ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №9 (46)
     Сентябрь 2005 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

"Научить мыслить планетарно - одна из задач современного учителя", - считает заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Ильдус Илишев


- Еще Бисмарк сказал, что все битвы - и на войне, и в экономике - выигрывает школьный учитель. В России авторитет и статус учителя на протяжении многих веков были более высокими. Почему сегодня государство не столь охотно решает проблемы учителей? Как Вы считаете?


- В начале ХХ века в Уфе существовало около 20 типов учебных заведений (мужская и женская гимназии, медресе и мектебе, реальные и церковно-приходские школы, частные пансионы и так далее), обучение в которых частично или полностью оплачивалось родителями учащихся. Учительская интеллигенция всегда относилась к среднему классу, как в дореволюционный период отечественной истории, так и в недавнем советском прошлом. Заработная плата тружеников на ниве просвещения и сегодня не уступает средней оплате труда по республике.
Упрекать государство в устранении от решения социальных проблем учительства было бы несправедливо. Так, начиная с 2000 года, фонд оплаты труда работников образования республики вырос почти в 4 раза. Несмотря на дефицит бюджета, Правительство республики привлекло дополнительные средства для сохранения повышенных тарифных ставок и окладов работающих на селе специалистов. Республика пошла и на такой шаг, как сохранение отмененных на федеральном уровне льгот сельским учителям. Это наша принципиальная позиция, которую мы целенаправленно будем отстаивать. Изыскиваются средства на единовременные выплаты молодым специалистам для развития личного хозяйства. Рассматривается вопрос об отнесении педагогических работников к категории граждан, имеющих право на получение бесплатного жилья на условиях социального найма. По поручению Президента нашей республики Муртазы Рахимова, данному на августовском совещании по образованию в городе Ишимбае, началась разработка проекта республиканской межведомственной программы "Педагогические кадры". В ней будут учтены важные вопросы социальной защиты учителей: это своевременная индексация заработной платы, решение жилищных проблем, медицинская профилактика, улучшение состояния здоровья.


- Ильдус Губайдуллович, сегодня мы видим, что число медалистов растет и вместе с тем качество образования падает. Практически все выпускники 11 класса идут в вузы, даже на коммерческой основе. В результате большинство безработных - люди с дипломами. Почему так получается? Как выйти из этого положения?


- В последнее десятилетие среди выпускников школ Республики Башкортостан наблюдается тенденция увеличения претендентов на золотую медаль. Если еще пять лет назад счастливыми обладателями "золота" были 593 выпускника, то в 2004 году ими стали 896 человек, а в 2005 году - 662 выпускника. В погоне за не всегда заслуженным "золотом" и "серебром" мы серьезно травмируем души наших детей, приучаем ко вседозволенности тех, кто получает такие "медали". А ведь подростки все видят и судят о мире, встречающем за порогом школы, по поступкам педагогов. К чести Министерства образования республики, в этом году был принят новый порядок проведения выпускных экзаменов на местах, который направлен на улучшение морального климата в образовательных учреждениях. Этот шаг является также серьезной поддержкой действительно талантливой и трудолюбивой молодежи нашей республики.
Относительно второй части вашего вопроса. Мы не можем запретить людям получать образовательные услуги. В европейских странах и передовых азиатских государствах четко прослеживается тенденция ко всеобщему высшему образованию. Это есть положительный фактор, становящийся всеобъемлющим и у нас. Другое дело - конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда. Муртазой Губайдулловичем поставлена задача готовить в государственных вузах и ссузах на бюджетные средства только востребованных специалистов. Мин-образования, Минэкономики и Минтруда республики поручено совместно провести мониторинг сбалансированности рынка труда и образовательных услуг.
Что касается некачественной подготовки специалистов, то с 2005-2006 учебного года будет усилен контроль за соблюдением высшими учебными заведениями и филиалами вузов, расположенными на территории республики, лицензионных условий.


- Реформа образования - каков ее смысл, к чему она нас приведет? Каковы очертания будущего устройства системы образования? Может ли субъект федерации вносить свои коррективы в общероссийскую концепцию и надо ли это делать?


- Правительством страны одобрены Приоритетные направления развития образования Российской Федерации, в предварительном обсуждении которых наша республика принимала самое активное участие. Многие изменения, происходящие сегодня в республиканской системе образования, вызваны вхождением России во Всемирную торговую организацию и Болонский процесс. Изменяется законодательство, требующее коренной перестройки структуры и содержания всех ступеней образования, разграничения финансовых и управленческих компетенций между Федеральным центром и российскими регионами. Сложности этого процесса проявились в ходе передачи 107 учреждений начального и 18 - среднего профессионального образования с федерального уровня на республиканский. Однако нужно отметить, что не во всех федеральных экспериментах наша республика участвует, Правительство предпринимает меры по недопущению шоковой терапии в образовании, снижению социальных последствий и рисков.


- Не так давно появилось новое выражение - "региональный компонент" в системе образования. Многие под ним понимают национальный аспект. Однозначные ли это понятия?


- Понятия "региональный компонент" и "национальный компонент" хотя и взаимосвязаны между собой, но все же не идентичны. Каждый регион, будь то Рязанская или Калининградская область, отличается своей историей, культурой, географией, экономикой, демографической ситуацией и так далее. Поэтому в учебных планах всех российских регионов отводится 15-20% учебного времени на такие предметы, как родные языки, история и культура, география, относящиеся к региональному компоненту образования.
Своеобразие нашей республики, находящейся на стыке Азии и Европы, проявляется, например, в уникальных природных нерукотворных достопримечательностях - знаменитых "Шиханах", пещере "Шульган-Таш", а также национальном эпосе башкир "Урал-батыр" и других культурных памятниках, призванных облагораживать человека и формировать его нравственно. Все это должно стать неотъемлемым компонентом обучения и воспитания. Изучение традиций и культуры народов Башкортостана не на словах, а на деле способствует гармонизации межнациональных отношений, воспитанию толерантности в детской и молодежной среде. Это ли не благородная задача современного учителя - научить любить свой народ, а через познание всех благороднейших черт, присущих ему, помочь ребенку мыслить планетарно?


- В Америке то, что мы называем региональным компонентом, занимает в сознании людей большую роль. У нас наоборот - не умеем оценить то, чем располагаем. Что предполагается сделать для того, чтобы мы стали больше уважать свою культуру, свои обычаи, традиции?


- В Америке каждый штат законодательно устанавливает свой стандарт общего образования, что заведомо накладывает на него некоторую печать ограниченности. У нас картина иная. Если федеральный компонент содержания образования определяет ключевые компетенции, которыми должны владеть все школьники страны на каждой ступени обучения, то региональный компонент  ориентирует учащихся на жизнедеятельность в конкретном регионе. Все это в совокупности существенно обогащает систему образования нашей республики.
Постепенно мы уходим от отрицания позитивных достижений прошлого и все больше внимания обращаем на сохранение духовного и культурного наследия, самобытных национальных традиций и обычаев.
В Республике Башкорто-стан проживают представители около 130 национальностей, поэтому развитие этнокультурного образования, создание условий для диалога культур и приобщения к культурам мира, изучение родных языков - важнейшие для республиканского образования задачи. Формирование широких языковых возможностей, владение русским, родным и одним иностранным языком сегодня становится основой успеха экономически активного населения, ученых, представителей деловой элиты.


- Наша культура накопила огромный потенциал. Как налаживается сотрудничество профессиональной культуры со школой. Как дети приобщаются к нашему искусству? Если раньше школьный учитель выступал в роли педагога в широком смысле этого слова, то теперь он лишь выдает регламентированные знания. Культпоходы с учителем в театры, музеи - теперь скорее исключение, чем правило...


- Позвольте с вами не согласиться. Именно в последние годы посещение школьниками театров, музеев, концертов классиче-
ской музыки стало неотъемлемым компонентом образования. Уфа представляет для этого поистине уникальную возможность широтой, всеохватностью и доступностью культурного пространства. В подтверждение сказанному добавлю, что в уфимских школах учащиеся, изучив творчество очередного классика литературы, закрепляют прочитанное просмотром спектакля и уже потом пишут сочинение по заданной теме. И напрасно считаете, что культпоходы в театры и музеи ушли в прошлое. Например, только в 2004-2005 учебном году более 100 тысяч школьников посетили уфимские театры. Комментарии, как говорится, здесь излишни.

Блиц-опрос

- Был ли у Вас в школе любимый учитель?
- Был, и не один. В мое время в гимназии №91 Уфы работала плеяда блистательных педагогов-личностей, поэтому конкретные персоналии выделять не хочется.
- Помогали ли Вы своим детям выполнять домашние задания?
- Естественно, помогал.
- Какой в идеале Вам видится наша школа?
- Школа, построенная на традиционных достоинствах советской школы с учетом позитивных сторон британского образования.
- Вы бывали в разных странах мира, регионах России. Что главное в культуре нашей республики, что ее отличает?
- Особая евразийская ментальность, определяющая межнациональную толерантность, и открытость внешнему миру жителей Башкортостана.
- Мы знаем, что Вы дружите с Юрием Шевчуком. А сами Вы поете, играете на гитаре?
- В юности пел и играл.
- Вы родились в деревне, а выросли в городе. Чему принадлежит Ваше сердце?
- Сколько себя помню, живу в Уфе. Однако историческая память стойко держит картины деревенской жизни, поскольку каждое лето 31 мая родители сажали меня на автобус Уфа - Исянгулово, а 31 августа бабушка и дедушка отправляли меня обратно по маршруту Исянгулово - Уфа.
- Остается ли у Вас время читать? Какая книга сейчас лежит на столе? Какая книга для Вас самая лучшая в мире?
- К сожалению, практически нет времени на чтение. Если оно есть, стараюсь читать литературу как художественную, так и научную на английском или немецком языках для поддержания формы.
- В Америке в каждой школе есть свой маленький театр. Считаете ли Вы, что у нас тоже должно быть так?
- Если есть возможность, то в идеале неплохо иметь каждой школе свой театр, однако в условиях нашей страны неплохо зарекомендовали себя самодеятельные творческие коллективы.
- Ваш любимый афоризм?
- "Ничто не способствует концентрации мысли, как перспектива быть повешенным" - Самуэль Джонсон, английский философ, XVIII век.
- У вас есть мечта?
- У каждого человека, разумеется, есть мечта, но фантазировать надо в разумных пределах.

Журнал "Уфа"



Комментариев: 0

Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Ваше мнение*:
 





НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг