ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Кластеры и курорт-парк
Башкортостан представлен в первом рейтинге «ТОП-100 российских здравниц» семью са...

Инициативы поддержат
В Уфе прошел Международный форум стран БРИКС «Вовлечение граждан в развитие обще...

Изменяя облик
В Калининском районе открылись три новые многофункциональные спортивные площадк...

«Золотой курай» собирает друзей
В рамках фестиваля журналистов «Вся Россия» в Дагомысе с аншлагом прошла презент...

С именем классика
В Театре оперы и балета состоялись Аксаковский бал и юбилейное вручение премии Со...

Памяти Ферина
В Инорсе на стене 17-этажного дома появится портретное граффити Михаила Ферина, ру...

Дадут фору молодым
В Международный день пожилых людей на площадке ВДНХ-ЭКСПО пройдет финал конкурса ...

Многоголосие «России»
В Уфе впервые прошел фестиваль хоров, ансамблей песни и танца «Голоса России». Ста...

Золотое сопрано
Солистка Башкирского государственного театра оперы и балета Диляра Идрисова зав...

Первому капитану «Союза»
На главном корпусе УГНТУ установлена мемориальная доска дважды Герою СССР, коман...

На старт, внимание!
Три тысячи уфимцев приняли участие в «Кроссе наций».
Спортивный праздник объед...


Кубок чемпионата «стартовал»
В столице республики побывал легендарный трофей - Кубок чемпионата мира по футбол...

Ретрокалейдоскоп
100. 7 октября (24 сентября ст. ст.) 1917 г. руководство Уфимским Советом рабочих и солдат...




     №10 (191)
     Октябрь 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

«Туганлык-2017»: загадки и открытия


Пощечина от Мольера
Дон Жуан. Возможно ли! Такой особе, как  вы,  быть  женой  простого крестьянина! Нет, нет, это значило бы осквернить подобную красоту. Вы достойны, несомненно, лучшей участи, и небо, которое это знает, как раз и привело меня сюда.
Соблазнить девушку знатного происхождения, выманив ее из монастыря? Внушить любовь крестьянке, которую только что встретил, или помирить двоих, которым обещал одно и то же? Мирно и благородно разойтись с братьями оскорбленной женщины? Ну разве не артист этот Дон Жуан? Секрет успеха - настойчивость и полнейшая беспринципность. И полная неотразимость: наш герой смел, остроумен и полон решимости никогда не изменять самому себе. И надо же единственным оппонентом такого персонажа сделать слугу Сганареля, который в защиту добропорядочности только и может сказать: «Повадился кувшин по воду ходить - там ему и голову сломить» и еще несколько минут полнейшей галиматьи с претензией - никакого остроумия, никаких парадоксов - для аристократа-философа решительно не аргумент. Одно плохо: удовлетворение всех прихотей дается Жуану слишком легко - азарт куда-то исчезает, и уже все равно, кого соблазнять - Эльвиру, Шарлотту или Матюрину, придется ли сегодня снова артистически отделываться от кредиторов или оскорбленных братьев…  Словом, все приедается. И только ужин с Командором - нечто непонятное, сулящее новые открытия, а значит, вновь просыпается азарт и желание бросить вызов! Возможно, режиссер Фарид Бикчантаев ставил пьесу о человеке, который ни за что, ни в чем не хочет идти общепринятым путем? Но тогда у Дон Жуана все слишком легко получается - и именно потому, что он хорошо умеет пользоваться и общепринятой моралью. «Роль человека добрых правил - лучшая из всех, какие только можно сыграть. Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия. Заденешь одного - на тебя обрушатся все, а те, что поступают заведомо честно и в чьей искренности не приходится сомневаться, остаются в дураках».
Хотя… попробуй он пойти против общества в каком-то действительно серьезном деле - действо мигом перестало бы быть комедией. (Вспомнить только, чего стоило самому Мольеру - чрезвычайно ловкому царедворцу - добиться постановки на сцене «Тартюфа», в штыки встреченного духовенством). А зритель и критик теперь и думай - может быть, эта постановка - мечта творческого человека о легкости, жизни-игре? Или тут есть и другие параллели с современностью?
- В этом спектакле режиссер пытается разобраться с ролью и предназначением театра, искусства, а заодно и самой жизни, - высказал свое мнение председатель коллегии критиков фестиваля, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Вислов. - Недаром Дон Жуана и Сганареля играют два ведущих актера театра - Радик Бариев и Искандер Хайруллин. Да еще и делается это именно на материале «Дон Жуана» - ничего похожего ни у Мольера, да и в мировой драме больше нет. Вроде бы комедия, но в конце не является эмиссар от короля, чтобы все уладить, не женится влюбленная пара… Вместо этого Дон Жуан погибает. Но он счастлив оттого, что смог пожать руку Командору!  

Все начиналось с Уфы
На VI Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» эта постановка татарского театра им.
Г. Камала признана лучшей режиссерской работой. А по завершении фестиваля уфимцы получили еще и возможность насладиться гастролями знаменитого театра.
Однако вернемся к фестивалю: ведь именно он вписывает Уфу на российскую и мировую карту театра.
- Много лет тому назад - в 1991 году - мы собрались в кабинете тогдашнего председателя Союза театральных деятелей России Михаила Александровича Ульянова, - рассказал на торжественной церемонии открытия председатель жюри фестиваля - секретарь СТД РФ, глава Оренбургского драматического театра им. Горького Рифкат Исрафилов. - Ситуация была неважная: гастроли прекратились, общение театров друг с другом и публикой страны - тоже. И мы подумали: нужно начать движение национальных фестивалей! И именно по предложению Михаила Александровича появился фестиваль тюркоязычных театров, даже слово «Туганлык» - «Родство» - предложил он. За этим последовал форум монголоязычных театров, финно-угорских, «Навруз» в Татарстане, фестиваль «Без границ» на Северном Кавказе… А наш праздник - родоначальник всего этого движения!

 трагической музы
Во время фестиваля наконец-то были по-настоящему оценены два порыва уфимских театров к серьезному, проблемному искусству - «Антигона» Башдрамтеатра и «Калигула» Национального молодежного. Можно сказать, что все обвинения в «пренебрежении ко вкусам зрителей» теперь с «Антигоны» сняты.
- Я слышал, что «Антигона» вызвала споры и конфликты. И это замечательно: сегодня театр не должен быть приятным во всех отношениях, - отметил Александр Вислов. - Он должен будоражить, ставить острые вопросы. И этот спектакль повествует не только о вечных человеческих конфликтах: элегантно, без пошлого осовременивания он пытается говорить с нами о сегодняшнем дне, о сегодняшнем выборе.
- Вот только что у нас в Перми прошла премьера рок-оперы «Калигула». Там есть и джаз, и симфонический оркестр; артист, который играет Калигулу, потрясающе поет - словом, спектакль зрелищный, с большим бюджетом. Но мне в нем не хватило интеллектуальных смыслов, - заявила член коллегии критиков, эксперт зарубежных фестивалей и член жюри «Золотой маски» Татьяна Тихоновец.
- И вот приходим мы вчера на «Калигулу» и видим: пустая сцена и три стула, сенаторы выходят в костюмах современных чиновников… Честно сказать, я не очень люблю постановки, которые так напрямую актуализируют классику - для себя называю их «спектаклями в пальто». Однако первое же появление Вадима Клысова (Калигулы) - танец с умершей Друзиллой, попытка оживить мертвое тело - довели меня до мурашек. Из всех виденных мной Калигул, которых играли выдающиеся артисты, он первый сыграл это потрясение от смерти любимой. Потрясение подростка, который не понимает: как это так - отобрали Друзиллу? С этого осознания - что люди, даже самые любимые, смертны, начинается взросление. А тут с этого человек заканчивается: он преступает все моральные границы. И я начала следить за происходящим с огромным интересом.
Это очень смелый спектакль: я говорю про смелость театра, рискнувшего взять такой тяжелый для зрителя материал. Все построено так, что мы должны освободиться от какого-то желания развлечься: хотите - смотрите, не хотите - уходите. Иначе нужно пребывать в колоссальном душевном напряжении, а ведь сейчас мы имеем зрителя, который устал от того напряжения, в котором его держат в жизни. Он хочет отгородиться от всех неприятностей, в том числе знакомых и друзей: «Не грузи меня» - самая страшная фраза, которую слышишь очень часто. А тут надо грузиться страданиями то ли маньяка, то ли сумасшедшего, то ли просто глубоко несчастного человека. И что поразительно - Вадим сыграл это все. Он постоянно балансирует на грани: в один момент - отвратителен, в следующий - его становится безумно жаль! Очень хорошо сыграна и Цезония Рушанны Бабич: видно, что она чуть старше, она - возлюбленная-мать, ее любовь абсолютна и не знает никаких границ.
Знаете, я видела спектакль Някрошюса в Театре Наций, где Калигулу играл Евгений Миронов. Смотрела и думала: «О, как классно сделано, как здорово придумано!» Но у меня ни на минуту не было сочувствия ни к кому из персонажей. А здесь - я сочувствовала.
Во втором действии есть сцена, когда Калигула понимает, что своей страшной игрой с жизнью и смертью других людей он ничего не добился - а обратного хода нет. И это очень важное размышление о природе власти вообще: когда она понимает, что обратного хода нет, возможно только гибельное шествие вперед, когда смертей все больше и больше. Это мысль Камю, но не на каждом спектакле ты до нее доходишь. А здесь ты сосредоточен, ничто не дает отвлечься - и в этой сосредоточенности находишь свое зрительское счастье. Я, например, испытала некий катарсис - от чистоты помысла театра, артиста, режиссера.

Ура! Приехал «Ревизор»!
«Крутится, вертится шар голубой» - можете ли вы представить себе эту песню в постановке гоголевского «Ревизора»? А почему бы и нет? Ведь городничий должен презентовать высокому гостю вверенное население в самом бодром виде - поющим и танцующим!
Казахскому театру «Жастар», который представил «Ревизора», всего 10 лет. Он вырос из студенческого курса, и это театральное братство живо до сих пор: видно, как полны они энтузиазма, заряжены на творчество. Часто актеры не очень любят выходить в массовке - тут пели и танцевали с полной самоотдачей, и притом на высоком пластическом уровне. Вообще русских песен было много - спектакль же о России, и не только для русских. Может быть, бешеный темп, заданный режиссером, невозможно выдержать все два часа, и метод эксцентрики, предложенный им, не всем удается без сучка и задоринки - это не так важно. (Поясняю: некоторые сцены были решены как клоунские антре: к примеру, Бобчинский и Добчинский предстают в виде коверных, прыгающих через обруч: и чиновники тоже в отличной физической форме!) А замечательный артист, исполнявший Хлестакова, буквально летал - исполнял антраша чуть ли не на три метра, но играл абсолютно гоголевского персонажа: человека, который настолько увлекается собственным враньем, что начинает верить сам себе. И это было сделано с огромным человеческим и актерским обаянием. А самое главное - впечатление от встречи с молодым, задорным коллективом, жизнерадостным искусством. Иной раз критики хохотали громче зрителей!
- Очень неожиданный спектакль: не последовательная, унылая иллюстрация текста пьесы, а игра с ним, фантазия по поводу текста, - пояснила Татьяна Тихоновец. - Театр такой игровой природы редко встречается в Казахстане, да и у нас тоже: когда-то, еще в 1920-е годы, его начинал развивать замечательный режиссер-авангардист Игорь Терентьев, это было в природе театра Мейерхольда,  но оба были репрессированы, так что такой подход в нашей театральной традиции не закрепился, а жаль.

Внесите ордена
Итак, кроме лавров за лучшую режиссуру, доставшихся «Дон-Жуану», лучшую мужскую роль - Креона в «Антигоне» Башдрамы, также в постановке Фарида Бикчантаева - сыграл заслуженный артист РСФСР Олег Ханов, в том же спектакле случилась и лучшая женская роль - Антигона Лилии Галиной, и лучшая мужская второго плана - Стражник Ильдара Саитова. Лучшая женская роль второго плана (Анны Андреевны) оказалась у Мархабат Матгуловой в казахском «Ревизоре», этому же спектаклю вручили приз за лучшее музыкальное оформление. Ну а лучшей сценографией может похвастаться постановка Чувашского театра драмы «Часы с кукушкой».
Также в рамках фестиваля уфимские зрители увидели хакасский народный эпос «Алып пил тараан», драму по мотивам повести Ч. Айтматова «Плаха» «Кыямат» Молодежного театра Киргизии «Учур», «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Ф. Лорки Ногайского драматического театра Республики Дагестан, «Наказание» Азербайджанского ТЮЗа и «Жизнь - Восхождение» Балкарского госдрамтеатра им. К. Кулиева.
Кроме главы жюри - лауреата Государственной премии РФ и, кстати, бывшего художественного руководителя Башдрамы Рифката Исрафилова, в его составе также работали турецкий драматург Тунджэр Джюдженоглу, худрук Бурятского театра драмы Эржена Жамбалова и народная артистка СССР Гюлли Мубарякова. Каждый спектакль подвергался объективному разбору коллегии критиков.
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов нашел время лично встретиться с деятелями культуры.
- Наш замечательный «Туганлык» получился. Туган - это родня, притом родня близкая. Мы все родные, все друг другу нужны. В моем понимании культура - это фундамент, основа, без нее мы не можем двигаться вперед, - отметил он.

Где вы, драматурги с гаджетами?
А что же дальше? «На носу» очень ответственный «Туганлык-2019», приуроченный к 100-летию республики… Все те же критики решили заглянуть вперед и представить, каким он может быть.
- Давно зреет идея: нужен фестиваль национальных театров России, - предложил Александр Вислов. - Монголоязычные, финно-угорские и прочие - все уже насиделись «по своим квартирам», и если собрать здесь, на «Туганлыке», все лучшее - получится очень крутое мероприятие! И Уфа для этого географически как раз очень удобна, много театров - каждый как дворец! Делать это в Москве дорого и не нужно: она и так перенасыщена событиями.
- Идея витает в воздухе. Но я бы не рекомендовал такие резкие перемены. Можно в 2019-м пригласить один-два-три коллектива - и обязательно худруков всех национальных театров для того, чтобы провести некую конференцию, круглый стол, - высказался руководитель литературно-драматургической части Театра Камала Нияз Игламов. - Я бы на вашем месте пока взялся за программу. По моему опыту, лучше всего, чтобы за нее отвечал один человек - он и рискует своей репутацией, представляя те или иные спектакли. Есть такая профессия - программный директор; чтобы все получалось, кто-то должен заниматься этим все время.
- Я считаю, что момент конкурсности давным-давно пора убрать, - считает уфимский критик, заслуженный деятель искусств РБ Дина Давлетшина. - Иначе всегда остается кто-нибудь обиженный: сегодня во многих театрах только вера в то, что их храм искусства - самый лучший - и удерживает артистов.
- Главное, с чем нужно бороться - «Туганлык» проходит нерегулярно, - подчеркнула Татьяна Тихоновец. - Настоящий фестиваль должен быть как минимум раз в два года. Тогда всем интересно: что привозили в прошлый раз и что теперь, как изменился театр. И второе - ну вы же сами понимаете, что сейчас самая главная проблема - развитие национальной драматургии! Театры задыхаются без нее. Я также за развитие молодой режиссуры и вообще всего молодого. Только молодые двигаются вперед.
Важно, чтобы внутри фестиваля еще и тусовались разные национальные драматурги - необязательно тюркоязычные, чтобы они здесь могли общаться с живыми театрами, устраивать читки пьес… Также драматургов надо выращивать в своих театрах, посылать учиться. Вот пока у нас в России этого не было - все было по отдельности: новая драма, которая никого не интересовала, и театры, ставящие только Шекспира, Мольера, Ибсена, Розова…
- Вообще тюркские театры по развитию на данный момент сильно обгоняют тюркскую же драматургию. Но как раз-таки в Уфе сегодня, я бы сказал, всплеск национальной драмы - есть авторы, которые пишут и на башкирском, и на русском, и им удается затронуть корневые проблемы народа. Приходит новая генерация творцов - дети информационной эпохи, родившиеся с гаджетами в руках.

А на что же теперь пойдет наш зритель, разогретый фестивалем?

От «Дюймовочки» до Зулейхи
Уже 29 сентября Татарский театр «Нур» готовится поразить нас новинкой репертуара - постановкой «Женщина из прошлого» по произведению самого популярного драматурга современной Германии Роланда Шиммельпфеннига. Любовный треугольник  обретет краски детектива, в центре событий - Женщина из прошлого, которую сыграет Ирина Ганиева. Словом, нужно срочно бежать покупать билет!

Русский драматический театр, открыв сезон классической комедией Л. Толстого «Плоды просвещения», 7 и 8 октября готовится поразить нас семейным мюзиклом «Дюймовочка» авторства Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна, которых после «Голубой камеи» никому представлять не надо. Обещают потрясающие декорации, невероятную пластику и по-современному переосмысленный сюжет, где Дюймовочка и Принц сначала встретятся, а уже потом героиня будет вынуждена бороться за свою любовь, отвергая жизненные стандарты снобистского общества жуков и богатых кротов.

27-28 октября в Национальном молодежном театре - премьера трагифарса Н. Эрдмана «Самоубийца». Главную роль Подсекальникова доверили Евгению Лопатину, сыгравшему здесь уже немало ведущих ролей - от Тихона в «Грозе» до Тузенбаха в «Трех сестрах». «В этом году - 100-летие Октябрьской революции - время действия пьесы недалеко от тех событий, так что мы сочли уместным напомнить зрителю о них», - сообщили в театре.
Также здесь репетируется пьеса «Жить - хорошо!», выросшая из впечатлений уфимских драматургов и петербургского режиссера Руслана Колоусова, вынесенных из экспедиции по районам республики.

Долгожданная «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной, получившей премии «Большая книга» и «Ясная поляна», случится в Башкирском театре драмы только в ноябре - сейчас идут первые технические репетиции, шьются костюмы.
Также здесь режиссер Азат Надыргулов работает над камерной мелодрамой «Я сотворил тебя». Словом, пока сплошная тайна.

Башкирский театр кукол к началу сезона уже выдал две премьеры - «Принцесса-Крапинка» и «Семь чудесных пожеланий». Знаменитый спектакль Павла Мельниченко «Индийская легенда» по эпосу «Рамаяна», отмеченный некогда самим Джавахарлалом Неру, будет восстановлен также в начале ноября. Режиссер - народная артистка РБ Ольга Шарафутдинова, которая участвовала и в первой постановке.

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости