ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Лидеры столицы
Раз в год промышленная карта Уфы концентрируется в одном месте - на традиционной в...

Цветы памяти
В уфимском парке Победы 23 февраля минутой молчания почтили память погибших воино...

Дружеская встреча
Партнерские связи Башкортостана и Московской области в последние 10 лет строились...

Салям, Астана!
В Астане прошли Дни промышленности Республики Башкортостан. Столица Казахстана в...

Время сельчан
3 марта завершилась одна из крупнейших выставок года - Международная специализиро...

Что пожнем?
Состояние озимых, многолетних и плодово-ягодных культур сегодня вызывает серьезн...

Что ни год, то два миллиона
До 15 марта будут окончательно сформированы и найдут отражение в правительственно...

Чувствуйте себя как дома
В Октябрьском районе Уфы открылся дневной стационар - филиал 21-ой больницы. Здесь ...

Бизнесмены за партой
С 13 по 24 марта Уфимская биржа труда и Уфимский городской фонд развития и поддержки...

Мальчик, покоривший мир
В Уфе открылась выставка картин 13-летнего художника Ростислава Рудакова под назв...

Подарок классной маме
32000 учителей республики уже получили вознаграждение за выполнение функций классн...

Гоша-гитарист
247 юных музыкантов из разных регионов России и зарубежья в течение пяти дней состя...

Антигона надела джинсы
В учебном театре Уфимской государственной академии искусств состоялась премьера...

Сестры встретились в Москве
Союз женщин России отмечает свое 15-летие. Этой дате был посвящен пленум в Москве, с...

Увековеченная рубка
В Уфе открылся памятник морякам-подводникам. Он получил название "Славянка" и пред...

И умники, и умницы
Вопрос: "Какой актер пожаловался жене: "Волк перегрыз всю мою жизнь"? Время пошло". Б...

Счастливый билет
Многочисленные милицейские кордоны еле сдерживали поток желающих прорваться на ...

Кто кого перепел?
Более 50 молодых артистов приняли участие в Международном фестивале "Дуслык моно" ...

Рыцари слова
В Уфе проходит второй открытый республиканский поэтический конкурс "Слово". Главн...

Путин в башкирском кино?
Из тысячи претендентов всего лишь 12 уфимских студентов были допущены к курсам акт...




     №3 (52)
     Март 2006 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Благоустройство... сознания


Ни для кого не секрет, что субботник или генеральная уборка требуют, как говорится, бури и натиска - взялся, прибрался, и можно встречать гостей. Так что, когда в Башкортостане был объявлен Год благоустройства, это породило некоторую неуверенность - мол, все за день сделаем, максимум за два. А год куда девать?
Чтобы снять эти вопросы, мы и решили встретиться с Амиром Юлдашбаевым, известным ученым-историком, заведующим отдела по связям с общественностью Администрации Президента РБ.

- Амир Мурзагалеевич, как нам понимать это слово - благоустройство?


- Понятие благоустройства более ёмкое, чем его обычно представляют. Есть благоустройство внешнее - подмести улицы, выкрасить краской заборы, а есть внутреннее. Недаром русский писатель Михаил Булгаков говорил:  "Разруха не в клозетах, разруха в головах". За последние годы крутых перемен благоустройства в головах стало явно меньше, что отразилось и на нашей культуре.
Проявляется это прежде всего в том, что молодёжь несколько отрывается от исторически сложившейся национальной культуры, что наблюдается везде. А это имеет тяжелые последствия в виде тотального ослабления всего - начиная с государства и кончая семейными узами, размыва нравственных устоев, увлечения алкоголем и наркоманией. Мне трудно  сегодня представить, что молодой человек любой национальности сидит и неторопливо читает "Войну и мир" Толстого. Дай Бог, чтобы я ошибался.
Особенно угрожающие последствия имеет наркомания. Явление это новое для нас, малоизученное, но распространяющееся быстрее, чем на Западе. Как ему противостоять - пока неизвестно. Нужно благоустройство в душах, тогда вопрос  не сведётся лишь к внешним его проявлениям.


- Не помню, кто сказал, что не бывает легких времен, все тяжёлые. Какие задачи стоят перед нами сегодня?


- Не потерять свое историческое лицо - вот задача задач. У всех наших проблем не может быть простых, однозначных решений. Тут необходимо задействовать множество компонентов. И думаю, что не последнее место занимает в этом ряду возврат к историческим корням.


- Башкортостан готовится к празднованию 450-летия добровольного вхождения в состав России, люди ждут чего-то особенного...


- Вообще-то, это несколько потребительский подход к делу. Разумеется, кроме строительства новых зданий, подготовка должна привлечь интерес не только ученых, но и всего общества к истории края, истории России. Необходимо показать, что наш исторический опыт не беднее опыта Европы, не говоря уже о США. А задумываться есть о чем. За последние десятилетия поверхностные политики сумели принизить значение истории России.


- Но, может быть, есть смысл оставить в покое людей, для которых свет в окошке - это телевизионная реклама. Они и знать не знают, отчего у них такие странные фамилии, ну и пусть себе живут.


- Может быть, им кажется, что живется легче, когда человек не обременен пониманием прошлого, но они несчастны, а кроме того, они опасны для общества. Кроме народа, бывает еще и толпа, а она как раз состоит из людей без корней, тех, кто живёт одним днём, кто при появлении проблем сбивается в кучу и начинает угрожать всему обществу. Ими легко манипулировать, у них нет мозгов. Типичный пример - это Новый Орлеан во время наводнения, где толпа взялась грабить, убивать, рушить.
Если в обществе накапливается критическая масса таких людей, то оно вступает в опасный период.
Такие люди не интересуются историей и культурой, а между тем как раз сейчас время задуматься, какое грандиозное место занимает Россия в мире. Окинем взглядом прошедшие два столетия. Где решилась судьба Наполеона? В России. Где был главный фронт Первой Мировой? Опять же в России. А Второй Мировой? Тоже в России. Это как раз показывает место нашей страны в мире.
То, что сегодня Россию третируют, опасно для всего мира. Россия - это страна, которая быстро падает, но и быстро встает.
Стоит появиться сильной личности - и картина мира может мгновенно измениться. Поэтому надо знать историю. Так вот, история Башкортостана есть органическая, прекрасная часть последних 450 лет истории России.


- С нигилизмом в отношении не только России, но и нашей республики встречаешься, к сожалению, часто...


- Башкортостан - это важнейшая часть России. Башкортостан показывает возможности России. Когда Башкортостан по своей доброй воле присоединился к России, она качественно преобразилась. Так что история делается не только в Москве, она делается и у нас, она везде.


- Что же мы можем сделать в этом году для того, чтобы наши граждане осознали значение истории в их жизни?


- В Годе благоустройства главное - это благоустройство внутреннее, благоустройство сознания, знание и уважение к истории своего народа. У нас порой национальная культура понимается очень узко. Люди сводят национальную культуру только к танцам и песням, низводят всё ее многообразие к этнографии. Это, конечно, пагубно для неё. Необходимо привлечь как можно больше людей к тому, чтобы отразить всю полноту культуры, и это глубоко ответственная задача.


- Сейчас превалирует этакий прагматизм, люди часто спрашивают - а что это нам дает? Может быть, нет смысла в навязывании культуры?


- Навязывать культуру, естественно, не нужно. Но нужно прививать исторический взгляд, который открывает людям глаза. Этнографический подход уже всем надоел, проблема в другом.
Вспомним начало 19 века. Тогда на западе был расцвет оперной музыки, развивалась симфоническая музыка. В России всё это только зарождалось. Но вот прошло пятьдесят лет - и появились Глинка, Мусоргский и другие композиторы "могучей кучки", Чайковский. Их музыка была основана на народных традициях. И центр классической музыки переместился в Россию. Разве это не удивительно?
Параллельно с музыкой развилась классическая русская литература с именами Толстого и Достоевского. Она стала венцом мировой литературы того периода.
Пятьдесят лет - исторически очень короткий срок, а какой произошел скачок в русской культуре! И вот здесь нам нужно задуматься о том, что ничто не мешает столь же стремительному развитию башкирской и татарской литературы и искусства. Народы наши подготовили нужную почву, только необходимо понимать, что она имеет не только этнографическую ценность. Культуры надо развивать с учётом мировых достижений. Потенциал для развития есть. Нужно работать, чтобы донести её до мирового, европейского в первую очередь зрителя, как когда-то это сделали Глинка со товарищи. Мировые центры культуры не есть нечто один раз заданное, они постоянно кочуют. Вот почему надо знать историю и развивать свою культуру. У нас есть что предложить молодым людям, которые хотят заниматься творчеством.


- Здесь как пример можно вспомнить Валидова - ученого с мировым именем.


- Валидов - не единичный факт. Тогда целое поколение молодых людей стало на основе народной культуры осваивать мир, применять к нему опыт передовых стран.


- Может быть, есть смысл остановиться на этом подробнее? Некоторые не могут понять, каким образом мог появиться Валидов. "Как народ без письменности мог дать такую фигуру?" - говорят они.


- Говорить, что башкирский народ не имел письменности до революции, неверно. Действительно, есть такой миф, согласно которому якобы у узбеков и татар письменность была, а у башкир, казахов и киргиз не было. Понять, откуда он взялся, можно по аналогии. В Средние века всю Европу обслуживал один язык - латынь. Ученые люди всех стран Запада общались на латыни. Врачи, как известно, до сих пор выписывают рецепты на латыни. Было бы глупо, если бы какой-то один народ, например, французы, затем стали бы говорить: это все наше, все ученые и писатели, писавшие на латыни - наши, а все остальные народы были дикарями.
То же самое было в тюркском мире. В раннем средневековье литературным языком был чагатайский. В отличие от латыни, он был близок всем тюркским языкам. После присоединения Средней Азии к России культурным центром тюркских народов становится Казань - она просто географически ближе к Москве, Петербургу, к Европе.
Но в то же время шел процесс сближения литературного языка с народным, прежде всего с казанским диалектом татарского языка. И полностью литературными народные языки стали только при советской власти. Кстати, как известно, Шекспира англичане без перевода понять не могут. Точно так же татарам сегодня трудно понять Тукая без перевода, многие слова в его произведениях им непонятны - он писал на языке, отличающемся от современного.


- Какова же была среда, в которой вырос Валидов и его современники?


- Валидов вырос в учёной среде. Его отец преподавал в медресе, был имамом. Старший брат его матери Хабибназар сильно повлиял на мировоззрение Валидова - он был джадидистом. Смысл джадидизма был в том, чтобы на основе народных традиций, с учетом достижений русской культуры создать новый взгляд на вещи.
Соответственно, тогда стали применяться новые методы обучения. Валидов изучал и алгебру, и геометрию, и языки, чего раньше не делалось. Он познакомился со многими выдающимися людьми.
А в те годы в России жили великие востоковеды, лучшие в мире. Это Бартольд, Радлов, Крачковский. Они обратили внимание на Валидова, пригласили его к сотрудничеству. Он быстро вошёл с ними в контакт, и его послали в Среднюю Азию за рукописями. Дело в том, что он был мусульманин, ему было легче общаться с людьми в Средней Азии. Валидов - один из многих, а не одиночка. Вместе с ним в тот период выросло много башкирских и татарских учёных, писателей, политиков и так далее.


- Кстати, несколько слов о так называемой карикатурной войне. Как вы относитесь к тому, что датские газеты печатают карикатуры на пророка Мухаммеда - мир Ему? Как Вы вообще относитесь к религии?


- Религия - это сосуд, в котором хранится нравственность народа. Если же этот сосуд разбить и ничем не заменить, то у народа появляются большие проблемы. Нигилизм - это страшно.
В начале ХХ века Европа была культурной. Тогда они такого себе бы не позволили. Тогда Европа еще не потеряла своей религиозности. У нас в России пока заметного движения в сторону нравственного очищения не наблюдается.


- Пока на виду такие люди, как Абрамович...


- Такие люди, как Абрамович, раздражают народ. Зачем-то покупает "Челси", острова, яхты. Лучше бы эти люди занялись производством. А между тем у них остается сознание челноков - купил, затем продал в три раза дороже. Народ их всё равно не принимает. Эти люди, недавние челноки и фарцовщики, каким-то чудом овладели народными миллиардами. Это им могут простить только в том случае, если они будут в поте лица служить народу и государству.


- Наша республика первой стала намечать на каждый год важные дела. Теперь за нами идут другие республики и области России.


- У нас действительно есть сочетание передовых технологий и народных традиций. В этом будущее не только Башкортостана и России, но и всего мира.

Журнал "Уфа" // Беседовал Айдар ХУСАИНОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости