ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

9 Мая - с «Бессмертным оркестром»
2020 году страна отметит 75-ю годовщину со дня Победы в Великой Отечественной войн...

Быстрые приемные
В клинических больницах №17, №13, №21, №22 Уфы, Республиканском кардиоцентре реал...

Северная развязка
В августе планируется запустить долгожданную Тимашевскую развязку, призванну...

Безопасные игры
За этот благоустроительный сезон в рамках программы «Башкирские дворики» в го...

Пошли на взлет
УАПО проводит масштабную модернизацию производства авиационной техники гражд...

Мяч дружбы и спорта
На стадионе «Динамо» прошел зональный этап «Лиги дворового футбола», организо...

На холсте и на фото
В июле в Национальном музее РБ открылась выставка «Любимый город». Она приуроч...

В ожидании балета
Любителей искусства ожидают три гала-концерта с участием звезд мировой сцены. ...

Живительный кумыс
На ипподроме «Акбузат» впервые состоялся масштабный этнофестиваль башкирског...

Выбрали голосом
«Ночь кино» в этом году выпала на 24 августа.



     №8 (213)
     Август 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Селфи с Дон Жуаном


Эту премьеру публика ожидала с особенным нетерпением. Театр оперы и балета, замахнувшийся на одну из самых известных опер Моцарта, эпатировал уже афишей «Дон Жуана». Среди зрителей были не только искушенные меломаны, но и те, с кого словно скопировал своих персонажей лауреат национальной премии «Золотая маска», главный режиссер БГТОиБ Филипп Разенков. Засветиться на премьере такого рода - дело престижа. Две девицы, делающие селфи на фоне театра, своими позами и выражениями словно предвосхитили то, что предстояло увидеть на сцене. Зритель предвкушал зрелище, и он его получил. 


- Филипп, это, пожалуй, самая радикальная постановка классической оперы на нашей сцене. Вы как хирург препарировали язвы современного общества. Для зрителей такая анатомия человеческих пороков в классической опере стала неожиданной. И акцент сделан не на главного обольстителя, а на его окружение…
- Мы абсолютно осмысленно, местами чрезмерно утрированно, целенаправленно подчеркивали: Дон Жуан - следствие, а не причина всего зла. Подтверждение такого взгляда можно найти у самого Моцарта. Бросилось в глаза следующее. Опера называется «Дон Жуан», но сразу после увертюры звучит ария Лепорелло, он поет о том, как завидует своему хозяину. Например, у Чайковского «Евгений Онегин» начинается с дуэта Татьяны и Ольги, и здесь, действительно, главная героиня - Татьяна. А Дон Жуан? Правда ли, что он – исчадие ада, а остальные – лишь его жертвы? Если проследить за сюжетом, герой впервые появляется в дуэте с Донной Анной. У него один сольный номер в первом акте, его ария пропитана самовлюбленностью, смысловая нагрузка здесь очень конкретная: я - самый лучший, другой вопрос, что она наполнена энергией, способной воздействовать на людей. Во втором акте мы слышим серенаду, довольно примитивную по музыке, с одной и той же темой. Самый глубокий – дуэт с Церлиной, которую мы видим в сцене свадьбы - антиподом Дон Жуана. Она искушается им, но в отличие от Донны Анны и Донны Эльвиры, старается противостоять ему, являясь единственной, кто сопротивляется. 

- Ваш Дон Жуан между тем все время на сцене, даже там, где его нет по сюжету. Он цинично взирает на все происходящее, восседая в своем кресле-троне, словно коршун, высматривающий добычу… Мне он представляется неким чистильщиком, который берет все, что плохо лежит…
- Вы верно заметили. Мы старались не демонизировать своего героя - Дон Жуан просто откликается на человеческие запросы, исполняя как джинн желания. Поэтому он мобилен, абсолютно циничен и постоянен в своих проявлениях. Да и по сюжету ничего не происходит, меняется лишь место действия, но все остается по-прежнему: все хотят ему отомстить. На самом деле у героев для этого есть масса возможностей и уйма времени, чтобы понять, что их отвергли, и уйти, но они продолжают лететь, как мотыльки на свет, на встречу с искусителем. Для меня Донна Анна, Донна Эльвира, их спутники и Лепорелло - не менее отрицательны, у каждого свои пороки.
Важно, кто и как на это реагирует. 

- На оперу зритель идет, чтобы послушать прекрасную музыку, насладиться пением…
- Я думаю, что театр все-таки должен побуждать к размышлению. Мне хотелось рассказать про проблемы сегодняшнего общества. Это не просто красивая история про ловеласа, который с удовольствием соблазняет дам. Моцарт писал не об этом – не случайно его опера называлась «Дон Жуан, или Наказанный развратник». Мне не близка трактовка этого персонажа как носителя какой-то свободной любви в закрытом, пуританском обществе. Мы утрировали максимально в сторону современных пороков. 

- Времена меняются, нравы остаются. В чем же, по-вашему, выражаются нынешние пороки общества? 
- В конкретных вещах – в постоянно усиливающемся насаждении виртуальной сексуальности, желании выставить себя напоказ в том же инстаграме, получить как можно больше лайков, одобрение виртуальных друзей. Несомненно, это суррогат живого общения. По существу искусственное насаждение в человеке нарциссизма, самовлюбленности. Вся сегодняшняя индустрия работает на это. Символом успешности, например, становится одежда определенного бренда. В стремлении к красоте люди обезличивают себя пластикой. Нынче имя себе делают не на добродетели, а на рекламе пороков. Это проблема нашего общества, где примитивное довлеет над духовным. В мире и так много зла и боли, но при этом антиутопия – донжуанство с обратной стороны: красивая, фальшивая жизнь преподносится как правильная, но не несет за собой абсолютно ничего, кроме внутренней пустоты. Я могу понять публику, которой наша трактовка образа Дон Жуана пришлась не по душе. У нас принято симпатизировать злодеям. Мы хотели разрушить такой стереотип максимально грубо. Люди готовы простить зло, если оно привлекательно. 

- Но согласитесь, что в Дон Жуане сильное мужское начало, которое сегодня встречается не так часто. Одна из примет нашего времени – феминизация мужчин. 
- Да, на фоне главного героя два других персонажа явно проигрывают. Жених Церлины, Мазетто – образ мужчины, неуверенного в себе. Закрадываются сомнения и относительно Дона Отавио – какой он ориентации. Создается ощущение, что его больше привлекает соблазнитель, чем Донна Анна. Она поет, что убили ее отца, а он: а как же я? Абсолютный эгоизм и полная пассивность. Мазетто активен, однако не видит дальше своего носа. Два распространенных типажа. Женщина начинает тянуться к сильному, но не всегда хорошему. 

- В этом спектакле работа художника, что называется, ослепляет как в прямом, так и в переносном смысле. Кажется, что картинка иногда перекрывает содержание.
 - Собственно этого с художником из Петербурга Елисеем Шепелевым мы и добивались. Было бы трудно другими способами показать пошлость и вульгарность этого мира. Зрителем это может восприниматься негативно. Некоторые думают: если на сцене все пошло и вульгарно – то с этим проблемы у постановщиков. Мол, что-то случилось со вкусом. Другое дело - удалось ли донести через эти средства мысль, не перегнуть палку. 

- На сцене было довольно много деталей-символов, которые хотелось расшифровать. 
- Мы хотели погрузить зрителя в контрастный мир, в котором есть вечное и разрушающееся. Белые и чистые цвета, в центре сцены - античная статуя. Но это не отсыл к ее создателю, к той эпохе, а скорее, метафора, сюрреализм. Есть абстрактный образ мира идеальной красоты и ее поиск. Его олицетворяют большие рамы и античная статуя, падающая в момент убийства Командора. Огромные осколки – суть этого мира, они масштабнее того, что происходит здесь с героями. А с ними все примитивно. В красивую раму с шедевром вставляют популярную рекламу, фотосессии, обложки глянцевых журналов. Мы добивались более образного эмоционального воздействия, и здесь не нужно расшифровывать - скорее следует поддаться ощущениям и интуиции. Отсюда и появились костюмы с блестками, как пародия на современную безвкусицу в моде. Одеть 36 человек в пайетки - эффект был непредсказуем. Эклектика же костюмов, сочетание в них элементов разных эпох – подтверждение того, что с той поры мало что изменилось, это собирательный образ человеческих пороков и примитивного мышления. 

- Публика неоднозначно восприняла спектакль. Кто-то посчитал его надругательством над Моцартом, другие восприняли как авангардную постановку – шаг вперед в развитии нашего театра.
- Мне кажется, что глупо делать из «Дон Жуана» приличный спектакль. Со времен Моцарта в обществе ничего не изменилось. Для меня важно, чтобы люди, приходя на оперу, не оставались равнодушными, а театр побуждал к дискуссии. В прежних моих постановках я шел на определенный компромисс с публикой. Сегодня ищу новое направление: удалось сдвинуть себя в сторону, самому осмыслить и проанализировать постановку. Следующий этап – поставить оперетту, открыть этот жанр по-новому. 

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости