ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

«Дорожная карта» для инвестора
На оперативном совещании в правительстве республики подвели итоги работы в фо...

Зеленая Башкирия
С  20 апреля по 20 мая пройдет месячник по посадке леса. Уже подобрано 120 лесных ...

Хоккейное чудо
ХК «Салават Юлаев» одержал долгожданную победу над «Автомобилистом» в пятом м...

Улица для неспешных дум
В Казани именем народного поэта Башкортостана Мустая Карима назовут улицу.
<...


Город цветов
Весной сотрудники «Горзеленхоза» высадят 
2 миллиона однолетников – р...

Наведем весенний лоск
Почти 300 дорожных рабочих и около 250 единиц спецтехники ежедневно задействован...

Вдохновляя учеников
Абсолютным победителем конкурса «Учитель года Башкортостана-2019» стала препод...

Тайны Шульган-Таша
В Театре оперы и балета прошла премьера балета «О чем молчат камни. Башкирские ...

«Машинке» - 50
Дворец культуры «Моторостроитель» отметил полувековой юбилей. Он был возведен...

Зритель стал актером



     №4 (209)
     Апрель 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"

Город становится «умным»


С началом бурного развития Интернета, электроники и ЭВМ все большее распространение получает использование так называемых умных систем контроля и управления, способных оптимизировать самые разные процессы. Это особенно важно в крупных городах, испытывающих постоянный дефицит времени и пространства: интеллектуальные сервисы приходят в сферы общественной безопасности, коммунальной инфраструктуры, управления дорожным движением и работой различных городских служб. В Уфе по многим направлениям уже действуют проекты, способные в ближайшем будущем серьезно изменить нашу жизнь. 

Одной из первых систем, которые можно отнести в разряд крайне необходимых и быстро развивающихся «умных» технологий, стало видеонаблюдение, вошедшее в городское пространство в начале 2000-х годов. Использование видеокамер позволяет получать точные данные в режиме реального времени, быстро реагировать на ЧП и принимать правильные решения в сложных ситуациях. 
На сегодняшний день подсистема видеонаблюдения АПК «Безопасный город» Уфы включает в себя 388 видеокамер. Из них 358 - современные IP-камеры обзорного наблюдения, в том числе 192 поворотные и 83 стационарные с возможностью зуммирования – приближения объекта, позволяющего различать лица людей, номера автомобилей. «Безопасный город» позволяет подключать видеокамеры предприятий и организаций, в том числе учебных заведений, объектов промышленности, торгово-развлекательных и жилых комплексов. 
Пока система видеонаблюдения АПК «Безопасный город» выполняет обзорные функции. Следующим этапом ее развития станет внедрение интеллектуальных видеокамер, способных самостоятельно анализировать наблюдаемую обстановку. В рамках реализации мероприятий государственной и муниципальной программ «Формирование современной городской среды» в ходе реконструкции городских общественных пространств планируется установка 541 видеокамеры, которые позволят вести автоматический анализ наблюдаемой обстановки и фиксировать различные ситуации, к примеру, драки, пожары, акты вандализма. 
Принцип работы таких видеосистем основан на установке специального программного обеспечения, способного по заданным алгоритмам анализировать получаемое изображение. В ряде случаев «умные» видеокамеры оказываются эффективнее традиционных систем безопасности, к примеру, датчиков пожарных сигнализаций. Детектор дыма, на основании уникального алгоритма анализа изображения, в большинстве случаев фиксирует задымление раньше традиционных средств. Видеоаналитика может быть особенно эффективна там, где использование пожарных датчиков затруднительно или невозможно. Как правило, это открытые площадки, автостоянки, внутренние территории предприятий. По оценкам экспертов, появление «умных» систем видеонаблюдения в наиболее оживленных местах Уфы позволит значительно повысить уровень общественной безопасности. 

Средство от пробок 
Искусственный интеллект способен не только обеспечивать безопасность, но и решать вопрос оптимизации транспортных потоков, выходящий на первый план во всех перегруженных автомобилями крупных мегаполисах. Для этого в Уфе внедряется автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), способная изменять режим работы светофоров и регулировать транспортные потоки в зависимости от текущей дорожной обстановки. Как показывает мировой опыт, АСУДД позволяет увеличивать пропускную способность охваченных ею дорог от 15 до 30 %, уменьшать пробки и тем самым существенно сокращать объем вредных выбросов в атмосферу. 
Первым этапом внедрения интеллектуальной АСУДД в Уфе стала установка детекторов контроля транспортного потока на нескольких перекрестках улицы Заки Валиди, а также участке улицы Цюрупы от Пушкина до Заки Валиди.
- Детекторы движения позволяют в режиме реального времени получать информацию о транспортных потоках, что раньше было возможно только в ручном режиме, - пояснил главный инженер МУЭСП «Уфагорсвет» Илшат Гильмутдинов.
В рамках создания «умной» АСУДД на наиболее оживленных перекрестках Уфы планируется установить детекторы транспортного потока, способные по данным видеокамер анализировать ситуацию на дорогах шириной до 4 полос, днем и ночью передавая точную информацию о количестве проходящих машин. В менее ответственных местах предполагается устанавливать более дешевые детекторы, использующие инфракрасные датчики. Поскольку адаптивная АСУДД требует передачи больших объемов информации, с чем не всегда справляется беспроводной Интернет, рассматривается возможность прокладки оптоволоконных линий между светофорами и центром управления.
Завершающим этапом проекта должна стать закупка специальных программно-вычислительных комплексов, способных на основе текущих данных транспортного потока определять оптимальные режимы работы светофоров, а при необходимости - моделировать дорожную ситуацию, выбирая лучший режим. 
- Начало использования специальных программ, рассчитывающих работу светофоров на основе анализа транспортного потока, фактически свидетельствует о том, что для управления дорожным движением в Уфе будет использован искусственный интеллект, - говорит заместитель главного инженера МУЭСП «Уфагорсвет» Руслан Яхиббаев. – Программа самостоятельно рассчитывает множество алгоритмов работы светофоров для каждого перекрестка. В зависимости от данных, поступающих с транспортных детекторов, система автоматически включит наиболее подходящий режим. Алгоритм включения красных и зеленых сигналов может меняться десятки и сотни раз в день, обеспечивая максимальную пропускную способность как отдельного перекрестка, так и всех транспортных магистралей, охваченных адаптивной АСУДД, которая, по расчетам, повысится как минимум на 15 процентов с перспективой дальнейшего увеличения. 

Коммунальный контроль 
Для повышения качества и эффективности уборки и содержания города в Уфе на базе Городской навигационно-информационной системы (Городской НИС) действует программа контроля работы коммунальных служб на основе сигналов датчиков ГЛОНАСС. К ней уже подключено около 800 единиц парка коммунальных организаций – «Уфагорсвета», СУРСИС, «Спецавтохозяйства», УЖХ административных районов Уфы. 
В основе сервиса лежит электронная карта города, на которой нанесены участки, закрепленные за той или иной единицей техники. Если трактор прошелся по всей территории закрепленного за ним двора, на электронной карте она окрашивается в зеленый цвет, если же работа была выполнена с нарушениями или не выполнена совсем, участок будет окрашен красным. Таким образом можно дистанционно следить за уборкой улиц и дворов от снега, посыпанием проезжей части песком, поливанием улиц и т.д. Пользователи очень довольны такой программой. Она позволяет в режиме реального времени отслеживать процент очищенных территорий и оперативно реагировать в случае возникновения каких-то проблем, к примеру, поломок, направляя на участок резервные единицы, что особенно важно в период сильных снегопадов. 
Дальнейшим развитием сервиса станет оснащение коммунальных машин датчиками, передающими данные о работе специального оборудования. Установка на мусоровозы систем, фиксирующих срабатывание «гидролап» при загрузке мусора на заданном маршруте, позволяет отслеживать все факты незаконного сбора отходов или, наоборот, пропуска нужных контейнеров. То же самое касается и другой спецтехники, к примеру, от уборочных машин можно получать точную информацию о месте и времени работы щеток, отвалов, пескоразбрасывателей.
Городская НИС позволяет контролировать работу даже отдельных сотрудников коммунальных служб. К примеру, проверять посещение сантехниками адресов по полученным заявкам, уборку территорий дворниками и формировать аналитические отчеты о проделанной работе на основе контроля перемещений всех обслуживающих жилфонд специалистов ЖЭУ за рабочий день. Для этого на сотовые телефоны сотрудников, имеющих функцию спутниковой навигации, устанавливается специальная программа, передающая сигнал о перемещении владельца в диспетчерский центр, а при отсутствии таких аппаратов сотруднику может выдаваться специальный трекер с датчиком ГЛОНАСС. 

Светить по-новому 
Технический прогресс пришел не только в ЖКХ, но и в систему наружного освещения. Важным этапом ее развития стало создание автоматизированной системы диспетчеризации «Светлый город», где с одного пульта можно управлять работой огромной разбросанной по всему городу инфраструктуры, включающей в себя почти 90 тысяч светоточек, в том числе 51,7 тысячи светильников, 759 питательных пунктов, 40 трансформаторных подстанций и 2 тысячи километров электросетей. Практически полной автоматизации удалось достичь благодаря камерам наружного наблюдения и GSM-модемам, способным по беспроводному Интернету передавать на диспетчерский пульт информацию о состоянии работающего оборудования, включать/выключать фонари и менять режим их работы. К примеру, утром и в вечерние часы пик фонари горят на полную мощность, затем интенсивность свечения убавляется до 75 %, а ближе к глубокой ночи сокращается до половины. «Светлый город» позволяет отслеживать состояние любой светоточки и экономить до 30 процентов электроэнергии. Последнее достигается за счет регулирования интенсивности горения ламп в зависимости от времени суток и погодных условий и использования «ночного» режима, когда глубокой ночью в городе автоматически выключается часть фонарей. Расходы на эксплуатацию значительно, примерно на треть, снижает дистанционный технический контроль. Если раньше в случае неполадок дежурная бригада электриков могла часами искать обрыв в сети, а улица все это время оставалась без света, то теперь благодаря контрольным датчикам и Интернету ремонтники точно знают место и характер дефекта и могут максимально быстро его устранить.

Сетевой проект 
Наиболее крупным по масштабам и стоимости проектом оптимизации работы инженерной инфраструктуры стала комплексная модернизация электросетевого хозяйства Уфы по проекту «Умные сети» (Smart Grid). В настоящее время Smart Grid в столице республики уже реализован более чем на 65 %. В его рамках реконструирован городской Центр управления электросетями, завершены сборка и монтаж свыше 800 ячеек трансформаторных и более 540 распределительных подстанций. Прокладываются новые линии электроснабжения, идет охват потребителей «интеллектуальными» счетчиками. 
«Умные сети» позволят контролировать и в режиме реального времени изменять все параметры работы системы электроснабжения, настраивая ее на наиболее оптимальный режим, исходя из текущих запросов потребителей, а любая неисправность, благодаря автоматизированной диагностике, устраняется намного быстрее.
Если раньше на устранение аварий уходило в среднем около двух с половиной часов, то после реализации проекта время отключения не превысит одного часа. Благодаря автоматизированному контролю сетей специальная компьютерная программа практически моментально определяет место возникновения сбоя и предложит дежурному оператору варианты переподключения потребителей к неповрежденным линиям, а тот в свою очередь выберет оптимальный вариант и восстановит электроснабжение по резервным сетям. Параллельно к месту аварии выедет ремонтная бригада, которая устранит повреждение.
Другим результатом проекта станет существенное снижение потерь при передаче электроэнергии. На первом этапе они сократятся с 15,6 до 8,7 % и будут снижаться в дальнейшем до уровня развитых стран, где на пути к потребителям теряется в среднем не более 3,7-4,5 % передаваемых киловатт. Общий экономический эффект составит около 500 миллионов рублей в год. Проект Smart Grid в Уфе оценочной стоимостью 4,5 миллиарда рублей планируется завершить в 2020 году. 

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости