ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Главный отчет
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов отчитался перед депутатами Госсобрания - К...

Прогноз - стабильный
Международное рейтинговое агентство Standard&Poor s подтвердило кредитный рейтинг Уф...

ЕГЭ под прицелом камер
Cтартовала досрочная сдача Единого госэкзамена, которая продлится до 23 апреля. Ат...

Мусульмане встретятся в Уфе
С 17 по 19 апреля в столице Башкортостана на большом форуме соберутся главы мусульм...

Приведем город в порядок
Месячник по санитарной очистке и благоустройству, стартовавший 21 марта, продлитс...

«Достояние столицы»
Объявлен конкурс на соискание X Городской общественной премии «Достояние столицы...

«Земной» космос
8 апреля, накануне Дня космонавтики, в лайфстайл-центре «Башкирия» откроется комп...

Новая высота УМПО
Разработана и утверждена программа производства в Уфе  
авиационных двигател...


Пусть все будут дома
В конце март
а съемочная группа Первого канала сняла фильмы о
23-х сиротах в Дом...


Мода на спорт
В Саду имени Аксакова установлены тренажеры, которые пользуются популярностью у ...

От мечты - к реальности
Центр современного искусства «Облака» выступил с инициативой создания в Уфе Парк...

Пока проект, а в будущем - музей
Победителем конкурса на лучший п
роект Музея деревянного зодчества в Уфе стал с...


«Роза и Червь» претендует на награду
Роман уфимского писателя Роберта Ибатуллина «Роза и Червь» номинирован на Междун...

Подняться выше
Гандбольный клуб «Алиса» завершает сезон в хорошей форме. В конце марта они обыгр...

«Золотой» выход
Дмитрий Мигунов стал первым на чемпионате России по шорт-треку, завершившемся в С...

Ретрокалейдоскоп
180. 6 апреля (25 марта ст.ст.) 1836 г. в Уфе при Дворянском собрании открылась первая общ...




     №4 (173)
     Апрель 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ








РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"

Уфимские кузницы


Профессия кузнеца, зародившись в глубокой древности, долгое время была на передовой технического прогресса. Именно в кузницах веками изготавливали мечи из сложных металлических сплавов, сочетавших в себе легкость, прочность и гибкость, состав которых подбирался опытным путем и был секретом мастера. До начала промышленной революции профессия кузнеца была ведущей в городской и особенно сельской жизни – все металлические изделия: от гвоздей и плугов до деталей дверных замков весьма мудреной конструкции изготавливались вручную методом ковки или литья. Лишь в ХХ веке с началом эпохи массовой индустриализации необходимость в ручном труде практически отпала  –  фабричные изделия из металла стали намного дешевле и, главное, качественнее продуктов ручного труда.
Однако профессия кузнеца не умерла в наши дни, а лишь сменила вектор развития, перейдя к изготовлению декоративно-прикладных предметов, причем большинство  кузнецов сегодня трудится не на селе, а в крупных городах. В Уфе толчок к развитию кузнечного дела дало начало массового строительства в 1990-2000-х годах пригородных коттеджных поселков, жители которых хотели украсить свое жилье декоративной ковкой. А дальше стал работать эффект «сарафанного радио»: увидев у соседа забор украшенный, к примеру, изящными стальными розами, владелец дома напротив хотел себе такой же, но лучше. В итоге для уфимских кузнецов открылся настоящий простор для творчества, а тот факт, что эскизы многих заказов разрабатывают профессиональные дизайнеры, ведет к появлению настоящих шедевров.  
Связь времен
Современная городская кузница представляет собой смесь из известных вот уже тысячи лет приемов обработки металла и современной техники. К примеру, для ковки используется не ручной, а пневматический молот, что значительно облегчает труд кузнеца, которому с помощью молотка остается сформировать небольшие и наиболее тонкие элементы изделия. Для работы горна, где металл раскаляется до нужной для ковки  температуры, требуется много воздуха. Раньше его подавали меха, приводимые в действие силой рук, теперь воздух в горн подает электровентилятор. Однако в целом рабочий процесс в кузнице, как и сотни лет назад, требует от мастера быстроты и четкости действий.  
-  Для прогрева металла используется нефтяной кокс, дающий очень высокую температуру: стоит зазеваться и заготовка нагреется выше полутора тысяч градусов, после чего сталь начинает гореть как бенгальский огонь, - делится тонкостями профессии  директор творческой мастерской «Кузница» Марат Гарифуллин. -  Поскольку металл быстро остывает и теряет пластичность, для придания ему требуемой формы заготовку нужно обрабатывать быстро и точно. Что касается материала, то мы используем сталь под номером три с минимально возможным содержанием углерода, которая лучше всего подходит для ручной ковки. А в старину использовалась сталь, где углерода практически не было вообще, она была очень пластичной, но теперь такую не выпускают.  
По словам Марата Гарифуллина, сейчас кузнецов специально практически нигде не готовят, а все обучение идет непосредственно в кузницах у опытных мастеров.   
- Есть очень много желающих освоить эту весьма редкую профессию, в день мне звонят 3-4 человека. В кузницу двери открыты всем, но работа очень сложная и тяжелая. Для того чтобы обрести профессиональные навыки, нужно учиться от года до трех. В среднем из десяти человек, пытающихся найти себя в профессии, кузнецом становится лишь один. Мастерство приходит с годами. А для того чтобы познать все тонкости кузнечного дела, нужно знать и чувствовать свойство металла, иметь глазомер и, что немаловажно, -  художественный вкус.   
Как превзойти эскиз      
По словам знатоков кузнечного дела, старинной ковки в Уфе практически не сохранилось, есть лишь отдельные образцы, дающие общее представление о работе мастеров прошлого.
- Занимаясь реставрацией козырьков старых домов, ставших частью торгово-развлекательного центра  «Галерея «АRТ», я смог осмотреть старую ковку, - рассказывает Марат Гарифуллин. - Ее основное отличие от современной,  помимо упомянутого выше состава металла - отсутствие сварки. Для соединения всех металлических частей использовались клепка или хомуты, причем делалось это очень искусно.
Поскольку в наши дни кузницы в основном занимаются выполнением частных заказов, особую роль играет разработка эскиза будущего изделия, чем обычно занимается не кузнец, а профессиональный художник-дизайнер.
- Главную сложность  представляет поиск гармоничного вида будущего изделия, который понравится и мне, и заказчику, - говорит художник творческой мастерской «Кузница» Дим Гарипов. - Сначала эскиз рисуется от руки, а затем переносится в компьютер, где изделие можно позиционировать на ландшафте или в интерьере. После доработки и утверждения рисунок передается кузнецу, который воплотит его в жизнь. Однако эскиз - это не чертеж, что оставляет мастеру определенную свободу для творчества. В умелых руках металл сам ложится как надо, и обычно готовое изделие выглядит значительно лучше, чем его эскиз.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

53-е Летние Международные Детские Игры Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг