ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Генетический рывок
Готовится к запуску Центр молекулярной медицины, созданный на базе кафедры генет...

Скоро выборы
Установлен режим работы избирательных комиссий республики в период подготовки и ...

И снова в лидерах
Уфа претендует на звание лучшего конгрессного центра России.
Столица Башкортос...


Семья поможет семье
Столица Башкортостана принимает участие во Всероссийском конкурсе «Город детей -...

Чтобы ездить с комфортом
В северной части столицы идет ремонт дорог на крупных магистралях и в микрорайона...

Прочь гараж!
Снос незаконно установленных гаражей продолжается. Освобожденные территории ста...

Для прогулок у озера
Началось благоустройство озера Солдатское в парке Якутова. Рабочие приступили к ...

Цирк… уедет
Госцирк принимает последних гастролеров. В следующем году он закроется на масшта...

Дотянуться до «звезд»
Уфимцы засветились в рейтинге журнала Forbes.
Певица Земфира поднялась с 24-го на де...


Увековечат имя
В Уфе установят памятник известной актрисе.
Недавно памятник Пушкину, стоявший ...


МДИ-2019: на старт!
В Затоне продолжается строительство
Центра спортивной подготовки на улице К...


Удачного сезона
Начались матчи премьер-лиги регулярного чемпионата по футболу, а чуть позже на ле...

Ретрокалейдоскоп
110. В августе 1906 г. группа боевиков во главе с И.С. Кадомцевым напала на поезд близ р...




     №8 (177)
     Август 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Канувшие в Лету


Картинка из детства: хорошо укутанная тётка зимним утром макает в какую-то кастрюлю кисть, и вскоре на фанерном щите появляется свежая газета, журнал «Крокодил» или даже афиша о гастролях в городе самого Игоря Кио.

А как славно начиналось всё это лет сто сорок назад! На всех главных улицах города тогда стояли толстые круглые тумбы, обклеенные афишами, плакатами, объявлениями. А реклама? – спросите вы. Не было тогда ее! Точнее, само слово не было ещё в ходу: согласно словарю В.И. Даля реклама – «статья в защиту свою, в опровержение чего».
Ведь слово это пошло от латинского reklamo – выкрикиваю, т.к. считается, что торговцы в Древнем Риме наносили на материалы информацию о своём товаре, нанимали людей с зычными голосами и посылали их с этими сообщениями по городу. Однако латинско-русский словарь услужливо подсказывает, что re-clamo (reclamo) означает прежде всего громко протестовать, возражать, а уж затем выкрикивать. Вспомните, что такое рекламация (reklamаtio).
То, что нынче мы сочли бы рекламой, называли просто объявлением. Многие удивятся, узнав, что популярный ныне афоризм «реклама – двигатель торговли» в оригинале звучал как «объявление есть двигатель торговли». Крылатое выражение принадлежит российскому предпринимателю Людвигу Морицевичу Метцлю, открывшему в России первую контору по приёму объявлений. Созданный им в 1878 году торговый дом «Л. и Э. Метцль и К°» стал самой крупной в стране конторой по сбору и распространению заказов на рекламу, говоря сегодняшним языком.
А теперь поговорим о тумбах – цилиндрических будках, которые когда-то стояли на улицах наших городов. Изобретение это европейское. В Лондоне афиши и объявления наклеивали прямо на колонны собора Святого Павла, возможно, именно это навело немецкого издателя Э.Т. Литфаса на мысль установить для подобных целей цилиндрические тумбы. Ведь кроме газет, он печатал ещё и концертные, цирковые и театральные афиши, рекламные объявления. В июле 1855 года такие тумбы обосновались в Берлине, за два года общее их количество перевалило за 150. Ставший популярным объект так и назвали –                     – «колонна Литфаса». Кстати, родился Эрнст Теодор в 1816-м, т.е. ровно два столетия назад.
А французский печатник Габриэль Моррис предложил использовать для афиш установленные по всему Парижу фанерные будки дворников с соответствующим инвентарём. И по сей день афишные тумбы называют «колоннами Морриса».
На улицах Москвы, Петербурга и других русских городов первые рекламные тумбы появились в 70-х годах XIX столетия, считается, что предложил это сделать антрепренёр Общедоступного театра Сергей Васильевич Танеев.
В первые годы ХХ века тумб расплодилось достаточно много, всё чаще они стали попадать на фотографии и открытки. Но в ноябре 1917-го декретом советской власти любые объявления в газетах, афишах и проч. были монополизированы государством («О введении государственной монополии на объявления»). На рекламных тумбах поначалу это никак не сказалось. В конце 1920-х гг. руководство страны стало воплощать в жизнь прямо на городских улицах сказанные В.И. Лениным слова: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Агитация ведь это та же самая реклама, только политическая. Афиши интенсивно стали вытесняться, но с точки зрения восприятия мелкого шрифта газетной полосы цилиндр – не самая удобная форма. И на смену тумбе пришёл обосновавшийся на городских заборах и в местах отдыха фанерный щит с небольшим козырьком от дождя.
Последними своеобразными афишными тумбами в Уфе оставались колонны фойе Башакадемдрамтеатра, на которых были наклеены театральные афиши прежних лет. Но, к сожалению, после реконструкции здания они исчезли.
А вот в Германии, в год 150-летия «информационной колонны» насчитали 51 тысячу                  . В Гамбурге, например, обещают оставить 300 тумб, установленных еще в 20-х годах прошлого века, причём использовать их будут только для рекламы культурных мероприятий. В Париже в 2006 году городские власти, решившие снести двести старых тумб, натолкнулись на такой решительный протест парижан, что были вынуждены отступить. Так что привычные «афишные колонны» по-прежнему украшают Елисейские поля и другие улицы.
В нашей же стране тумбы с афишами остались в другом измерении – только на старых фотографиях. А может, стоит вернуть их? Возле театров, музеев и парков, например, они станут очень даже уместными.

Анатолий ЧеЧуха








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости