ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №11 (36)
     Ноябрь 2004 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Новое время, новые традиции


В конце октября прошел Совет республики, главной темой которого было обозначено "Повышение эффективности деятельности местных органов самоуправления по развитию предпринимательства и торговли". После пленарного заседания участники заседания сразу же выехали на автобусах в Бураевский, Балтачевский, Татышлинский, Янаульский районы республики, где ознакомились с работой торговых предприятий и предпринимательских структур. Своим мнением о прошедшем Совете и о состоянии дел в торговой сфере мы попросили поделиться вице-премьера, министра внешних связей и торговли Бориса Колбина.

- Специалисты утверждают: торговля сегодня дает в казну чуть ли не больше доходов, чем промышленность? Так ли это, Борис Григорьевич?


- Не совсем. Вклад торговли значителен, но, разумеется,  меньше промышленности. Другое дело, что темпы роста в сфере торговли и предпринимательства несколько даже выше, чем в отдельно взятых отраслях промышленности. В структуре валового регионального продукта на торговлю приходится 9 процентов, она занимает второе место после промышленности по поступлениям в республиканский бюджет. 
81,2 миллиарда рублей - таков оборот розничной торговли за 8 месяцев этого года. Согласитесь, внушительная цифра!


- Деньги большие. Но, видимо, здесь велика все еще роль рынков, где предпочитает одеваться и отовариваться большинство из нас:


- Я бы тут с вами не согласился. Сегодня рынки уже не столь популярны среди населения, в общем товарообороте на них приходится лишь 19,4 процента, а 80,6 процента - на магазины. Это напрямую связано с ростом доходов населения. Если в 2002 году продажи на одного жителя Башкортостана в среднем составляли 20 тысяч рублей, то в 2003 - уже 25 тысяч. Лидером здесь выступает Уфа, на втором месте - Октябрьский, на третьем - Стерлитамак.
Сегодня в Башкортостане действуют 178 рынков, только в Уфе их 46. Но рынки тоже меняют свой облик. Постоянно идет их реконструкция. Вспомните, какой толкучкой еще недавно был рынок в Сипайлово и каким он стал после завершившейся накануне Дня Республики реконструкции. Совершенно иные условия и для продавцов, и для покупателей, неслучайно мы уходим от самого названия рынки, теперь это ТСК - торгово-сервисные комплексы. А посмотрите, как преобразился Колхозный рынок, неслучайно туда за покупками ездят даже с других концов города. На ближайшее время в Уфе запланирована реконструкция еще 14 рынков.


- За последние 10-15 лет в России стихийно сформировалась целая армия челночников. Деньги этим людям не так-то легко достаются, как может показаться на первый взгляд. Не грозит ли им безработица в связи с сокращением вещевых рынков?


- Прошли те времена, когда уфимцы специально ездили в Москву одеваться, все необходимое теперь можно купить у нас в городе, притом еще и дешевле. Нет теперь проблем ни с бытовой, ни с компьютерной техникой, ни с книгами, ни с какими другими товарами.
Руководство республики приняло недавно предложение иностранных инвесторов, пожелавших на собственные средства построить и открыть в микрорайоне "Цветы Башкирии" магазин "Икея". Там же другие инвесторы намерены  построить гипермаркет "Метро". Эти компании с мировым именем уже известны россиянам - в Москве и в ряде других крупных городов открыты магазины под этой торговой маркой. Покупателей там ждет совершенно иной формат обслуживания, давно принятый в экономически развитых странах. Так что пусть строят! Это и новые рабочие места для уфимцев, и дополнительные налоги в казну!
За предпринимателей же, торгующих сегодня на вещевых рынках, думаю, нет основания беспокоиться. Как раз эти-то люди одними из первых сумели адаптироваться к новым экономическим условиям. Многие из них уже заработали свой первоначальный капитал, купили магазины в собственность, приобретают площади в строящихся ТСК. Для предприимчивых людей сегодня огромное поле деятельности.


-Вы утверждаете, что доходы населения выросли, и это немедленно сказалось на росте товарооборота. Но если за один из показателей обеспеченности населения брать посещаемость ресторанов, до Европы или Японии, где, говорят, давно в привычку вошли семейные ужины в кафе, нам, видимо, далековато?


- Здесь дело не только в благополучии той или иной семьи. Ведь даже российские толстосумы в ресторанах предпочитают вести деловые переговоры, а семейный ужин на собственной кухне и для них остается как бы основой домостроя.
Хотя тенденция проведения семейных торжеств или даже обычных субботних, воскресных ужинов в ресторанах стремительно растет. Новое время привносит в жизнь и новые традиции. Наша ресторанная сеть должна развиваться, работать на опережение. Чем больше ресторанов будет, тем доступнее станут там цены, вырастут уровень и качество обслуживания. Тогда можно будет, наверное, говорить о культуре, традициях посещения ресторанов семьями.


- Если верить маркетинговым исследованиям, уже в ближайшие годы доходность в сфере торговли  сократится, зато она значительно вырастет как раз в сфере общественного питания. Видимо, не случайно в Уфе недавно открылись сразу два бистро "Макдональдс". Популярны среди горожан  бистро башкирской кухни "Гузель", рестораны "Лидо", "Сани", "Мельница на Коммунистической", где в обеденное время теперь, говорят, не бывает свободных мест. Конкуренция в любой сфере, как известно, на руку потребителю, но не окажется ли так, что местных предпринимателей с этого сегмента рынка постепенно вытеснят крупные московские или даже международные компании?


- Интерес к ресторанному бизнесу в самом деле растет день ото дня.  И хорошо, что в нашу сторону обратили свои взоры инвесторы. За местных производителей не стоит беспокоиться. Весь мир проходил те процессы, которые мы постигаем сейчас. И в Уфе есть уже примеры, когда владельцы местных ресторанов сами выходят на иностранных партнеров с предложениями работать под их торговой маркой. Такие проекты выгодны прежде всего потребителю - с одной стороны, расширится выбор, с другой - уровень обслуживания в таких ресторанах выдерживается на высоком уровне, будь то в европейском городе, Москве или в Уфе. С появлением все новых и новых точек общественного питания будут снижаться и цены.
За 8 месяцев этого года оборот в сфере общественного питания составил 4,2 миллиарда рублей, что почти на 20 процентов больше прошлогодних показателей. Индустрия быстрого питания стремительно развивается. Закусочные кофейни, магазины кулинарии открываются не только в крупных городах, но и по всей республике. Развернулась целая сеть придорожных кафе.
Наши предприниматели как в сфере торговли, так и в сфере ресторанного бизнеса сегодня уже достаточно профессиональны и готовы к встрече с конкурентами. Уж такова судьба деловых людей - постоянно считать деньги и уметь их зарабатывать. У государства же задача иная - создать все условия для успешного ведения бизнеса, чтобы у потребителя был широкий выбор, а казна получала доходы.


- Кстати, на Совете республики Президент заступился за предпринимателей. Подчеркивая их значительный вклад в формирование бюджета, он остановился и на проблеме нарушения законодательства со стороны госслужащих, иными словами - на фактах коррупции. Что вы можете по этому поводу сказать?


- Впервые вопросы предпринимательства и торговли были вынесены на столь высокое собрание, как Совет республики. Разговор действительно состоялся откровенный. Президент напомнил, что в экономически развитых  странах доходы от субъектов малого бизнеса достигают в бюджете 70 процентов. К этому и мы должны стремиться. Однако немало еще чиновников самых разных рангов, стремящихся урвать с предпринимателей первым делом свой куш. О таких фактах вам "не для печати" готовы рассказать, думаю, многие бизнесмены. Как с этим злом бороться? Только соблюдая законы!
 Если мы хотим сделать экономику прозрачной, то необходимо ко всем хозяйствующим субъектам подходить одинаково. Пора расстаться с мыслью, что торговля, предпринимательство - это какой-то теневой бизнес, где крутятся неучтенные деньги. Необходимо отладить отчетность, сделать бизнес прозрачным. Государственные служащие призваны помогать предпринимательству. Такие задачи поставил перед нами Президент, и мы будем их выполнять.


- Борис Григорьевич, но ваше министерство выдает лицензии на торговую деятельность. А любое лицензирование, говорят, - лазейка для коррупции?


- Лицензирование - это прежде всего защита интересов потребителя, оно призвано оградить население от некачественных товаров и услуг. Посмотрите милицейские сводки - чуть ли не каждые сутки регистрируются факты отравления "паленой" водкой  или спиртосодержащими препаратами. Известны и факты завоза в республику партий некачественной бытовой, компьютерной техники, недоброкачественных продуктов питания.  
За 8 месяцев этого года нам поступило 1384 заявления на торговлю алкогольной продукцией. После экспертизы всех представленных документов была выдана 1291 лицензия. За это же время мы отозвали 16 лицензий за те или иные нарушения. По каждому из этих фактов есть всех протоколы проверок и экспертизы.
До недавнего времени лицензии на торговлю выдавались на местах, в администрациях районов. Тогда действительно к нам шло много сигналов о давлении на предпринимателей. Теперь в соответствии с федеральным законодательством лицензии выдаются министерствами торговли субъектов. Мы сделали эту процедуру максимально прозрачной. Никаких справок для получения лицензии не требуется. Заявители получают в нашем министерстве необходимые бланки и заполняют их. Документы рассматриваются в максимально короткие сроки без всяких проволочек.
В то же время ответственность предпринимателей заметно повысилась. Все меньше теперь у них соблазна завезти какой-нибудь контрабандный товар по дешевке - ведь за это можно лишиться лицензии на целый год. Деловой человек, занимающийся торговлей, бизнесом, должен прежде всего заботиться о своей репутации добропорядочного предпринимателя. Государство заинтересовано в сотрудничестве именно с такими бизнесменами. Им будет оказываться всесторонняя поддержка.

Блиц опрос


- Водите ли вы свою семью на ужин в ресторан?
- Только по особым случаям. Юбилеям, например.
- Ваш любимый магазин в Уфе?
- Торговый центр "Башкортостан".
- Парфюмом какой фирмы вы обычно пользуетесь?
- Сейчас "Boss".
- Где покупаете обувь?
- Где придется. Но только в Уфе.
- Запасаете ли вы на зиму картофель, овощи?
- Только те, что выращиваю на своем дачном участке. Это примерно полмешка картошки и столько же других овощей.
- Где вы покупаете мясо?
- На рынке.
- Как часто посещаете спортзал?
- Не посещаю.
- Что вы обычно едите на ужин и во сколько он у вас бывает?
- Ужинаю в столовой на работе в 7 вечера. Дома на ночь пью чай или кефир.
- Знаете ли вы, какую парикмахерскую посещает ваша супруга?
- На остановке "Госцирк" парикмахерская "Стелла".
- Ведется ли в вашей семье учет доходов и расходов?
- Обычно планируем крупные покупки.
- Как изменилось ваше отношение к бизнесменам после того, как вы стали министром торговли?
- Здорово изменилось. Работая в налоговой системе, я смотрел на эту сферу с точки зрения пополнения бюджета. Сейчас я вижу совершенно иную картину - у предпринимателей много проблем, которые требуют содействия государства.
- Бываете ли вы на ежегодных встречах со своими однокашниками?
- Очень редко. Последний раз ездил в Казань на 20-летие выпуска в свой родной финансовый институт, теперь это академия.

Журнал "Уфа"



Комментариев: 0

Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Ваше мнение*:
 





НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook