РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"О нас с вами. О них тоже
Известный американский фильм «День сурка» стоило снимать в российской глубинке. День за днем все те же люди и тот же пейзаж за окном. Нет надежды, а значит, нет и будущего. История почтальонши Насти несколько лет назад облетела всю страну. Устав от серых будней, девушка решила кардинально изменить судьбу. Забрала из кассы больше семи миллионов рублей и уехала с любовником на море.
Счастье своими руками Эта история легла в основу игрового короткометражного фильма «Настя» московского режиссера Кирилла Плетнева. Совсем недавно эта удивительно трогательная лента стала победителем престижного фестиваля «Кинотавр», а в декабре взяла Гран-при Международного фестиваля национального и этнического кино «Серебряный Акбузат» в Уфе. Башкирская столица принимает форум, поддержанный грантом главы Башкортостана, уже второй год. За четыре фестивальных дня уфимцы увидели более 30 фильмов конкурсной и внеконкурсной программы из 11 стран и многих регионов России. Открытием программы стала масштабная работа Дмитрия Месхиева «Батальон». И в отличие от прошлого года в Уфу стали подтягиваться и звездные гости: режиссеры Игорь Угольников и Владимир Грамматиков, актеры Анатолий Белый и Наталья Громушкина, а также авторы киноработ из стран ближнего и дальнего зарубежья. Главный победитель фестиваля Кирилл Плетнев на награждение не приехал по уважительной причине – в этот день у него родился сын. В остальном вопросов у жюри к режиссеру не возникло. «Настя», по мнению многих критиков, отразила нашу действительность. Чтобы выразить социальный протест, современной молодежи не нужно становиться декабристами или возводить баррикады. Образ «светлого будущего» с деньгами, шубами и дорогими машинами, навязанный телевидением, прочно засел в неокрепших умах. Когда провинциальных «Бонни и Клайда» все-таки арестовала полиция, Настя взяла всю вину на себя. И еще добавила, что ни о чем не жалеет. Настя Черепанова сама определила свою судьбу. Кто-то скажет - у нее не было другого пути. Но это неправда, всегда есть выбор. Мы забыли о том, что можно просто жить по совести и бороться с обстоятельствами. И создавать счастье своими руками. Наедине с природой В номинации «Документальное кино» победу за лучшую режиссерскую и операторскую работу не присуждали. Жюри решило наградить создателей сразу трех фильмов за образ лучшего героя. Лауреатами стали киноленты «Лади Мари» (Удмуртия, режиссер Андрей Русских), «Жизнь в тайге» (ХМАО, Ксения Артеева) и «Тауба» (Башкортостан, Вилюра Исяндавлетова). Большинство документальных фильмов перед началом показов представлял москвич Василий Антипов. - Очень приятно видеть таких молодых режиссеров, которые не боятся поднимать сложные темы, и которым интересна история народа, его традиции, - отметил он. Одна из самых ярких и самобытных лент фестиваля – «Жизнь в тайге» - познакомила зрителей с жизнью Анны Нимперовой, представительницей коренного народа русского Севера – хантов. Несмотря на почтенный возраст и непростой традиционный быт главная героиня гораздо счастливее многих жителей современных мегаполисов. - Документальное кино я снимала впервые, так что назвать меня режиссером-профессионалом нельзя, - рассказала уфимцам Ксения Артеева. – У меня были обычная видеокамера и большое желание показать культуру удивительного народа, на земле которого мы живем. Они очень закрыты, живут обособленно. Даже доехать до места стоянок, особенно зимой, - проблема. Но меня глубоко поразил оптимизм и внутренняя гармония быта хантов. Без суеты и лишних разговоров. И что примечательно – такими остаются лишь те, кто соблюдает традиции. Специальный приз «За отражение национальных обрядов» достался таджикскому фильму «В капле воды весь мир». Режиссер Толик Гадомамадов рассказал об обычае жителей деревни в Памире приносить дары горному ручью. Их предки верили, что общение с водой даруют народу жизнь и благополучие. Чем ближе человек к природе, тем яснее он понимает ее законы. Подстраивается под них и принимает правила игры. Диалоги с историей Посмотреть на совсем иную жизнь, чем та, к которой мы привыкли, довелось и зрителям индийского фильма «Хранитель чести». Режиссер Пушпендра Сингх сыграл в нем и главного героя – одинокого жителя пустыни, собирающего голубей. - Сегодня индийское кино – лидер мирового проката. В год выходит, только представьте, тысяча фильмов! Голливуду до такого результата очень далеко, - заметил уфимский киновед Владимир Жерехов. - Причем снимают на двадцати языках. Кстати, «Хранитель чести» в оригинале снимался на хинди и мертвом языке - диалекте раджастхани, на котором все еще говорят жители пустыни. Благодаря чему режиссер может обратиться к народу, его истокам. К истории не только этноса, но и всей страны обращается и создатель игровой короткометражки «Наследники» Владимир Хотиненко. Несмотря на то, что эта лента стала одной из самых запоминающихся и глубоких работ нынешнего фестиваля, жюри не присудило ей призового места. Большая часть действия фильма происходит в студии ток-шоу, где политолог, патриот, певица и другие персонажи во главе с ведущим обсуждают фигуру и наследие преподобного Сергия Радонежского. В разгар записи ведущий узнает, что его программу закрывают. Решив, что терять ему нечего, молодой человек идет ва-банк и стремится «разоблачить» церковь, власть и своих собеседников. Владимир Хотиненко охарактеризовал свой фильм довольно емко – «лакмусовой бумажкой современности». Переходная эпоха подарила россиянам разобщенность, потерю идеалов и отсутствие веры. Юноша-ведущий в фильме замкнул порочный круг, не смог и не захотел выбраться из стеклянного телевизионного мира. Изменить ход истории под силу единицам. Но как быть, когда история вновь ничему нас не учит? Среди победителей фестиваля оказались и несколько представителей Башкортостана. В номинации «Игровое короткометражное кино» приза за лучший сценарий удостоен фильм «Пусть ветер унесет мои слова» (сценарист Шаура Шакурова). Не менее тепло зрители встретили комедию «Два соседа» Тансулпан Буракаевой, «Бибигуль и Сайфульмулюк» Айсыуака Юмагулова, «Пусть ветер унесет мои слова» режиссера Айнура Аскарова. - Замечательно, что в России появился такой представительный и масштабный фестиваль, который охватывает именно регионы, - отметил в завершение Василий Антипов. – Я уверен, что у «Серебряного Акбузата» большое будущее. Спасибо Республике Башкортостан за радушный прием и отличную организацию конкурса. Вы подарили и гостям, и зрителям настоящий праздник кино.
Жанна ВЕРТИНСКАЯ |