РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Как побеждают женщины
Ляйсан Сафаргулова пополнила список имен, благодаря которым Уфа становится все более узнаваемой в мире искусства. Победа на Международном фестивале молодых оперных режиссеров «Нано-Опера» открыла ей путь на европейскую сцену: 26-летнюю представительницу России пригласили для постановки на Уэксфордский фестиваль в Ирландию.
- В прошлом году вы дебютировали в качестве режиссера-постановщика с одноактной монооперой Франсиса Пуленка «Человеческий голос», а теперь собираетесь покорять Европу. Режиссер-женщина - редкость даже в драме, а здесь - опера… Бытует мнение, что это чисто мужская профессия. - Я так не думаю. В ГИТИСе на режиссуре довольно много девушек. Может быть, поэтому их было так мало, что представительницы слабого пола просто не шли на эту специальность. Сегодня ситуация в корне изменилась. Известный режиссер Георгий Саакян прямо говорит, что вырисовывается новая тенденция: женщины побеждают, причем, помимо присутствия их в режиссуре, есть и другая тема - женская режиссура. Взять, например, члена жюри конкурса Кристину Шепельман - первого генерального директора Королевского оперного театра Маската - первого в регионе Персидского залива, а ныне гендиректора барселонского Лисеу и оперного театра в Сиэтле. Приглашение женщины в этом качестве в восточную страну дорогого стоит - значит, высоко оценили ее профессионализм. Или художественный руководитель знаменитого фестиваля «Wexford Festival Opera» Розетта Куки, которая и пригласила меня для постановки.
- Конкурс, который проходит в «Геликон-опере», - единственный такого рода в мире. Из 169 участников отобрали только 13. Публика плохо представляет, как проходят «состязания»... - Как заметил председатель жюри Дмитрий Бертман: режиссерская работа - нано-частица, которую обычно зритель не видит, а здесь мы ее показываем. Перед началом конкурса мы получили список постановок и номеров, в основном из репертуара «Геликон-оперы». Всего, что я придумала заранее, в нем не оказалось, а те, что были, оказались не очень выигрышными с режиссерской точки зрения. Озвучить свою концепцию разрешалось за полчаса до эфира, причем актеры должны были только слушать и не двигаться. В первом туре мы ставили арию, во втором - дуэт, в третьем за 15 минут - массовую сцену. И все это в прямом эфире. Шла трансляция в Интернете.
- Волновались, наверное? - Поначалу все было довольно нервно, ведь в жюри маститые режиссеры, интенданты европейских театров. Волнение пропадало, когда начиналась работа. Певцы «Геликон-оперы» настолько одарены артистически, что делали даже больше, чем их просишь. Хор очень молодой, все прекрасно двигаются, балета в Геликоне нет (танцуют сами певцы), поэтому хореографической подготовке уделяется большое внимание.
- С каким настроем ехали на конкурс? Доказать, показать, покорить…? - Пройти в число 13-ти - уже большая удача. Поэтому говорила себе: вылетишь - ничего не случится. Победа стала для меня полной неожиданностью. Самое приятное, что оценка профессионального и медиажюри совпали, что бывает крайне редко. От музыкальных критиков и журналистов во многом зависит продвижение твоего имени. А когда ко всему добавился еще и приз зрительских симпатий (голосование проходило в Интернете) и спецприз на постановку в Ирландии - счастью не было предела.
- Опера для режиссера - не самый выигрышный вариант. Здесь все определяет музыка, правильное построение мизансцен. Многое ли зависит от постановщика? - Наверное, специфика жанра и заставляет работать воображение, придумывать что-то интересное. В то же время музыка намного богаче твоей интерпретации. Например, «Евгений Онегин» - роман и опера совершенно несопоставимы. Читатель не найдет в тексте Пушкина подтверждения тому, что главный герой все годы помнил Татьяну. Между тем у Чайковского в последней сцене звучит тема письма, она преследовала его всю жизнь, и сейчас, спустя столько лет, он ее не забыл. Это есть в музыке. Для сравнения: текст либретто обычно умещается на пяти страницах, а партитура - на 250-300.
- От чего отталкивались, когда вам предложили на третьем туре сцену из «Золотого петушка» Римского-Корсакова? - Конечно, от музыки. В ней все органично, эпатировать не нужно: Додон - мягкий и податливый, Шемаханская царица - властная и жестокая. Поэтому сцена, когда она ведет его на поводке как собачку, вполне вписывается в образный ряд. Надо было учитывать, что идет трансляция, это - шоу, и зрителю должно быть интересно. Вполне узнаваемая картина: престарелый олигарх и его молодая корыстная спутница. Кстати, в свое время Дмитрий Бертман своего «Золотого петушка» очень удачно перенес в современные реалии.
- Вы работаете ассистентом режиссера с 2015 года, принимали участие в постановке таких опер, как «Орлеанская дева», «Кармен», «Царская невеста», «Искатели жемчуга» и других. Не могу не спросить об одной из последних - «Аттиле» Ильдара Абдразакова. Как это, когда за постановку берется певец, мировая знаменитость? - Наблюдать было очень интересно. Ильдар работал со многими режиссерами, у него богатейший опыт. Все мизансцены он выстраивал так, как удобно вокалистам, специально был приглашен итальянский коуч для оттачивания произношения. К тому же сам Ильдар Амирович знает все наизусть, и с ним очень легко. Прежде всего он требователен к вокалистам. Не было ощущения, что приехал мэтр, мировая звезда. Это его родной театр, где он начинал карьеру. В силу огромной занятости, конечно, не мог присутствовать на всех репетициях. Запомнился разговор в темном зале, когда Абдразаков, уставший, приехал с одного спекталя и должен был отправляться в Казань на фестиваль. «Жду сентября», - сказал он. «У вас будет отпуск?». Оказалось, что под отдыхом он понимает уже то, что пробудет во время постановки на одном месте. Вот такой жесткий график.
- Как работается с главным режиссером Филиппом Разенковым? Он ведь тоже в свое время стал лауреатом «Нано-Оперы». - Мы давно знакомы и по возрасту не так далеки, он открыт для предложений и прислушивается, если ему это кажется интересным. Моя же задача как ассистента - не отклоняться от первоначального замысла, видеть картину в целом. Чтобы не было так: режиссер сделал свое дело, а спектакль после него живет уже другой жизнью. Пока мне нравится, чем я занимаюсь. Впереди еще три курса ГИТИСа.
- Сегодня прослеживается такая тенденция: молодежь уезжает из Уфы покорять другие страны и континенты… - У меня желания жить за границей нет. Путешествовать - да, ставить спектакли - тоже. Наш Театр оперы и балета все чаще входит в Топ значимых в стране. Стоит только назвать премьеру оперы «Аттила», выступление в партии Кармен нашей землячки из Ковент-Гардена Айгуль Ахметшиной и ее первый концерт на родной сцене, завоевавшего «Золотую маску» главного режиссера Филиппа Разенкова. В свое время Пермский театр поднялся благодаря дирижеру Теодору Курентзису. У нас есть все предпосылки, чтобы Уфа стала местом паломничества любителей и знатоков оперного искусства.
Светлана ЯНОВА |