ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

С Днем рождения, республика!
11 октября наша республика отметит свой юбилей. Прошло 15 лет с того момента, когда б...

Дом дружбы народов
К 2007 году - юбилейному для Башкортостана - в Уфе появится Дом дружбы народов. В 2007 г...

Первый камень
Заложен первый камень в фундамент нового Уфимского трансформаторного завода. Он ...

Лучшие люди страны
Сто двадцать три достойных башкортостанца внесены в IV выпуск ежегодной общеросси...

Всё для дома Гафури
Дом-музей Мажита Гафури вновь готов принять посетителей. А ведь еще недавно все зд...

Седой вальс
День пожилых людей, который традиционно отмечается 1 октября, по-своему отпраздно...

Энергия молодых
8 октября на Советской площади пройдет Республиканский слет молодежных трудовых ...

Медовая ярмарка - 2005
На площади перед ДК "Юбилейный" прошла первая специализированная выставка-продаж...

Рай портов и океанов
Едва вернувшись со специализированной выставки "Охотничий и рыболовный рай" (Моск...

Жилье в квадратных метрах
Уфа выполняет план по строительству жилья. За восемь месяцев 2005 года введено в экс...

За партнерством и дружбой
Три дня в Башкортостане провел консул ФРГ в Екатеринбурге Тило Клиннер. За это вре...

Шульман - третий
Уфимец Филипп Шульман завоевал бронзовую медаль чемпионата России по летнему биа...

Снегомобилизация
Лыжники и сноубордисты Уфы открыли новый зимний сезон. На площадке развлекательн...

Гутен морген, Уфа!
В гимназию № 86 Орджоникидзевского района Уфы приехали немецкие школьники. Они бу...

Под звездой Ростроповича
Выходцу из Уфы, десятикласснику Центральной музыкальной школы при Московской гос...

Воспоминания о художнике
В Башкирском государственном художественном музее имени Нестерова состоялось от...

Бездна - это всё
В выставочной галерее "Гостиный двор" целый месяц работала экспозиция картин Евге...

Еще ближе
В Гостином дворе открылась выставка фотохудожника Алика Хасанова "ПриБЛИЖЕние". П...

Субсидии за малыша
В Республиканскую программу государственной поддержки молодых семей, нуждающихс...

A PROPOS (между прочим),
140 лет назад, в октябре 1865 года, в Уфе открылось отделение Государственного банка. ...




     №10 (47)
     Октябрь 2005 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

"Мне не выпало лишней удачи"


Нас отличали пыл и стойкость, И романтический порыв...
Римма Казакова

"Восточный прокурор"


Здание на улице Гоголя, в котором разместился музей народного образования, известно как дом Ивана Талова, что подтверждается и белым медальоном, с давних лет висящим на фасаде. Когда-то здесь была частная женская гимназия Софьи Павловны Хитровской (кстати, Хитровская была в числе уфимских заложников, захваченных большевиками летом 1918 года, см. № 9 "Уфы"). При советской власти бывшая гимназия прославилась как школа для отстающих в развитии детей. Позже в старинное здание вселился институт усовершенствования учителей.
Музей организован в 2000 году. Впервые попав в него на одно из мероприятий, я удивился, увидев, сколько самых разных людей дружат с ним: педагоги, музейные работники, краеведы, художники, ветераны войны. Когда у меня возник вопрос по поводу одного из экспонатов, ко мне вдруг подошла прежде державшаяся как-то в тени женщина: "Наверное, лучше всего отвечу я. Утябаева Магинур Мухлисовна", - представилась она. И стала объяснять, откуда появился данный экспонат. Потом ответила на другой вопрос, на третий. Позже я узнал, что идея создания такого музея появилась больше двадцати лет назад, а одним из инициаторов этого была Магинур Мухлисовна.
Ещё в конце сороковых школьницы за способность ответить на любой вопрос  прозвали свою одноклассницу Утябаеву "прокурором". Если быть точнее - "восточным прокурором". Что связывало уроженку Баймакского района с востоком, с Сибирью? История эта давняя, в двух словах её не изложишь.
Началась она в далёком 1931-м, когда Магинур не было и года. Она не может помнить событий того времени, приводит их лишь по рассказам очевидцев. Главным из них был её отец. Мулла Мухлис Утябаев, сын хаджи (то есть совершившего хадж в Мекку) Суфияна-муллы, в селе был человеком известным. Уважали его не только за духовное звание: среди односельчан он слыл едва ли не профессором, к которому шли за растолкованием многих мировых, религиозных, да и бытовых, проблем. Он был весьма важным звеном в разрешении многочисленных жизненных коллизий. Ещё бы, ведь Мухлис-мулла получил образование в Троицке, в медресе Зайнуллы Расули - знаменитой "Расулие". Мог мулла проконсультировать и по многим хозяйственным вопросам, ведь был он специалистом и по плотницкой части, и в трудностях охоты на зайца или лису неплохо разбирался.
В 1914-м сельский, по сути, парень вдруг оказался в самом центре Европы, в тех местах, где в ту пору вершились судьбы многих миллионов людей десятков национальностей - Мухлиса Утябаева призвали в действующую армию. Его грамотность сыграла свою роль - он попал в инженерно-сапёрные войска, стал специалистом по понтонным переправам. Киев, Брест, Варшава - часть, к которой был приписан Утябаев из-за специфики назначения на одном месте подолгу не задерживалась. Русский язык, который он прилично знал ещё с Троицка, быстро стал для него разговорным. Иначе и нельзя было - многое прошло бы мимо него, в том числе и то, что сглаживало тяготы службы. Уже в пожилом возрасте любил бывший солдат веселить людей, рассказывая такой случай. В Польше, как известно, принято обращаться друг к другу с добавлением слова "пан". Одному из отцов-командиров, только что прибывшему из центральной России, такой порядок быстро надоел, на очередном построении он потребовал при обращении обходиться без всяких "панов".  И вот один вышедший из строя вояка рапортует ему: "Рядовой Телей Телеев!". Офицер удивлённо поднял брови, а строй, не сдержавшись, дружно грохнул. Взысканий всё же не последовало, ведь лихой солдатик, которого звали Пантелей Пантелеев, всего лишь строго исполнял приказ начальства.
Мухлис Суфиянович был из тех, с кем нестрашно и на необитаемом острове оказаться. Понимая, что его знания и ум могут помочь людям, он всегда смело брал на себя роль лидера. Это свойство характера он прививал и детям: "Надо быть во всех делах впереди, - говорил он. - Если сейчас впереди комсомол, надо быть комсомольцем". Удивительно, что такому учил детей человек, знавший, что подобная позиция порой может быть опасной для жизни. Ведь, в конечном счёте, именно из-за того, что слишком рьяно и, разумеется, честно - иначе он не мог -  трудился в колхозе, Мухлис Утябаев оказался высланным в Иркутск. Как член ревизионной комиссии он пытался встать на пути руководителей колхоза, решивших, что им никто не указ, и попросту проворовавшихся. Смекнувшие, что только Утябаев сможет раскрыть их махинации, красные воришки быстро включили его в списки на раскулачивание как бывшего муллу.
Буквально в одночасье мнимый кулак оказался с большой семьёй в теплушке следующего в Сибирь состава. Уже в годы перестройки Магинур Мухлисовна сделала запрос в Иркутск по делу своего отца. Ей ответили, что в 1931 году на поселение был отправлен лишь её отец - члены семьи в списке сосланных не значатся. А ведь тогда  ещё триста семей из Баймакского района  покинули невзлюбившую их родину! Тысячи людей, среди которых большинство были старики и дети, отправились в неизвестность. Уже в пути стали умирать самые слабые. Сколько их потом навсегда осталось в сибирской земле? Никто так и не смог точно сосчитать. В чём провинились перед властью эти беззащитные люди, почему их оторвали от милых им мест? Страх с самой Гражданской витал над страной. Но в тот год он до поры не поселился в душах людей навсегда: 37-й был  ещё впереди.
Говорившего по-русски Утябаева назначили старшим по эшелону. Он помогал людям добывать еду, организовывал похороны умерших, которых закапывали прямо у железнодорожного пути. В шахтёрском городке Черемхове под Иркутском их тоже не ждал санаторий: надо было строить жильё, устраивать быт, заботиться о пропитании. Знания и способности Утябаева использовались максимально. Он и жил для людей, полностью оправдывая данное ему родителями имя - в переводе с арабского оно означает "чистый, ясный".
В Черемхове у него умерло пять детей. В тридцать пятом он похоронил и жену. Через два года за ним снова пришли: "заботливые" дяденьки на родине напомнили о том, что Утябаев в своё время был секретарём кантона - при А.-З. Валидове и некоторое время после его отъезда (в бумагах НКВД он назывался членом правительства Валиди). В 1919-м это означало, что Утябаев устанавливал в крае советскую власть. В 37-м - что был врагом этой самой власти. К счастью, в Иркутской области в этих тонкостях мало что смыслили, и в приговоре был указан срок десять лет. Вот и разберись, что лучше - провести в чужой Сибири и лагере почти шестнадцать лет, или на родине попасть под высшую меру пролетарской защиты (так по-изуверски называли тогда смертный приговор, который наверняка грозил бы Утябаеву в Башкирии). Не имея возможности прокормить детей, мачеха сдала дочерей в детский дом...
Однажды, а было это лет сорок назад, возвращалась Магинур Мухлисовна из Москвы. В купе на одной из полок постоянно менялись пассажиры: не успеешь познакомиться - а новичок уже с вещами на выход торопится. На границе Башкирии это место заняла пожилая женщина.
- В Уфу едете? - спросила её Утябаева.
- В Уфу, но в Уфе не живу. Сын у меня там. Лётчик. Сама я из Иркутска.
- Не из Черемхова ли? - удивлённая таким ответом и неожиданно для себя самой спросила Магинур Мухлисовна.
- Откуда знаешь? - иркутянка пристально посмотрела на попутчицу, пытаясь признать в ней знакомую, назвала своё имя. А Утябаева, вспомнив давние годы в Сибири, вдруг назвала имя сестры попутчицы.
- Да кто же ты такая, что про меня всё знаешь?
- Я дочь Мухлиса Утябаева. Помните такого?
- Ещё бы я не помнила Мухлиса-муллы, - в глазах женщины появились слёзы. Она обхватила руки Магинур и добавила, - если бы не он, вряд ли бы мы выжили. Он так много для нас сделал, наш золотой агай!

Первый экзамен


Как-то так получилось, что в нашем обыденном сознании религиозные деятели поневоле стали сторонниками отсталости и неспособности следовать в русле современности. В деревнях и, тем более, городах России всегда находились охотники потешаться над попами (и, признаться, иногда за дело). Но в мусульманском среде такое было почти невозможно: мулла являлся не только владыкой душ (в переводе с арабского "мулла" - владыка), но также и просветителем. Более того, вся система образования мусульман находилась в ведении мусульманского духовенства. В начале ХХ века в небольшом башкирском или татарском селе зачастую грамотным был один мулла. Вот и открывались при мечетях начальные школы - мектебе. Да и средние учебные заведения - медресе - тоже организовывались благодаря муллам и мусульманским общинам. Выпускники же медресе становились не только священнослужителями, но и учителями (это, кстати, касается и православных семинарий). А образованный человек, как известно, от неграмотного отличается не только умением читать: он глубже может вникнуть в суть явлений, анализирует факты. Сын муллы в обязательном порядке получал уроки грамоты от отца, потом учился в медресе. Другое дело, что разные медресе давали далеко не одинаковое образование.
А Магинур, дочь Мухлиса-муллы, родилась в советское время, когда всеобщая грамотность становилась фактом. И можно подумать, что образование она получила безо всякого влияния отца. И это не было бы удивительным: образование женщин не слишком приветствовалось в мусульманских, да и православных, семьях. Но, как часто порой и сегодня в школу идут дети, неумеющие ни читать, ни писать (а некоторые, что греха таить, и покидают школу, толком этому не научившись), так и тогда, в середине тридцатых, дошкольное обучение касалось далеко не всех.
Магинур Утябаева оказалась среди счастливцев - уже к шести годам она умела многое. Не чурался её отец и того, что советские педагоги окрестят трудовым воспитанием, о котором сейчас совершенно незаслуженно забыли. Помощь отцу в работе с малых лет стала для девочки нормой. Как-то в летний день она помогала ему заготавливать дранки (плоские рейки для штукатурки). Нет, конечно, шестилетняя девочка не орудовала топором и не таскала тяжестей. Ей была поручена работа гораздо более интеллектуальная и ответственная - пересчитывать рейки перед тем, как отец свяжет их. По пятьсот штук в вязанке, плюс три-четыре штучки сверху - на всякий случай. Наблюдавшие за их работой мужики решили, что такая малышка вряд ли способна считать и решили уличить в обмане и вывести её отца на чистую воду. Мухлис Суфиянович к претензиям отнёсся сдержанно: "Не может посчитать, говорите? Какую вязанку проверять будете, показывайте!". Надо ли говорить, что взрослые "экзаменаторы" были смущены и посрамлены, ведь не поленившись пересчитать несколько упаковок, они нигде не обнаружили недостачи - везде, как и уверял Утябаев, было пятьсот штук с лишним.
Много потом было экзаменов в жизни Магинур Мухлисовны, но именно отцовская закалка помогла пройти все их без особых потерь. Одно из самых сложных испытаний - сохранить уверенность в себе, в своём отце, которого она, несмотря на подсказки взрослых доброжелателей, врагом после ареста ни разу так и не назвала. А ведь она забыла родной язык (обучение в школе шло, разумеется, на русском). Впервые попав в русскоговорящую среду в шесть лет (дома-то все говорили на башкирском), она настолько хорошо освоила новый для неё язык, что уже в первом классе в чтении стихотворений стала одной из первых: "Жив и здоров красноармеец Петров", - лихо декламировала она на уроке, как будто всю жизнь говорила на русском. И даже сама стала писать стихи. Ах, как пригодились бы ей эти способности к изучению языков, знай она заранее, что ей необходим будет в будущем и иностранный. Но учителя английского или немецкого в школе, где училась Магинур, не было. Черемхово ведь только назывался городом: на деле он состоял из нескольких больших посёлков. К тому же в 1930-е годы население его выросло в четыре раза, главным образом за счёт невольных переселенцев. Учителей (как, впрочем, и врачей, и других специалистов) не хватало. Может, именно потому и появилось у девочки желание стать учителем.
Когда отец вернулся из лагеря и пришёл за ней, Магинур долго не могла понять его - до тех пор пока кто-то не надоумил говорить с ней на русском. Было это в самом начале 41-го. В войну отец, которому было уже за пятьдесят, много работал, чтобы прокормить детей. В 1947-м семья смогла вернуться на родину, десятилетку Магинур закончила в Баймаке. Стала работать пионервожатой. Вскоре способная девушка решила поступить в пединститут в Магнитогорске. Но тут ей предложили поступить в МГУ. Правда, стать филологом она так и не смогла - нужно было сдавать экзамен по иностранному языку. Но она с успехом выдержала конкурс на исторический факультет Госпединститута имени Ленина - одного из ведущих вузов того времени. О таком она могла только мечтать. Москва. Там живут её любимые артисты, там Кремль. Там Сталин.

"Подождите немного"


Сталин для неё, как и для подавляющего большинства жителей тогдашнего Советского Союза, был всем. Но прежде он находился где-то далеко, за тысячи километров. А теперь она жила с ним в одном городе, а иногда даже могла видеть кортеж из ЗИСов на улице. Даже то, что в десятом классе она чуть не погорела на своём кумире, не смутило её. Тогда, на выпускных экзаменах она выбрала тему для сочинения "Нас вырастил Сталин - на верность народу" (так до 1961 года звучала одна из строчек гимна страны) и, увлёкшись, совершенно позабыла о грамматике, чем поставила учителей перед сложным выбором. В конце концов ей поставили четвёрку - просто побоялись оценить такую тему ниже. Уже в Москве, во время выборов в Верховный Совет СССР, Магинур специально ночевала у знакомых, чтобы иметь возможность с утра пораньше проголосовать на том участке, где в списках значился Сталин И.В.
И даже тогда, когда в начале марта 1953-го стали передаваться сводки о состоянии здоровья вождя, она верила, что это не слишком серьёзно. С подружками по общежитию они продолжали привычную жизнь: бегали в кино, ходили на встречи с артистами. Но ранним утром 6 марта одна из студенток, бросив очередь за билетами в Большой театр, в которой простояла всю ночь, прибежала в общежитие и, захлёбываясь от всхлипываний, только и смогла вымолвить: "Там, там… Сталин". С трудом выведали у неё, что на фасаде Дома Союзов висит траурный портрет вождя.
Магинур Мухлисовна может много рассказать о тех днях: как её с подружками едва не раздавила толпа на Красной площади, и они чудом спаслись. Как она, преодолевая кордоны, прорывалась в Колонный зал и как едва не залезла в дипломатическую машину. И прорвалась ведь! Но даже в дурном сне не смогла бы она тогда представить себе, что через много лет будет бороться с последствиями того, что вскоре назовут культом личности.
Многие годы Магинур Мухлисовна была комсоргом, сначала в классе, потом в институте. Когда она вступала в партию, отец не противился. Он всегда читал газеты, был в курсе перипетий мировой политики, но не уставал напоминать: "Аллаха не забывайте! Он должен быть у каждого человека. Партия, политика - это для жизни. А для вечности - Всевышний!". Навсегда запомнила она слова, сказанные отцом своим детям незадолго до смерти: "Глаза ваши закрыты. Вы живёте в мире обмана. Но подождите немного…". Не просто годы должны были миновать, чтобы она смогла до конца понять эти слова. Через её жизнь должны были пройти разные люди - с разными характерами, способностями, привязанностями. С разными судьбами.
Никогда не делила она людей на детей и взрослых, всегда видела в ребёнке прежде всего человека. Были и у неё, конечно, ученики любимые и не очень. Вспоминая времена учительства в Баймаке, любит Утябаева рассказывать об одном юноше-старшекласснике, портившем ей много нервов. Никак не могла она подобрать к  этому Славе "ключик". Но однажды на школьном вечере мальчишка оказался участником показательной борьбы на сцене. И зал неожиданно начал скандировать: "Сла-ва! Сла-ва!". А молодая учительница вдруг поняла, что этот популярный в школе мальчишка пытался распространить свой авторитет и на неё. Но нарвался на противодействие... В тот вечер Утябаева сначала вместе со всеми болела за своего ученика, а потом пригласила его на белый танец. И это была большая победа её как педагога.
 Другой случай из преподавательской практики она сама вспоминает, удивляясь, как ей - совсем молодой девушке хватило тогда мудрости и решимости. На танцы в школу неожиданно  заявился некий Барый - гроза округи. Школьницы испуганно прижались к стенкам, а Утябаева подошла к юноше и заявила: "Ты-то мне и нужен. Поможешь мне!". Обалдевший от таких слов хулиган обеспечил в тот вечер полный порядок в зале и возле школы. И позже Барый всегда с уважением относился к учительнице и даже стал скучать, когда она переехала в Уфу. Таких случаев в её практике было немало, недаром один из бывших учеников написал ей недавно: "Вы были самой демократичной в самое недемократичное время".
1960-е годы многое изменили в жизни учительницы. М.М. Утябаеву перевели в Институт усовершенствования учителей в Уфе. В её жизни появился Равиль Утябай-Карими, впоследствии известный учёный-исламовед. В 62-м родился сын Салават, через три года - дочь Зухра.
 Хрущёвские разоблачения культа личности оставили в душе Утябаевой серьёзные следы, но лишь с началом перестройки (вот когда вспомнились слова отца - "подождите немного") она поняла, что во времена "оттепели" была всего лишь приоткрыта правда о страшных годах. Только начав работать в Ассоциации жертв политических репрессий Башкортостана, она смогла оценить истинный масштаб катастрофы, произошедшей со страной в тридцатые годы. Сколько грязи поднялось тогда! Ну как можно назвать человеком того, кто не постеснялся отобрать у дочери одного из раскулаченных - маленькой девочки - красивое платье. И разве можно ставить его на одну доску с часовым, который обнаружил мальчишку, пробравшегося на место расстрела на одном из уфимских кладбищ, и (рискуя всем, между прочим) посоветовал отсидеться до снятия оцепления. Это и его имел в виду Мухлис Утябаев, говоря о Всевышнем в душе человека.
В республике ещё живы десятки человек, прошедшие через жернова ГУЛАГа. Помочь им и ещё тысячам детей репрессированных, с самого детства лишённым порой самого необходимого, - цель ассоциации, возглавляемой Утябаевой. Не менее важная задача - сохранить память о людях, не переживших тех страшных лет. Вышло уже четыре тома "Книги памяти", скоро появится пятый. Но вряд ли когда будет опубликован список всех раскулаченных и сосланных - таких просто не вели. Остались лишь воспоминания, которые должны войти в новую книгу, подготавливаемую ассоциацией.
А инициатором этих дел выступает, несмотря на то, что скоро ей исполнится семьдесят пять, Магинур Мухлисовна Утябаева - дочь муллы, ставшая "Отличником просвещения России", башкирка, говорящая на русском лучше многих русских, бывшая поклонница вождя, ныне борющаяся с последствиями культа личности Сталина. Хорошая мать и бабушка. Просто хороший человек.

Журнал "Уфа" // Анатолий Черкалихин, Рашида Краснова








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости