РУБРИКА "ПЕРСОНА"Петь, как Каллас, и бегать, как Нетребко
Статная, с роскошной копной волос и очаровательной улыбкой, она стремительно ворвалась в фойе Башкирского театра оперы и балета, где мы ждали ее для интервью. С первых же секунд стало понятно, что эта дива гармонично чувствует себя в любой обстановке, но в стенах, в которых в течение нескольких столетий звучали самые знаменитые оперные голоса, особенно комфортно. Да и неудивительно, ведь заслуженная артистка РБ Альфия Каримова блистала на главной республиканской сцене, но вот уже более шести лет является ведущей солисткой казахского театра «Астана-опера». Один из редких визитов в Уфу был посвящен презентации книги про ее педагога Миляушу Муртазину, воспитавшую немало певцов международного уровня.
- С моим плотным гастрольным графиком трудно приезжать на родину, но каждый раз для меня – это большой праздник. Во время концерта, который мы спели для Миляуши Галеевны, я поняла, что здесь люди, с которыми раньше работала, начиная от гримеров, костюмеров и заканчивая солистами, нашими коллегами, всегда рады видеть друг друга. Самые большие ощущения от уфимской публики, которая, как оказалось, помнит и ждет меня. И это чувство взаимно. 24 марта состоится сольный концерт в филармонии под аккомпанемент известного пианиста Рустама Шайхутдинова (Москва), и это еще одна возможность побывать в Уфе, увидеться с мамой, спеть для местных меломанов.
- В чем уникальность преподавания Миляуши Муртазиной, чьи ученики поют на самых престижных зарубежных площадках? - В том, что она учит не только технике пения, но и созданию образа, то есть «делать музыку» с душой, полетом, вдохновением. Готовила своих учеников к большой сцене, учила быть сильными, наполненными энергетически и духовно. И, безусловно, одна из составляющих успеха - жесткость воспитания. Вы понимаете, что наш мир устлан не только розами, но и шипами, и чтобы пробиться сквозь тернии к звездам, нужно быть сильными, преодолевать превратности судьбы, собственные страхи, лень. Заставлять себя быть не просто певцом, но и музыкантом, актером, потому что оперный театр сейчас требует универсальности.
- Какую лучшую похвалу вы услышали из ее уст? - Когда я пела несколько лет назад в филармонии, она подошла после выступления и сказала: «Ты сегодня во мне убила педагога». Я была в ужасе, стала выпытывать, что это значит? Миляуша Галеевна ответила: «То, что сегодня я не «ковыряла» твой вокал, не думала над тем, как улучшить образ. Я сидела и наслаждалась, была простым слушателем». Наверное, это и есть высшая похвала, когда учитель, который знает тебя от и до, говорит, что сумела заставить просто слушать.
- Часто ли она ругала учеников и из-за чего? - О строгости и требовательности Муртазиной ходили и сейчас ходят легенды. Помимо певческой деятельности, сейчас я начала преподавать в Казахском национальном университете искусств, веду свой класс. Решила помочь юным певцам, у меня есть что им передать. И в какой-то момент заметила в себе черты Миляуши Галеевны. Например, использую ее фразы, когда объясняю студенту в пятисотый раз одно и то же, а он не запоминает. МГ говорила: «Это невозможно слушать, пойте сами» и уходила, закрыв дверь. Теперь я тоже так делаю и понимаю ее как педагога. Есть ученики с особенностью нервной системы, которые годами ничего не могут запомнить. Называется это - отсутствие вокальных мозгов. Но не в привычном понимании, а как запоминание технологических приемов, используемых не только в данном произведении, а переходящих в другие. Ведь невозможно с педагогом перепеть всю музыку, должна быть база, которую он дает, а ученик берет на вооружение и выносит на публику. Все мы, в конечном счете, работаем не для класса, а для сцены, результат видит зритель. Критика с ее стороны происходила в форме пожелания. Как обычно старший коллега советует, а ты воспринимаешь без проблем. С большой теплотой вспоминаю и Наилю Габдулхаевну Юсупову, у которой училась в училище искусств. Я безмерно благодарна моим педагогам, которые научили меня работать, трудиться, вкладывать частичку своего сердца в каждую оперную партию.
- Высока ли конкуренция в оперном искусстве? - С каждым годом все острее, талантливых амбициозных людей становится все больше.
- Как вы считаете, только ли благодаря голосу удается пробиться на большую сцену? Как получилось восхождение у Нетребко? - Не только. Помимо вокала и внешности, важен старт. Как говорят, попасть в нужное время в нужное место. Анна произвела революцию, как в свое время Каллас, привнесла в пение актерскую игру, сценическое мастерство. На нее приятно смотреть, она - дива. Когда начинала петь, исполняла не только классические постановки, но и те, которые требуют прыгать, бегать, носить короткие юбки, и делала все это очень естественно. Наверное, я тоже принадлежу к этой категории, потому что открыта всему новому.
- Ваш муж был, как и у Нетребко, известным солистом. Не стала ли конкуренция причиной развода? - Оглядываясь назад, могу сказать, что у нас просто не было любви и уважения. Эти чувства зависят от человека, а не от возраста, вероисповедания и географии. Если мужчина любит, то это – гарантия того, что все будет хорошо. От брака есть сын Нурсултан, за что я благодарна жизни. Но петь он не хочет, а я не заставляю. В нашей профессии надо быть одержимым, почти фанатиком, жить музыкой. Сейчас я впервые полюбила, хотя столько лет пела про это и не понимала. Чувства у нас взаимны. Не знаю, навсегда ли, но мне захотелось испытать их, хотя окружающие говорили, что будет больно. Любимых ощущаешь острее, воспринимаешь с обнаженной кожей. Я захотела окунуться в этот мир и не жалею. Теперь я знаю, что такое любовь.
- Согласно термину «профессиональная деформация» не поете ли вы и дома? - Никогда. Соседи даже не знают, чем я занимаюсь. Для них я тихий миролюбивый человек.
- Сейчас оперные дивы уделяют большое внимание внешности. Не вредит ли диета голосу, ведь считается, что оперные певцы должны быть весьма не худыми? - Нет, конечно. Считаю, что певицы становятся толстыми от лени. И лишние килограммы совершенно не помогают пению. Что касается меня, стараюсь заниматься спортом: тягаю штангу, в моем расписании есть кардионагрузки, йога, плавание. А как же без этого! Спорт - не только внешний вид, но и здоровье, а оно важно для певца, на нем держится наша профессия. Вам три часа сидеть в зале тяжко, а когда поешь такие огромные партии Розины, Виолетты, Лючии, то требуются огромная выносливость, сочетание физической, умственной и духовной работы. Зритель идет не на голые ноты, ему нужны эмоции, которые читаются с лица, бешеная энергетика, ураганом бьющая со сцены.
Альфия Каримова — заслуженная артистка Башкортостана, лауреат международных и всероссийских конкурсов, номинант Национальной театральной премии «Золотая маска». В 2002 году студентку Академии искусств, ученицу профессора Миляуши Муртазиной пригласили петь в БГТОиБ. С 2013 года она – ведущая солистка театра «Астана-опера», в 2008-2012 годах параллельно пела в Новосибирском театре. Преподает в Казахском национальном университете искусств, член жюри международных конкурсов в России, Казахстане, Великобритании. В ее послужном списке победы в 30-ти профессиональных конкурсах, международные гастроли в Европе, Азии, Америке, странах СНГ, десятки спетых партий на таких сценах, как Карнеги-холл, театр Карло Феличе в Генуе, концертный зал Гилд-холл в Лондоне, где она пела сольную программу в сопровождении Королевского симфонического оркестра.
Зиля БАДРИЕВА |