|
|
|
|
|
|
РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Что тебе снится, "Волга" с оленем?
Буквально с рождения все мальчишки интересуются машинами. Очаровываются ими почти все мужчины и многие женщины. Считается, что автомобиль - детище ХХ века. Тем не менее, первый автомобиль появился аж в 1763 году, когда француз Коньо построил самоходную повозку с паровым двигателем. Но позже мир увлёкся паровозами, об автомобилях вспомнили лишь через сто лет. В августе 1885 года Готлиб Даймлер получил первый патент на бензиновый двигатель и тогда же соорудил первый… мотоцикл. 120 лет назад, в январе 1886 года, Карл Бенц получает патент на трёхколёсный автомобиль (четырёхколёсный ему удалось создать в 1893 году). В России в то время главным транспортным средством был паровоз: дорог с твёрдым покрытием в нашей стране в конце XIX века было в 5 раз меньше, чем в Германии, и в 20 - по сравнению с Францией. Несмотря на это, в 1894 году, сразу после начала серийного выпуска, автомобиль "Бенц-Вело" появился и в России. Так получилось, что в текущем году автомобиль празднует сразу несколько юбилеев: 110 лет назад, в июле 1896 года, на выставке в Нижнем Новгороде был показан первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. Как и все прочие, заводился мотор (так вполне официально называли тогда автомобиль) рукояткой, сигнал у него был пневматический (рожок с грушей), тормоз - только ручной, фонари - карбидные. А баранку крутил шоффэр. В 1901 году Россия уже массово импортировала автомобили, через три года в Москве и Ростове-на-Дону начинали собирать по лицензии устаревший американский "Олдсмобиль". На этом авто даже не было "баранки" - роль руля выполнял длинный рычаг, прозванный "коровьим хвостом", но со словом old - старый название никак не связано - машина была названа по фамилии промышленника Р. Олдса*. В июне 1909 года в Риге начался серийный выпуск "Руссо-Балта". За пять лет их было выпущено больше шести сотен. До Уфы "Руссо-Балты", похоже, так и не доехали. Должно быть, первые автовладельцы в нашем городе не отличались особым патриотизмом, ведь разъезжали (и даже наезжали на лошадей) уфимские промышленники, купцы и адвокаты всё больше на немецких "Опелях" и "Лаурин-Клементах" из Австро-Венгрии (нынешняя "Шкода"). Даже в 1914 году доля отечественных машин в автопарке России составляла лишь 10%. А вот редактор журнала "Автомобиль" Андрей Нагель (уж не родственник ли известного уфимского торговца тех лет?) летом 1910 года не только завоевал на "Руссо-Балте" золотую медаль на ралли, но и совершил на своём авто поездку по Европе и даже взобрался на Везувий. За три года стальной конь Нагеля без серьёзного ремонта проехал целых 80 тысяч километров! Несколько экземпляров этой марки было собрано и после революции, но с началом выпуска в 1924 году в Москве грузовика АМО-Ф-15** автопроизводство в нашей стране попало под сильное зарубежное влияние. Правда, в конце 1920-х, когда автомобиль перестал быть редкостью и даже попал в словарь знаменитой Эллочки Людоедки под именем таксо, появилась и чисто советская конструкция - легковой автомобиль НАМИ-1. Но к тому времени автопром уже был "под колпаком" Генри Форда: в начале 1932 года с конвейера нового Горьковского завода сошла первая "полуторка" ГАЗ-АА (модель "Форд-АА"), а в декабре - легковушка ГАЗ-А (урождённая "Форд-А"). Характерная особенность автомобилей ГАЗ - размеры, кратные дюймам, колёса ГАЗ-А подходят и к современной "Волге". Дальше - больше: знаменитая "эмка" - ГАЗ-М1 (модель №1 начала выпускаться 70 лет назад - в 1936 году) вполне официально была выполнена по чертежам "Форд-40", московская малолитражка КИМ-10 многое позаимствовала у "Ford-perfekt", в основе правительственной ЗИС-101 хорошо заметен американский "Buic" (при начале разработки этой модели она так и называлась - "советский "Бьюик"). Кузов другого представительского автомобиля ЗИС-110 очень похож на американский "Паккард-180". Даже чудесная ГАЗ-13 - "Чайка" откровенно повторяет черты "Паккард-кариббиен". Но если эмблема-птичка есть и на решётке заокеанской машины - там она "пиарит" V-образный двигатель, то сделать "Чайку" (белоснежную чайку!) чернокрылой додумались только в СССР. Зато появившаяся в 1944 году "Победа", несмотря на распространённое мнение - разработка исключительно отечественная. Более того, форма кузова "Победы" полностью соответствовала тенденциям тогдашней мировой автомоды. Сам вождь одобрил её появление фразой: "Невелика победа, но пусть будет "Победа". Серийный выпуск машины начался 28 июня 1946 года. А полвека назад, в октябре 1956-го, началась эра "танка во фраке" - "Волги" ГАЗ-21 (журнал "Огонёк" ещё в июле 55-го сообщил об испытаниях пробной автомашины). За 14 лет выпуска с конвейера сошло больше 600 тысяч экземпляров этой модели разных модификаций. В 1970 году ГАЗ-21 стала историей, но для некоторых она так и осталось любовью на всю жизнь. Даже несмотря на появление "Лады" (ещё один, кстати, юбилей: контракт с фирмой ФИАТ был подписан в 1966 году). Автомобили - предмет коллекционирования. Правда, если подавляющее большинство собирает уменьшенные копии, то особо продвинутые господа предпочитают исключительно оригиналы. Первым из таких в нашей стране был, должно быть, генсек Брежнев. В начале 1980-х в его собрании имелось 62 экземпляра. В том числе два авто представительского класса, подаренные ему президентом США Никсоном, и ГАЗ-14 - новая "Чайка", "преподнесённая" Горьковским автозаводом. Рассказывают, что владелец коллекции частенько реализовывал на практике бессмертное "Какой русский не любит быстрой езды?", а ГАИ специально для этого блокировало движение. Ностальгия не чужда и президентам, и вот уже действующий глава нашего государства присматривает для себя скромный раритет - "старую" "Волгу" с облицовкой радиатора типа "акулья пасть".*** В год выпуска такая "Волга" стоила "всего" пять тысяч сто рублей. Сейчас же подобные экземпляры просто "на ходу" и с большим пробегом оцениваются в тысячи долларов. Создать ещё что-нибудь подобное "Победе" и ГАЗ-21 нашим автомобилестроителям пока не удалось. Но кто знает, возможно, как раз сейчас конструкторам снится (по ночам, конечно) новая машина и… новый Юрий Деточкин, который её похищает.
Анатолий ЧеЧуха |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|