ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Без бюрократии в науке
Первое заседание Совета по науке прошло под председательством главы республики Рустэма Хамитова.
Он поддержал представленный руководителем Уфимско...


Приедут учиться
Уфа принимала делегацию из Челябинска в составе 14 человек. Цель посещения – ознакомление с опытом в организации саммитов ШОС и БРИКС. Город-сосед явл...

Заслуженные и народные
48 лучших представителей отраслей экономики, образования, культуры, здравоохранения, госслужбы и муниципального управления получили государственные на...

Изменим Устав вместе
Публичные слушания по изменению городского Устава пройдут 9 марта на семи городских площадках.
Высказать свое мнение относительно предложенного пр...


Не здание, а ребус
Здание, словно выросшее из земли,  – так будет выглядеть музейный комплекс «Древняя Уфа» на территории городища, где ведутся раскопки.
На кон...


Чак-чак - рекордсмен
Уфимский чак-чак весом 1143,5 кг воше
л в Книгу рекордов Гиннесса. Таким образом побит рекорд Казани, в которой вес лакомства не превышал тонну.

Очереди больше нет
В Уфе ликвидирована очередь в детские сады среди малышей от трех до семи лет.
- Этого удалось добиться благодаря строительству новых детских садов...


Красников покорил Европу
Уфа принимала чемпионат Европы по мотогонкам на льду. В соревнованиях участвовали 18 лучших гонщиков из Австрии, Чехии, Германии, России, Финляндии, Ш...

Совместные проекты
Между медицинскими университетами Башкортостана и Китая налажено тесное сотрудничество. Пять уфимских аспирантов после небольших каникул отправились в...

Прирост сохраняется
Уфа – единственный город-миллионник, сохранивший естественный прирост населения.
В прошлом году он составил 5 209 человек. Всего в 2015-м родилось...


Лебеди улетают в Париж
Балетная труппа БГТОиБ  собирает чемоданы. В марте артисты  отправляются в двухмесячный тур  по Франции.
Они представят искушенному ...


Большой спорт начинается во дворе
150 ребят от 10 до 14 лет приняли участие в Молодежном хоккейном турнире «Дворовая лига».
Соревнования принимала ледовая площадка на улице Заки Вал...


Свой облик обретет в Уфе
Уфимскому ученому, известному антропологу Алексею Нечвалоде предстоит создать 3D модель черепа «инопланетянки» из Аркаима.
Останки неизвестной женщ...


Ретрокалейдоскоп
140. 7 марта 1876 года Александр Белл получил патент на первый пригодный к использованию телефон.
120. 24 марта (12.03 по ст.ст.) 1896 года Алексан...





     №3 (172)
     Март 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"

На «зеленой волне»


По предварительным  подсчетам, АСУДД позволит повысить пропускную способность дорог примерно на некоторых участках дорог до 30%.

Но для того чтобы система функционировала эффективно, необходимо завершить процесс обновления светофорных объектов.
- До 2011 года они находились в ведении «Баштранссигнала», - говорит начальник отдела Автоматизированной системы управления дорожным движением
МУЭСП «Уфагорсвет» Руслан Яхиббаев. – Тогда светофоры были ламповыми, а контроллеры не менялись с 70-х годов. Это значит, что интервал их работы задавался раз и на долгое время, в приоритете были не пешеходы, а автомобилисты. А стоило перегореть одной лампе, как затруднялось движение на всем перекрестке. Ламповые светофоры до сих пор есть, они часто выходят из строя, и приходится направлять туда аварийную бригаду. Поэтому мы первым делом начали производить плановые замены контроллеров на более современные, а старых светофоров – на светодиодные.

Сегодня эта работа завершена примерно на 80 процентов. Новое оборудование позволяет не только задавать интервал каждому перекрестку, но и устанавливать суточный план в зависимости от загруженности дорог. Так, на проспекте Октября длительность временного слота меняется в 6.00, 7.00, 9.30, 17.00, 19.30 и 22.00 в связи с изменением потока машин. Утром приоритет дается транспорту, едущему из Черниковки, вечером – наоборот.
Большинство светофоров, установленных в последние годы в нашем городе, произведены в Екатеринбурге. Они, по словам уфимских специалистов, в большей степени отвечают их требованиям «цена-качество». В ремонтном пункте занимаются их отверточной сборкой, после чего устанавливают на перекрестках.
Из небольшой комнаты единого диспетчерского пункта можно увидеть текущее состояние перекрестков, отслеживать аварийность светофоров. Произошло повреждение – и это сразу отображается на карте. В «Уфагорсвете» рассказывают, что прежде бывали случаи, когда о неработающем перекрестке узнавали спустя три недели после поломки. Сегодня время реагирования занимает
минимум 15 минут. Также инженеры могут дистанционно определить тип аварии. В контроллерах заложен немалый потенциал, который еще не использован в полной мере.
Основная причина этого кроется в том, что актуализация данных машинопотока производилась в последний раз более двух лет назад. За это время в транспортной инфраструктуре многое изменилось. Чтобы обновить нформацию, требуются немалые ресурсы.

- Актуализировать данные приходится вручную, - поясняет Руслан Яхиббаев. - То есть на каждом участке надо дежурить с утра до ночи, вести подсчет автомобилей, отслеживать особенности дорожного движения. Суточный и недельный планы, которые мы ввели на некоторых перекрестках, заметно увеличили пропускную способность, но даже небольшой затор, гололед, авария могут свести этот эффект к нулю. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы получать сверхактуальные данные.

Как этого добиться? По задумке уфимских специалистов, их можно получать при помощи детекторов, которые предлагается установить на светофорах или опорах освещения в каждом направлении. Они позволят ежесекундно считывать все параметры транспортного потока: сколько машин, какого типа прошло, в какую сторону они повернули, в какое время дороги наиболее загружены. Это поможет определить текущую ситуацию и оперативно реагировать на непредвиденные обстоятельства. Также на наиболее оживленных магистралях планируется установить видеокамеры, чтобы дистанционно выявлять причины пробок.

Одними из первых эту технологию внедрили в предолимпийском Солт-Лейк-Сити в 2002 году. Для мониторинга обновили дорожную инфраструктуру, установили тысячи видеокамер и светофоров и при помощи оптико-волоконного кабеля связали их в единую транспортную сеть. Несмотря на очевидные преимущества проекта, у него есть один существенный минус –очень дорог и требует значительных затрат на персонал.
Следующий пункт проекта уфимских инженеров – программное обеспечение. Здесь разработано сразу несколько программ. Первый предполагает получение и анализ данных. Второй по этим результатам рассчитывает оптимальные решения дорожного регулирования по заранее имеющимся алгоритмам. Необходимо лишь задать параметры конкретного перекрестка, и программа предложит несколько вариантов оптимального интервала работы светофоров. Чтобы не учиться методом проб и ошибок, предполагаемые изменения можно перенести в виртуальную реальность. На трехмерной модели перекрестка моделируется поток, где отображается, насколько эффективным будет то или иное решение, по каким причинам могут возникнуть заторы. Хотя влияние человеческого фактора не может предусмотреть ни одна, даже самая интеллектуальная технология.


Пешеходы в приоритете


Сегодня светофорами управляют контроллеры. В них заложены циклы – сколько секунд будет гореть каждый свет. К слову, начало их программирования было положено еще в советские годы. Тогда была разработана система «Старт». В отличие от современных устройств, они предполагали  отлаживание каждого светофора в отдельности. И если тогда за порядком в системе старались следить, то в 90-е годы эту деятельность забросили. В результате цикл новых светофоров не координировался с соседними. Отъехав на пару сотен метров от одного перекрестка, автомобилисты упирались в красный свет, ждали минуту, часть машин проезжала и снова останавливалась на следующем перекрестке.
Теперь контроллеры связаны и настраиваются из программного комплекса – и режимы задаются в зависимости от времени и дня недели. А вот сезонные изменения пока никак ими не регулируются.
С 2012 года на улицах Уфы появились светофоры с таймофорами – электронными табло, отсчитывающими интервалы времени. Первый установили на перекрестке бульвара Ибрагимова и улицы Пархоменко. Они несколько отличались от ставших привычными устройств, так как цифры на таймере отражались белым светом. И если ночью они хорошо видны, то в дневное время экран бликует. Поэтому решили остановиться на красных и зеленых цветах.

- На проспекте Октября, улицах Жукова и Ленина мы настроили «зеленую волну», - рассказывает Руслан Яхиббаев. – Например, если ехать по проспекту Октября 55-60 километров в час днем или вечером, однозначно в нее попадаешь. Благодаря этой мере мы получили двойной эффект: во-первых, упорядочилось движение, во-вторых, уменьшилось количество правонарушений. Ведь увеличение скоростного режима или нарушение ПДД приведет к тому, что автомобиль на каждом перекрестке будет упираться в «красный».
Для создания «зеленой волны» необходимо учитывать исходные данные – расстояние между перекрестками, среднюю скорость машин и хвост автомобилей перед светофором. Первый пункт выполнить сложнее всего: если на Жукова и Ленина перекрестки друг от друга отделяет примерно одинаковое расстояние, то на проспекте Октября оно заметно разнится. Тем не менее автомобилисты отмечают, что передвижение по одной из центральных магистралей города заметно упростилось.
Между тем, для того чтобы транспортная система развивалась успешно, необходимо, чтобы она отвечала интересам не только водителей, но и пешеходов.
- Мировая практика показывает, что приоритет автомобилей на дороге – тупиковый путь. Яркий тому пример – Детройт, некогда автомобильный мегаполис, где человек без машины чувствует себя неполноценным. Там в центре города есть улицы, где тротуары не предусмотрены вовсе. Пешеход выходит из подъезда и сразу ступает на многополосную дорогу. Общественный транспорт в Детройте – тоже явление редкое. Теперь там осознали ошибку и думают над тем, как перестроить уличную инфраструктуру.
А в некоторых городах Европы реализуют идею «общественного пространства». От трехцветных регулировщиков там отказались, как и от дорожных знаков. Но чтобы участники дорожного движения и пешеходы не мешали друг другу, автомобилистам приходится ограничивать скорость до 32 километров. Примечательно, что количество машин в этих городах значительно снизилось.


Где установить светофор?


- Рядом с домом № 11 на улице Мушникова стоит светофор. На то, чтобы перейти дорогу, пешеходам он отводит всего 11 секунд. Приходится ее не переходить, а перебегать, - рассказывает Асия Шаяхметова.

По данным исследовательского института EMBARQ, существует прямая зависимость между неправильной настройкой фаз светофора и количеством ДТП с участием пешеходов. Если человек слишком долго ждет зеленого света, вероятность того, что он побежит на красный, увеличивается. Специалисты рекомендуют установить фазы простыми и короткими, чтобы пешеходы не путались и не ждали слишком долго.
Жалобы о том, что где-то стоит «в неправильном месте», приходят в городские службы нередко. 

- В данном случае специалисты отдела организации движения Управления коммунального хозяйства и благоустройства совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД сначала выезжают на участок и принимают решение о необходимости установки, - говорит заместитель начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства городской администрации ГафурКлызбаев. - Если она целесообразна, то в течение 10 рабочих дней готовится проект, согласовываются места установки опор и стоек с балансодержателями подземных коммуникаций. Далее в течение 10 рабочих дней ведется строительство светофорного объекта.  Примерно половина предложений от жителей решается положительно.
- Последний пример: в районе вертолетной площадки построили три жилых дома, в которые почти одновременно заселились около двух тысяч человек, - говорит Руслан Яхиббаев. - А светофор через проходящую рядом с ними дорогу предусмотрен не был. Собрали экстренное совещание, приняли решение сначала нанести «зебру», и в течение месяца установили светофор. Но зачастую работа с населением затрудняется тем, что всем угодить невозможно. Как-то инициативная группа горожан начала кампанию по изменению регулирования движения на перекрестке Зорге – Шафиева. В итоге их пожелания воплотили в жизнь. А на днях на сайте главы республики кто-то разместил жалобу о том, что все необходимо вернуть обратно, и мы совсем не думаем о пешеходах.

Еще одно нововведение не все горожане приняли с воодушевлением. Устройства звуковой сигнализации (УЗС), которыми оборудовали некоторые перекрестки для инвалидов по зрению, вызвали у некоторых жителей близлежащих домов негативные отклики. «Дни напролет приходится слушать эти звенящие звуки», - жалуются они. В «Уфагорсвете», в свою очередь, просят относиться к этой мере с пониманием. Они постарались найти компромиссное решение. Перекрестки, где необходимо установить УЗС, определяли вместе с представителями Башкирского отделения общества инвалидов. Кроме того, с 20.00 сигнал становится тише, а в 22.00 исчезает совсем.

Вопрос, как сделать достаточно агрессивную дорожную среду более доступной и для людей с ограниченными возможностями, в разных странах решается по-разному. В Сингапуре, например, пожилому человеку или инвалиду стоит только приложить к специальному считывателю смарт-карту, и светофор загорится зеленым. На «зебрах» же он включается нажатием кнопки. У нас такие «механизмы по требованию» тоже имеются, однако, по словам инженеров, они создают немало проблем. Точнее, их создают вандалы и шутники, приставляющие к кнопкам спички, отчего зеленый свет горит постоянно, а трехцветный регулятор движения быстро выходит из строя. Кроме того, нарушается «зеленая волна».
И несмотря на то, что Уфа избрала одним из векторов развития транспортной системы строительство подземных и надземных переходов (Оренбургский тракт вовсе стал бессветофорной зоной), времена, когда светофоры уйдут в историю, если и наступят, то очень не скоро. Поэтому вопрос о том, как сделать их работу качественнее и эффективнее, постепенно выходит на первый план. Тем более, что внедрение информационных систем управления обойдется гораздо дешевле, чем расширение и ремонт дорожного покрытия, утверждают специалисты.

Динара САЙФУЛЛИНА



Комментариев: 0

Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Ваше мнение*:
 





НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook