ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Первый в России
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов встретился с международным экспертом Глоб...

Дома-долгострои
В Доме Республики состоялось совещание по вопросам защиты и восстановления пр...

Мост открыт!
26 июля после ремонта возобновлено движение по старому Бельскому мосту. Проезд ...

Исторический дебют
Впервые башкирский футбольный клуб «Уфа» принял участие в международном матче...

…А победили наши!
В Москве на территории музея-заповедника «Коломенское» прошел татаро-башкирск...

Молочные реки
Ферма в центре города и тонны целебного напитка… 25 августа Уфа вновь на один де...

Миниатюры от «Rudy Dance»
С 15
 августа по 2 сентября в Театре оперы и балета пройдет второй этап хо...

Французские гастроли
Ансамбль песни и танца «Мирас» вернулся с гастролей во Франции. Коллектив прин...

Статус - особый
В список объектов культурного наследия Башкортостана включены здания Училища ...

У Конгресс-холла – 1000 музыкантов
25 августа в парке «Ватан» пройдет масштабный флешмоб - День 1000 музыкантов.


Битва шахматистов



     №8 (201)
     август 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ"

Выпускники: открытия и откровения


Иногда мы слишком поздно понимаем, что выбрали не ту профессию. Учитель осознает, что мог бы стать хорошим журналистом, врач - выразить себя на театральных подмостках, а скучающий за многочисленными отчетами бухгалтер - бороздить морские просторы. 
Этим летом почти пяти тысячам уфимских школьников предстоит сделать свой выбор. Наш корреспондент выслушал мнение выпускников - победителей и призеров олимпиад самого высокого уровня, уже определившихся с будущим призванием.

Ксения Петрушина, лицей №123:
- Я поняла, что хочу стать юристом, когда в начале  учебного года мы приступили к изучению права. До сего времени даже не задумывалась о том, насколько отсутствие знаний в этой области делает нас зависимыми от обстоятельств. Я хочу быть свободной и поэтому выбираю юриспруденцию. Меня интересует гражданское право. Это сложное и широкое понятие, но, как мне кажется, очень востребованное. Людям постоянно приходится сталкиваться со спорами, связанными с имущественными отношениями. 
Хорошо учиться мне помогли занятия спортивно-бальными танцами. В течение восьми лет почти ежедневно тренировалась по три-четыре часа. Но именно такая загруженность позволяла быть очень собранной. В танцах я достигла определенного результата: стала кандидатом в мастера спорта. Сейчас после экзаменов появилось свободное время, стараюсь использовать его с пользой. Делаю брошки из бисера и оригинальные рамки для фотографий из ракушек. 
В одном из моих любимых произведений - в повести Брэдбери  «Вино из одуванчиков» - главный герой разделил блокнот, в котором он записывает все события лета, на две половины. Так вот, вторая часть «Открытия и откровения» предназначалась для того, что происходит впервые, а также для всего старого, но по-новому воспринятого. Мне кажется, что, когда ты движешься вперед, эта графа будет опережать первую. На что, по крайней мере, я надеюсь.

Арсений Абрамов, школа №1:
- Желание стать военным возникло еще в детстве. Наверное, на меня сильно повлияли рассказы моего прадеда Гайзуллы Гизатулловича Баймурзина. Он много вспоминал о Великой Отечественной, о своих боевых товарищах. Это дало толчок к изучению истории Первой и Второй мировых войн. Но я прекрасно понимал, что одной теории мало, ведь военный - боец, человек, физически крепкий, способный к выполнению любого приказа. И я стал готовиться. Семь лет занимался настольным теннисом, параллельно вольной борьбой, дзюдо, плаванием. Играл в футбол и хоккей. Мой выбор однозначный: подал документы на факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта УГАТУ, где дополнительно к гражданской специальности получу образование в учебном военном центре. После трех лет службы стану инженером по эксплуатации и ремонту воздушных судов и авиационных двигателей. Думаю заниматься и конструкторской деятельностью. В людях ценю неординарность мышления, способность противостоять трудностям и с честью выходить из самых сложных ситуаций. И самое главное - патриотизм.

Илья Антипин, лицей №155:
- Мне помогли определиться с будущей профессией две вещи: любовь к литературе и желание быть в центре внимания. Словом, решил связать себя с журналистикой. Есть такая группа «ВКонтакте» «Реальный футбол», в которую я вступил. Стал писать репортажи, делать аналитические обзоры и подборки мнений болельщиков. У меня получается, и теперь ни дня не могу прожить без творчества. Играю в любительской команде «Рубин-Уфа». Спортивная стихия помогает глубже проникать в тему. Словом, журналистика - мое. Буду поступать на специальности, связанные с лингвистикой или информационной безопасностью, и здесь нет противоречия. Мне кажется в профессии журналиста главное - стремление и старание. А еще - широкий кругозор, поэтому много читаю. Из последних книг на меня произвел сильное впечатление роман Чернышевского «Что делать?», особенно Рахметов. Подкупила его сильная натура, работа над собой. Он развивает себя и физически, и морально. Мне кажется, что журналист - человек, который должен заниматься просвещением читателя в широком смысле этого слова. В наш век сделать это в сто крат труднее, ведь в Интернет выплескивается масса непроверенных фактов. Задача же хорошего журналиста - суметь разобраться в этом потоке и быть на стороне добра.

Вероника Новикова, школа №110:
- Мечтаю работать в международных организациях и много путешествовать. Это позволит не только увидеть другие страны, но и изменить мнение иностранцев о России. Хочется, чтобы люди познавали мир, не ориентируясь на политические убеждения. Знание языков - одно из условий налаживания мостов между странами. Я изучала английский, французский и китайский. Вероятно, любовь к лингвистике передалась мне от деда: он был переводчиком и знал более 20 языков. 
Мне также интересны перипетии истории. Читаю книги по философии, анализирую. Меня зацепила у Карла Маркса цитата: «Революция - локомотив истории». Мне кажется, что это правильно, ведь в результате общество переходит на новый уровень. Стараюсь критически относиться к информации. Сравниваю, например, английские и наши каналы. Иногда очень трудно определиться, где истина. Наш учитель  истории Оксана Ивановна Новикова предлагает самим сделать выводы, просеивать информацию, учит ориентироваться в Интернете, при этом она не навязывает свою точку зрения.
Мой любимый исторический деятель - Петр Первый. Он не боялся нового, был дерзким и смелым. Конечно, можно не соглашаться с его нововведениями, осуществляемыми огнем и мечом, но это вывело Россию на более высокую ступень развития. Когда человек руководствуется благородными целями и делает это бескорыстно, по-моему, это хорошо.

Данил Гильфанов, школа №1:
- Еще маленьким хотел быть инженером, собрал несметное количество конструкторов. Из школьных предметов меня сначала увлекала математика, а в 11 классе заинтересовался физикой, особенно ее прикладной частью. Буду поступать в Нефтяной, стал в этом году призером олимпиады УГНТУ по физике. Мне кажется, что это произошло во многом благодаря нашему учителю Нине Васильевне Зайнуллиной, она учит нас не только решать задачи, но и размышлять. Вообще точные науки помогают развивать находчивость, смекалку, логическое мышление. Мог бы поступить и в Москве, но считаю, что надо развивать свой край, и родители меня в этом поддерживают. Мы - великая страна, защитившая мир от фашизма, первая держава, отправившая человека в космос, у нас самые современные технологии в военной сфере. Читаю много научной литературы, в основном учебники, из популярной предпочитаю документальные и автобиографические книги. Надеюсь, что когда-нибудь и мое имя впишут в историю, сейчас же передо мной стоит задача-минимум - хорошо учиться и развиваться. 




Полет мысли для одаренных

Один философ сравнил врожденные дарования с дикими растениями, нуждающимися в выращивании с помощью ученых занятий. Другой, не менее знаменитый, уточнил: «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности». Мысли, высказанные почти два века назад, актуальны и сегодня. 

Работа с одаренными детьми в столице Башкортостана ведется с 1994 года. Сегодня ее результатами определяется престиж учебного заведения, а школы входят в топ лучших по  республике и России. Победитель конкурса «Учитель года столицы Башкортостана», преподаватель математики лицея №153 Михаил Саханевич так определяет одаренность:
- Это возможность восприятия: умение структурировать значительный объем материала. С ребенком, обладающим такой особенностью мышления, необходимо заниматься, чтобы вывести на соответствующий его способностям уровень. В первую очередь ориентировать на чтение определенных книг. Также важна среда, в которой происходит его становление, где одновременно должны присутствовать элементы соперничества и поддержки, что позволит достигать максимально эффективного результата. Ученица гимназии №39 Елизавета Бархатова первая из Башкортостана стала призером всероссийского этапа олимпиады школьников по французскому языку. В чем заслуга не только ее учителя Гюзель Имашевой, но и системной работы, которая ведется в учебном заведении. В штате гимназии есть носитель языка, кроме того, ведется активная внеурочная деятельность, где дети занимаются не только чтением, письмом и говорением, но в процессе творчества оттачивают владение языком. Ребята  принимают участие в спектаклях французского театра и даже выезжали с одной из постановок на родину Мольера. 
В этом году Лиза окончила школу и могла бы вне конкурса поступить на факультет иностранных языков МГУ, но ее мечта – стать  журналистом-международником, поэтому девушке придется пройти при поступлении еще и творческое испытание. Но ее это не пугает: во время учебы она, занимаясь в городском эколого-научном центре, оттачивала перо, написав  немало статей на экологические темы, в частности, посвященных уфимскому лимонарию, реке Шугуровке, бортевой пчеле-бурзянке, краснокнижным  животным.
- Журналистика – инструмент, с помощью которого я могу помочь обществу, повлиять на отношение к тому или иному событию, - говорит Елизавета. - Мне интересны люди: общение дает опыт, расширяет кругозор. Привлекает документальное кино, журналистские расследования, возможность вести большие проекты.  Чтобы вникнуть в тему, работаю с книгами, ищу информацию в Интернете. 
С одноклассниками она побывала во Франции, где они показали спектакль «Красная Шапочка». Самое удивительное, что зарубежных сверстников поразило не хорошее знание языка, а то, что «дети играют как актеры».
Одаренный ребенок, как правило, разносторонне развит. И Лиза - не исключение.  Ей близка поэзия Серебряного века, особенно  творчество Цветаевой и Маяковского. Она и сама пишет стихи, а доброту считает главным человеческим качеством. 

Елена Пронина перешла в 10 класс  школы №103 с углубленным изучением иностранного языка. 
Кроме английского  интересуется историей.
- Меня в свое время зацепила фраза о том, «кто не знает своего прошлого, у того нет будущего», - рассказывает она. – Мне стало интересно: чем люди прошедших эпох отличались от нас. Пришла к выводу, что человечество мало изменилось. Мы, как и прежде, мечтаем о самых простых вещах. Современный человек привык к комфорту, что в будущем может сыграть с нами плохую шутку. Технический прогресс не остановить, но цивилизация может погибнуть, если люди проиграют роботам, они должны задуматься о нравственных качествах.
По мнению Прониной, достижение хороших результатов в учебе не должно быть самоцелью:
- Раньше я хотела быть лучше всех, но сегодня занимаюсь научной работой не ради награды, а ради собственного развития.
В выборе профессии школьники чаще всего ориентируются на те предметы, которые им легче даются, или на востребованные специальности.  Лена мечтает стать юристом, даже несмотря на то, что на рынке труда наблюдается переизбыток.
- Юрист может приносить пользу людям и в области гражданского и международного прав, - считает она, - кто-то говорит, что в этой профессии надо жертвовать своими моральными принципами. Но это не так: человек всегда  стоит перед выбором, надо делать так, чтобы быть в ладах со своей совестью.
 Научный руководитель Елены - Екатерина Сагадиева - дает ей творческую свободу.
- Она очень много знает, но ей интересно и мое мнение, - говорит ученица. 

Учитель информатики школы №27 Светлана Латыпова – пример того, как нужно развивать собственного ребенка.
Уже в пятом классе она стала давать Ильдару дополнительные задания, а в 7-м, когда его одноклассники только начали изучать информатику, сын стал призером всероссийского этапа олимпиады школьников.
- Сначала приходилось заставлять, - рассказывает Светлана Рафилевна, - а когда стало получаться, сына было уже не остановить.  Даю ему карт-бланш в решении задач, лишь немного направляю: попробуй так и так. Чем оригинальнее решение, тем выше мотивация. Задания на сообразительность хорошо развивают творческое начало. 
Ильдар только перешел в 10-й, но в области программирования уже догнал своего учителя и сегодня удивляет маму своей целеустремленностью. Пройдя IT-школу Samsung для старших классов, юноша разрабатывает мобильное приложение «Музыкальный плеер».  Отец  Ильдара, по специальности инженер авиационных двигателей, тоже принимает участие в продвижении сына, предлагая ему оригинальные идеи. Словом, вся семья работает на его будущее.

Учитель математики гимназии №93 Александр Викторович Столяров давно завоевал признание коллег и  учеников. Всем известно, что его выпускники – студенты лучших вузов России. Но попасть в профильный класс не просто. Чтобы в нем успешно учиться, у ребенка должны быть потенциал и способность к обучению. 
- Если знаний не хватает, то пробел можно заполнить, - уверен Столяров, - а способность к обучению – качество, присущее только одаренным детям.
Важная задача сегодня - вырастить и учительские кадры.
- Необходимо разработать систему подготовки одаренных детей, - говорит он, - не хватает кружковых занятий. Не все родители могут позволить себе отправить ребенка в профильный лагерь. В этом году нескольких учеников пригласили совершенно бесплатно в сочинский «Сириус», но этого явно недостаточно. Финансовая поддержка таких ребят должна быть регулярной.
Столяров работает в школе 23 года, и за это время, по его словам, количество одаренных – величина постоянная: не уменьшилось, не увеличилось. Требует внимания вопрос раскрытия способностей таких детей. Есть ребята, которых не заметили, не придали значения их таланту.
Одна из сегодняшних учениц Столярова Лиза Демитраки – три года подряд она становилась призером регионального этапа ВОШ по математике. 
- До 7 класса по предмету была «четверка», случались и «тройки», - рассказывает она, - а когда подошло время алгебры и геометрии,  то училась только на «отлично». Очевидно, стало больше места для полета мысли, а это мне по душе. Александр Викторович подбирает интересные задачи и предлагает решить их разными способами. Мне интересен сам процесс, когда неожиданно приходят какие-то идеи, и результат доставляет непередаваемое удовольствие. Когда понимаешь, что тебе это по плечу, хочется выполнять более сложные задания. 
В будущем Елизавета видит себя ученым, инженером или программистом. А пока ей нравится читать, как она выражается, общеразвивающие книги, например по архитектуре, художественную литературу.
- Математика учит рассуждать, мыслить логически, - уверена она, это может пригодиться в любой области знаний, да и в жизни тоже.



Лучший фильтр – в голове

Вопросу безопасности образовательной среды с каждым годом уделяется все больше внимания. В век информационных технологий наши дети не застрахованы от внутренних и внешних угроз, беспомощны перед психологическими факторами. Парадокс: ни камеры видеонаблюдения, ни пропуск в школу по отпечатку пальца не могут гарантировать безопасность их жизни и здоровья. 

Прецеденты, когда школьники становятся объектами агрессии со стороны своих же одноклассников, в последнее время участились. Случай в Стерлитамаке – лишь подтверждение тому, что и у нас не все благополучно. Поэтому вполне логично, что темой республиканского и городского августовских педсоветов стало создание безопасной образовательной среды.
Очевидно, что в первую очередь она зависит от микроклимата в отдельно взятой школе. И здесь свою роль должны сыграть психологи. Выявлять и предотвращать конфликтные ситуации между одноклассниками, педагогом и учеником – одна из основных задач. Никакие даже сверхсовременные средства защиты не помогут, если не усвоить правила поведения в экстремальных ситуациях. 
Основы безопасности жизнедеятельности сегодня выходят на первый план, а родители ратуют за увеличение часов по этому предмету. Они хотят, чтобы дети были готовы к самым разным непредвиденным обстоятельствам – как в школе, так и в повседневной жизни.
Недавний случай с одним из российских подростков, который усвоил наставления педагога, показал, насколько важны основы безопасности. Когда мальчик поднимался в лифте, кабина загорелась. Он немедленно лег на пол и стал дышать через шарф. Это спасло ему жизнь.
- Учителем ОБЖ должен быть человек с большим жизненным опытом, «понюхавший пороху», или молодой, но с горящими глазами, уже многое умеющий и готовый этим поделиться, - считает заслуженный учитель РБ, преподаватель-организатор ОБЖ гимназии №64 Сергей Черепанов.
- Я знаю преподавателей из всех 128 школ города, среди них есть офицеры, прошедшие Чечню и Афганистан, ликвидаторы последствий Чернобыльской аварии. Все преподаватели проходят переподготовку в Учебно-методическом центре МЧС. Молодых, перспективных физиков и историков рекомендуем в магистратуру при БГПУ имени М. Акмуллы, и они помимо основного предмета становятся учителями основ безопасности.
Сергей Михайлович, пожалуй, мог бы давать показательные уроки для всей страны. Это верно, программа старшеклассников перегружена, но можно совместить «безопасность» с физикой, химией, биологией, историей и даже литературой. Рассказать, например, об отравляющих веществах, продемонстрировать защитные костюмы. 
Весной в столице Башкортостана проходил заключительный этап X Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Уфу выбрали неспроста: республиканский и городской учебно-методические центры, где занимаются ребята, признаны одними из лучших в стране. Во всероссийских состязаниях мы стойко удерживаем лидерство наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью и Севастополем. В этот раз призерами стали 11 человек.
- Пока ребята участвовали в конкурсах, мы показали преподавателям город и базу, где мы работаем, подарили наглядные пособия и методички. Помимо замечательных слов об Уфе услышали, что у нас есть чему поучиться, обменялись контактами, поделились опытом, - говорит Черепанов.
Ребята показывают себя и в деле. Свежий пример. Старшеклассники во время каникул увидели на улице ребенка, у которого случился приступ эпилепсии. Не растерялись, оказали первую необходимую в таких случаях помощь и не оставляли его, пока не приехала «скорая». Важно, что ребята получают не только практические навыки, но и чувствуют ответственность за тех, кто попал в беду.
Все ЧП, которые происходят с детьми в российских школах, тут же рассматриваются на уроках ОБЖ. Поступило сообщение, что в Оренбурге обрушилась лестница – тут же смоделировали и отработали ситуацию. Минимум раз в полгода проходят учения по захвату заложников, тренировки по экстренной эвакуации при пожаре. Ребята умеют разжечь костер без спичек, ориентироваться по звездам, наложить шину, остановить кровь, многое из того, что может оказаться очень полезным, если человек заблудился в незнакомой местности.
Но особую страсть подростки питают к летним военным сборам. В спортивно-оздоровительном лагере «Росинка» вот уже 15 лет будущие защитники проходят начальную военную подготовку. Пятидневные испытания на свежем воздухе дополняются такими практическими заданиями, как вынос раненых с поля боя под прикрытием дымовой завесы и преодоление зараженной полосы препятствий.
Распорядок дня в лагере максимально приближен к армейскому: подъем в 7.00, холодный «душ из ведра», теоретические и практические занятия, отбой в 23.00. А преподаватель ОБЖ школы №56 Сергей Колечков учит основам безопасности в созданных им уникальных классах морской пехоты. Пятиклассники изучают морское дело и уже многое умеют, начиная с того, как завязать туристский узел или оказать первую помощь утопающему. Дисциплина как на корабле: перекличка, четкое исполнение команд, отутюженная форма. 
- Мы обучаем практическим навыкам и проводим большую работу по военно-патриотическому воспитанию, - пояснил Сергей Дмитриевич. – Самое главное, что ребятам интересно, у них горят глаза, вырабатывается характер, который сможет преодолеть трудности. И, кроме того, отвлекаем школьников от Интернета. Не секрет, что те, кто ничем всерьез не увлечен, много времени проводят у компьютера.
К сожалению, приходится констатировать, что Всемирная паутина поработила немало подростков. Помимо того, что они не развиваются физически, их мозг получает опасные импульсы. Информационная безопасность стала частью национальной политики. А пока государство совершенствует законодательство, у педагогов есть реальная возможность переломить ситуацию, повлиять на еще не сформировавшийся организм. Свободный доступ открывает для детей огромное количество информации, где помимо обучающих и развивающих ресурсов они могут натолкнуться на материалы сомнительного характера, насилия над людьми и животными, пропаганды наркотиков, экстремистской идеологии. Появилось новое течение - кибертерроризм, использование различных групп и сайтов для продвижения радикальной исламской идеологии. Во всех школах в информационной сети установлены современные технологические программы, защищающие от кибератак. А Министерство образования и науки РФ рекомендует ввести уроки информационной безопасности, начиная с первых классов.
Учитель информатики лицея №52 Михаил Горин считает, что лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети, должен быть в его голове, а преподавателям и родителям нужно помочь его «настроить». Разъяснять на примерах, насколько опасными могут быть те или иные группы, говорить об этом не эпизодически, а системно и целенаправленно. Свой первый урок он всегда начинает с беседы о том, насколько круто и порой трагически могут повернуть жизнь ребят сайты террористической и суицидальной направленности. А родителям все-таки всегда рекомендует установить фильтры. Рассказывает им об оборотнях, способных под личиной «доброго дяди» сделать их ребенку «непристойное предложение». Нужно также учесть, что дети могут быть замкнутыми, скрытными, тогда эту тему при каком-то малейшем подозрении поднимают школьные психологи. 
- Чтобы противостоять опасности, безусловно, необходимо не только обладать знаниями, но и быть крепкими, выносливыми, - считает учитель физкультуры лицея № 123 Мария Котельникова. – Использовать нетривиальные методы, чтобы донести в интересной форме, к примеру, набившие оскомину Правила дорожного движения. Тема особенно актуальна для этого учебного заведения, расположенного вблизи автострады, окруженной велодорожкой. 
В лицее существует агитбригада «Клаксон», не раз занимавшая призовые места в городских конкурсах. 
Агитбригада разыгрывает сценки, где показываются конкретные ситуации, которые могут произойти при пожаре, в период гололеда, а также при захвате заложников. Юные артисты выступают перед учениками начальных и старших классов, особый упор – на начало учебного года, чтобы ребятам, вернувшимся из деревень, напомнить о ПДД. Ребята начального и среднего звена вместе с педагогами разрабатывают и рисуют безопасный маршрут от дома до школы. За здоровым моральным микроклиматом в коллективах школьников следит опытный психолог. С родителями и учениками проводится тестирование. На уроки приглашают сотрудников Центра общественной безопасности, комиссии по делам несовершеннолетних, наркополиции. Ведь опасность может подстерегать и за углом школы, в ближайшей подворотне. Подросток, втянутый в употребление наркотиков, может совершить преступление. 
- Мы ведем постоянную работу по профилактике правонарушений, - говорит Мария Олеговна. – Объясняем ученикам, как не надо поступать не только на отрицательных примерах. Приглашаем на уроки ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане и Чечне, спортсменов, достигших больших результатов. 
Создание современной безопасной образовательной среды – дело общее, предмет озабоченности всего педагогического коллектива – начиная от классного руководителя до психолога, но главная роль здесь все-таки отводится преподавателям ОБЖ. Они, в свою очередь, уверены, что их предмет необходимо сделать обязательным, начиная с первого класса, ведь формирование культуры безопасности – процесс длительный, требующий системного подхода. Конечно, существуют методические рекомендации и поурочные планы, но нельзя недооценивать и роль педагога, который должен представлять сильную личность, на своем примере учить ребят вести здоровый образ жизни и не пасовать перед трудностями.



Окна в мир - со всех сторон

Как в жизни. Дословно
- Подросткам всегда интересны пьесы, где проговариваются их собственные проблемы: ведь они очень закрыты, а сейчас - в эпоху, казалось бы, всеобщей открытости, особенно, - уверена педагог Дворца творчества «Орион» Демского района Айгуль Камалова. -  При общении в соцсетях скорее создается образ, там не поговоришь глаза в глаза.
Главный принцип моей работы - ставить такие спектакли, которые интересны самим ребятам. Так выбрали пьесу Ирины Батюк «Анастасия, или Дети страусов», завоевавшую Гран-при на фестивале в Сочи, «Емелю» Владислава Панфилова («Золотая маска» Уфимского фестиваля).
Театральная студия образовалась в ДТ «Орион» девять лет назад. Некоторые выпускники действительно стали успешными актерами: Вадим Магасумов работает в Русском драмтеаре, Виктория Емелева - в Молодежном, Кристина Каюмова - в Ульяновском драме, Семен Газиев сейчас поступает в московский театральный вуз. Он занимался и в студии Константина Хабенского - пригласил нас на свою постановку вербатимов, и мы загорелись этой идеей. 
Спектакль-вербатим - это когда актеры интервьюируют какую-то группу людей - медиков, бомжей, ветеранов - и потом точно воспроизводят в спектакле их монологи и душевное состояние. Либо мы просим высказаться на определенную тему - как наш первый спектакль в этом жанре: «Мир, который нужен мне» (его делала средняя группа, а всего у нас их пять - около 100 человек). Только мы решили, что подростки будут спрашивать сами себя. Естественно, все это объединяется в связный спектакль с единой логикой. Зритель понимает под «театром» нечто совсем другое, а тут дети раскрывают на сцене свои проблемы - то, о чем они никогда не скажут родителям. А со сцены можно сказать все. «Миру» уже два года, а в этом году спектакль «Любовь как она есть» делали старшие.
Мы популярны в Уфе: нас просят показывать эти спектакли - школы, дома детского творчества. Хотя они не для всех, не для отдыха, поднятия настроения; но ведь главное, чтобы зритель уходил из театра наполненным эмоциями, чтобы увиденное заставляло задуматься. Известный психолог Ирина Хох, посмотрев, отметила, что это безумно полезная психологическая разгрузка и для участников, и для зрителей. А на следующий год запланировали настоящий вербатим - с интервьюированием других людей.

От блинов до «умного дома»
На первый взгляд передо мной просто изящная модель трехэтажного дома. А на самом деле его система управления обладает датчиками-контроллерами, способными реагировать на дождь (тогда автоматически закрываются окна), запах газа (блокируются газовые коммуникации) и гари («умный дом» посылает хозяину смс, что он забыл выключить электроприбор). Также система способна контролировать температуру воздуха в помещениях и подаваемой воды, работу кондиционера. Продуманы и вопросы охраны: на окнах и дверях - датчики, реагирующие на проникновение. 
Система управления базируется на платформе Arduino (специальная марка для построения простых систем автоматики и робототехники, ориентированная на непрофессиональных пользователей). Пожалуй, на сегодня это самый амбициозный проект лаборатории робототехники и мехатроники Центра детского технического творчества Октябрьского района «Биктырыш»: в работе участвует целый коллектив - 12 школьников, курирует ее профессор БГПУ Алмаз Исхаков. На второй год проект превратился в «жилой квартал»: теперь «жителей» дома будут автоматически информировать о времени прибытия автобуса, также разрабатывается шлагбаум, который будет поднят, если есть необходимость в вывозе мусора, а если нет - опущен. 
- А недавно наши воспитанники Ярослав Балчугов и Василий Дунчиков вернулись со Всероссийской робототехнической олимпиады «Иннополис», - рассказывает директор центра Гюзель Галиева. - В этом году она была посвящена продуктам питания, и они продемонстрировали робота, который печет блины. Задается программа - и он сам орудует блинницей и лопаткой, переворачивает блины и вовремя снимает. 
Основы конструирования и программирования ребятам объясняет Фуат Идрисов,  успевший до этого поработать учителем физики, информтехнологий, технического творчества - в «Биктырыше» пригодилось сразу все. В 2017 году центр занял второе место на чемпионате РБ по образовательной робототехнике и первое - на региональном чемпионате «Молодые профессионалы РБ» (этап WorldSkillsRussia) по компетенции «Мобильная робототехника». Этим же умникам - Ярославу Балчугову и Роману Ардуванову - досталось на этом конкурсе второе место.

«Родители увлекаются не меньше детей»
Кого тут только нет в Эколого-биологическом центре Советского района «Эколог»! Попугаи и другие птицы, шиншиллы (мальчик и девочка), песчанки, хомяки джунгарские и сирийские, иглистые мыши, красноухие черепахи, декоративные сомы и мадагаскарские тараканы… И существует строгое разделение обязанностей: кто-то занимается животными в зооуголке - кормит, чистит клетки, кто-то - поливает цветы: ведь в центре произрастают около 300 растений. А недавно посадили аллею из 5-летних сосенок.
- Вот сегодня морскую свинку должны принести, - рассказывает директор центра Елена Макарычева. - А еще с осени по весну мы закупаем куколки бабочек, вывозим в детсады, показываем детям, как куколка живет. Иногда - уже в нашем центре - дети даже видят, как из нее вылупляется бабочка, распрямляет свои еще мягкие крылышки…
Ребята узнают, что создания природы не только красивы и забавны, но и очень хрупки: если, например, накормить животное кормом, который ему противопоказан, оно может и не выжить. К счастью, вся работа ведется под руководством педагога с биологическим образованием Людмилы Асеевой - собственно, создателя «Семейного клуба любителей живой природы». Но что может быть интереснее наблюдений за смешными выходками маленьких питомцев. Да еще вместе с мамой и папой - что еще так сближает? 
- Самое удивительное, - продолжает Елена Макарычева, - что родители увлекаются всем этим не меньше детей. У нас очень многое делается взрослыми. Например, недавно по инициативе пап и мам вместо тесноватых клеток были изготовлены три вольера для кроликов, шиншилл и хомячков и один большой - для птиц. 
Центр «Эколог» завоевал Гран-при городского конкурса образовательных организаций за работу с родителями. При этом компания друзей природы так сблизилась, что теперь организует совместные катания на лошадях и хаски, выезды на природу (например, в Киселевскую пещеру). 

Возрождение дендропарка
О Непейцевском дендропарке слышали многие уфимцы, но вот что он из себя представляет и как ему помочь (ведь сегодня любой лесной массив в черте города нуждается в помощи) - знают немногие. С начала XIX века две семьи уфимских дворян - Осип Непейцев, Иван и Алексей Базилевы  - ухитрились заставить прижиться здесь более 100 видов деревьев и кустарников, не свойственных нашей местности: бархат амурский, кедр корейский, сосна Веймутова, ель колючая, сосна Банкса, груша уссурийская, клен сахарный, шелковица белая, виноград амурский, дуб красный… Некоторым непейцевским дубам по 120-140 лет, здесь гнездятся десятки видов птиц -  и все равно даже субботники пять раз в год не спасают дендропарк от мусора и небрежности людей. Однако теперь за дело взялись воспитанники Эколого-биологического центра «ЛидерЭко» Орджоникидзевского района. Ребята под руководством директора центра Оксаны Кудринской заинтересовались парком не на шутку: они регулярно проводят здесь различные квесты, а заодно - и субботники.
- Десятиклассник Иван Невоструев создал проект реконструкции парка, который подразумевает участие студентов-биологов, - рассказывает Оксана Михайловна, - и вот почему: главная задача - отделить выжившие редкие растения от сорных. И сегодня студенты БГПУ, которые уже начали этим заниматься, получили официальный заказ на исследования от администрации города - это большой успех! 

Авто-мото-вело-фото-теле-радио-монтер
Метапредметное обучение, которое развивается в Центре детского творчества «Парус» Ленинского района педагог Игорь Конюхов, позволяет выявить и развить разные виды одаренности учеников, а значит, будет способствовать успешной профориентации.
- В рамках занятий в течение учебного года в одном кружке ребенок развивает навыки в туризме, изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве, осваивает программы графических редакторов, фото- и видеоредактора, редактора слайдов, знакомится с электросхемотехникой и основами мобильной робототехники, - рассказывает Игорь Николаевич. - Он проходит полный цикл технического проекта от разработки идеи до публичного представления, а также приобщается к театральным занятиям, литературному творчеству  и журналистике, осваивает общеразвивающие упражнения на согласование мыслительных процессов головного мозга, знакомится с основами мнемотехники, учится играть в шашки и шахматы.
По-моему, в результате таких занятий, хочешь не хочешь, станешь вундеркиндом. А заодно и поймешь, что тебе больше по душе.

Светлана ЯНОВА, Екатерина КЛИМОВИЧ, Ирина ШИПУНОВА.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости