ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Генетический рывок
Готовится к запуску Центр молекулярной медицины, созданный на базе кафедры генет...

Скоро выборы
Установлен режим работы избирательных комиссий республики в период подготовки и ...

И снова в лидерах
Уфа претендует на звание лучшего конгрессного центра России.
Столица Башкортос...


Семья поможет семье
Столица Башкортостана принимает участие во Всероссийском конкурсе «Город детей -...

Чтобы ездить с комфортом
В северной части столицы идет ремонт дорог на крупных магистралях и в микрорайона...

Прочь гараж!
Снос незаконно установленных гаражей продолжается. Освобожденные территории ста...

Для прогулок у озера
Началось благоустройство озера Солдатское в парке Якутова. Рабочие приступили к ...

Цирк… уедет
Госцирк принимает последних гастролеров. В следующем году он закроется на масшта...

Дотянуться до «звезд»
Уфимцы засветились в рейтинге журнала Forbes.
Певица Земфира поднялась с 24-го на де...


Увековечат имя
В Уфе установят памятник известной актрисе.
Недавно памятник Пушкину, стоявший ...


МДИ-2019: на старт!
В Затоне продолжается строительство
Центра спортивной подготовки на улице К...


Удачного сезона
Начались матчи премьер-лиги регулярного чемпионата по футболу, а чуть позже на ле...

Ретрокалейдоскоп
110. В августе 1906 г. группа боевиков во главе с И.С. Кадомцевым напала на поезд близ р...




     №8 (177)
     Август 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ"

Социализация: учим бороться с трудностями


- Ты совершенно не приспособлен к жизни! – восклицают родители, укоризненно глядя на подросшее чадо. Звучит по меньшей мере странно. Кто как не они должны готовить ребенка к плаванию в открытом море? Но чаще папы и мамы  предоставляют это право детскому саду и школе.


Интеграция в социум – процесс сложный, особенно в условиях современных реалий. В обществе, где конкуренция – двигатель прогресса, на первый план выходят ценности другого порядка.  Занять свое место под солнцем, при этом сохранив нравственное начало, почти непосильная задача. Как воспитать думающую личность, а не приспособленца, для которого собственное благополучие и есть смысл существования? Об этом мы спросили  наших собеседников.

Сергей Тюнин, учитель
истории Центра образования №53:
- Никогда не думал, что буду учителем. После окончания исторического факультета БашГУ работал в автосалоне. Довольно быстро понял, что это не мое. В школе мне сразу дали класс. Так из человека, который на прежней работе выполнял указания, превратился в руководителя детского коллектива. В то время мои ученики перешли в восьмой класс. Поначалу были проблемы с дисциплиной. Вызывал особо ретивых нарушителей на «ковер», убеждал: мужчина – защитник, а не нападающий. Откровенно признавался, что в школе паинькой не был. Но когда мою маму вызывали в школу (а такое бывало), она никогда меня не оправдывала. Родители восьмиклассников поначалу не восприняли меня всерьез. Они, а не я, чувствовали себя хозяевами положения: мы вам доверили своих детей и вправе предъявлять претензии. В этом случае привожу пример из истории: учитель сына Сталина осмелился пожаловаться отцу на его поведение. На что человек, которого все боялись, поддержал педагога - приму к сведению. Если учителя уважают, то и относиться к его предмету, к тому, что он делает, будут соответственно.
Мне 26, я еще не забыл свои школьные университеты, мне близки проблемы моих учеников. Хотя в моем детстве мальчишки больше гоняли в футбол, а сегодня они «сидят» в планшетах. И жизнь кипит не на улице, а в Интернете. Дети выкладывают в сети обличающие учителей ролики, обсуждают их. Объясняю, что выставлять на всеобщее обозрение человеческие слабости по меньшей мере непорядочно. Я веду футбольную секцию, и каждую пятницу мои спортсмены приходят с дневниками. Нет замечаний и двоек – пожалуйте на тренировку, есть - пропускаете. Эффективная мера.
 На классном часе мы еженедельно подводим итоги: у кого хвосты, что надо подтянуть. Урок - одна из самых результативных форм воспитания. Стремлюсь преподнести тему в увлекательной форме, чтобы предмет не превратился в скучное занятие, где главное – зазубрить даты. Беру пример со своего университетского преподавателя Евгения Анастасовича Круглова. Когда тебя останавливают в коридоре, чтобы подискутировать, значит ты достиг своей цели.
Скажу честно, работа в школе стала для меня приятным шоком. Я ощутил себя на своем месте. И если поначалу ученики и их родители смотрели на меня как на неудачника, которому больше некуда податься, то теперь, наверняка, так не думают. Разве можно назвать неудачником того, кто работает на благо государства?

Елена Самигуллина, учитель русског
о языка и литературы школы №113:
- Мой предмет – один из самых воспитывающих. Литература позволяет проживать чужую судьбу, анализируя поступки героев, примерить ситуацию на себя: а как бы я поступил? Порой получаешь не-ожиданные ответы. Вот, например, Николай Ростов проиграл в карты огромную сумму. Спрашиваю ребят: что бы вы сделали на месте его родителей? Отвечают: наказали. В романе отец героя дает ему деньги, чтобы он расплатился: карточный – долг чести. Но при этом говорит сыну, что теперь вся семья разорена. Как отнестись к его поступку: проявил слабость или принял мудрое решение?
Сегодня честность, порядочность почему-то воспринимаются отклонением от нормы. Но писатели-классики, проповедуя высокие нравственные ценности, ставят все точки над i. Русская литература, как, наверное, ни одна другая, способна заглянуть в самые глубины человеческого сознания. На ней воспитывается личность.
В качестве примера можно привести путь Пьера Безухова, получившего огромное наследство. У него богатый дом, красивая жена, он может позволить себе все удовольствия жизни. А герой мечется в поисках идеала. Прозрение наступает, когда страна находится в опасности. Пьер на собственные деньги снаряжает целый полк. Он действует и в конце концов становится человеком, полезным для своей Родины. Чем не альтернатива сегодняшним модным тренингам личностного успеха, где во главу угла ставится собственное благополучие?
В основу профориентационной работы в школе положена триада: хочу, могу, что нужно моей республике. Сегодня многие уезжают учиться в столичные вузы, где выбор гуманитарных направлений достаточно широк. В то же время стране требуются учителя и инженеры. Но есть ли у выпускника желание стать тем или другим? Один из моих учеников хочет поступать на юридический, осознавая, как сложно найти работу по специальности. Но я вижу в нем прекрасные задатки будущего адвоката. Значит, несмотря ни на что, надо быть настойчивым в достижении своей цели.
Часть профориентационной работы – сотрудничество с социально-гуманитарным факультетом БГПУ имени М. Акмуллы. Также мы приглашаем на клас-
сные часы людей разных профессий. Был у нас и потомственный железнодорожник. Дема – особый район, где жизнь течет по московскому времени. И многие из ребят ежегодно делают выбор в пользу этой профессии.

Гульнара Муллакаева, председатель родительского комитета школы №80:
- От школы моего детства до сегодняшней - «дистанция огромного размера». Авторитет учителя и идеологическая цепочка октябренок – пионер – комсомолец закладывали фундамент дальнейшей социализации. Родителям в подавляющем большинстве была отведена роль сторонних наблюдателей. Отдал ребенка и забери через 10 лет. Сегодня отец и мать – часть школьного социума. Во многом это обусловлено изменениями в обществе и влиянием компьютерных технологий. Сегодня в порядке вещей, когда в соцсетях и мессенджерах ведут разговоры о том, хорош или плох учитель, обсуждают его действия. Такое раньше трудно было представить. Школа предоставляет образовательные услуги. Этим все сказано. А значит, ты вправе требовать, решать, устраивает тебя учитель или нет. Нередко в этот диалог вовлекается и ребенок. Стало модным снимать видео и выкладывать в Интернет компромат на учителей. Дети еще не умеют оценить последствия своего поступка. И тут важна реакция родителей. Не случится ли так, что впоследствии он и к собственным родителям применит подобную методику?
Безусловно, от того, к какому учителю ты попадешь, зависит многое, но далеко не все. Я замечала, что класс всегда похож на своего первого учителя. У спокойного педагога и дети уравновешенные. А у нервного, суетливого – бегают на перемене как чертенята.
В социализации и адаптации ребенка в обществе большое место занимают дошкольные учреждения. Как правило, в учебе детсадовские дети на голову выше домашних. Они умеют общаться, строить отношения, не стесняясь, отвечать на вопросы, дисциплинированы. Среди моих друзей есть те, у кого дети на домашнем обучении. Школьные друзья, первая любовь, успехи и неудачи – все остается за бортом. И войти такому ребенку в большую жизнь будет во много раз сложнее.

Светлана Квинцхадзе, заместитель директора по воспитательной работе школы №128:
- Мы создали систему самоорганизации и самоуправления в 2000 году – в переходный период для нашего государства. Когда пропали идеологические ориентиры, и надо было направить энергию ребят в правильное русло. Во многих школах тогда появились парламентские республики, а мы образовали планету тинэйджеров - телецентр. В каждом классе выбирается староста, входящий в Совет. Начинается это с начальной школы, где дети уже получают опыт. Таким образом вся школа становится одним огромным механизмом, где каждому отводится своя роль.
У нас есть своя студия, все значимые события мы снимаем на видео, создаем собственные ролики и фильмы. В этом увлекательном процессе каждый может реализовать свои способности. Ученица 11 класса Элина Амирханова в этом году выступила на городском семинаре по воспитательной работе «Талантами славится Россия» и рассказала, как работает самоуправление, поделилась впечатлениями от урока актерского мастерства, который дала в четвертом классе. А Никита Бабенко, переехавший в Саратов, запустил наш проект там. Сегодня он - начальник геологической партии, а школьный опыт самоуправления ему пригодился.
Поле телецентра охватывает и волонтерскую деятельность. Ежегодно наши дети проводят уборку на кладбище, где похоронены воины-
афганцы. Мы проводим акции доброты, не забывая об одиноких стариках: по весне вскапываем им огороды. Мы не ограждаем своих воспитанников от трудностей, мы учим с ними справляться, помогая тем, кому сейчас плохо. Сопротивление обстоятельствам вырабатывает характер.

Аида Набиуллина, директор школы №7:
- Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся в нашей школе с 2002 года. И сегодня у нас немало историй, когда им удавалось то, на что родители и медики не смели надеяться. «Особенные» учатся в небольших классах - по 10-11 человек, вместе со здоровыми сверстниками. Инклюзивная среда - это множество нюансов. Например, все уроки проходят в одном классе, где создана уютная, домашняя атмосфера - так ученики чувствуют себя более уверенно. Но главное, конечно же, - индивидуальный подход. Один ребенок, придя в первый класс, забывал, где находятся столовая и кабинет, плохо запоминал лица учителей и одноклассников. Другой соглашался разговаривать только дома, с родителями. Третьему трудно было писать. Перепробовав все, мы нашли выход: стали использовать ноутбук, и теперь ученик может показать свои знания - пишет диктанты и контрольные на «5». На четвертом году обучения проблемы начали отступать: кто-то научился лучше ориентироваться, кто-то - отвечать учителю и разговаривать с одноклассниками.
С недавних пор мы стали обучать и детей с расстройствами аутистического спектра, но принимаем не всех: ведь их проявления очень разнообразны. Для работы с такими ребятами нужны не только учителя, но и наставник - тьютор, который, если возникают трудности, успокоит, продолжит занятие в индивидуальном режиме. Часто появление в классе ребенка с нарушениями здоровья - риск: здесь все зависит от самоотверженности учителей и родителей.
Бывает и так, что они не слишком верят в то, что их чадо сможет успевать в учебе. Говорят: «Для нас главное - здоровье». А мы все равно надеемся, что подросток чем-то заинтересуется, проявит свои способности. И во многих случаях это дает результаты. Все наши выпускники успешно учатся в вузах и колледжах, реализуют себя в различных профессиях.
От удивления и настороженности по отношению к «не таким, как мы» давно не осталось и следа - напротив, ребята привыкли помогать друг другу.
В прошлом году четыре выпускника с ограничениями по здоровью отказались от щадящего режима и сдали ЕГЭ на общих основаниях: на четверки и пятерки. А Евгений Круглик получил золотую медаль. Он уже окончил первый курс одного из сложнейших факультетов авиационного университета – программной инженерии. Из-за ДЦП до 9 класса мальчик учился в классе коррекции, а два последних года в физико-математическом. Он мне сказал как-то: я не только получил здесь знания, но и научился разбираться в людях. Женя смог доказать, что может учиться с обычными детьми и даже учиться лучше них. Но получилось ли у него добиться таких успехов, если бы он был на домашнем обучении? Родители целенаправленно отдали его в обычную школу, предполагая трудности адаптации. Но они поступили очень
мудро.

Роман Опякин, ученик
11 класса лицея №153:
- Учусь в лицее при УГАТУ всего год, поступил, выдержав тестирование. Я не первый раз меняю учебное заведение, а вот для моего одноклассника Эмиля Сатаева переход в другую школу стал серьезным испытанием. Уроки в лицее объединены в пары, как в вузе. Это не только позволяет глубже погрузиться в тему, но и сократить время на подготовку к урокам. Адаптация к школе и одноклассникам заняла всю первую четверть. Сентябрь мы были поглощены только учебой, времени на неформальное общение совсем не оставалось, да и схожусь с людьми трудно. Но совместная деятельность тесно сплачивает. Уже в октябре мы с Эмилем начали разрабатывать проект «99h» – операционная система будущего», а в ноябре заняли с ним первое место на районном этапе МАН по информатике. Потом несколько месяцев готовились к следующему этапу. За это время мы подружились и добились успехов, став вторыми на Всероссийской научной конференции учащихся имени Н.И. Лобачевского в Казани в марте этого года, затем с нашим проектом были приглашены в весеннюю инженерно-конструкторскую школу «Лифт в будущее», обучение в которой проходило на базе детского центра «Орленок». Там не только приобрели новые знания по информационной безопасности и нейроинформатике, но за три недели разработали два проекта, победили в конкурсе «Что? Где? Когда?» и приняли участие в олимпиаде Национальной технологической инициативы, за время которой собрали собственный квадрокоптер.
Круг общения только за один учебный год многократно расширился: узнали много нового и полезного, увидели разработки команд из разных школ России. Научились распределять обязанности, договариваться, не тянуть для пользы дела одеяло на себя. Все это, наверняка, пригодится и в обычной жизни. И друзей надо выбирать по принципу: дал обещание – держи слово.



Эврика будущего

…Закончен урок, и ребятня стайкой бежит кто на  стадион, кто в студию танца или на Станцию юных техников. Торопятся  туда,  где они что-то мастерят, рисуют, сочиняют, лепят и конструируют.  Именно так -  за  играми и занятиями развиваются любознательность, настойчивость, умение фантазировать, а также  отзывчивость и доброта.

Когда в рисунке – целая планета
-В девять лет все дети дружат с красками и карандашами, - говорит педагог Центра развития творчества «Радуга» Ирина Хафизова, - но если они продолжают рисовать и дальше, несомненно, нужно обратить внимание. Ведь это говорит о наличии способностей и даже, быть может, таланта, пусть пока еще не раскрытого. Нужно дать юному художнику время и мягко, ненавязчиво направить в правильное русло.
В центре существует ступенчатая система развития ребенка начиная с дошкольного возраста. Родители приводят сюда трехлетних малышей и смело вверяют опытным педагогам. И начинается самый первый этап – подготовительный, где ребята обучаются азам в комплексах «Золотой ключик», «Букваренок», «Буратино», а с 9-ти лет уже сами могут выбирать, чему учиться дальше. Многие приходят в студию «Волшебная кисточка», в 16 заканчивают свое обучение уже в мастер-классе.
- Я набираю ребят, уже имеющих определенные навыки, - рассказывает Ирина Ириковна. - Они вполне умело владеют инструментами, знают, какую выбрать бумагу для акварели, какую – для живописи, приобретают профессиональные краски, кисти.
Таких звездочек в «Радуге» немало. Только за последние три года ее воспитанники одержали 240 побед в конкурсах самого различного уровня – от городских до всероссийских и международных. У них есть стремление достичь определенного уровня, и они учатся, впитывают в себя знания, умения, и каждый конкурс для них - экзамен на взросление. «Радуга» и сама ежегодно организует республиканский и городской конкурсы «Палитра родного края» и «Детский натюрморт». Участие в них также стимулирует юных художников к совершенствованию мастерства.
Педагог не ставит перед ребятами узких рамок. Дает тему, к примеру, осень. А дальше они включают фантазию и рисуют то, что ассоциируется у них с этим временем года: небо, затянутое облаками, или солнечные тыквы, овощные натюрморты, или поздние цветы. Дети непредсказуемы, и в их творчестве это часто можно наблюдать. Как говорит Ирина Ириковна, порой не ждешь чего-то сверхъестественного, а он вдруг ошеломит тебя неожиданным цветовым решением или фантастическим сюжетом, ярким образом. Вот, например, Юля Савченко. Когда девочка пришла к ней в студию, поначалу ничем особенным от других не отличалась - старательная, увлеченная, занятий не пропускала. Теперь Юля - гордость центра. Редко у кого из ребят есть такое чувство цвета, умение передать фактуру. К примеру, если на рисунке котенок, то, глядя на него, хочется его погладить, если каменная стена, то чувствуешь ее тяжесть, шероховатость, объем. Юная художница, безусловно, со временем займет свою нишу в искусстве.
- У нас немало способных ребят. И даже если в будущем они не свяжут свою деятельность с художественной сферой, то умение видеть и передавать красоту окружающего мира им наверняка пригодится, - говорит директор центра Лидия Перлова. - Система обучения, выстроенная в центре, стала тем ключиком, который максимально раскрывает в детях творческий потенциал и формирует их эстетическое сознание, которое необходимо человеку, где бы он ни работал, каким бы видом деятельности ни занимался.
В родной стихии
- Практически все дети - прирожденные актеры. Посмотрите, с каким удовольствием они поют, рассказывают стихи, танцуют, - рассказывает руководитель вокальной группы «Тутти-фрутти» Дома детского творчества «Дружный» Юлия Каримова. - Когда они на сцене - не могу не любоваться ими. Свободны, раскрепощены, в них столько эмоций, радости, задора! А пришли в студию неопытными, робкими.
Недавно воспитанники «Дружного» выступали в Мюзик-холле. На сцену выходили вместе с известными уфимскими артистами и держались уверенно. Это было не только блестящее выступление, но и своеобразный мастер-класс.
 Вокальная студия «Тутти-фрутти» в Доме детского творчества «Дружный» существует уже 9 лет. Юлия Каримова развивает ребят по своей авторской методике.
- Привить навыки и знания, конечно, одна из главных задач, - говорит педагог, – но не менее важно научить ребенка оставаться человечным в любой жизненной ситуации. Проведем аналогии с моим предметом - вокалом. Он предполагает как коллективную, так и индивидуальную работу. Ансамбль же – маленькая модель общества, и здесь нужно выстроить гармоничные взаимоотношения со всеми участниками группы. И уже вместе идти к цели, находить решения в нештатных ситуациях, компромисс, быть терпимым и последовательным. Важна и индивидуальная работа, правильная самооценка. Все это пригодится им в будущем. И уже сейчас они творческие личности, которые о себе заявили, участвуя в различных конкурсах и фестивалях.
 Еще одна дверь, ведущая юного человека в большой мир, - познавательная деятельность.
Что расскажет микроскоп?
Очень многое, если в него вглядывается пытливый, любознательный исследователь, и неважно, что он еще школьник, мыслит он уже как ученый.
 В Демском эколого-биологическом центре «Росток» созданы лаборатории, где увлеченные наукой ребята занимаются различными исследованиями, а интересно им все, что окружает.
- С каждым из воспитанников мы прошли километры «по горам и долам», изучая травинки, деревья, кустарники, собирая гербарии, узнавая каждый день что-то новое. Они росли на глазах, и сейчас каждый из них – личность, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ираида Морозова. - Их проекты относятся к самым различным областям жизни.
К примеру, Максим Русаков обнаружил возле микрорайона Серебряный ручей редкое растение - амброзию – весьма вредный аллерген. Провел целое расследование - откуда оно появилось здесь, как распространяется, чем опасно. Екатерина Кутлина же провела исследование, как бороться с этим растением. Семена амброзии, возможно, были завезены автомобилистами случайно на колесах. Юный ботаник серьезно занялась изучением растения. Работа очень актуальна и, возможно, заинтересует и взрослых ученых, ведь пыльца амброзии может стать причиной заболевания.
Пытливых, целеустремленных ребят в центре немало. Богдан Алексеев провел исследование климата, начиная с 1936 года, и составил определенный прогноз на будущее. Анна Ларина изучает, как на юный организм подростка влияют вредные привычки или, наоборот, если он ведет правильный образ жизни. Елена Коннова увлечена нейробиологией, Арина Хайруллина изучает свойства меда, содержание в его различных сортах фруктозы и сахарозы.
Ираида Михайловна работает по авторской программе, позволяющей вовлечь в проектную деятельность ребят с раннего возраста. Свои занятия она проводит не только в стенах центра. Летом ребята отправляются в походы по самым живописным местам республики. Но цель вояжей - не только отдых, но прежде всего познание. Каждая такая «работа в поле» становится настоящим погружением в зеленый мир.
 Максим Морозов снял целый фильм под микроскопом о жизни, невидимой обычному невооруженному глазу.
 Все эти исследования очень интересны и при дальнейшей разработке могут принести пользу обществу. Сами юные экологи уже доказали свою состоятельность как молодых ученых на различных конкурсах, олимпиадах и научных конференциях, в которых постоянно и успешно участвуют. Они свободно ведут диалог с профессорами, умеют отстаивать свою точку зрения. Во многом их будущее определено, скорее всего, оно будет связано с наукой, многие воспитанники центра стали студентами санкт-петербургских и московских университетов.
Еще несколько лет, и ребята войдут в мир взрослых - и сделают это уверенно, потому что имеют за плечами опыт, - пусть небольшой, но важный. Это поможет им реализовать свой потенциал и достичь своей мечты.


Скажем свое слово

Мама ведет плачущего  ребенка в детский сад. Картина достаточно типичная.  Представьте себе, если вас оторвут от  мира, где вы царь и бог, и поместят в среду, где надо уметь уступать, договариваться, учиться самостоятельности.  Как сделать так, чтобы адаптация прошла как можно безболезненнее для психики и в то же время закалила,  а малыш приобрел навыки и умения, удовлетворил свою любознательность и, наконец, подготовился к школе?  Об этом знают  наши герои.

«СОМик»
Способный Одаренный Малыш и коллектив - так расшифровывается название детского сада №71, появившегося на карте Уфы семь лет назад. Три заглавные буквы в аббревиатуре подчеркивают: на первом месте - ребенок.
- У нас три смены, каждая по три часа, - говорит заведующая Ольга Басс. - Кратковременное пребывание в стенах учреждения - хорошая площадка для первичной адаптации к обществу. Сегодня, к сожалению, много детей, которые по тем или иным медицинским показаниям не могут посещать обычный детсад. Но и этого времени достаточно, чтобы заполнить его разнообразными делами, дать возможность полноценного общения со взрослыми и сверстниками.
Развивающие игры, обустройство помещения, где задействован каждый уголок, - все должно, по мнению педагогов, вызывать положительные эмоции. Здесь можно принять участие как в коллективной игре на «свободной площади», так и найти индивидуальное местечко по душе.
Елена Егорова отдала свою дочь в «СОМик» в два с половиной года, пока ждала путевку в садик полного дня. Но вскоре стало понятно, что такая форма посещения - наиболее приемлема.
- У дочки аллергия, поэтому надо соблюдать определенную диету, что в условиях обычного садика невозможно, - говорит она, - но решающим стало все-таки другое: дружелюбная атмосфера. В ней исключен стресс, связанный с длительной разлукой с семьей, ребенок учится общаться в детьми и взрослыми. В то же время здесь идет подготовка к школе - ребятишки получают начальные сведения по математике и грамоте. Кроме того, дополнительно можно заниматься в различных кружках, например, рисованием и изготовлением поделок в творческой студии. Но больше всего моей Анечке понравились занятия по вокалу. Ее не только научили петь, но и правильно дышать, что очень полезно для здоровья.
В этом году Анна успешно окончила первый класс, в чем не последнюю роль сыграл детский сад.
Вадим - нынешний житель
«СОМика».
- У нас была возможность вообще не водить ребенка в детский сад, - говорит Эльвира Халикова, - но на семейном совете решили: рано или поздно малышу придется выходить в большую жизнь, и чем раньше, тем лучше. Когда мы только пришли сюда, то он не умел общаться с детьми, а за два года стал более уверенным в себе, не боится выступать перед аудиторией, ему очень нравится собирать конструктор. К тому же ходит на занятия к логопеду.
- Свободное образовательное пространство позволяет детям самим проявлять инициативу, - говорит воспитатель Татьяна Алексеева. - Они могут выбирать между дидактическими, ролевыми и настольными играми. Решить, с кем взаимодействовать, а с кем - нет. Словом, учатся делать выбор.
Кляксография
на подмогу
Сделать малыша полноправным членом социума - задача непростая, но при работе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья она многократно усложняется. Тем не менее эту проблему успешно решают в детском саду №254.
- Особенные дети очень болезненно включаются в социум, - говорит заведующая Наталья Рыкунова. - Они с трудом находят контакт со своими сверстниками, не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Поэтому остро нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.
- Моего сына было сложно чем-то заинтересовать, он быстро утомлялся, был настолько скован в движениях, что его приходилось носить на руках, плохо говорил, - вспоминает мама Максима. - Но все-таки мы решили, что ребенку будет лучше там, где есть квалифицированные специалисты, и другие дети могут подтолкнуть его к общению.
Понаблюдав за Максимкой, педагоги заметили, что у ребенка есть интерес к подвижным играм, которые, к сожалению, давались ему сложнее всего.
- Через мячи, обручи, мягкие модули ребенок вовлекал в процесс игры своих товарищей, а затем и взрослых, - рассказывает педагог-психолог Людмила Скачилова. - У него появились успехи: стал более ловким, раскрепощенным. Потом мальчика перевели в группу для детей с нарушениями речи. Постоянные занятия с логопедом, психологом, воспитателями дали результат: у ребенка к концу пребывания в детском саду появились существенные успехи в развитии речи, он стал любознательным, активным, общительным, у него появились друзья, детский сад посещал с удовольствием, был готов к школьному обучению.
Коррекционно-развивающая работа с особенными детьми - процесс, требующий терпения и высокой профессиональной подготовки. В копилке педагогов - различные методики, помогающие сформировать коммуникативную и эмоционально-волевую сферу, дать толчок познавательным процессам. Например, кляксография - выдувание красок через трубочку - развивает интеллектуальные способности, воображение, используется в качестве артикуляционной и дыхательной гимнастики. Рисование на воде
(Эбру) способствует фантазии.
- Моя дочь посещает занятия по психогимнаст
ике, - рассказывает Галина, - ее учат выражать эмоции через движение. И ей это нравится, планируем вскоре отдать ее на танцы. Я заметила, что музыка вызывает у нее сильные эмоции.
Когда ребенок поступает в детский сад, он попадает в поле зрения специалистов мини-центра ранней социализации «Новичок», где в результате работы с детьми и бесед с родителями выявляются малыши с особенностями в развитии. Поэтому уже с трех лет психолого-медико-педагогический консилиум учреждения, выявив какие-то нарушения, направляет ребенка на ПМПК «Северная» для определения дальнейшего педагогического маршрута. И чем раньше это произойдет, тем лучше будет результат.
Но труд логопедов, психологов, медиков, педагогов без эффективного сотрудничества с родителями невозможен.
- Некоторые из них не принимают своего ребенка таким, какой он есть, не хотят признать его особенностей, а им необходимо научиться с этим жить, - считает психиатр Ляля Латыпова. - Другие воспринимают дефект как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Мы вовлекаем родителей в различные виды образовательной деятельности, на праздниках и утренниках, проводим собрания и семинары, выставки совместной деятельности.
С чего начинается Родина
Составлять свою родословную эти малыши учатся раньше, чем начинают читать. В детском саду №27  к истории родного края и их собственной приобщают с самого раннего детства. Дошкольное учреждение - одна из экспериментальных площадок по краеведению, действующая под крылом БГПУ имени
М. Акмуллы. В нее также входят детский центр туризма «Зенит» и школа №109.
- Родина - твой дом, березки под окном, теплые пироги бабушки, - уверена заведующая Гульсина Закирова. - ранние воспоминания остаются на всю жизнь. Но есть и другие вещи, которые надо прививать. Прикосновение к тому, что создано твоими предками, оставляет след на всю жизнь. Почему бы не начать социализацию ребенка с приобщения к культуре и истории родного края, с воспитания патриотизма?
Экспериментальной площадкой детский сад стал не случайно. В нем много лет существует музей, который с каждым годом пополняется все новыми экспонатами, подаренными родителями воспитанников и собираемыми самими педагогами.
- Наши прадедушки и прабабушки ели из деревянной посуды, - демонстрирует домашнюю утварь выпускница этого года Диана, - а еще раньше появилась кожаная, например, в ней удобно было перевозить и хранить кумыс.
Национальная одежда, медаль «За отвагу», переданная участником Великой Отечественной войны, которого уже нет в живых, потускневшие от времени фотографии - все это воспринимается как вещественная история, которую можно увидеть и потрогать.
Стоит ли говорить, что дети, занимающиеся в музейном кружке (старшая и подготовительная группы), - в возрасте почемучек особенно восприимчивы и любознательны. Для них участие в конкурсах и викторинах - не только увлекательная игра, но и способ получения знаний. Отвечая на самые простые вопросы, они узнают важные для себя вещи.
- Устное народное творчество - один из способов приобщения к истории своего края, - говорит логопед-педагог Дилара Ханмурзина. - Мы вместе читаем сказки, смотрим мультфильмы на родном языке, изучаем одежду разных народов, проживающих в Башкортостане.
Здесь действует дополнительная программа по формированию патриотизма у дошкольников с нарушением речи средствами музейной педагогики. Для таких ребят - это особенно важно.
Пока в силу возраста дошкольники еще не могут ходить в походы, чтобы воочию увидеть природные памятники, доступные только в Интернете. Но знания и умения, полученные на заре жизни, обязательно скажут свое слово, когда надо будет проявить свои лучшие человеческие качества и доказать любовь к малой Родине.

Светлана ЯНОВА, Лилия ЗИМИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости