РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Вот он, миг любви - лови!
«Лицо смуглое, не то еврейского, не то цыганского типа, глаза небольшие, черные, под густыми, почти сросшимися бровями, нос прямой, слегка вздернутый, тонкие губы с красивым, но резким выгибом, громадная черная коса, тяжелая даже на вид, низкий, неподвижный, точно каменный, лоб, крошечные уши... все лицо задумчивое, почти суровое. Натура страстная, своевольная - и едва ли добрая, едва ли очень умная».
Придирайтесь сколько хотите, господа Яков Аратов и Купфер! Эта актриса, эта женщина уже зацепила вас - и красивым контральто, и страстностью на сцене (в сочетании с некоторой милой неловкостью), которыми она то и дело одаривала Якова; и неожиданностью своего появления в его жизни, таинственностью, и именем (псевдонимом, конечно) - Клара Милич. (Ее играют Олеся Шибко и Дарья Толканева). Наверное, еще долго сербские имена будут ассоциироваться у нас с политикой и криминалом - и, поджидая Клару вместе с героем на Тверском бульваре, зритель воображает себе бог весть что. Может, он нужен ей ради какого-нибудь криминала, «экса»? Тогда как своевольная девушка просто выбрала на литературном утреннике это невинное, но мужественное лицо - и что-то вообразила себе… Сам герой пьесы (изначально рассказа Тургенева) Яков Аратов (его играют Владислав Арсланов и Иван Овчинников) - тоже «вещь в себе»: после смерти матери и отца живет практически один – только с незамужней теткой Платонидой Ивановной, которая экономно ведет его хозяйство, занимается фотографией (перед зрителем пробегает фоторяд печальных пейзажей). Увлечения достаточно, чтобы заполнить жизнь, а ходить на службу ради заработка (и, стало быть, вращаться хоть в каких-нибудь кругах) ему необязательно. Единственного друга - немца Купфера (Павел Бельков, Руслан Катеринчук), который как раз любит общество, особенно артистическое – Яков явно считает ниже себя, хотя для эстетских бесед о фотографии и Фрейде тот вполне годится. (И вообще друзья - равные по положению и способностям, кому можно открыть душу, получить дельный совет - у Тургенева редкость). Комическую жилку в действие вносит общение Якова с Платонидой Ивановной (ее играет опытнейшая Валентина Гринькова): сейчас подобное сюсюканье с детьми-племянниками не в ходу – хотя опекаемый племянник вроде не возражает - зато так орать на родителей и прочих близких (думали мы) принято только в наше время. Тут самарский режиссер Артем Устинов не удержался от хулиганств – например, таких: вечер дома у Аратовых, тетка читает газету: сначала смешная криминальная хроника, потом: «Ожидается повышение цен на гречку… и на говядину…» У Тургенева, между прочим, ничего этого в рассказе нет. Ну а дальше… таинственная Клара ухитрилась одновременно и оттолкнуть, и завладеть мыслями юного, гордого и упрямого Аратова - только продолжиться их отношениям было не суждено. Более спокойная, ловкая, умеющая пользоваться своей красотой женщина тут конечно добилась бы, чего хотела, да только Иван Сергеевич терпеть не мог ловких женщин (как и искушенных мужчин). Да и мало ли у него героев и героинь, слишком гордых и своевольных, чтобы быть счастливыми? Почему, например, Анна Сергеевна в «Отцах и детях» не ответила на любовь Базарова? Молодая вдова, вышедшая замуж по расчету, она должна была истосковаться по страсти. Но это еще спокойный вариант: есть у писателя нервические персонажи, которые, посчитав счастье невозможным, себя его недостойным, способны и в монастырь уйти, а то и того похуже. Кому у него позволяется быть счастливыми? Неверной жене Лаврецкого из «Дворянского гнезда» - с пошлейшим карьеристом Паншиным; в лучшем случае другу Базарова Аркадию. Персонажам без больших запросов. Но в этом позднем рассказе писатель как будто поворачивается мыслями в другую сторону, напоминая: мгновение счастья всегда – всегда! – приходит внезапно, и нужно уметь не упустить его и ни на что не променять. Забыть прежние идеалы (таким для Якова была покойная матушка). Слушать свое сердце, а не самолюбие. Ну а кто, в самом деле, к счастью - готов, как пионер? Даже если человек остроумен, опытен в любви, за внешностью следит (так мы эту готовность представляем) - Онегин, что ли, был готов к встрече с Татьяной? Да и о большинстве из нас впоследствии выяснится: не были готовы. Но только уже после начала романа или свадьбы. Будет хотя бы короткая вспышка счастья. Если повезет, обойдемся без роковых страстей, которые так любил Тургенев. И, может быть, в следующий раз подготовимся лучше. А писателя в этой истории интересовала, как всегда, таинственная, губительная, мистическая (что сейчас модно - и эту атмосферу режиссеру и актерам отлично удалось передать) сила любви. До чего она может довести человека? До игры со смертью? Если бы люди XIX века знали, что совсем скоро - в XX веке - смерть в разных обличьях придет чуть ли не за каждым вторым, и тогда прочие проблемы уйдут сами собой! Но - и эта эпоха прошла (и некоторые молодые души, и некоторые руководители государств снова присматриваются к играм со смертью). А цены на гречку и говядину, имеющие тенденцию к росту, остались. Видимо, это и есть наша опора против таинственной и губительной силы любви.
Текст: Екатерина Климович |