ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №6 (187)
     Июнь 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Рыцари уходящей натуры


Окончание. Начало в №2 за 2004 г.

БРАТЬЯ


Ещё один наш герой в своё время был профессиональным фотографом, обладавшим даром предпринимателя. В год смерти Сталина, когда послаблениями только слегка повеяло, он умудрился провернуть крупное дело по распространению большого количества фотоснимков великого тенора Сергея Лемешева во время выступления на сцене оперного театра.
29 мая 1953 года газета "Советская Башкирия" разразилась гневной статьёй "Дельцы и простаки" о том, как студент училища искусств Анатолий Бельский с подачи администратора оперного театра провернул "шабашку" - без утверждения плановых органов, оформления заявок на снабжение и прочей волокиты развернул производство и продажу фотопродукции.
Интересно то, что дельцом в статье назывался один Бельский, а остальные - директор и администратор театра именовались простаками. Забавно звучало и обвинение - "преуспевающий фотограф": на современный взгляд это похвала, которой удостаивается далеко не каждый.
Снимая встречу Сергея Яковлевича на уфимском аэродроме 19 мая, Бельский не забывал включать в кадры театральное начальство и, конечно, своих компаньонов. Почему-то именно этот факт вызвал особое раздражение авторов статьи.
Место пересечения двух улиц - Пушкинской и Аксаковской удостоили своим вниманием многие ныне всем известные люди. Стояла там некогда и Никольская церковь, бывшая в 1924-1933 годах кафедральным собором, то есть главным храмом города. До наших дней дожил лишь один старый дом на перекрёстке. В него в своё время захаживал Владимир Ульянов. В нём же была квартира Марии Николаевны Елгаштиной (1873 - 1966) - руководителя кукольного театра и великолепного художника. На противоположной стороне Аксаковской улицы в начале ХХ века жил учёный и общественный деятель, основатель краеведческого музея (ныне Национальный музей РБ) Николай Александрович  Гурвич (1828-1914). А в соседний дом в 1930-е годы к своему уфимскому дяде приезжал никому тогда ещё не известный Игорь Васильевич Курчатов.
Северный угол перекрёстка в давние времена "украшала" огромная лужа, окружённая стайкой стройных лип. По весне под деревьями белели бусинки ландышей, а ближе к лету, когда лужа высыхала, на её месте появлялась зелёная лужайка  - любимое место отдыха местных жителей. 
Чуть повыше по Пушкинской стояло длинное здание, прозванное за внушительность "кораблём". В тридцатых годах прошлого столетия в этом большом доме жили семьи работников Башжелдорстроя. Сама же организация, созданная для строительства железнодорожной линии Уфа-Ишимбаево, располагалась в специально возведённом для этого здании на углу К.Маркса и Пушкинской - там, где сейчас авиационный университет.
Во флигеле, стоящем вблизи упомянутого "корабля", обитала большая семья ответственного работника Башжелдорстроя, бывшего стража порядка времён революции 1917 года и даже, как утверждают, одного из умиротворителей экзотического "галошного бунта" А.А.Бельского.
В будни персональная пролётка увозила Андрея Андреевича на службу, а хозяйка - Наталья Матвеевна принималась за свои домашние дела - воспитывать четверых нелегко. Выходные проводили вместе. Чего только родители ни делали для своих детей, однажды даже сшили для них военную форму - с карманами, пуговицами, погонами. Любили в семье домашние театральные постановки. Популярны были также прогулки с "Фотокором".
Старший - Саша выделялся своей подчёркнутой серьёзностью и любовью к справедливости. Второй сын - Анатолий с самого детства выступал заводилой в играх и проделках местной детворы, а в юности приобрёл репутацию блестящего танцора и завидного ухажёра. Занявшись по примеру Александра фотосъёмкой, он однажды понял, сколь престижной может быть профессия фотографа. А в выгодах её он убедился давным-давно.
Для младшего сына - Юры рассудительный и неспешный Александр был советчиком и примером во всём: разница в несколько лет в детстве особенно заметна. Но так почему-то получилось, что многое из того, чего Юра достиг, в той или иной степени, начиналось когда-то с лёгкой руки Анатолия Андреевича. Даже с Галиной, своей будущей женой, он познакомился благодаря брату. Тем не менее, и в детстве, и позже младший брат был гораздо более спокойным, порой даже застенчивым. Не было никогда у Юрия и тени той вальяжности, которая постоянно проявлялась в Анатолии. Не находил у него поддержки и ярко подчёркнутый индивидуализм брата. Тем не менее, в этом, на первый взгляд робком, человеке были заложены целеустремлённость и настойчивость, присущие, пожалуй, всем Бельским.
Всего 14 было Юре, когда красноармеец Анатолий Бельский уже стоял на защите Москвы осенью 41-го. Был он тогда ранен, и фашистская отметина на руке даёт о себе знать по сей день. В конце 44-го пошёл воевать и Юрий - он принимал участие в разгроме японцев.
Своими успехами в фотографии Анатолий повлиял на младшего брата. А когда в апреле шестьдесят восьмого Юрий получал из рук Анатолия небольшую кинокамеру "Кварц", он и представить себе не мог, как эта модная "игрушка" вскоре изменит его жизнь.
Появление кинокамеры способствовало тому, что союз семейный стал, кроме всего прочего, превращаться в союз творческий. Галина Александровна, на первых порах выполнявшая лишь скромную роль помощника оператора и "исполнительницы" главных ролей, впоследствии стала и осветителем, и звукооператором, и соавтором сценариев.
Но это будет потом. А пока на дворе 1970 год. Юрию Андреевичу звонят из профкома УАПО: "Вы, говорят, кино снимать умеете? У нас тут "Красногорск" без дела лежит, может, возьмётесь?"

МИР НА ВОСЬМИ МИЛЛИМЕТРАХ

Как всё же сегодняшние наши дни отличаются от тех, что были ещё лет двадцать-тридцать назад! Образ жизни, пришедший к нам с Запада, подчинил абсолютно всё работе и зарабатыванию денег. Сегодня, если люди и объединяются в какие-нибудь союзы, то обычно с целью получения дивидендов. Или по политическим интересам. О профессиональных союзах молодёжь в большинстве своём и не слышала. То ли дело было раньше. Когда в 1970-м Ю.А.Бельский вывешивал на дверях профкома объявление об организации объединения заводских кинолюбителей, он был уверен в поддержке своей инициативы. Работа на "ящике" (т.е. работающем на оборону страны заводе) предполагала в те годы высокий заработок, покупка кинокамеры многим была вполне по карману.
На первое же собрание пришли человек десять. С любопытством разглядывали кинокамеру "Красногорск" - купить такую даже "оборонщикам" было не под силу: 450 рублей - в те времена трёхмесячная зарплата начинающего инженера. Много говорили. И решили провести фестиваль любительских фильмов. А для начала занялись ремонтом "выбитого" с помощью того же профкома помещения.
В один из выходных устроили показ своих творений. Детские лица в них сменялись симпатичными пушистыми мордочками кошек, бесконечные панорамы и ужасающее мелькание быстро утомляли зрителей. Понятие монтажа отсутствовало полностью. Несмотря на источаемые друг другу похвалы, было всё это, конечно, дилетантством.
Современному владельцу DV-камер трудно понять, что раньше кто-то мог приходить в бешеный восторг от не очень резких чёрно-белых движущихся картинок, сопровождаемых лишь рокотом проектора и комментарием автора фильма. Снимать  кино тогда было намного сложнее.
Тем не менее, в 1980-е годы в СССР было около двух миллионов владельцев кинокамер и действовало более 16 тысяч самодеятельных киностудий. Ещё в 1957 году взамен давно закрытой ОДСКФ при Союзе кинематографистов страны была создана комиссия по работе с кинолюбителями. Возглавил её режиссёр Григорий Рошаль.
В те годы семейную хронику могла снимать лишь элита, ведь даже плёнка ввозилась из-за рубежа. Поэтому комиссия оформила заявку на разработку недорогих малогабаритных 8-миллиметровых (т.е. для плёнки шириной 8 мм) камер. И уже в 1960-м году можно было купить не трофейный, а новенький "Спорт" или "Кварц" отечественного производства.
При поддержке комиссии, возглавляемой Рошалем, в стране проводились областные, республиканские и всесоюзные конкурсы, смотры и фестивали любительских фильмов.
Я не раз бывал в этой квартире на Достоевского. Гостеприимная хозяйка - Галина Александровна Бельская своей неуёмной деятельностью по увековечению  славного имени Ф.И.Шаляпина создавала для этого массу различных поводов. Встречался я и с Юрием Андреевичем. Помню, каким откровением было для меня однажды узнать, что "гремевшую" в 1970-1980-е годы любительскую киностудию ДК "Авангард" возглавлял именно он. И каких после этого трудов стоило мне разыскать знаменитый фильм "Уфимские кружева". Это в наше-то время, когда видеомагнитофон не найдёшь разве что у какого-нибудь злобного киноненавистника. А ведь сколь полезной может стать эта лента для школьников, изучающих историю и культуру нашего края.
...Сначала дело ограничивалось хроникой: демонстрации, собрания, субботники. В 1971 году киностудия вынесла на суд зрителей несколько фильмов. А уже в 1973 году студийцы попали в эфир Башкирского телевидения, в следующем - представляли свои произведения на фестивале любительских фильмов в Калинине. И тут Юрий Андреевич неожиданно для всех, в том числе и для главного "сообщника" по киношным делам Альфата Валеева, предложил снять фильм игровой.
Замысел возник не на пустом месте: много лет в заводском доме культуры "Авангард" существовал драматический кружок. Активно в нём работал всем ныне хорошо известный Михаил Рабинович. Сам Бельский в кружке числился чуть ли не на первых ролях. Его любовь к театральному действу родилась ещё в конце 30-х, когда во дворе на Пушкинской ребятня организовывала показы сценок из жизни чекистов и шпионов. Застенчивый Юра уже тогда смело брал инициативу в свои руки и делал то, что знающий человек назвал бы работой сценариста и постановщика.
Учитывая столь продолжительный стаж лицедейства, Юрий Андреевич полагал, что снять фильм будет достаточно просто. Действовал известный закон начинающих: чем меньше мы осведомлены о чём-либо, тем увереннее в себе. Нехитрую фабулу - у бывшего солдата зашевелился осколок, сидящий вблизи сердца, и ему делают операцию - довольно быстро "перенесли" на плёнку. Сложнее было со звуком - сцену падения удалённого осколка в таз, например,  перезаписывали десятки раз. А уже на премьере один мало-мальски знакомый с медициной зритель удивился: "Странно, как они операцию на сердце делали ЛОР-инструментами?" Вот здесь-то самоуверенные эйзенштейны и поняли, как это сложно - делать настоящее кино.

ОТПУСК НА "МОСФИЛЬМЕ"

Несмотря на то, что в 1975 году киностудия получила звание народной, всё чаще Юрий Андреевич стал задумываться об учёбе. Впоследствии при поддержке руководства завода и профсоюза он поступил на всесоюзные курсы кинорежиссёров при Союзе кинематографистов в Москве. Но сначала судьба (в лице жившего в Крыму горячо любимого брата Александра) свела его с Петром Николаевичем Кузнецовым, оператором "Мосфильма". Благодаря этому знакомству Бельский смог многое для себя почерпнуть, присутствуя на съёмках фильмов "Иван Васильевич меняет профессию", "Вокзал для двоих", "Крепыш". С тех пор, уходя в отпуск,  Юрий Андреевич брал фотоаппарат и как на работу ехал в Москву - на "Мосфильм". К нему там привыкли и иногда даже включали в состав съёмочной группы: небольшой фрагмент фильма Владимира Басова "Дни Турбиных" снят Юрием Андреевичем.
Готовясь к съёмке новой ленты "Суд" (1978 г.), Бельский, давно оценивший колоссальное значение для успеха фильма даже малозаметных деталей, заказал на "Мосфильме" муляжи дореволюционных орденов для судей. Выбрал он почему-то знак "Святого Георгия", которым в своё время награждали офицеров за  храбрость на поле боя (возобновлён орден и в новой России). Были тогда претензии и к одежде действующих лиц. С тех пор съёмочная группа стала привлекать к работе консультантов.
Несмотря на успех игровых лент и многочисленные награды, полученные за них (42 диплома и 79 специальных призов), самым запоминающимся фильмом студии "Авангард" остаётся всё же документальный - "Уфимские кружева". Деревянная резьба, чугунные навесы, затейливая лепнина на старых домах города - всё то, что было знакомо и любимо с раннего детства, и что медленно, но неумолимо исчезало.
Когда студия получила звание "Народная", ввели должность руководителя студии. Юрий Андреевич занял её, не оставляя основной работы. Серьёзное внимание он уделял и организованной им детской киностудии. Сын Андрей вырос, и Бельские теперь уже втроём пропадали в доме культуры до полуночи.
В 1985 году Бельскому было присвоено звание заслуженного работника культуры республики. Отпуск Юрий Андреевич по-прежнему старался проводить в павильонах "Мосфильма". Однажды, правда, друзьям удалось вытащить его на охоту. И тут начинающий охотник "сразил" бывалых стрелков тем, что набил уток больше всех. Вряд ли кто сильно удивится успеху новичка-рыболова, но без практики попасть в летящую утку, да ещё повторить этакий кульбит несколько раз подряд  - дело абсолютно гиблое. Конечно, если ты не проводишь полжизни с тяжелой камерой и не привык "вести" объект, держа упор на плече. Остаётся вовремя нажать на спусковой крючок. Очень тогда был горд собой Юрий Андреевич.
...Пьянящая атмосфера неожиданной свободы разрушила всё: "оборонка" обнищала, профсоюзы вышли в отставку. На грани выживания держался профессиональный кинематограф. А клубное любительское кино попросту вымерло. К тому же на смену шла новая техника: в начале 1990-х видеокамеры перестали быть экзотикой и в нашей стране. В последние годы жизни Юрий Андреевич сильно переживал от ощущения собственной невостребованности. Немного его поддержало то, что Галина Александровна привлекла мужа к организации музея Ф.И.Шаляпина в Уфе.
...Вновь мы на кухне Бельских. Галина Александровна показывает альбомы. Но место хозяина пустует, а сам Юрий Андреевич улыбается нам с фотографии на стене.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Маргариту Андреевну Тихонову, историка Павла Владимировича Егорова, Бориса Леонидовича Попова, Ирину Алексеевну Тришину
и Лену Гаффановну Ахметову (музей ОАО "Башинформсвязь").

Журнал "Уфа" // Анатолий ЧЕРКАЛИХИН



Комментариев: 0

Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Ваше мнение*:
 





НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг