ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №8 (189)
     Август 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ








РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"

Дорога к шейху


Уральская Мекка
Признаться, я не предполагала, что Троицк - так далеко, за Челябинском, практически на границе с Казахстаном. Крепость, построенная в 1743 году как форпост Российской империи у южной окраины, на главном караванном пути из Европы в Азию, и сегодня, несмотря на очевидную нехватку денег для ремонта дорог и реставрацию исторических зданий, не утратила своего купеческого очарования. Собственные таможня, меновый и гостиный дворы, пассаж, многочисленные гостиницы и банки, располагавшиеся в уникальных зданиях деревянного и каменного зодчества, создали неповторимый архитектурный ансамбль: Троицк по праву стал жемчужиной Урала, обойдя «статусные» Челябинск, Пермь, Оренбург.
Издревле ордынскую степь, как ее именовали в российских летописях, населяли племена кочевников-скотоводов: казахи, киргизы, башкиры. А по свидетельствам археологов четыре тысячи лет назад там обитали племена воинственных сарматов и алакульских огнепоклонников, оставивших после себя осколок индоевропейской цивилизации - Аркаим (находится в 300 км от Троицка и всего в 80 км от Сибая). Как бы то ни было, топонимика здешних мест, как впрочем и огромных просторов от Тобола до Волги, явно демонстрирует тюркский след. Троицк возведен на реке Уй, по преданиям башкир, так называлось и поселение, рядом с которым построили крепость. Перевод слова «уй»: мысль, дума. Вот и мысли купцов-первопоселенцев Троицка, видимо, оказались схожими в желании не только обогатиться, но и наладить прочные связи между Европой и Азией.
В момент основания города-крепости местное население состояло все из тех же казахов, киргизов, башкир, а также татар и русских, потянувшихся сюда из центральной России. Не случайно многие великолепные здания Троицка построили братья Яушевы. Купеческая династия, основанная Гайсой Яушевым, занималась торговлей между Россией и Средней Азией, владела мыловаренным и кожевенным заводами, хлопковыми и чайными плантациями, паровыми мельницами и золотыми приисками. Помимо пассажа в Троицке Яушевы имели их в Челябинске, Кустанае, Ташкенте, магазины в Уфе и Казани. Заметный вклад в архитектуру внес и купец Григорий Башкиров, фамилия которого сама говорит о его предках. Возведенная им гостиница и сегодня восхищает амбициозностью проекта. После победы в войне с Наполеоном, в которой, как известно, особо отличились башкирские лучники, получившие гордое имя (северные Амуры), по распоряжению императора в пойме речки Увелки (увельда - означает низина) вернувшимся в Троицк башкирским казакам дали земли под строительство в местечке Магмурья, сегодня микрорайон называется Амур. (Кстати, Представительство РБ в Челябинской области возглавляет Амур Габидуллович Хабибуллин!)
Завершая короткий экскурс в историю города, надо признать: Троицк не стал бы столь притягательной точкой на Шелковом пути без осознанной духовности, чем всегда отличались местные жители. Вероятно, отправляясь в дальний путь по торговым делам, купцы рисковали и непременно просили благословения и поддержки у Всевышнего. Наряду с православными церквями там возводились мечети и медресе. И к 1915 году Троицк имел семь мечетей и три медресе, куда стекались паломники как из российских губерний, включая Сибирь, так и со всей Средней Азии. Такая популярность объясняется авторитетом проповедников, исламских просветителей, создавших в глубинке империи поистине Уральскую Мекку.

Башкирский самородок
И одним из самых влиятельных исламских шейхов, признанных мировым сообществом правоверных суннитов, стал уроженец башкирской земли Зайнулла Расулев. В 1833 году в селе Авязово Тунгатарской волости Троицкого уезда Оренбургской губернии в семье имама деревенской мечети Русул-хазрата Муссы аш-Шарифа, являвшегося одновременно и мударисом (учителем) медресе, родился внук Зайнулла, получивший фамилию по имени деда. Отец Зайнуллы - Хабибулла - тоже окончил местное медресе и преподавал там же. Семья - из башкирского рода Кувакан Табынского круга. Сегодня это Учалинский район Башкортостана, а деревня называется Шарипово, где в 2008 году установили памятник знаменитому исламскому просветителю. Независимый дух рода жив и поныне: «табын йере» (земля табын) выложили они надпись на отрогах Уральских гор словно напоминание себе и всем проезжающим мимо.
…Родившись в религиозной семье и одновременно впитав свободолюбивый дух сородичей, Зайнулла сформировался высоконравственным юношей, стремившимся к новым знаниям. До 12 лет учился в медресе деда, а затем шесть лет в Муйнаково (Бурангулово). В 1851 году 18-летним прибыл в Троицк в популярное в то время медресе имама Ахмата Рахманкулова, окончившего в свою очередь знаменитую Бухарскую школу Коклеташ, где проповедовались идеи Накшбандийского тариката (братства). По тем временам Троицкое медресе считалось элитным учебным заведением, шакирдов в нем обучали в течение 7 - 10 лет многим наукам. Хорошо подготовленный отцом и дедом Зайнулла успешно справился с программой и в 1858 получил назначение имамом в родные места - в деревню Аккужа (ныне Юлдаш). К тому времени он уже вступил в братство Накшбандия с благословения своего учителя Ахмат-хазрат Минкари.
Что же это за религиозная школа, к которой тогда и сейчас тяготели прогрессивные умы исламского мира? Накшбандия - один из 12 суннитских суфийских орденов, названный по имени основоположника этого братства - туркестанского проповедника Тимура Багаутдина Накшбанди, жившего в 1318-1389 годах. Значительное влияние на учение оказал поэт-мистик Ахмад Йасави (1091-1167). Орден выступал против «показной набожности», а призывал к «духовной чистоте, отказу от стяжательства, добровольной бедности». Члены братства должны строго следовать сунне пророка и выполнять все предписания шариата. Вместе с тем, Накшбандийский тарикат - за диалог с властью, дабы быть правильно понятыми, иметь возможность влиять на официальную политику. Что было важно тогда и актуально для современной России.
Зайнулла Расулев в первые годы службы имамом много проповедовал, ходил по деревням, обучал детей грамоте, стремился донести основы ислама до каждого земляка. Табынцы и сегодня с благоговением рассказывают о чудесах шейха. Одаренный с рождения талантом врачевания и предвидения он помогал исцеляться от недуга, отказаться от пристрастия к табаку, в то время уже распространившегося и среди башкир, лечил гипнозом. Не прикасался к угощениям хозяев, если знал, что во дворе бегают голодные дети. Проявился характер Зайнуллы и в вопросах веры и богослужения: в новые знания погружался осознанно, через собственные мысли и сердце. Он нес всестороннюю культуру землякам. Его семья первой начала выращивать овощи: огурцы, свеклу, морковь. Урожаем щедро делились, обучали соседей навыкам огородничества.
Через 10 лет проповедования по дороге в свой первый хадж Зайнулла Расулев встретился в Стамбуле с шейхом Ахмедом Зиятдином Кумушневи, у которого во второй раз прошел посвящение в Накшбандийский тарикат и заручился таким образом двумя устазами (наставниками). К тому моменту его силсила (духовная преемственность) окрепла. В Стамбульском медресе шейха Мустафы Ханафи он продолжил свое образование и получил право именоваться шейхом, обучать собственных мюридов.
На родину Зайнулла Расулев вернулся блестящим проповедником с запасом фундаментальных знаний в различных областях ислама. Популярность его среди прихожан стремительно росла. К нему шли за сотни верст даже умудренные опытом старцы. Ширился круг последователей, а желающих послушать его проповеди мечеть не вмещала, прихожане стояли по всей деревне. Он призывал к скромности и состраданию, сам постоянно помогал старикам и сиротам, большую часть причитающихся ему подношений отдавал на содержание медресе и обучение шакирдов.
В фондах УНЦ РАН хранится рукописная книга из Троицкого медресе, в которой воспроизведена генеалогическая цепь духовной преемственности шейхов Накшбандийского тариката от пророка Мухаммада до шейха Зайнуллы Расулева. А профессор Калифорнийского университета Хамид Алгар в своих исследованиях пришел к выводу, что Расулев стал ключевой фигурой широкого движения за обновление жизни мусульман дореволюционной России, особенно на Урале, в Поволжье и Казахстане.
Авторитет Зайнуллы Расулева раздражал завистников и тревожил наместников от власти. Посыпались доносы во все инстанции. В 1872 году его вызвали в Уфу на заседание муфтията, где учинили допрос с пристрастием. Шейх оказался на высоте исламских наук. Его отпустили с миром. Но уже через год арестовали и сослали в Вологодскую область. Через три года высокопоставленные прихожане, (а в мюридах шейха состояли даже члены Российской Думы) добились перевода в татарскую слободу Костромы, где была мечеть и возможность жить по канонам ислама. Побывав недавно в Костроме в краткосрочной командировке, я, к сожалению, не сумела выйти на краеведов, у которых быть может сохранились ниточки, ведущие к месту ссылки легендарного башкира.
Удивительно, но за десять лет изгнания имя Зайнуллы Расулева стало символом мусульман не только Российской империи, но и всей Средней Азии, а Кострома превратилась в место паломничества его последователей. Вместе с шейхом в ссылке находилась его большая семья, по хозяйству помогали ученики. На старом мусульманском кладбище Костромы нашла упокой его вторая жена Мафтуха Ахметова.
Приобретя новых последователей в центральной России, в 1881 году Зайнулла Расулев вернулся в родную Аккужу. Вскоре сподвижники пригласили его имам-хатыбом пятой соборной мечети Троицка. Семья переехала в город его юности, а поток прихожан в благословенную Уральскую Мекку с возвращением туда шейха многократно возрос. И в 1884 году, осмыслив идеи и опыт многих исламских школ, башкирский шейх открывает при мечети медресе «Расулия», где вводит 11-летнее обучение по классно-урочной системе, включая светские дисциплины. Наряду с исламскими науками там обучали русскому и арабскому языкам, тюрки, алгебре, физике, химии, зоологии, гигиене, географии, всеобщей истории, педагогике. Шакирды в подлиннике знакомились с трудами таких великих мусульманских мыслителей, как Насыр Курсави, Шигабутдин Марджани. Зайнулла Расулев привлек в «Расулию» лучших преподавателей, таких как М. Мутагаров, Р. Атнабаев, Г. Назыров, Х. Терегулов, к 1913-му там обучалось уже 240 шакирдов.
Как написал позже французский исламовед Александр Беннигсен, «среди всех академических учебных заведений мусульманского мира того времени медресе «Расулия» являлось лучшим по уровню и качеству получаемого в нем образования». Шейх проводил политику обновления различных сторон духовной жизни мусульман, выступал за реформы образования, развития библиотек, национального книгоиздательства. Одним из самых способных его учеников стал Сайфулла-кади Башларов, успешно практиковавший доктор медицины, владевший несколькими иностранными языками (умер в 1919 году), через него силсила башкирского шейха ушла в Дагестан, откуда, как ни удивительным это может показаться, в постсоветское время и началось возрождение доброго имени шейха Зайнуллы Расулева. Во многом благодаря исламскому просветителю современности, последователю принципов Накшбандийского тариката шейху Саиду Афанди (убит в 2012 году) о башкирском шейхе заговорили с новой силой и благоговением. Вслед за Саидом Афанди к могиле Зайнуллы Расулева на старое мусульманское кладбище Троицка вновь потянулся нескончаемый поток паломников. В 2016 году одна из крупнейших мечетей Махачкалы удостоилась носить имя шейха Зайнуллы Расулева.

Королевские почести
 Русский академик-востоковед Василий Бартольд назвал Расулева духовным королем своего народа. В 2012 году по инициативе муфтия Челябинской и Курганской областей Рината Раева и профессора Челябинского государственного университета Ф.Ф. Мухаметова впервые прошла научно-практическая конференция «Расулевские чтения», имевшая большой резонанс. С тех пор такие встречи проводятся ежегодно.
Вот и 7 июля Троицк принял гостей. Одновременно с участниками конференции «Государство ислам: сотрудничество во благо России» - так звучала тема Расулевских чтений - собрались паломники из многих регионов России и Казахстана. Дагестанские верующие, воспринимающие Расулева своим духовным предводителем, не побоялись изнурительной дороги и прибыли на большом экскурсионном автобусе. Всего поклониться шейху в год 100-летия со дня его смерти приехало свыше 600 человек.
Злободневные темы обсуждались на круглых столах, где докладчиками и модераторами выступили эксперты, ученые, общественные и религиозные деятели из Москвы, Челябинска, Уфы, Казани, Махачкалы. Пленарное заседание открыл губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Он, в частности, отметил, что между Челябинской областью и Центральным духовным управлением мусульман России в 2015 году подписан Договор о сотрудничестве. С того момента прямые соглашения о социальном партнерстве - уже с региональным Духовным управлением - заключили администрации 17 городов и районов Челябинской области.
Глава также напомнил собравшимся о состоявшейся в мае этого года встрече председателя ДУМ РФ шейха Талгата Таджуддина с президентом страны Владимиром Путиным. Разговор в Кремле вновь зашел о нехватке кадров проповедников в мечетях всех регионов. Такая ситуация создает угрозу проникновения радикальных деятелей извне.
Эту тему развил в своем выступлении Талгат Таджуддин. «Проблем много у верующих, а у религии нет проблем», афористично заметил глава ДУМ, а также подчеркнул, что любовь к Родине - основа веры. Шейх поблагодарил губернатора за внимание к исламской умме. Благодарны челябинцам и мы, башкортостанцы. Прежде всего за память, за возрождение светлого имени великого человека и просветителя шейха Зайнуллы Расулева. Признаться, я не ожидала от чиновников такого искреннего, неподдельного интереса к вопросам мусульман. И мы благодарны губернатору за готовность вернуть мусульманам здание бывшего медресе «Расулия» и возродить на старом месте одно из лучших образовательных исламских учреждений.
…Покидая так приглянувшийся мне Троицк, я, пообещала прежде всего себе непременно сюда вернуться.

Галина ИШМУХАМЕТОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info «Сообщество» в Уфе

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг