, коллекции из минералов и камней, и есть всегда посетители. Пока ребята настраивают камеру, мы продолжаем наше знакомство. 
Стать режиссером, кинооператором в 10, 12, 13 лет? А почему бы и нет? Были бы учителя, которые научили, как управляться с камерой, монтировать отснятый видеоматериал, озвучивать сюжеты, подбирать музыку, создавать спецэффекты. 
Ирина Леонидовна - творческий человек, пишет детские рассказы, увлечена кино и сумела зажечь этим своих воспитанников. Она окончила худграф Института искусств. Занималась съемкой рекламных роликов, успела поработать в Москве и вернулась на родину. Как говорит сама, хочется создать что-то самим, а идей не занимать. 
- Ребята - настоящие фантазеры, интересных задумок немало, и нам не терпится их осуществить, - рассказывает она. - В нашем «багаже» две написанные мной книги – «Рассказы кота Цыгана», и многое просто просится на экран и вполне может лечь в основу наших будущих работ.
Пока ребята делают простые сюжеты. Учатся сразу и актерской игре, и монтажу, и ведению съемки, импровизируют, ищут новые ходы.  
- Мы хотели немного посмеяться над собой, поиронизировать, в основу взяли басню Крылова про кукушку и петуха, - рассказывают авторы и исполнители Никита Папиев и Данил Алабердин, - сами придумали реплики, все разыграли как по нотам.
Киношники раскрыли нам свою кухню. 
Процесс создания маленького фильма схож с настоящим, большим, и процесс этот не быстрый, но увлекательный. Для начала, конечно, нужна история, лучше веселая или поучительная. Ребята собирают и вспоминают забавные случаи из школьной жизни. Потом «вынашивают» сюжет. Далее пишется сценарий, где расписываются диалоги, действия и поступки героев, потом идет процесс раскадровки. Что это такое? Прежде чем начнешь снимать – нужно продумать, что будет в кадре, где будут находиться актеры, в каких костюмах, что они будут делать и говорить, необходимо продумать реквизит. И вот сама съемка. Актеров нужно настроить, при необходимости загримировать, расставить в кадре, оператор включает камеру, а режиссер дает «добро» - пошла съемка. Дубли могут повторяться, пока актеры не попадут в точку. Далее – следующий этап: отбор кадров, монтаж, озвучивание, наложение музыки. И вот видеосюжет готов, собираем друзей и смотрим – что у нас получилось.
Ребята поделились планами, сейчас они готовятся к съемке фильма о клубе, где будет рассказ и о туристах, художниках, здешнем музее. 
- Главное, чтобы мои воспитанники не утратили интереса к этому делу, чтобы у них каждый раз, когда они берут в руки камеру или придумывают новый сюжет, загорались в глазах огоньки, - говорит Ирина Леонидовна.
Из пластилина и бумаги
Еще одни затейники – любители анимационных фильмов творят в Максимовке, в Доме детского творчества «Гармония».
- Мы занимаемся созданием мультфильмов, - рассказывает руководитель студии «Юла» Луиза Юлдашева, - в группе - ребята 8-14 лет, маленькие фантазеры, которые любят сказки, да и сами не прочь сочинить что-то к уже известным произведениям. 
Процесс кропотливый. К примеру, известно, что пятиминутный диснеевский мультик рисуют 300 художников целый месяц. Максимовские ребята используют другую технологию: вырезают персонажей из бумаги или лепят из пластилина. Бумажные куклы по мановению маленьких кукловодов двигаются, живут, разговаривают, по такому же принципу оживают пластилиновые герои. Аниматоры составляют сценки, каждую по очереди фотографируют. Потом монтируют отснятые кадры, используя компьютерные технологии. Так они сняли «Как ослик, ежик и медвежонок встречали Новый год». Еще одна работа - «Приключения Мэлвика». Недавно ребята отправили свои работы на Всероссийский конкурс «Радуга творчества», где они были высоко оценены, получив первое место в своей номинации. 
Сегодня в студии новые идеи и задумки, ребята рисуют, придумывают, создают новых персонажей, и скоро у них появится новый мультфильм. Мечтают они об одном, чтобы их работы показали по телевизору. Может быть, их мечта когда-нибудь сбудется… 


Оксана КУЗЬМИНА, Екатерина ТИМИРЯЕВА, Лилия ЗИМИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости