ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Наука - тема дня
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов встретился в Доме Республики с председателем ...

Климат в плюсе
По итогам 2015 года Башкортостан поднялся с 40-го на 20-е место в Национальном рейти...

На основах партнерства
Делегация Республики Башкортостан под руководством премьер-министра Правительс...

Встретим финансистов
В июле Уфа станет местом проведения ежегодного Всероссийского семинара-совещани...

Еще один выезд
Будет построен восточный выезд из Уфы на автомобильную дорогу федерального значе...

Вековой юбилей
«Уфаводоканал» отметил 115-летие. Подарком коллективу предприятия стал праздничны...

Выпорхнули из гнезда
Почти 5 тысяч девушек и юношей покинули стены школ, лицеев и гимназий, которые за г...

Танцуй пока молодой!
С большим размахом отпразднован День молодежи в Уфе. Целый ряд мероприятий прошел...

Завоевал Америку
Ученик Республиканского башкирского лицея-интерната (РБЛИ) Арслан Салихов завоев...

Трамваи отказываются от наличных
В Уфе начался эксперимент: на некоторых трамвайных маршрутах начала действовать ...

Спасенная жизнь
Уфимские врачи стали лауреатами главной медицинской премии страны «Призвание» з...

Новый экспресс
Событием стал запуск дневного экспресса по маршруту Уфа –Самара - Саратов.
Его п...


Черниковка прихорашивается
Начинается масштабная реконструкция улицы Первомайской. Ремонт пройдет на участ...

Территория творчества
Скульпторы из других регионов страны, Грузии, Болгарии, Японии, Франции, Южной Кор...

Картина о поэте
В Уфе начинаются съемки полнометражного художественного фильма «Бабич» - о жизни ...

Золотой значок
Азалия Фазылова стала первой из учеников республики, получившая золотой знак отл...

Пока, Уфа, здравствуй, Рио!
Уфимские рапиристы вошли в сборную России и отправятся на Олимпийские игры в Рио-...

В новый сезон - с новым тренером
После неудачного сезона главным тренером футбольного клуба «Уфа» стал Виктор Гон...

Ретрокалейдоскоп
240. 4 июля 1776 г. принята Декларация независимости. День рождения США.
130. 3 июля 1886 г...





     №7 (176)
     Июль 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон

Наши герои

Колонка редактора

На контроле у мэра

Золотой курай

Музеи уфы

Дневники приемной мамы

Тайны овального портрета








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Птичья фамилия


Как вы думаете, чем, кроме пернатых дел, могут быть связаны такие названия: «Сокол», «Беркут», «Гриф», «Коршун», «Кречет», «Орёл», «Орлан», «Ястреб», «Кобчик», «Лебедь», «Фламинго»... И как в эту «хищную» подборку попали два последних?

Ранним утром 11 августа 1858 года в Уфе случилась небольшая революция: принадлежавшие купцу из Углича Н.М. Журавлёву пароходы «Грозный» и «Быстрый» «дымились в виду спящего города». Пароход «Грозный» был «шкивного или кабестанного свойства», а «Быстрый» служил так называемой «забежкой». Проще говоря, знакомых нам по фильмам лопаток-колёс у «Грозного» не было: с помощью паровой машины пароход-кабестан подтягивал себя (а также семь несамоходных судов-подчалков) к завезённому вверх по течению якорю. А небольшой пароходик «Быстрый» как раз и был предназначен для завоза якоря.
7 сентября 1858 года к уфимскому берегу причалил пассажирский пароход «Русалка», 12 мая 1859 года в Уфу пришёл пассажирский пароход «Ольга», а навигацию 1860 года открыл пароход «Лебедь». С 1870 года установилось регулярное пассажирское сообщение по Белой. Разные суда ходили по нашим рекам в конце ХIХ – начале ХХ века: «Трудолюбец» и «Храбрый», «Белая» и «Уфимец»,  «Владимир» и «Надежда», «Аскольд» и «Эммануил» (по имени хозяина – Э.Н. Хасабова), «Бирск», «Ост» и «Урал»… Одни из них можно увидеть на старых снимках или открытках, другие оставили след только в рекламных объявлениях. Кстати, если продолжать этот большой список, то встретим и менее серьёзные названия: «Пчела», «Забияка», «Малютка», «Дедушка». Но я выделю уже упомянутый «Лебедь», а также «Сокол», «Орёл» и «Уфимец».
В середине прошлого века начался новый подъём судоходства на Белой. Баржи и танкеры стали обычным явлением, большие туристические теплоходы едва ли не ежедневно отходили от Софроновской пристани. В 1956-1957 гг. появились в наших краях и несколько прогулочно-экскурсионных катеров (кое-кто называл их речными трамваями). Проект этих теплоходов был разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947 г. Сначала они выпускались Московским судоремонтно-судостроительным заводом, а позднее в других городах СССР (например, в Херсоне). Обычно название этим катерам заменяли две буквы и порядковый номер. Приписанные к Уфе катера херсонской постройки имели обозначение «тип ПТ», возможно, именно это навело кого-то на мысль, что их можно расшифровать как сокращение от слова ПТица. А дальше начался полёт фантазии. По Белой и Уфимке уже вовсю сновали маленькие катера «Воробей», «Стриж» и «Ласточка», пришлось обратить внимание на более крупных птиц. Но что за название для речного красавца «Ворона»? Или, например, «Гусь» или «Сорока»? А «Лебедь» – это совсем другое дело, правда, выбор таких птиц не широк, а новых теплоходов почти десять, вот почему речники обратили взор к хищникам. Тем более что на наших реках когда-то уже встречались подобные названия. Просьбу направили в Херсон, и вскоре белые красавцы из «хищной стаи» стали прибывать в Уфу. А в июне 1960 года в Москве построили для Уфы новый теплоход, несколько иного типа. Он был, кажется, единственным, потому с названием не мудрили, и назвали его просто – «Уфимец».
Как доехать в Красный Яр в музей В.И. Чапаева? На «Лебеде», конечно! Где отдохнуть и позагорать в воскресенье? Да на «Золотых песках», куда вас довезёт юркий «Уфимец»! Или «Гриф» – с песнями под баян и танцами на верхней палубе, с красной и чёрной икрой в буфете (и с не очень понятным тогда детям «танцоров» чешским и польским бутылочным пивом).
Пришли другие времена, под баян уже никто не танцует, ОРС пароходства деликатесами давно никого не удивляет. Разлетелись в разные стороны и наши «птицы»: одни пошли в металлолом, другие, сменив названия, возят садоводов или отдыхающих вокруг Уфы или далеко от неё. Третьи… На третьих баянист по-прежнему играет «Марш нахимовцев» или «На сопках Маньчжурии». Но звука не слышно, ведь происходит это всего лишь на старых фотографиях из семейных альбомов.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг