|
РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"Сезоны Галии Камаевой
Ее имя достаточно известно тем, кто так или иначе связан с культурной жизнью Башкортостана на протяжении двух последних десятилетий. Будучи профессиональной пианисткой, Галия Камаева прошла удивительно событийный и непростой путь, и какими бы крутыми ни оказывались виражи ее судьбы, в душе старалась сохранить главное - преданность музыкальному искусству.
Родилась в многодетной семье. Заметив музыкальную одаренность детей, родители нашли возможность отдать двоих из четверых учиться фортепианному искусству. Мать, Рабига Хакимовна, что называется, педагог от Бога, посвятила свою жизнь народному просвещению: была директором школы, получила звание заслуженного учителя РСФСР. Идейно убежденный коммунист до конца своих дней (что в немалой степени характеризует ее как личность), стала мощным духовным и энергетическим ядром всего рода Камаевых, изо дня в день решая проблемы самого разного уровня, - от профессиональных до бытовых. Отец, Хаснулла Самеевич, летчик-испытатель военных самолетов, впоследствии обучал молодых (по его стопам пошел младший сын - Галим). Вместе со старшим братом Фаритом сначала в Уфе, а затем в Москве, в Институте имени Гнесиных, Галия получает самое основательное профессиональное музыкальное образование. ...Насыщенный событиями московский период жизни - студенческий, аспирантский и семейный - сменяется многолетней работой в Уфимском институте искусств. Для ее супруга, талантливого музыканта Вадима Монастырского, уроженца Ленинграда, 18 лет работы в Уфимском институте искусств становятся периодом исполнительского и педагогического расцвета, ярких концертных выступлений с разнообразными программами, созданием своей фортепианной педагогической школы. В эти годы в том же вузе успешно работает и старший брат Галии - Фарит. Завершив обучение в Институте имени Гнесиных, он посвящает свою жизнь собиранию, изучению и пропаганде башкирского фольклора, записав более двух тысяч образцов народных мелодий. Итогом его работы стали сборники, являющиеся сегодня библиографической редкостью: «Напевы курая», «Напевы тальянки», «Карим Дияров. Мелодии седого Урала», антология башкирского песенного и инструментального фольклора «400 башкирских народных песен» (в соавторстве с Н.Д. Шункаровым; посмертное издание). Эти труды ставят его в один ряд с видными этномузыкологами России. С 1989 года начинается петербургский период жизни для Галии и Вадима Монастырского, где оба преподают в Консерватории имени Римского-Корсакова. С этого момента жизнь нашей героини протекает на два дома, а точнее - на два города: в Северной столице живет семья, в Уфе остаются родители, с годами все более нуждающиеся в опеке. Всякий раз приезжая на родину, Галия направляет свою неистощимую творческую энергию на что-то созидательное. Так у нее возникает идея создания филиала фонда выдающегося земляка Владимира Спивакова. - Он поддержал эту идею, - вспоминает Галия Хаснулловна, - и в 1998 году, когда впервые приехал на гастроли с Камерным оркестром «Виртуозы Москвы», мы торжественно открыли первое региональное представительство. Это был прорыв. С этого момента концерты Спивакова и его оркестра стали регулярным событием в жизни уфимцев. Создание Фонда естественным образом сфокусировало внимание Владимира Спивакова на выявлении и поддержке одаренных детей Башкортостана. Так появились первые стипендиаты. - Как музыкант, я понимала, что им необходимы выступления, общение с публикой, волнение, ощущение эмоционального подъема, - продолжает Камаева. - Мы ездили по республике, ребята выступали и понимали, что то, чем они занимаются, нужно людям. Все это требовало сил и средств. Помню, как в 2001 году Владимир Теодорович инициировал приезд в Уфу всемирно известного скрипичного мастера из Франции - Алана Карбонара. Алан, потрясенный игрой совсем юного музыканта Антона Павловского, стипендиата нашего фонда, собственноручно изготовил для него виолончель из того же дерева, что и инструмент Мстислава Ростроповича. Уникальный подарок торжественно вручили молодому виолончелисту. Стоит ли говорить, как подобные акции окрыляют детей. Антон вскоре поступил в Московскую консерваторию, стал лауреатом Международного конкурса «Пражская весна», обладателем первой премии Международного конкурса имени С.М. Козолупова (Москва, 2009, I премия) и некоторых других. Немаловажным для фонда было социальное направление, поддержка детей, находящихся в непростой жизненной ситуации: сирот, воспитанников детских домов и колоний для несовершеннолетних. Этому был посвящен отдельный культурно-образовательный проект «Дети - детям», просветительская цель которого - совместить в едином концертном пространстве детей-»звездочек» и детей, обделенных судьбой. - Концерты, проводимые Фондом Владимира Спивакова, имеют огромное значение и для самих юных музыкантов, и для республики в целом, - говорит Галия Хаснулловна. - Одаренные дети зачастую обладают уровнем звезд и способны удивить самого искушенного слушателя, тем самым демонстрируя высокий уровень культуры и образования Башкортостана. А в июне 2016 года осуществляется и давняя мечта Камаевой: она организовывает концерт оперных солистов Мариинского театра. Со сцены Государственного концертного зала «Башкортостан» прозвучали арии и дуэты известных опер, мировых хитов - «Севильский цирюльник» Россини, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Дон Жуан» Моцарта, «Пиковая дама», «Евгений Онегин» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина в исполнении лауреатов международных конкурсов, будущих мировых звезд Марии Баянкиной, Екатерины Сергеевой, Евгения Ахмедова и Сергея Романова. Сегодня в ее планах - проведение «Петербургских сезонов в Уфе». - Конечно, сама идея не нова, - делится Галия Хаснулловна. - И все же, даже спустя 100 с лишним лет замысел Сергея Дягилева не теряет своей универсальности, охватывая самые различные виды искусства, позволяя презентовать их публике в высокохудожественном и при этом зрелищном формате. В «Сезонах» примут участие солисты балета Мариинского театра, Русский музей, Эрмитаж, джазовые музыканты и дизайнеры одежды. Думаю, что проект объединит жителей Уфы и Санкт-Петербурга. Надеюсь, он получит поддержку общественности республики и, как некий культурный мост, соединит наши города.
Работа, проведенная филиалом МБФ Владимира Спивакова в Башкортостане на протяжении 18 лет, была колоссальна - как по охвату, так и по содержанию. Было проведено более 50 крупных мероприятий - концертов, конкурсов, мастер-классов. Уфимцы получили возможность услышать Национальный филармонический оркестр и Камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Под эгидой Фонда выступали его стипендиаты: Антон Павловский, Элиза Ханафина, Денис Хусаинов, Чингиз и Искандер Ханнановы, Гульназ Сахибгареева. Асия Гарипова, Олег Тузов - всего более 30 детей. Маэстро Спиваков дарил детям уникальные инструменты, постоянно приглашал на фестиваль «Москва встречает друзей» в Московский международный Дом музыки.
Саша БЕЛОВА |
|
|