ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Главный отчет
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов отчитался перед депутатами Госсобрания - К...

Прогноз - стабильный
Международное рейтинговое агентство Standard&Poor s подтвердило кредитный рейтинг Уф...

ЕГЭ под прицелом камер
Cтартовала досрочная сдача Единого госэкзамена, которая продлится до 23 апреля. Ат...

Мусульмане встретятся в Уфе
С 17 по 19 апреля в столице Башкортостана на большом форуме соберутся главы мусульм...

Приведем город в порядок
Месячник по санитарной очистке и благоустройству, стартовавший 21 марта, продлитс...

«Достояние столицы»
Объявлен конкурс на соискание X Городской общественной премии «Достояние столицы...

«Земной» космос
8 апреля, накануне Дня космонавтики, в лайфстайл-центре «Башкирия» откроется комп...

Новая высота УМПО
Разработана и утверждена программа производства в Уфе  
авиационных двигател...


Пусть все будут дома
В конце март
а съемочная группа Первого канала сняла фильмы о
23-х сиротах в Дом...


Мода на спорт
В Саду имени Аксакова установлены тренажеры, которые пользуются популярностью у ...

От мечты - к реальности
Центр современного искусства «Облака» выступил с инициативой создания в Уфе Парк...

Пока проект, а в будущем - музей
Победителем конкурса на лучший п
роект Музея деревянного зодчества в Уфе стал с...


«Роза и Червь» претендует на награду
Роман уфимского писателя Роберта Ибатуллина «Роза и Червь» номинирован на Междун...

Подняться выше
Гандбольный клуб «Алиса» завершает сезон в хорошей форме. В конце марта они обыгр...

«Золотой» выход
Дмитрий Мигунов стал первым на чемпионате России по шорт-треку, завершившемся в С...

Ретрокалейдоскоп
180. 6 апреля (25 марта ст.ст.) 1836 г. в Уфе при Дворянском собрании открылась первая общ...




     №4 (173)
     Апрель 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон








РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"

Уфимские кузницы


Профессия кузнеца, зародившись в глубокой древности, долгое время была на передовой технического прогресса. Именно в кузницах веками изготавливали мечи из сложных металлических сплавов, сочетавших в себе легкость, прочность и гибкость, состав которых подбирался опытным путем и был секретом мастера. До начала промышленной революции профессия кузнеца была ведущей в городской и особенно сельской жизни – все металлические изделия: от гвоздей и плугов до деталей дверных замков весьма мудреной конструкции изготавливались вручную методом ковки или литья. Лишь в ХХ веке с началом эпохи массовой индустриализации необходимость в ручном труде практически отпала  –  фабричные изделия из металла стали намного дешевле и, главное, качественнее продуктов ручного труда.
Однако профессия кузнеца не умерла в наши дни, а лишь сменила вектор развития, перейдя к изготовлению декоративно-прикладных предметов, причем большинство  кузнецов сегодня трудится не на селе, а в крупных городах. В Уфе толчок к развитию кузнечного дела дало начало массового строительства в 1990-2000-х годах пригородных коттеджных поселков, жители которых хотели украсить свое жилье декоративной ковкой. А дальше стал работать эффект «сарафанного радио»: увидев у соседа забор украшенный, к примеру, изящными стальными розами, владелец дома напротив хотел себе такой же, но лучше. В итоге для уфимских кузнецов открылся настоящий простор для творчества, а тот факт, что эскизы многих заказов разрабатывают профессиональные дизайнеры, ведет к появлению настоящих шедевров.  
Связь времен
Современная городская кузница представляет собой смесь из известных вот уже тысячи лет приемов обработки металла и современной техники. К примеру, для ковки используется не ручной, а пневматический молот, что значительно облегчает труд кузнеца, которому с помощью молотка остается сформировать небольшие и наиболее тонкие элементы изделия. Для работы горна, где металл раскаляется до нужной для ковки  температуры, требуется много воздуха. Раньше его подавали меха, приводимые в действие силой рук, теперь воздух в горн подает электровентилятор. Однако в целом рабочий процесс в кузнице, как и сотни лет назад, требует от мастера быстроты и четкости действий.  
-  Для прогрева металла используется нефтяной кокс, дающий очень высокую температуру: стоит зазеваться и заготовка нагреется выше полутора тысяч градусов, после чего сталь начинает гореть как бенгальский огонь, - делится тонкостями профессии  директор творческой мастерской «Кузница» Марат Гарифуллин. -  Поскольку металл быстро остывает и теряет пластичность, для придания ему требуемой формы заготовку нужно обрабатывать быстро и точно. Что касается материала, то мы используем сталь под номером три с минимально возможным содержанием углерода, которая лучше всего подходит для ручной ковки. А в старину использовалась сталь, где углерода практически не было вообще, она была очень пластичной, но теперь такую не выпускают.  
По словам Марата Гарифуллина, сейчас кузнецов специально практически нигде не готовят, а все обучение идет непосредственно в кузницах у опытных мастеров.   
- Есть очень много желающих освоить эту весьма редкую профессию, в день мне звонят 3-4 человека. В кузницу двери открыты всем, но работа очень сложная и тяжелая. Для того чтобы обрести профессиональные навыки, нужно учиться от года до трех. В среднем из десяти человек, пытающихся найти себя в профессии, кузнецом становится лишь один. Мастерство приходит с годами. А для того чтобы познать все тонкости кузнечного дела, нужно знать и чувствовать свойство металла, иметь глазомер и, что немаловажно, -  художественный вкус.   
Как превзойти эскиз      
По словам знатоков кузнечного дела, старинной ковки в Уфе практически не сохранилось, есть лишь отдельные образцы, дающие общее представление о работе мастеров прошлого.
- Занимаясь реставрацией козырьков старых домов, ставших частью торгово-развлекательного центра  «Галерея «АRТ», я смог осмотреть старую ковку, - рассказывает Марат Гарифуллин. - Ее основное отличие от современной,  помимо упомянутого выше состава металла - отсутствие сварки. Для соединения всех металлических частей использовались клепка или хомуты, причем делалось это очень искусно.
Поскольку в наши дни кузницы в основном занимаются выполнением частных заказов, особую роль играет разработка эскиза будущего изделия, чем обычно занимается не кузнец, а профессиональный художник-дизайнер.
- Главную сложность  представляет поиск гармоничного вида будущего изделия, который понравится и мне, и заказчику, - говорит художник творческой мастерской «Кузница» Дим Гарипов. - Сначала эскиз рисуется от руки, а затем переносится в компьютер, где изделие можно позиционировать на ландшафте или в интерьере. После доработки и утверждения рисунок передается кузнецу, который воплотит его в жизнь. Однако эскиз - это не чертеж, что оставляет мастеру определенную свободу для творчества. В умелых руках металл сам ложится как надо, и обычно готовое изделие выглядит значительно лучше, чем его эскиз.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг