РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Театр должен обжигать
Уфа вновь стала участником масштабного культурного проекта «Большие гастроли». Если в 2017-м он охватил 83 региона страны, то в нынешнем замахнулся на все 85. Именитые коллективы везут в провинции свои лучшие постановки: «золотомасочные» шедевры, неожиданные формы и новый язык. В феврале уфимцы принимали «по обмену» Театр драмы имени Волкова из Ярославля. Первый русский театр - явление уникальное. За год слаженному и довольно большому коллективу удается выпустить до 11 премьер! А с появлением в своих рядах режиссера Евгения Марчелли получить культурную встряску и регулярные номинации на главную театральную премию.
На сцене Русского драматического театра республики гости представили пять разноплановых постановок. Это классические комедии «Лес» и «Тартюф», драма современной формы «Жестокие игры», а также две работы Евгения Марчелли, своего художественного руководителя, - «Зелёная зона» и «Без названия». И каждый вечер в зрительном зале был аншлаг... Одной из самых ярких и запоминающихся зрителям стала роль боевой и своенравной Анны Петровны Войницевой в спектакле «Без названия». Ее исполнила заслуженная артистка России и ведущая актриса театра Анастасия Светлова. О том, зачем артисту нужен характер, о поиске «своего» города и миссии театра мы разговариваем с ней в гримерке перед спектаклем.
- Вы впервые в Уфе? Как вам впечатления от города и публики? - Нас очень тепло принимают. Здесь я действительно впервые, хотя несколько лет работала совсем неподалеку - в Челябинске. Уфа - большой город, поначалу напомнивший Казань. Но потом я поняла, что он совсем другой. На первый взгляд неяркий, может быть из-за зимы, но очень чистый, душевный. Мне понравились люди, радушная, прекрасная публика. Я бы даже сказала, деликатная. Зритель внимательный, осторожный в реакциях, но открытый и благодарный. А еще у вас изумительно вкусная кухня! - В одном из интервью вы говорили о том, что не каждый город вам близок... - Мой город - Ярославль. После долгого путешествия по разным областям, я, наконец, нашла его. Может, потому, что судьба так сложилась: связала с ним свою жизнь и сейчас существую в гармонии. Конечно, каждый город запоминается, все гастроли интересные, люди смеются над разным. Поэтому актерам необходимо больше ездить, мы знакомимся, и нас узнают. Любой визит оставляет след и приятную память. Потом читаешь зрительские отзывы, они тоже вдохновляют. - Я заметила, что вы им отвечаете в соцсетях! - Да, я отвечаю всем. С удовольствием иду на контакт, мне приятно, что людям хочется высказаться, поделиться своими впечатлениями. К критике тоже отношусь нормально. Но она бывает конструктивная, а бывает резкая, грубая и в такой дерзкой форме. Я за первый вариант. На второй не реагирую или отвечаю с юмором. Вообще люблю пошутить. - И в процессе работы над ролью тоже? - Я играла разных героинь. В комедии всегда интереснее себя проявить: быть некрасивой, нелепой, смешной. Делать то, чего от тебя не ждут. - А вообще актрисе нужен характер? - И еще какой! Вкупе с невероятной выдержкой, силой воли. Нельзя обижаться! В нашей профессии обида чревата: человек замыкается в ней, погружается в ненужные, неправильные мысли. Надо быть открытым, воспринимать замечания адекватно и уметь их переработать в своей душе. Либо покопаться и найти ответ - почему не получилось, но желательно не идти на конфликт. Иметь лояльный характер, обладать хорошей самоиронией. У нас очень серьезная конкурентная среда, где необходимо адекватно относиться к себе, понимать те задачи, которые ставит режиссер. - Не спорить с ним? - Мы совершенно зависимые люди: нас выбирают, назначают, снимают. Мы самостоятельно только делаем роль, но ничего не решаем. Про себя могу сказать, что послушна как актриса. Всегда нахожу возможность выполнить задачу. - Но если вы действительно предлагаете что-то лучше? - Убедить можно только делом. Говорить меньше, быстрее действовать. Если я не согласна с какой-то трактовкой, то посредством исполнения роли я могу доказать, что права и мое предложение интереснее. Но у меня таких ситуаций не было. Потому что нет того, чего я боюсь или стесняюсь на сцене. Задачу надо как-то выполнить, адаптировать роль под себя, для своих физических, пластических и эмоциональных возможностей. - Но бывает, когда стараешься, а не получается? - Конечно. Но я всегда злюсь только на себя. Это переходит в мощную внутреннюю работу, чтобы максимально быстро добиться результата. Вообще я жуткий самоед, очень требовательна к партнерам и к себе. Стараюсь приложить все усилия для идеального результата. Мозг вскипает, продолжаешь дома думать и проигрывать сцену. Пока не придет прозрение. Наша работа, с одной стороны, прекрасна и удивительна, а с другой - сложна. Ты задеваешь струны своей души, нервы. Все время находишься в состоянии эмоционального возбуждения. О профессии вольно или невольно думаешь 24 часа в сутки. - Значит, дома обсуждения продолжаются? -Когда актерские семьи заявляют, что не говорят дома о театре - я мало верю. Мы настолько контактно и тесно работаем, что всегда возвращаемся к этому. Мой супруг - режиссер, и он тоже постоянно в мыслях о театре. Бывает, и ссоримся, но нам важно найти золотое зерно. - Вы росли в театральной среде, продолжили актерскую династию. А ваши дети уже сделали свой выбор? - Моей дочери сейчас 18. Она хотела пойти по нашим стопам, но в какой-то момент приняла решение, что будет заниматься творчеством, но немного в другой сфере. Она поступила в Школу-студию МХАТ к прекрасному педагогу, генеральному директору Большого театра Владимиру Урину на курс продюсирования. Она счастлива, и мы поддержали ее выбор. Тем более неизвестно, как бы сложилась ее актерская судьба. В нашей профессии нужно быть успешным, иначе попадаешь в мясорубку. Годы уходят, энергия рассеивается, и ты становишься никому не нужен. Это ужасно! Я знаю много поломанных судеб, когда актер не реализовался как хотел. - И уже не смог найти себя в чем-то другом? - Мы же совершенно одержимые. Но в этом и заключается наша миссия. Люди ходят в театр не просто посмотреть на красивые костюмы и декорации. Происходит работа души. Мне однажды написала девушка. Она говорила о том, что разочаровалась во всем, но спектакль помог ей вернуться к жизни. Прочитав письмо, я плакала, она меня так тронула. Это - высшая миссия театра и смысл профессии. Я считаю, что он не должен учить. Скорее, помочь найти ответы на вопросы. Хорошо, когда театр вызывает сильные эмоции. Самое страшное - равнодушие. - А если зритель не понял задумку режиссера? - Тогда надо посмотреть еще раз, если что-то зацепило. Если нет - может, это не твой режиссер, вы говорите на разных языках. Я тоже люблю смотреть спектакли как простой зритель, воспринимаю театр эмоционально. Есть шифры и коды режиссеров, которые ты не понимаешь. Но театр тебя либо потрясает, либо нет. Люблю театр обжигающий, острый, который накрывает с головой. Я по натуре очень страстная и люблю видеть то же на сцене. У нас такая жизнь - все мы хотим сильных чувств. Не знаю тех, кто не хочет. - Чьи спектакли вам нравятся? - Мне интересно то, что делает Богомолов. Его смелость, дерзость, творческий авантюризм - это поиск, он увлекает. Потрясения бывают чаще от актерских работ. В Москве много талантов, но и в провинции есть актеры на вес золота. - В Ярославле у вас очень большая труппа. - Я служу театру больше 20 лет, видела много коллективов. Могу сказать, что у нас отличный состав, есть крепкий костяк и интересная разноплановая молодежь. Поэтому и многие спектакли у нас - ансамблевые. Очень люблю свою роль в «Без названия» - она одна из самых ярких. Но все, что у меня в ней получается, - это благодаря моим партнерам. С Виталием Кищенко мы большие друзья. Он артист Евгения Марчелли, они много лет работали вместе в Тильзите. Наверно поэтому у нас такое профессиональное и человеческое чутье. Хотя это - наша первая совместная работа. - Ну и самый популярный вопрос для артиста: есть ли роль, которую мечтаете сыграть? - У меня есть странная мечта - сыграть мужчину. Как это возможно, пока не очень понимаю. Такой персонаж, который не обладал бы женственностью. Это скорее фантазии, образ, который я чувствую, но его сложно облечь в конкретную форму. Я хочу как можно дольше быть в тонусе, обладать энергией, творить, быть заразительной, интересной режиссеру, востребованной в профессии. Если судьбе будет угодно, чтобы я как можно дольше служила театру, - это будет моим самым большим счастьем.
Проект «Большие гастроли» существует всего четыре года, однако уже бьет все исторические рекорды и по официальной статистике, и по зрительской любви. В 2018-м в программе примут участие почти 300 театров, публике представят более нескольких тысяч спектаклей, бюджет Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, через который осуществляется финансирование этих гастролей, превышает полмиллиарда рублей. -В прошлом году проект сменил формат. Если раньше в нем принимали участие только ведущие театры страны, то сейчас развиваются сразу четыре направления, - рассказывает руководитель дирекции программ Центра Руслан Курбатов. -Теперь выезжают не только прославленные труппы из федеральных центров, но и региональные. А по инициативе партии «Единая Россия» «Большие гастроли» открылись для детей и молодежи в рамках проекта «Театр детям». Февральский визит Волковского театра в Уфу и нашего Русского драматического в Ярославль станет далеко не последним. До конца года республику посетят Драматический театр Удмуртии, Буинский государственный драматический театр, Чувашский театр оперы и балета, Театр кукол Республики Мордовия и Казанский ТЮЗ.
Жанна ВЕРТИНСКАЯ |