ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Фейерверк событий
Праздничный концерт, посвященный Дню республики, пройдет в этом году в Башкирском...

Время ярмарок пришло
В Уфе открылся сезон специализированных сельскохозяйственных ярмарок. Начало "вк...

Почки для города
Диализный центр, лечение в котором будут получать пациенты с заболеваниями почек,...

Премия за науку
В Уфе прошло заседание Правительственной комиссии по присуждению государственны...

Вспомним бабушек, вспомним дедушек
Отмечать День пожилых людей 1 октября стало доброй традицией. Вот и в этом году в г...

Восток - дело тонкое
В Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова прошел V Вс...

Никуда не сворачивая
Из трамвайного депо №1 в поездку по Уфе до остановки "Театр кукол" отправился "Грам...

Будет сытно!
Три миллиона рублей выделила в новом учебном году школьным столовым города админ...

Книга нам жить помогает
Все лето в нашей столице проходил конкурс "Лето и книга -2006", в течение которого дет...

23 коровы и компания
23 коровы представил на суд зрителей известный художник Башкортостана Василь Ханн...

Вдохновение пианистки
В Волгодонске завершился VI всероссийский конкурс юных пианистов "Вдохновение". Се...

Кто кормит вкуснее?
С 11 ноября по 31 декабря в Уфе пройдет городской смотр-конкурс "Лучший ресторан гор...

Чистый месяц
24 сентября начался священный месяц Рамазан. Это время благочестия, когда верующие...

Отечество неделимо
Председатель Центрального духовного управления мусульман России муфтий Талгат Т...

"Галия" собирает друзей
Под председательством заместителя Премьер-министра Правительства РБ, министра к...

Перешагнувший время
В Уфе состоялась научно-практическая конференция, посвященная 110-летию со дня рож...

Дары "Туганлыка"
Ярким представлением завершился IV Международный фестиваль тюркоязычных театров ...

A PROPOS
Между прочим
150 лет назад, в октябре 1856 года, С.Т. Аксаков начал работать над книго...





     №10 (59)
     октябрь 2006 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Что тебе снится, "Волга" с оленем?


Буквально с рождения все мальчишки интересуются машинами. Очаровываются ими почти все мужчины и многие женщины. Считается, что автомобиль - детище ХХ века. Тем не менее, первый автомобиль появился аж в 1763 году, когда француз Коньо построил самоходную повозку с паровым двигателем. Но позже мир увлёкся паровозами, об автомобилях вспомнили лишь через сто лет. В августе 1885 года Готлиб Даймлер получил первый патент на бензиновый двигатель и тогда же соорудил первый… мотоцикл. 120 лет назад, в январе 1886 года, Карл Бенц получает патент на трёхколёсный автомобиль (четырёхколёсный ему удалось создать в 1893 году).
В России в то время главным транспортным средством был паровоз: дорог с твёрдым покрытием в нашей стране в конце XIX века было в 5 раз меньше, чем в Германии, и в 20 - по сравнению с Францией. Несмотря на это, в 1894 году, сразу после начала серийного выпуска, автомобиль "Бенц-Вело" появился и в России. Так получилось, что в текущем году автомобиль празднует сразу несколько юбилеев: 110 лет назад, в июле 1896 года, на выставке в Нижнем Новгороде был показан первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. Как и все прочие, заводился мотор (так вполне официально называли тогда автомобиль) рукояткой, сигнал у него был пневматический (рожок с грушей), тормоз - только ручной, фонари - карбидные. А баранку крутил шоффэр.
В 1901 году Россия уже массово импортировала автомобили, через три года в Москве и Ростове-на-Дону начинали собирать по лицензии устаревший американский "Олдсмобиль". На этом авто даже не было "баранки" - роль руля выполнял длинный рычаг, прозванный "коровьим хвостом", но со словом old - старый название никак не связано - машина была названа по фамилии промышленника Р. Олдса*.
В июне 1909 года в Риге начался серийный выпуск "Руссо-Балта". За пять лет их было выпущено больше шести сотен. До Уфы "Руссо-Балты", похоже, так и не доехали. Должно быть, первые автовладельцы в нашем городе не отличались особым патриотизмом, ведь разъезжали (и даже наезжали на лошадей) уфимские промышленники, купцы и адвокаты всё больше на немецких "Опелях" и "Лаурин-Клементах" из Австро-Венгрии (нынешняя "Шкода"). Даже в 1914 году доля отечественных машин в автопарке России составляла лишь 10%. А вот редактор журнала "Автомобиль" Андрей Нагель (уж не родственник ли известного уфимского торговца тех лет?) летом 1910 года не только завоевал на "Руссо-Балте" золотую медаль на ралли, но и совершил на своём авто поездку по Европе и даже взобрался на Везувий. За три года стальной конь Нагеля без серьёзного ремонта проехал целых 80 тысяч километров!
Несколько экземпляров этой марки было собрано и после революции, но с началом выпуска в 1924 году в Москве грузовика АМО-Ф-15** автопроизводство в нашей стране попало под сильное зарубежное влияние. Правда, в конце 1920-х, когда автомобиль перестал быть редкостью и даже попал в словарь знаменитой Эллочки Людоедки под именем таксо, появилась и чисто советская конструкция - легковой автомобиль НАМИ-1. Но к тому времени автопром уже был "под колпаком" Генри Форда: в начале 1932 года с конвейера нового Горьковского завода сошла первая "полуторка" ГАЗ-АА (модель "Форд-АА"), а в декабре - легковушка ГАЗ-А (урождённая "Форд-А"). Характерная особенность автомобилей ГАЗ - размеры, кратные дюймам, колёса ГАЗ-А подходят и к современной "Волге".
Дальше - больше: знаменитая "эмка" - ГАЗ-М1 (модель №1 начала выпускаться 70 лет назад - в 1936 году) вполне официально была выполнена по чертежам "Форд-40", московская малолитражка КИМ-10 многое позаимствовала у "Ford-perfekt", в основе правительственной ЗИС-101 хорошо заметен американский "Buic" (при начале разработки этой модели она так и называлась - "советский "Бьюик"). Кузов другого представительского автомобиля ЗИС-110 очень похож на американский "Паккард-180". Даже чудесная ГАЗ-13 - "Чайка" откровенно повторяет черты "Паккард-кариббиен". Но если эмблема-птичка есть и на решётке заокеанской машины - там она "пиарит" V-образный двигатель, то сделать "Чайку" (белоснежную чайку!) чернокрылой додумались только в СССР.
Зато появившаяся в 1944 году "Победа", несмотря на распространённое мнение - разработка исключительно отечественная. Более того, форма кузова "Победы" полностью соответствовала тенденциям тогдашней мировой автомоды. Сам вождь одобрил её появление фразой: "Невелика победа, но пусть будет "Победа". Серийный выпуск машины начался 28 июня 1946 года.
А полвека назад, в октябре 1956-го, началась эра "танка во фраке" - "Волги" ГАЗ-21 (журнал "Огонёк" ещё в июле 55-го сообщил об испытаниях пробной автомашины). За
14 лет выпуска с конвейера сошло больше 600 тысяч экземпляров этой модели разных модификаций. В 1970 году ГАЗ-21 стала историей, но для некоторых она так и осталось любовью на всю жизнь. Даже несмотря на появление "Лады" (ещё один, кстати, юбилей: контракт с фирмой ФИАТ был подписан в 1966 году).
Автомобили - предмет коллекционирования. Правда, если подавляющее большинство собирает уменьшенные копии, то особо продвинутые господа предпочитают исключительно оригиналы. Первым из таких в нашей стране был, должно быть, генсек Брежнев. В начале 1980-х в его собрании имелось 62 экземпляра. В том числе два авто представительского класса, подаренные ему президентом США Никсоном, и ГАЗ-14 - новая "Чайка", "преподнесённая" Горьковским автозаводом. Рассказывают, что владелец коллекции частенько реализовывал на практике бессмертное "Какой русский не любит быстрой езды?", а ГАИ специально для этого блокировало движение.
Ностальгия не чужда и президентам, и вот уже действующий глава нашего государства присматривает для себя скромный раритет - "старую" "Волгу" с облицовкой радиатора типа "акулья пасть".*** В год выпуска такая "Волга" стоила "всего" пять тысяч сто рублей. Сейчас же подобные экземпляры просто "на ходу" и с большим пробегом оцениваются в тысячи долларов.
Создать ещё что-нибудь подобное "Победе" и ГАЗ-21 нашим автомобилестроителям пока не удалось. Но кто знает, возможно, как раз сейчас конструкторам снится (по ночам, конечно) новая машина и… новый Юрий Деточкин, который её похищает.

Анатолий ЧеЧуха








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости