ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №1 (194)
     Январь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Тёплый лёд


Вряд ли мы узнаем, когда человек впервые воспользовался снегом и льдом как строительным материалом. Во всяком случае, случилось это не раньше, чем homo sapiens, переселяясь всё дальше на север, впервые увидел снег. Поначалу первобытные люди лепили, должно быть, некие изваяния, гораздо позже появились чисто утилитарные строения типа иглу. 

Прообразом ледовых городков у новогодних ёлок можно считать выстроенный по всем правилам архитектуры во времена царицы Анны Иоанновны в Петербурге знаменитый Ледяной дом, увековеченный в литературе («Ледяной дом» Ивана Лажечникова). Дом этот был богато украшен скульптурами, имитациями различных предметов быта и проч. Вряд ли подобные образцы могли быть позаимствованы в Европе, где столбик термометра зимой редко опускается ниже нуля. Разве что где-нибудь в Норвегии бывало что-нибудь подобное (Финляндия, как нам подсказывают историки, не в счёт).
Но обратимся к временам, гораздо более близким – середине прошлого века. Начиная с 1930-х в нашей стране большое распространение получили парки культуры и отдыха – ПКиО. Конечно, парки существовали и до революции, но именно в советские годы насыщенный скульптурами вариант питерского Летнего сада, хоть и на новый лад, стал массовым. И пусть на место Авроры, Терпсихоры и Цереры пришли девушка с веслом и пионер с горном или барабаном. Сейчас речь немного не об этом. Возьмите старые снимки, например, уфимского Видинеевского сада и сравните их с видами парка, уже носившего имя А. Луначарского: кроме обязательного Ленина увидим и борющихся мальчиков, и школьницу, и мальчика, вынимающего занозу из ноги. И даже дискобола! В саду Салавата на Случевской горе в конце 50-х стояло около двадцати бетонных скульптур!
Судя по многочисленным фотографиям, в те же 50-е появились скульптуры и в ёлочных городках. Получается, что именно в то время и соединились две традиции – европейской общественной ёлки на площади (ещё в 1840 году перед королевским дворцом Тюильри во Франции поставили большую ёлку) и русской ледовой скульптуры. Советские художники и скульпторы (при обязательной поддержке культурных начальников, разумеется) стали устраивать вокруг новогодних ёлок некое подобие невероятно популярных ПКиО. 
И всё же эта история началась гораздо раньше, ещё в 1935-м. 28 декабря «Правда» публикует статью Павла Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». А уже 29-го газета пишет, что в Сокольниках открывается «зимний детский сад»: «Своеобразность этого сада заключается в том, что он весь – ледяной. Кроме огромного ледяного дворца, в нём имеются целые аллеи ледяных зверей – ихтиозавры, медведи, морские львы и пингвины, сделанные под руководством скульпторов Соловьёва, Ростовского и Посядо… 1 января, в 5 часов вечера, в ледяном саду, на открытом воздухе, для детей устраивается новогодняя ёлка». 
Не правда ли, довольно целостная картина, знакомая нам по давнему или не слишком давнему детству? Только вот не подозрительно ли быстро (за 1-2 дня) воздвигнуты были ледяные фигуры? А ведь, кроме этого, магазины стали продавать новогодние игрушки, а «Московский трест зелёного строительства» привёз на рынки 1.500 ёлок. Надо думать, игрушки понемногу продавали и в годы борьбы с ёлкой, а ледяные городки строили к каждым зимним каникулам. А вот с «идеологически твёрдой» ёлкой (т.е. после появления статьи Постышева) смогли успеть только к первому числу. Другое дело, что установлена была небольшая ель либо даже макет её, ведь мощных кранов для подъёма тяжеленных лесных красавиц тогда ещё не выпускали. К середине 50-х многое изменилось. 
С историей уфимского новогоднего дерева ещё предстоит разобраться, известно только, что в декабре 1953-го или на следующий год в сквере Сталина возле Оперного театра установили огромную, украшенную флажками и игрушками ель. А накануне Нового 1956 г. в городе появилось сразу две новые площади – Советская и у Дворца культуры имени Орджоникидзе. И разыгралась фантазия у скульптуров-оформителей…
Правда, фамилий авторов недолговечных произведений искусства (либо претендующих на это звание) мы вряд ли найдём быстро. Даже если в старой газете прочитаем заметку о скульпторе-любителе, Снегурочка которого так похожа на ту, что стояла в 1959-м на Советской площади: понятно, что он лишь повторил работу профессионала. А ведь слепить или вырезать изо льда некоторые фигуры не так-то просто. Взгляните на оленей из Нового, 1959 года – такие великолепные рога позже, кажется, больше никто не делал. А для возведения горки в виде богатырской головы из «Руслана и Людмилы» нужно было сначала соорудить непростую деревянную конструкцию. Тем не менее головы-горки были лет шестьдесят назад популярны во многих городах нашей страны.
Но уже к 1980-м телевизор попросту убил в нас желание вставать с тёплых диванов, куда-то идти, тащить детей. Лишь мальчишки безупречно оправдывали все затраты и труды по возведению ледовых городков. Но тут пришёл компьютер…
И только совсем маленькие дети (а также их родители!) нынче продолжают с удовольствием кататься на ледянках с горок, лазить по ледовым крепостям и рассматривать ледяные скульптуры. И пусть на смену мишкам и горкам-головам давно пришли китайские новогодние символы, пусть лошадок с санками уже днём с огнём не сыщешь, праздничного настроения это не меняет. Можно лишь пожелать, чтобы в нынешних ледяных городках появился пришедший к нам из Европы, но уже давно ставший для нас абсолютно своим ещё один символ Нового года и Рождества – сказочный мальчик-орехокол, ведь ровно 125 лет назад, 6 (18) декабря 1892 года, на сцене Мариинского театра впервые был поставлен балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», музыка из которого вошла в традиции не только России, но и Европы. Да и Америки тоже.

Анатолий ЧЕЧУХА

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг