|
РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"Уфимские кузницы
Профессия кузнеца, зародившись в глубокой древности, долгое время была на передовой технического прогресса. Именно в кузницах веками изготавливали мечи из сложных металлических сплавов, сочетавших в себе легкость, прочность и гибкость, состав которых подбирался опытным путем и был секретом мастера. До начала промышленной революции профессия кузнеца была ведущей в городской и особенно сельской жизни – все металлические изделия: от гвоздей и плугов до деталей дверных замков весьма мудреной конструкции изготавливались вручную методом ковки или литья. Лишь в ХХ веке с началом эпохи массовой индустриализации необходимость в ручном труде практически отпала – фабричные изделия из металла стали намного дешевле и, главное, качественнее продуктов ручного труда. Однако профессия кузнеца не умерла в наши дни, а лишь сменила вектор развития, перейдя к изготовлению декоративно-прикладных предметов, причем большинство кузнецов сегодня трудится не на селе, а в крупных городах. В Уфе толчок к развитию кузнечного дела дало начало массового строительства в 1990-2000-х годах пригородных коттеджных поселков, жители которых хотели украсить свое жилье декоративной ковкой. А дальше стал работать эффект «сарафанного радио»: увидев у соседа забор украшенный, к примеру, изящными стальными розами, владелец дома напротив хотел себе такой же, но лучше. В итоге для уфимских кузнецов открылся настоящий простор для творчества, а тот факт, что эскизы многих заказов разрабатывают профессиональные дизайнеры, ведет к появлению настоящих шедевров. Связь времен Современная городская кузница представляет собой смесь из известных вот уже тысячи лет приемов обработки металла и современной техники. К примеру, для ковки используется не ручной, а пневматический молот, что значительно облегчает труд кузнеца, которому с помощью молотка остается сформировать небольшие и наиболее тонкие элементы изделия. Для работы горна, где металл раскаляется до нужной для ковки температуры, требуется много воздуха. Раньше его подавали меха, приводимые в действие силой рук, теперь воздух в горн подает электровентилятор. Однако в целом рабочий процесс в кузнице, как и сотни лет назад, требует от мастера быстроты и четкости действий. - Для прогрева металла используется нефтяной кокс, дающий очень высокую температуру: стоит зазеваться и заготовка нагреется выше полутора тысяч градусов, после чего сталь начинает гореть как бенгальский огонь, - делится тонкостями профессии директор творческой мастерской «Кузница» Марат Гарифуллин. - Поскольку металл быстро остывает и теряет пластичность, для придания ему требуемой формы заготовку нужно обрабатывать быстро и точно. Что касается материала, то мы используем сталь под номером три с минимально возможным содержанием углерода, которая лучше всего подходит для ручной ковки. А в старину использовалась сталь, где углерода практически не было вообще, она была очень пластичной, но теперь такую не выпускают. По словам Марата Гарифуллина, сейчас кузнецов специально практически нигде не готовят, а все обучение идет непосредственно в кузницах у опытных мастеров. - Есть очень много желающих освоить эту весьма редкую профессию, в день мне звонят 3-4 человека. В кузницу двери открыты всем, но работа очень сложная и тяжелая. Для того чтобы обрести профессиональные навыки, нужно учиться от года до трех. В среднем из десяти человек, пытающихся найти себя в профессии, кузнецом становится лишь один. Мастерство приходит с годами. А для того чтобы познать все тонкости кузнечного дела, нужно знать и чувствовать свойство металла, иметь глазомер и, что немаловажно, - художественный вкус. Как превзойти эскиз По словам знатоков кузнечного дела, старинной ковки в Уфе практически не сохранилось, есть лишь отдельные образцы, дающие общее представление о работе мастеров прошлого. - Занимаясь реставрацией козырьков старых домов, ставших частью торгово-развлекательного центра «Галерея «АRТ», я смог осмотреть старую ковку, - рассказывает Марат Гарифуллин. - Ее основное отличие от современной, помимо упомянутого выше состава металла - отсутствие сварки. Для соединения всех металлических частей использовались клепка или хомуты, причем делалось это очень искусно. Поскольку в наши дни кузницы в основном занимаются выполнением частных заказов, особую роль играет разработка эскиза будущего изделия, чем обычно занимается не кузнец, а профессиональный художник-дизайнер. - Главную сложность представляет поиск гармоничного вида будущего изделия, который понравится и мне, и заказчику, - говорит художник творческой мастерской «Кузница» Дим Гарипов. - Сначала эскиз рисуется от руки, а затем переносится в компьютер, где изделие можно позиционировать на ландшафте или в интерьере. После доработки и утверждения рисунок передается кузнецу, который воплотит его в жизнь. Однако эскиз - это не чертеж, что оставляет мастеру определенную свободу для творчества. В умелых руках металл сам ложится как надо, и обычно готовое изделие выглядит значительно лучше, чем его эскиз.
Алексей ФАТЫХОВ |
|
|