ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Главная дата
11 октября – День Республики. В соответствии с Указом главы Башкортостана разрабо...

Рейтинг - стабильный
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s подтвердило долгосрочный креди...

Город для детей
В Уфе прошел Всероссийский форум «Мегаполис. Территория детства».
В течение дву...


День Интернета
Форум-выставка IT-проектов «Интернет – драйвер развития экономики» прошел в Уфе.

Все - на уборку
До 20 октября в столице республики продолжается месячник по благоустройству. Колл...

К 110-летию «Галии»
Столица Башкортостана готовится принять видных исламоведов, религиозных и общес...

Для детворы Инорса
В Инорсе после капитального ремонта открыт филиал детской поликлиники №4.
Тепер...


Награда из Дании
Директор Уфимского научно-исследовательского института глазных болезней Мухарр...

Форум сэсэнов
23-24 октября в Уфе пройдет Всероссийский фестиваль сказителей (сэсэнов).
В Респуб...


К сезону готовы
Популярный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», получивший в 2015 году пр...

Сюрприз от Григоровича
В конце октября на сцене Театра о
перы и балета состоится премьера одной из самы...


Не хуже, чем в Рио
Почетную грамоту приняла из рук Владимира Путина заслуженный мастер спорта Росси...

Удачный дебют
В Чикаго на аэродроме «SkydiveChicago» прошел ежегодный чемпионат мира по парашютному с...




     №10 (179)
     Октябрь 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

К нам приехал Вахтангов


Таких масштабных гастролей Уфа не видела давно.  Восемь своих самых лучших постановок Театр имени Евг. Вахтангова привез в нашу столицу в рамках федеральной программы «Большие гастроли».

Спектакли шли на двух сценах: Русского драматического театра  и татарского театра «Нур».  Были проведены мастер-классы, творческие встречи, семинары, фотовыставка «Театр Вахтангова. Прошлое и настоящее».
Назвав приезд корифеев российской сцены историческим событием, министр культуры республики Амина Шафикова не преувеличила. Билеты раскупили задолго до начала гастролей, а на таких спектаклях, как «Дядя Ваня»,  в зале не было ни одного свободного места,  зрители даже сидели на ступеньках.
- Мы стремились отразить творческие направления в разных постановках и режиссуре, - сказал директор театра Кирилл Крок.
Москвичи известны старшему поколению зрителей своим легендарным спектаклем «Принцесса Турандот», поставленным еще отцом-основателем в 1922 году.
Сегодня в театре работают такие актеры, как Владимир Этуш, Юлия Борисова, Ирина Купченко, Василий Лановой, Людмила Максакова,  Мария Аронова. Нынешнее молодое поколение с гордостью носит звание «вахтанговец», что,  по мнению одного из старожилов, означает преобладание содержания над формой, которую всегда можно нафантазировать.
Руководит легендарным коллективом лауреат Государственной премии РФ Римас Туминас. Именно с его приходом театр обрел новое дыхание. В Уфу москвичи привезли две знаменитые постановки режиссера «Евгений Онегин» и «Дядя Ваня», собравшие множество самых престижных наград.
Пушкин и Чехов в понимании Туминаса вызвали небывалый ажиотаж.
Кому-то вольная интерпретация творчества солнца русской поэзии  пришлась не по душе: разве о такой Татьяне  писал поэт, называя ее милым идеалом?  По сути, весь спектакль - интеллектуальный ребус, который предложили расшифровать: почему главная героиня таскает на себе тяжести, ее сестра - аккордеон, а неожиданно расставленные акценты вызывают смех в зале?
- Белинский говорил, что комедия – отклонение от нормы, - поделилась впечатлениями от «Дяди Вани»  учитель русского языка и литературы Гузель Леонова, -  в этом смысле мне понятна задумка режиссера. Создается впечатление, что все происходящее банально и не ново, но, может быть, постановщик этого и добивался?
Какими бы задумками Римас Туминас ни баловался, эффект получился замечательным: уфимцы надолго запомнят гастроли одного из лучших театров страны.
Портрет сильной женщины
-Если публика сегодня будет капризничать, я умру уже во втором акте, - заявила Сара Бернар перед началом спектакля «Дама с камелиями». Божественная Сара, которую называли самой знаменитой актрисой XX века (в начале века), могла себе это позволить. В спектакле «Крик лангусты»
77-летнюю актрису играет Юлия Рутберг. Счастливую возможность увидеть несколько постановок Театра Вахтангова уфимцам подарил и Татарский театр «Нур».
Богиня сцены сидит в кресле на приморской вилле, мучается от жары и пишет мемуары. А для того чтобы писать, ей нужно разыгрывать историю в лицах. Единственный собеседник и партнер - слуга Жорж Питу (Андрей Ильин). Вот диалог с матерью, и мы понимаем: все желание «стать звездой и всем доказать» - оттуда, из детства и из-за материнского пренебрежения. (Впрочем, мы так и думали, психологи уже объяснили: все успехи и неудачи из-за этого). Актриса вновь играет знаменитые роли, вспоминает успех в Америке и грубияна-антрепренера, наркомана-мужа, диалог с Оскаром Уайльдом, требует то граммофон, то зонтик… и вот мы уже в ее власти, вместе с Питу ждем: что она еще выкинет? Но чем она интересна сегодня?
Сара Бернар знаменита не только ролями (хотя даже враги признавали ее мастерство). Она всю жизнь играла красавицу, знаменитость, актрису, выдающуюся личность. Она, как никто, умела извлечь славу из непохожести на других. Чтобы такой спектакль удался, нужно быть личностью. («Я без конца ставлю перед собой разные цели, чтобы не дать себе сорваться с цепи» - еще одна ее фраза, которая о многом говорит). Да, теперешние знаменитости, для которых личная жизнь становится частью пиар-кампании, берут пример с нее. Но зато умереть в безвестности, быть несчастной – не про нее, даже после ампутации ноги. Измученный Питу, без сомнения, будет вспоминать время общения с ней как лучшее в жизни. Оскар Уайльд здесь что-то замечает про лангусту, которая, мол, ничего не чувствует, только кричит (или издает сухой смешок?), когда повар сворачивает ей шею… так вот, она никогда не станет лангустой, жалким беспозвоночным существом (как считалось тогда). И это главное. Второстепенный вопрос: почему многие женщины с сильным характером одиноки? Может, потому, что в расцвете сил им достаточно самих себя. Ну а потом… повезет, если появится Питу.
В другой постановке по пьесе Жана Ануя Юлия Рутберг перевоплощается (и великолепно) в еще одну сильную женщину - Медею. Месть колхидской царевны Язону (Григорий Антипенко), которому она помогла добыть золотое руно, для кого пожертвовала семьей и родиной - сюжет интересный, особенно сегодня, когда нас снова привлекает первобытная и средневековая жестокость (или доблесть, как посмотреть) - видимо, мы основательно забыли, что это такое. Однако что такого мы можем здесь увидеть, чего еще не показали в сериале «Игра престолов»? Там месть изобретательна и многообразна. Но на самом деле это пьеса о неудавшемся супружестве. Страсть горячила кровь, в мире не было ничего невозможного – и вот… Кто первый охладел, кто первый посмотрел в другую сторону? Теперь уже неважно (хотя на самом деле как раз это и важно - не допустить такого). Взрыв, к которому все идет, будет сокрушительным для обоих. Однако главным предателем навеки останется Язон, решивший прогнать Медею и жениться на юной царевне Креузе - и мы все ждем мести за такое поругание чувства (по крайней мере женщины, а некоторые мужчины предпочли покинуть зал). И она наступит. Однако оказывается, что это не все. Еще одна важная сцена: к Медее является местный царь Креон, он великодушно (а на самом деле упиваясь всевластием) решает отпустить ее, ну а что до того, что она и Язон одного поля ягоды и все «подвиги» (то есть преступления) совершали вместе… «Главное, что он наш человек, думает как мы, а ты - чужая». А в конце будет еще интереснее и страшнее: те, кто, совершив и пережив немыслимое, будет теперь «строить благоразумный мир по своему образу и подобию».
Здесь вам не КВН
Чтобы удержать внимание зрителей, разыгрывая камерную драму с небольшим числом действующих лиц, требуется, кроме мастерства актеров, немало находок. И режиссер обоих спектаклей Михаил Цитриняк справился со своей задачей. Белые костюмы Язона, Креона и его приспешников равно могут принадлежать царю и приспешникам, современным деятелям и бандитам. Поляна-полотнище под Медеей, которое свертывают, давая понять, что здесь для нее больше не осталось места, что мир ушел из-под ног; шар ненависти, который она раскачивает, сцена убийства, где никто не падает замертво, а зрителей пробирает ужас… Словом, все удалось. А затем состоялась встреча уфимских театралов с Михаилом Цитриняком и Жаном Жильбером из «Красной капеллы», «мужем Каменской», Жоржем Питу, Порфирием Петровичем, заслуженным артистом РФ Андреем Ильиным.
Кто сегодня играет, ставит и снимает? Каких драматургов любят режиссеры? В чем величие фигуры
завлита? Хотели когда-то стать артистом? Тогда слушайте.

- Как вы распределяете время? Как вы все успеваете? – первым делом спросили присутствующие актеры.
Андрей Ильин: - Да, время такое сложное: надо успевать и играть в театре, и сниматься, ездить на телевидение, мелькать, как говорится, хотя я ненавижу это слово. Время очень жестокое: могут быстро отрезать и забыть. Есть такой анекдот - простой, но показательный. Встречаются два режиссера. «Как дела? - Снимаю. - Что снимаешь? -  Однушку в Свиблово». Действительно, съемок сегодня все меньше. Спасают театр и антрепризы. В Театре Вахтангова я официально работаю всего год, довольно долго мне нравилось быть хозяином самому себе. Ну, как сейчас строят карьеру: отучился, устроился в театр, сделал себе имя в кино – и на вольные хлеба. В 2006 году я ушел из МХАТа – ушел, в общем, разочаровавшись. Однако затем мне захотелось за что-то зацепиться, к чему-то прижаться.   
Михаил Цитриняк: - Не надо успевать все. Надо выбирать. Я работал в разных кинокомпаниях и режиссером, и креативным продюсером, с удовольствием оставил это дело, рад, что не участвую в телевизионном процессе и стараюсь, чтобы меня не втащили обратно. Да, зарабатывать нужно. Но главными вещами жертвовать нельзя.
- Советское время оставило нам великое кино и театр. Сегодня, когда никто ничего не запрещает, эти высоты пока не покоряются. Почему – загадка… (Хотя на мой взгляд, это мнение слишком общее. Разве эти гастроли не обрушили на уфимцев бурю эмоций и впечатлений?).
Михаил Цитриняк: - У меня есть такое понятие: природный артист. Есть люди, которые предназначены только для этой профессии, если они займутся чем-то другим – будет несчастье для всех. Однако блестящим актером можно стать и благодаря хорошей выучке. Кстати, мнение, что артист должен быть глуповат – абсолютная неправда. С умным легче работать. А вот если режиссер - не режиссер, а по объявлению, то ему с умным тяжело: вопросы будет задавать…
Словом, в сфере обучения мастерству случился большой провал, и он до сих пор не совсем закрыт. Я работал в Щукинском училище в 90-е годы: тогда педагоги получали на сегодняшние деньги 3-5 тысяч рублей. Сегодня система построена так, что востребованные артисты, звезды преподаванием почти не занимаются, а надо бы.  Артисты выходят неважно обученными, не очень начитанными… Но молодые ребята Вахтанговского театра мне нравятся.
Андрей Ильин: - К тому же так говорят каждый год: вот вы были талантливыми, а теперь кого набрали… Хотя это неправда. На каждом курсе есть хотя бы два-три таланта.
М. Цитриняк: Да и вообще, кризис не актерский, кризис режиссерский. Да и в драматургии ощущение такое, как будто просто расстреляли всех, кто раньше писал сценарии для театра и кино. А я читаю сценарии постоянно. Прервалась связь времен!
Андрей Ильин: Еще бывает так: сама жизнь интересней любого театра. Так было в 2006 году, когда я ушел из МХАТа. А сегодня есть ощущение, что театр не верит самому себе. Нужно рассказать простым языком простую историю. А они все время хотят подпрыгнуть выше головы, чем-то удивить. Но удивлять надо по сути. Я не люблю, когда издеваются над классикой. Вот когда фантазируют на тему классики, как у нас в «Евгении Онегине» - другое дело. Когда берется роман и вокруг него плетутся кружева, он обрастает театральной формой. А не эстрадой или КВНом.

- Как вы относитесь к антрепризным спектаклям? Наш опыт не очень вдохновляет…
Андрей Ильин: - Отношусь хорошо. Для меня, по большому счету, нет разницы. Конечно, когда за тобой стоит театр, удобнее. Но время, когда из декораций - «два стула, стол», ушло – сегодня везут с собой по две фуры. Есть антрепризные спектакли - «Бестолочь», например, с которой мы гастролируем уже 14 лет. С Сергеем Безруковым играли «Ведьму» 12 лет. Это не случайно. И на самом деле стационарность спектакля тоже качества не гарантирует.
В антрепризу, как правило, набирают приличных артистов. Еще и советуются: сможешь с ним работать? Совсем плохие постановки бывают редко. И живут один год. Артистам тоже неинтересно тратить на них время.
М. Цитриняк: - Оформление спектакля зависит от продюсера. Ведь это его репутация, его слава. Я сделал для антрепризы декорации - генеральскую квартиру! А видел такое оформление… Моя команда просто не стала бы с этим продюсером работать.
Андрей Ильин: - Я уже не говорю, что до Станиславского не было и понятия государственного театра. Это гениальное завоевание Советского Союза. В Германии, Франции, Италии большинство театров частные и не репертуарные. Поэтому там больше всего ставятся французские комедии, они вынуждены все время смешить, чтобы просто выжить. Это только Питер Брук может позволить себе эксперименты.
М. Цитриняк: - И, кстати, мой антрепризный спектакль - драма, хотя там много смешного. Значит, так тоже можно. А то, что я сейчас собираюсь ставить, - еще менее развлекательно, просто ужас. Да этот продюсер сделал мою жизнь несчастной! Хожу и думаю, как это поставить, ночей не сплю.
- Как вы относитесь к «новой драме», связанной с именами Ивана Вырыпаева, Василия Сигарева, Евгения Гришковца?
М. Цитриняк: - Могу только сказать: меня она не задевает. Но это мое мнение.
А вы знаете, откуда берутся хорошие драматурги? Их находит заведующий литературной частью театра. Такой была Елена Якушкина в Московском драматическом театре имени Ермоловой. Именно она первой познакомилась с Вампиловым, привела его и сказала: «Этот человек вырастет в гения». Она нашла сразу всех. Завлит должен уметь прочитать пьесу и найти человека, которому она подойдет. Может быть, даже не в своем театре. Подойти и сказать: «Смотри, Вася, как интересно».
Еще хочу отметить: как артисты бывают талантливы и бездарны, так и публика. «Глухой зал» - ни черта не реагирует. И наоборот – чувствуют все тонкие места, подхватывают реакцию… Так же и с драматургами. Страшен тот, кто заявляет: «Каждое мое слово – золото. Или ставьте как есть, или не ставьте вообще». Нет, давайте работать вместе! Другой случай: «Я написал, делайте что хотите». Вот так можно. Наверное, драматурги, у которых ничего не надо поправлять, бывают. Но я не встречал.
- А как вела себя уфимская публика? (На тот момент был показан «Крик лангусты»).
Андрей Ильин: - Буквально с первых минут очень правильно прочли спектакль. Где был юмор - зрители это отметили, в драматические моменты мы чувствовали дыхание зала, звенящую тишину, которая и есть самая дорогая… Словом, нам внимали. Спасибо огромное.

Светлана ЯНОВА, Екатерина КлимовиЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости