ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Главный отчет
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов отчитался перед депутатами Госсобрания - Курултая РБ о работе правительства Башкортостана.
Несмотря на сло...


Прогноз - стабильный
Международное рейтинговое агентство Standard&Poor s подтвердило кредитный рейтинг Уфы на уровне «BB-». Помимо столицы Башкортостана только два гор...

ЕГЭ под прицелом камер
Cтартовала досрочная сдача Единого госэкзамена, которая продлится до 23 апреля. Аттестацию пройдут около 300 выпускников.
- В досрочном испытании ...


Мусульмане встретятся в Уфе
С 17 по 19 апреля в столице Башкортостана на большом форуме соберутся главы мусульманских общин всей России, а также ученые, деятели культуры и искусс...

Приведем город в порядок
Месячник по санитарной очистке и благоустройству, стартовавший 21 марта, продлится до 30 апреля. Коллективы предприятий и организаций, а также инициат...

«Достояние столицы»
Объявлен конкурс на соискание X Городской общественной премии «Достояние столицы». Общественный фонд развития города проводит его для поддержки инициа...

«Земной» космос
8 апреля, накануне Дня космонавтики, в лайфстайл-центре «Башкирия» откроется комплекс поддержки технического образования школьников «Гагарин-центр».

Новая высота УМПО
Разработана и утверждена программа производства в Уфе  
авиационных двигателей семейства РД-33 для самолетов МиГ.
В настоящее время их вып...


Пусть все будут дома
В конце март
а съемочная группа Первого канала сняла фильмы о
23-х сиротах в Доме ребенка, детских домах №№1, 2, 9 и городских приютах.
Ини...


Мода на спорт
В Саду имени Аксакова установлены тренажеры, которые пользуются популярностью у местных жителей.
Около десятка разнообразных снарядов расположилис...


От мечты - к реальности
Центр современного искусства «Облака» выступил с инициативой создания в Уфе Парка искусств.
- С нею мы уже обратились в администрацию города и пои...


Пока проект, а в будущем - музей
Победителем конкурса на лучший п
роект Музея деревянного зодчества в Уфе стал студент 6-го курса архитектурно-строительного факультета УГНТУ Амир К...


«Роза и Червь» претендует на награду
Роман уфимского писателя Роберта Ибатуллина «Роза и Червь» номинирован на Международную премию в области фантастической литературы имени Аркадия и Бор...

Подняться выше
Гандбольный клуб «Алиса» завершает сезон в хорошей форме. В конце марта они обыграли удмуртских гандболисток.
6 апреля им предстоит встретиться с с...


«Золотой» выход
Дмитрий Мигунов стал первым на чемпионате России по шорт-треку, завершившемся в Стерлитамаке.
Счастливой для него стала дистанция 500 метров, такж...


Ретрокалейдоскоп
180. 6 апреля (25 марта ст.ст.) 1836 г. в Уфе при Дворянском собрании открылась первая общественная библиотека.
125. 10 апреля 1891 г. Александр II...





     №4 (173)
     Апрель 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

На углу Почтамтской и Каретной


А ведь к моменту написания «Золотого телёнка» фотография была известна уже лет девяносто, и прогресс в её развитии был, что называется, налицо. Давным-давно были забыты дагеротипы, на свалку истории попал и изумительный по технологии и результатам мокроколлодионный способ. И хотя ещё, возможно, были живы посетители самых первых уфимских фотоателье, никто не удосужился задать им простой вопрос: где и когда? Не до того было.
А всё же – когда были сделаны самые первые фотоснимки в Уфе? Почти двенадцать лет назад я дал краткое описание истории развития фотографии в нашем городе («Уфа», №11, 2004). И уже тогда было сказано, что датой рождения уфимской фотографии следует считать середину 1860-х годов… Попытаемся уточнить дату.
Когда-то обнаруженные в архиве счета позволили установить факт работы в Уфе фотоателье
(в XIX веке такого слова не употреблялось, но чтобы не запутать читателя, я буду использовать именно его). Но есть ещё один источник – реклама в газетах. Точнее, в одной из них: с 1838 года в нашем городе печатались «Оренбургские губернские ведомости» (с 1865 г. – «Уфимские губернские ведомости»).
Итак, объявление первое, помещённое в номере за 18 июля 1864 г. (огромное спасибо за него Михаилу Игоревичу Роднову!): «Продаётся за умеренную цену вполне устроенная Фотография с тремя обжективами, всеми принадлежностями и галерея. По желанию Гг. покупателей преподаются уроки фотографии. Г. Шеррер, фотограф. В доме госпожи Сысоевой в Уфе».
Сначала разберёмся, что же собственно продавалось. «Вполне устроенной фотографией», судя по всему, продавец именует весь комплект, с помощью которого можно снимать и печатать фотографии, т.е. стёкла, химические препараты и проч. «Обжективы» – это, ясное дело, объективы. Из того, что продавалась ещё и «галлерея», т.е. помещение, можно напрямую сделать вывод, что в 1864 году в Уфе работал некий Шеррер. А «Г.» перед фамилией – это, разумеется, г[осподин] Шеррер, который должно быть уезжал из нашего города. Кроме того, обратите внимание на слова «преподаются уроки фотографии». Они означают то, что уже в 1864-м в Уфе были любители этого вида деятельности.
А теперь о том, о чём в газетном объявлении ни слова: 19 февраля 1865 г. Шерер (разночтение в иностранных фамилиях вполне допустимо) проводит фотосъёмки испытания железнодорожного моста через Оку, вблизи Коломны. Ещё через два года он первым снимает и издаёт  на 16 листах панораму Москвы с храма Христа Спасителя. Ещё в 1863-м баденскому подданному Мартину Николаевичу Шереру передал своё заведение известный московский фотограф Карл Август Бергнер (не с этим ли связана продажа ателье Шерера в Уфе?), так было положено начало известной фирме «Шерер и Набгольц», хорошо известной многим коллекционерам старинных фотографий и открыток.
Понятно, что насчёт Мартина Шерера из Уфы – всего лишь моё предположение, но почти невероятно, чтобы в уникальной для того времени профессии были ещё и люди с одинаковой и столь редкой фамилией. Разве что братья. А вот где тогда стоял дом некой Сысоевой, в котором находилась самая первая, или одна из самых первых уфимских фотографий, вычислить сегодня почти невозможно. Правда, фамилия эта, как выясняется, в то время также была редкой: если в справочнике 1876 года встречаем запись о коллежском асессоре Якове Яковлевиче Сысоеве (но там нет ни слова о его домашнем адресе), то в более поздних справочниках и фамилии такой нет! Зато в относительно недавнем телефонном справочнике 1981 года Сысоевых аж четверо! А вдруг это потомки? Или опять рекламки в газете позапрошлого века искать?
Немного отвлечёмся на найденное А.П. Масловой второе объявление по нашей теме, не менее загадочное. 1865 год: «Англичанка М.К. Филипс, приехавшая в Уфу, желает поступить в дом к детям. Условия можно узнать в г. Уфе в доме Кадкиной, в фотографии Кабрицкаго». Где эта улица, где этот дом – никто уже, пожалуй, не скажет. А вдруг из глубины старых комодов когда-нибудь выйдут на всеобщее обозрение фотоснимки Кабрицкого? Как совершенно неожиданно появились сразу три фотографии производства ателье Адольфа Фёдоровича Бухгольца.
Когда мне впервые предъявили «кабинетку» его ателье – великолепно типографским способом оформленное паспарту, причём с выходными данными и на обороте, – с утверждением, что это конец 1860-х – начало 1870-х годов, я не поверил. Но специфический цвет фотоэмульсии так называемого мокрого коллодионного способа (коллодий от греч. «колос» – липкий), даты жизни изображённых на снимке – всё говорило о том времени. Но чем это подтвердить?
В справочнике «Фотографы Петербурга» приводится цитата из газеты «Голос» от 26 марта 1867 г. о том, что Бухгольц Адольф Фёдорович с марта с 1867 года открыл фотоателье по улице Баскова. При этом современный комментатор называет Бухгольца фотографом из Уфы, имея в виду должно быть его будущее место жительства. А историк Ольга Бахарева из Оренбурга пишет, что в 70-90-х гг. XIX века в губернии прославились фотографы А. Бухгольц из Пруссии и К. Фишер из Саксонии. Когда же Бухгольц успел поработать в Уфе?
Удивительно, но все три его снимка оформлены по-разному. Как будто под рукой у него была типография, цветной ксерокс или что-то подобное. Фантастика! Дело, видимо, в том, что когда-то снимков было очень много: после почти недоступной по дороговизне и сложности выполнения дагеротипии (при съёмке на дагеротип приходилось сидеть перед фотокамерой минуты, а то и десятки минут, да и дошла ли вообще дагеротипия до Уфы?) это был прямо-таки революционный прорыв. Но все эти десятки и сотни фотографий сгинули в пучине общественных катаклизмов. Или просто выцвели на свету, несмотря на то, что для сохранности их некоторое время вирировали (химически окрашивали) соединениями золота. Интересно, кстати, с этой точки зрения оценить «самочувствие» выставлявшегося в Уфе в 2001 году альбома из запасников Государственного Эрмитажа с видами нашего города, выполненными фотоателье А. Петровой.
Итак, А.Петрова. Анна, Александра, Анастасия? Цитата из №37 «Уфимских губернских ведомостей» за 1866 г.: «От фотографии
Г-жи Петровой (на углу улиц Почтамтской и Каретной в доме
Г. Петрова). В течение нынешнего лета изготовлено фотографиею значительная коллекция видов города Уфы, представляющих лучшие перспективы города: улицы, площади, здания и пр. Коллекция продаётся в целом составе и отдельными экземплярами видов. Коллекцию можно видеть в фотографии ежедневно. А. Петрова».
Сегодня все интересующиеся знают, что Каретной когда-то называлась улица Аксакова, Почтамтской исследователи истории уфимской почты  уверенно называют улицу Пушкина,  разные отрезки которой именовались и Голубиной, и Вавиловской, и Почтовой. Н.А. Гурвич писал, что с самых давних времен на этой улице была почтовая контора, в том числе и в 1860-е годы. Но где на перекрёстке Каретной и Почтамтской стоял дом господина Петрова?
Подойдём к вопросу с другой стороны. В справочных книгах 1873 и 1876 годов ни Петрова, ни Бухгольц почему-то не указаны, а в 1879-м обе действовавшие на тот момент (но пока безымянные для нас) фотографии (т.е. фотоателье) отмечены уже на Большой Казанской (точнее, в квартале, прилегающем к этой улице). А на углу Каретной и Почтовой (Большой Вавиловской) домохозяина Петрова не наблюдается. Возможно, участок с домом был продан. «Ага, – добавит скептик, – И забита курица, несшая золотые яйца».
А, может, он вынуждено был передан под более насущные нужды? Например, под строительство Никольской церкви, заложенной в 1876 году. Но планом 1819 г. строительство храма на этом месте не планировалось. И тут мне почему-то вдруг приходит в голову, что дом Петровых мог сгореть. Со всеми «обжективами», копфгальтерами (держателями головы) и галереей. Именно поэтому информации о фотографии А. Петровой в последующие годы мы больше нигде не встречаем.
Но зато, как уже говорилось, сохранился целый альбом продукции её фотоателье: «Виды города Уфы, снятые в 1867 году». Беру на себя смелость утверждать, что входящие в него снимки сделаны на год раньше, как это и обозначено в вышеприведённом газетном объявлении. Так что нынешним летом мы вполне можем отметить полуторавековой юбилей самых первых снимков нашего города!
В статье я, пожалуй, задал больше вопросов, чем дал ответов, но, надеюсь, когда-нибудь мы разрешим и эти загадки. А то скоро, боюсь,  позабудем даже, что такое фотоплёнка.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг