ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Синергетический эффект
Состоялась рабочая встреча главы Башкортостана Рустэма Хамитова и главного испо...

Наш спикер в Страсбурге
Председатель Госсобрания – Курултая РБ Константин Толкачев, будучи избранным в П...

Виртуальный Конгресс-холл
Он вошел в тройку лучших конгрессных центров России по версии ежегодной професси...

Уфа - снова в лидерах
Столица республики три года подряд признавалась лучшим городом в Приволжском фед...

Ждем гостей
С 16 по 18 ноября в Уфе пройдут Форум гостеприимства и Фестиваль продуктов «Наш брен...

Юбилей дивизии
В соцсетях стартовала а
кция, посвященная 75-летию легендарной 112-й Башкирской ...


Новый памятник
На проспекте Октября, перед колледжем ремесла и сервиса, открылся памятник извест...

Танцующие огни
Площадь Гостиного двора озарилась светом светодиодных ламп.
Архитектурно-худо...


Заслужили доверие
Врачи республики вошли в ТОП-500 терапевтов России.
В первый в стране рейтинг уча...


Вернуть детство
4-5 ноября в Уфе в рамках проекта «Вернуть детство» состоится окружной финал интел...

Загадай желание!
Общественный фонд развития города и Секретная служба Деда Мороза предлагают напи...

Наше кино
В Уфе завершился Международный фестиваль национального и этнического кино «Сере...

Скоро премьера
В Уфе завершились съемки исторического полнометражного фильма «Бабич».
Весь пр...


Ретрокалейдоскоп
120. В ноябре 1896 г. Уфимская го
родская дума заключила договор с горным инженером Н...





     №11 (180)
     Ноябрь 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

«Большие дела за малые деньги»


Бюджет республики на последующие три года верстается в непростых экономических условиях. Дефицита не избежать. Сможет ли регион активно развиваться при жестком распределении бюджетных средств? Как удержать уже занятые позиции? Об этом наша беседа с министром финансов РБ Ридой Субханкуловой.


Летом Уфа принимала руководителей финансовых органов субъектов РФ на Всероссийском семинаре-совещании. Тогда вы подчеркнули, что она не случайно выбрана в качестве площадки для этой важной встречи. За счет каких ресурсов удается сохранять свои позиции?
- Проблемами развития доходного потенциала республики озадачены все органы власти – от территориальных  структур федерального значения до  местного самоуправления.
На постоянном контроле - работа по погашению задолженности перед бюджетом. На заседаниях межведомственных комиссий по легализации объектов налогообложения выявляются дополнительные резервы роста доходов. По итогам 2015 года общий эффект от проводимых мероприятий составил почти 3 млрд руб. На предстоящий трехлетний период запланированы ежегодные дополнительные доходы более 4,6 млрд.
Совершенствуется налоговое законодательство. В частности, отменены неэффективные льготы, зато они предоставлены для инвесторов, введены налогообложение имущества по кадастровой стоимости, патенты для иностранных граждан.
Все эти факторы были учтены при формировании Центром налоговой политики экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова рейтинга, в котором Башкортостан занял 4 место среди 12 регионов-лидеров, проводящих эффективную налоговую политику. Первые три места заняли Москва, Московская область и Ханты-Мансийский автономный округ.
Результат кропотливой работы – перевыполнение плановых заданий по платежам в бюджет. Благодаря дополнительным доходам, а также оптимизации неэффективных расходов удалось сократить дефицит бюджета и снизить государственный долг. Башкортостан стабильно относится к регионам с низкой долговой нагрузкой. По этому показателю мы находимся на 12 месте среди регионов России и первом месте в ПФО.
- Вы принимали участие в инвестиционном форуме ВТБ-Капитал «Россия зовет!», который проходил в Москве. С какими впечатлениями вернулись?
- Наша делегация побывала там во главе с премьер-министром правительства республики Рустэмом Мардановым. Форум собрал свыше двух тысяч участников из 60 стран мира - инвесторов, представителей власти, руководителей ведущих глобальных корпораций.
Лейтмотивом была необходимость адаптации экономики, финансового рынка к так называемой «новой реальности». При сохранении влияния санкций, ограничений со стороны отдельных государств на первый план вышли такие задачи, как импортозамещение, создание новых проектов в сфере высоких технологий, бюджетная консолидация на приоритетных направлениях государственной политики, а также создание внутренних условий для роста экономики, притока инвестиций, повышение качества управления и рост производительности труда.
Будет проводиться умеренная денежно-кредитная политика,  оздоровление банковской системы. В целом, таргетирование инфляции на возможно низком уровне (4% в 2017 году) будет способствовать снижению процентных ставок по кредитам.
Башкортостан представил на рассмотрение Банка ВТБ почти три десятка проектов. Наиболее важные из них – строительство выезда из Уфы на федеральную трассу М-5 «Урал», автомобильной дороги республиканского значения «Стерлитамак – Кага - Магнитогорск», реконструкция аэровокзального комплекса в Международном аэропорту «Уфа», а также возведение школ, бассейнов, стадионов, физкультурно-оздоровительных комплексов. Председатель правления госкомпании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах, руководитель Росавтодора Роман Старовойт, председатель правления Центра развития государственно-частного развития Павел Селезнев проявили заинтересованность в совместной реализации данных проектов.
- Какие особенности будет иметь бюджет республики на ближайшую трехлетку?
- Ключевой задачей остается обеспечение  стабильности и сбалансированности бюджета республики и местных бюджетов.
В основу проектировок положен базовый вариант прогноза социально-экономического развития. Структура доходов останется неизмененной. Основными источниками, которые дают почти 90% поступлений, как и ранее, будут налоги: на прибыль организаций, на доходы физических лиц, акцизы, на имущество.
В предстоящие три года сохранится социальная направленность бюджета – более 70% расходов. Значительные средства будут направлены на образование и здравоохранение. Не останутся без господдержки сельское хозяйство и предпринимательство.
Расходы на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы планируются на уровне прошлых лет –  6 млрд руб. ежегодно. 95 % этих средств, как и прежде, будут направлены на строительство и реконструкцию социальных объектов: школ, детских садов,  больниц, спортивных сооружений, коммунального хозяйства.
Также в рамках РАИП планируется реализация объектов и мероприятий, приуроченных к 100-летию образования Республики Башкортостан.
Расходы Дорожного фонда республики на 2017-2019 гг. планируются по 9,8 млрд рублей ежегодно.
- По итогам первого полугодия темп роста доходов в республике оказался существенно выше среднероссийского показателя: в рейтинге субъектов Башкортостан поднялся с 40 места в 2015 году на 22-е. Но действует мораторий на повышение налоговой нагрузки. При этом предусматривается дальнейшая реализация Комплексного плана по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов. За счет чего планируется достичь этого?
- Основные резервы увеличения доходов мы видим в повышении качества их администрирования, увеличении собираемости и сокращении задолженности в бюджет, привлечении к налогообложению неучтенных объектов недвижимости, борьбе с «теневой» занятостью.
В каждом городском округе и муниципальном районе работают межведомственные комиссии по вопросам, связанным с легализацией объектов налогообложения. В этом году для них установлен план – обеспечить дополнительные доходы не менее 2% поступлений в консолидированный бюджет республики.
Кроме того, реализуется мониторинг состояния расчетов крупных налогоплательщиков республики. Анализируется динамика платежей, уровень налоговой нагрузки как по предприятию, так и по виду экономической деятельности. Проводятся рабочие встречи Главы республики Рустэма Хамитова, членов Правительства РБ с руководителями этих организаций, в ходе которых обсуждаются проблемные вопросы. Установлены целевые индикаторы роста поступлений в бюджет для отраслевых республиканских органов исполнительной власти, которые осуществляют регулирование в той или иной сфере деятельности.
Мы понимаем, что дальнейший рост налоговых и неналоговых доходов возможен только при наращивании доходного потенциала за счет создания новых производств и рабочих мест, модернизации оборудования.
В связи с этим планируется внести ряд изменений в законодательство в части стимулирования инвестиционной активности.
- Бюджет республики на последующие три года сейчас рассматривается в Госсобрании. Его дефицит составит 9,5 млрд рублей, 9,0 млрд и 8,5 млрд в 2017-м, 2018-м и 2019 годах соответственно, что наверняка подразумевает оптимизацию расходов. Коснется ли это таких сфер, как здравоохранение и социальная защита населения?
- Действительно, в последние несколько лет бюджет республики исполняется с дефицитом. Подобная картина наблюдается по всей стране. Чтобы обеспечить его сбалансированность, органы власти и местного самоуправления разрабатывают собственные планы по увеличению доходов и сокращению неэффективных расходов.
В ближайшие три года расходы бюджета тоже будут превышать доходы, хотя мы ожидаем, что дефицит постепенно будет снижаться. Мы продолжим работу по оптимизации неэффективных бюджетных расходов. Конечно, речь не идет о каком-либо прямом «секвестре» бюджета. Исполнение принятых обязательств будет осуществляться наиболее эффективно, планируется мобилизовать внутренние источники, исключить неэффективные затраты. Бюджетные расходы должны быть четко увязаны с достижением установленных целей государственной политики. То есть мы будем следовать принципу «делать больше меньшими средствами». При этом сокращение расходов по «социальным» статьям не предусматривается.
- А есть ли какие-то направления, по которым произойдет наращивание расходов?
- Если говорить конкретно, то увеличатся, к примеру,  расходы на образование. Это вызвано главным образом необходимостью повышения зарплаты педагогическим работникам и созданием новых учебных мест в школах, чтобы сократить число обучающихся во вторую смену. Можно также отметить рост расходов на физическую культуру и спорт, что связано с переходом на программы подготовки по федеральным стандартам и изменением объемов бюджетных инвестиций в объекты спортивного назначения.  
Кроме того, в связи с планируемым ростом ставок акцизов на нефтепродукты увеличится объем нашего Дорожного фонда. Рост составит примерно 3 млрд рублей ежегодно.
- Как приватизация «Башнефти» повлияет на бюджет республики в перспективе? Какие риски вы видите для бюджета?
- ПАО АНК «Башнефть» обеспечивает практически одну пятую часть поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики. Помимо этого, компания помогает средствами на строительство социальных объектов, дорог, инженерных сетей, обеспечение питьевой водой в нефтедобывающих районах республики, содержание спортивных команд.
Новым акционером стала крупнейшая нефтяная компания страны «Роснефть». Сделка согласована Правительством РФ с Президентом Владимиром Путиным, который подтвердил сохранение влияния Правительства Башкортостана на управление пакетом акций компании.
Приход к управлению «Башнефти» ведущей российской госкомпании будет способствовать дальнейшему повышению эффективности деятельности предприятия. В связи с этим бюджетные проектировки на 2017-2019 годы предусматривают сохранение поступлений от крупнейшего плательщика на ранее достигнутом уровне.
Что касается иных рисков, то в сложившихся условиях так называемой «новой реальности» мы ожидаем напряженное исполнение доходной части бюджета. Прогноз социально-экономического развития республики на ближайшую трехлетку предусматривает консервативный, в пределах инфляции, рост заработной платы, умеренную динамику валового регионального продукта, прибыли предприятий. В связи с этим в основу формирования бюджета также были заложены сдержанные оценки роста таких основных доходов, как налог на доходы физических лиц, на прибыль организаций. При этом предстоит увеличение на 1-процентный пункт норматива зачисления налога на прибыль организаций в пользу федерального бюджета. С 1 января 2017 года налог по ставке 3% будет направляться в федеральный бюджет, по ставке 17% - в региональные, сейчас соотношение 2% к 18%, что повлечет снижение поступлений в бюджет республики, которое возможно отчасти компенсируется ростом налоговой базы из-за планов по ограничению переноса убытков прошлых лет на будущие периоды.
Мы не прогнозируем большого роста поступлений по имущественным налогам и доходам от арендной платы. Федеральным законом на 3 года кадастровая стоимость земли и недвижимости «заморожена» на уровне начала 2014 года. То есть мы не увидим эффектов от проведенной актуализации кадастровой стоимости недвижимости в 2014–2015 годах. В большей степени это касается местных бюджетов. Кроме того, осложняет ситуацию оспаривание кадастровой стоимости со стороны правообладателей.
- Не можем не поинтересоваться и итогами исполнения бюджета 2016 года. Все ли расходные обязательства выполняются?
- По состоянию на 1 октября 2016 года в бюджет республики поступило 118,7 млрд рублей – это на 7,1% больше, чем за тот же период 2015 года. Из них налоговые и неналоговые доходы составили 92,9 млрд рублей. Рост к уровню 2015 года - на 10,1%. В рейтинге регионов России по объемам поступлений налоговых и неналоговых доходов мы сохранили позиции 2015 года – 11 место.
Расходы бюджета исполнены в сумме 103,4 млрд рублей, что на 2,8% выше уровня 2015 года. По объему расходов консолидированных бюджетов среди российских регионов Башкортостан находится на 10 месте и на 2 месте – среди субъектов ПФО.
Мы выполняем все принятые на себя обязательства, и прежде всего - социальные, то есть перед гражданами. Зарплату сотрудникам бюджетной сферы, все виды пособий населению мы выплачиваем своевременно и в полном объеме.
Объем РАИП в этом году с учетом дополнительной поддержки превысит 14 млрд рублей, Дорожного фонда – более 15 млрд рублей.
Аграриям будет оказана поддержка в объеме около 8,5 млрд рублей.
- Бюджет предусматривает реализацию 25 республиканских государственных программ в 2017 году, но в 2018-м и в 2019 году их количество сократится? За счет чего это произойдет? О сворачивании каких программ идет речь?  
- Бюджет республики на 2017-2019 годы сохраняет «программный» формат. В 2017 году основу составляют 25 государственных программ, в 2018 году – 21, в 2019 году – 15. Сокращение их количества обусловлено сроками реализации в соответствии с Перечнем, утвержденным распоряжением правительства республики. При этом завершение действия тех или иных программ не означает прекращение финансирования данных направлений - объем расходных обязательств сохраняется и планируется в непрограммном формате. Но, как правило, по завершении программы и оценки ее эффективности разрабатывается аналогичная на новый срок. А Министерство экономического развития республики ежегодно проводит работу по внесению изменений в указанный перечень госпрограмм.
На сегодняшний день удельный вес расходов на реализацию госпрограмм составляет в 2017 году 93,7% в общем объеме расходов бюджета Республики Башкортостан, в 2018 году – 91%, в 2019 году – 88%.
- Разработан бюджетный прогноз региона до 2030 года. Поделитесь, что ожидает нас в будущем?
- Главные задачи у нас не меняются: наращивание доходов, поиск новых доходных источников и сокращение неэффективных расходов. Традиционными останутся и основные источники пополнения бюджета – налоги на прибыль и на доходы физических лиц, акцизы, налоги на имущество и ключевые направления расходов.
В числе приоритетов - повышение эффективности налоговой системы для обеспечения заданных темпов экономического роста, стимулирования инвестиционной и инновационной активности в условиях поддержания сложившегося уровня налоговой нагрузки. Планируется дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования, в том числе путем внедрения и развития технологий, которые будут способствовать росту налоговых поступлений в бюджетную систему.
Предусматривается также дальнейшее развитие института неналоговых доходов. Будет повышена ответственность главных администраторов доходов за эффективность формирования и использования системы прогнозирования.
Формирование доходов бюджета в долгосрочном периоде будет осуществляться в условиях более низких темпов экономического роста, чем в начале и середине 2000-х годов. В целом, такая политика основывается на системном подходе с использованием механизмов совершенствования законодательства по налоговым и неналоговым доходам, установления справедливого налогообложения имущества, повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества.
Рост доходов будет обеспечен за счет улучшения делового климата, развития промышленного производства, роста объема инвестиций в экономику республики, повышения эффективности администрирования доходов. Будет продолжена работа по повышению роли имущественных налогов, совершенствованию специальных налоговых режимов, повышению качества налогового контроля.
В приоритетах долгосрочной бюджетной политики республики - обеспечение долгосрочной стабильности регионального и местных бюджетов, формирующей условия для устойчивого экономического роста, а также безусловное соблюдение требований и ограничений бюджетного законодательства.

Алина Дмитриева








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости