ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

На "Полиэфе" весна
Теперь у "Полиэфа", единственного в России полиэфирного комплекса, новый владелец ...

Прибавим к Уфе "МЕГА"
24 апреля Президенту нашей республики довелось надеть фартук каменщика, каску и во...

Будем расти
В столице республики прошел второй Открытый форум РБ "Предпринимательство и инве...

Одна на всех…
Самым значимым мероприятием, посвященным 62-й годовщине Победы в Великой Отечеств...

Автобус для пелетона
Воспитанники велоцентра "Агидель" получили щедрый подарок от руководства республ...

Архив и музей: в Москву! В Москву!
Государственная архивная служба Башкортостана, и прежде всего Центральный госуд...

Открой интернет-лицо
15 мая истекает срок подачи заявок на очередной конкурс "Интернет-Уфа". Второй этап ...

Молодость и чистота
В апреле в городе стартовал объявленный администрацией Месячник по санитарной оч...

Завидуй, ОПЕК
С 22 по 25 мая в Уфе, во Дворце спорта, будет проходить VIII Международный конгресс неф...

Уфимский Лука
Уфимский художник Леонтий Борисович Тарунтаев запатентовал модель уникального м...

"Команде - к отходу!"
У работников Башкирского речного пароходства большое событие - в апреле открылас...

Весёлый шум
В Государственном академическом русском драматическом театре Башкорто-стана сос...

Птенцы прилетели
В Башкирском государственном академическом театре имени Мажита Гафури пополнени...

Бомонд на подиуме
В фитнес-клубе "World Class" прошел модный проект "Fashion Day - весна 2007". Организаторами меро...

И не только красавица
Тансулпан Сиражетдинова из Уфы стала обладательницей Гран-при Республиканского ...

20 лет спустя…
Союз женщин Башкортостана отметил свое 20-летие. На торжественном собрании, посвящ...

Сувениры - каждому
Одними из первых праздничную атмосферу нашего большого юбилея в Уфе будут создав...

Несколько кадров из жизни юбиляра
16 мая лидеру группы "ДДТ" Юрию Шевчуку исполняется 50. По словам его уфимских друзей...




     №5 (66)
     Май 2007 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Перебирая чётки истин


По признанию Гульнары Калимуллиной, заместителя директора - главного хранителя фондов Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан, встречаются одержимые индивиды, что практически живут в архиве - они подсели на материалы хранилища, как на допинг: им ни есть, ни спать не надо, только исторические документы подавай. А как сам коллектив Государственного архива готовится к приближающемуся юбилею 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства? Об этом наш разговор.

- Гульнара Тимерьяровна, есть ли в вашем архиве документы, в которых отражен факт присоединения Башкирии к России?
- В нашем архиве хранятся материалы с конца XVIII века, а более ранние документы можно найти в Российском государственном архиве древних актов. О процессе единения башкир с русскими повествуют главным образом шежере самых разных племен нашего народа. Историки-исследователи, привыкшие во всех своих научных выводах опираться исключительно на летописные материалы, хранящиеся в архивах, конечно, с некоторым предубеждением относятся к фольклорному наследию, к легендам и преданиям, в том числе и к шежере. Хотя во многих странах мира исследователи скрупулезно изучают народное творчество, словно бисер перебирают легенды и мифы, нанизывая одну бусинку за другой на логическую нить исторической летописи.
Я, как историк по образованию и архивный работник, с огромным уважением и интересом читаю шежере башкир, каждый раз открывая для себя какие-то новые факты и явления.
Что же касается исторических документов, в которых зафиксированы переговоры между башкирами и русскими о присоединении, - они есть и хранятся, главным образом, в Москве в Государственном архиве древних актов. К примеру, в Никоновской летописи XVII века записано: "…башкирцы пришли, добив челом и ясак поплати…". Подобных цитат в архивных документах достаточно много. Скажем, в "Наказах башкир в Уложенную комиссию 1767 года" также обращается внимание царской администрации на добровольный характер присоединения башкир к Российскому государству.
- А вам самой каким представляется то время?
- Нельзя забывать, что башкиры к тому времени находились в окружении трех ханств - Ногайского, Сибирского и Казанского. В силу исторически сложившихся объективных причин единодушия среди различных башкирских племен не было и быть не могло. Но когда в 1552 году Иван Грозный после взятия Казани направил башкирам петицию с предложением вступить с ним в союз на достаточно льготных, как мы сейчас бы сказали, условиях, многие аксакалы стали задумываться над возможными перспективами такого объединения. Первыми о добровольном вступлении в состав Российского государства заговорили западные и северо-западные башкиры, которые жили "под рукой" Казанского ханства. Постепенно к этой точке зрения стали склоняться и южные башкиры. Хотя, конечно же, даже на момент вхождения единодушия среди башкир не было. Понимание важности и полезности этого исторического факта пришло позднее.
- Скажите, а в вашем архиве какой документ самый древний?
- 4-м ноября 1764 года датирован, к примеру, "Рапорт пограничных дистанций и линий о получении Указа Сената с продлением срока возвращения беглых башкир из Киргиз-Кайсацкой орды, о количестве вернувшихся из орды башкир и их семей, материалы допроса этих башкир". Этот официальный документ позволяет прочувствовать, как непросто жилось башкирам, с одной стороны, а другой - понять, что "собирание российских земель" - процесс непростой и неоднозначный.
- Говорят, ваш коллектив готовит уникальные архивные документы для презентации в Москве в рамках празднования 450-летнего юбилея?
- На мой взгляд, все архивные документы по-своему уникальны, и выбрать "самые-самые" оказалось задачей не такой уж простой. Но все же путем коллективного обсуждения мы такой перечень действительно подготовили и надеемся, что знакомство с этими материалами доставит истинное удовольствие специалистам и просто любителям истории.
- Не откажите в небольшой экскурсии по этим раритетам…
- Пожалуйста, взгляните на этот документ, датированный 1816 годом. Это "Предписание Оренбургского военного губернатора Г.С. Волконского начальнику башкирского кантона Нагайбакову о награждении воинов 5-го башкирского полка медалями в память о войне 1812 года". К медалям с лентами было представлено 629 человек. О храбрости и стойкости башкир в борьбе с Наполеоном по всей русской армии ходили легенды. Разве это не повод для гордости за наших предков?
Заслуги отдельных башкир перед Российским государством не оставались незамеченными. В ноябре
1856 года вышел Приказ №4059 "Об объявлении монархиевой милости назначенным от Башкирского войска депутатам. Начальники 1-го башкирского кантона полковник Давлетшин и
7-го старшина Бузыкаев имели счастье быть представленными Государю Императору. Его Императорское Величество соизволило выразить Высочайшее благоволение всему Башкирскому войску". В данном случае речь идет о доблести башкир в Крымской войне.
Любопытный факт датирован 1856 годом. "О высылке в Москву ко времени коронации Его Величества птиц и зверей". Можно предположить, что речь идет об уникальном опыте башкир по дрессировке птиц для соколиной охоты. Наш народ всегда был близок к природе, умел устанавливать доверительный контакт с братьями меньшими. В Москве об этом были прекрасно осведомлены и при необходимости использовали башкирские навыки обращения со зверьем.
Вот другой документ, датированный 1810 годом - "Проект обращения войска Башкирского и Мещерякского". По Указу от 10 апреля 1798 года в Башкирии "для укрепления юго-восточных границ и усмирения башкир" была введена кантонная система управления, которая распространялась на башкир и мишарей, оренбургских и уральских казаков. Они были переведены в военное сословие и несли службу. Так появилось Башкирско-мещерякское войско, которое очень часто упоминается в наших архивных документах в самых различных контекстах.
- На первый взгляд может показаться, что создание этого войска было принудительным. Тем более цель его создания в документах ясно обозначена - "для усмирения башкир". А как по вашему мнению?
- Я бы тут с вами не согласилась. Да, усмирение вольнолюбивого башкирского народа было одной из целей создания этого войска. Однако сами башкиры и мещеряки считали эту службу престижной. Состоять в этом войске было не просто почетно, но и выгодно - тому свидетельством многие архивные документы. У нас, к примеру, хранится письмо ректора Казанского университета Николая Лобачевского Оренбургскому губернатору с просьбой оплатить обучение в университете двух башкир, Халила Шарипова и Бикарслана Субханкулова, медицинскому делу. Отцы же этих молодых людей состояли на службе в Башкирско-мещерякском войске.
Во многих других материалах также прослеживается нацеленность властей на обучение детей состоящих на военной службе башкир не только медицинской, но и иным полезным наукам. Кстати сказать, в каждом кантоне, а потом и в каждом селе были созданы медицинские пункты. А в селе Исянгулово и вовсе была открыта первая больница для башкир.
- По дошедшим до нас документам можно утверждать, что с особым уважением башкиры относились к губернатору Оренбургской губернии Перовскому…
- Да, это действительно так. Не случайно об этом человеке башкиры буквально слагали баллады. По инициативе Перовского в Оренбурге было начато строительство комплекса Караван-сарай, признанного сегодня уникальным памятником истории и архитектуры.
Я считаю, что, анализируя взаимоотношения между русскими и башкирами спустя почти пять веков, надо очень деликатно подходить к оценке тех событий, о которых мы узнаем из архивных документов. Надо понимать, что процесс выстраивания российской государственности в ту эпоху был нелегким, неоднозначным, проблемы возникали по самым различным аспектам. Главный же вывод, который сегодня смело можно делать: наши предки сумели найти общий язык и договориться о принципах государственного устройства, позволивших башкирскому народу развиваться, сохраняя свою этническую составляющую, свой язык, свою культуру.
Губернатор же Перовский был одним из тех подвижников, кто душой понимал и любил башкир и всячески помогал им сохранить свою самобытность.
Разумеется, во все времена в обществе были, есть и будут диаметрально противоположные точки зрения. К примеру, недавно в интернете был распространен архивный документ, в котором некий лекарь с явной брезгливостью и высокомерием описывает быт башкир. Видимо, это имело место быть. Однако не надо забывать, что все народы в своем развитии прошли путь от пещерного, архаичного общества до цивилизованного. Если почитать еще более ранние летописи зарубежных исследователей, с тем же успехом в них можно встретить не менее впечатляющие описания примитивного быта русских поселенцев. Важно, чтобы через все ступени своего развития народ пронес и сохранил свой генотип и культуру, чтобы не растворился в океане ассимиляции. Слава Всевышнему, башкирам до сих пор это удавалось.
- Кстати, о религии. Вот я вижу любопытный документ, датированный 27 марта 1898 года, об обучении сельских мулл. Давайте его вместе полистаем - чему же пыталась обучить власть служителей культа?
- В этом документе речь идет о сельском мулле Мухамедзакире Шамсутдинове из деревни Байкеево Карьявдинской волости Белебеевского уезда. Приводится свидетельство Белебеевского городского четырехклассного училища, выданное этому мулле в подтверждение того, что он успешно выдержал экзамен по русскому языку. О чем это говорит? С одной стороны, о том, что религиозные деятели были образованными для своего времени людьми и истинными просветителями своего народа. С другой стороны, о том, что официальная власть не оставляла без должного внимания наше духовенство и всячески способствовала росту его роли и авторитета. Мулла, знающий русский язык, становился центром притяжения для односельчан: к нему шли, чтобы составить прошение, прочесть государеву бумагу, посоветоваться по конкретным житейским вопросам, а не только исповедовать свою душу.
Справедливости ради надо отметить, что многие архивные документы подтверждают нацеленность властей на образование и просвещение простого люда. У нас хранится несколько архивных дел, в которых речь идет о создании школ для обучения башкир. Есть, к примеру, документ о создании Неплюевского училища. То есть башкиры, как и русские, могли получить светское, военное и религиозное образование.
- Говорят, у вас даже хранится Приказ об учреждении в Уфе первой публичной библиотеки?
- Да, есть такой документ. Он датирован 29 августа 1830 года.
А вот еще один уникальный, на мой взгляд, документ 1871 года: "Дело о предоставлении в Императорское русское общество одежды и головного убора башкирок и мещерячек". Казалось бы, что в этом особенного? Тогда как документ проливает свет на процесс формирования музейного дела в России, когда по крупицам со всех губерний и волостей собирались этнографические экспонаты.
- До сих пор до конца неразгаданной археологической загадкой остается захоронение в Чишминском районе, вошедшее в историческую науку как могила Хусейн Бека. Сохранились ли какие-то документы, касающиеся этой археологической находки?
- 23 января 1845 года в Москву был направлен "Рапорт исправника Уфимского уезда Управления Оренбургской губернии о найденных при деревне Чишмы и деревне Термы древних каменных зданиях - мавзолеях почетных мужей". Как указано в этом документе, "в простонародии они называются остана икашана, что означает здание над могилой почетных мужей Хази Хусейн Бека, сына великого судьи Гумербека, скончавшегося 7 дня Мухаряма месяца 744 года, то есть 1330 года. Почетные старики говорят, что камень на его могилу был привезен на 12 волах из Бухары, а поверенные утверждают, что из Туркестана". В рапорте также сообщается, что дано распоряжение начальнику 3-го мещерякского кантона о сохранении мавзолея от разрушения. Таким образом местные власти пытались донести до Москвы сведения о важной археологической находке и на своем уровне обеспечить ее сохранность.
- Гульнара Тимерьяровна, а какой вы представляете себе Уфу четыре с половиной века назад?
- Еще раз хочу подчеркнуть - я не историк-исследователь и не археолог. Мои представления и ощущения возникают от прочтения трудов коллег и от знакомства с архивными документами. Полагаю, что Уфа, конечно же, начала возводиться не на пустом месте. Безусловно, на столь выгодном стратегическом плацдарме, каковым издревле являлся уфимский полуостров, всегда жили люди. Возможно, это поначалу было небольшое городище, выросшее впоследствии до укрепленной ставки Тура-хана. Утверждать этого я не могу, могу лишь предполагать.
По сохранившимся же архивным документам, год основания Уфы - 1574 год.
- А какие "тайные" документы по Уфе у вас есть?
- Многие из хранящихся сегодня в архиве материалов когда-то были строго секретными государственными документами. Сегодня вся их тайна стала секретом полишинеля. Например, есть проектный план Уфы от
22 марта 1817 года с разбивкой по кварталам и улицам. В свое время он носил стратегический характер, а сегодня это - всего лишь историческая ценность. Или вот Табель о народонаселении Уфы по состоянию на 1830 год. Судя по нему, дворов наследственных в нашем городе тогда было 525. Обер-офицеров и разночинцев проживало 968, духовенства - 44, монахов - 20, отставных солдат и их жен - 455, купцов - 82, мещан - 722, казенных крестьян, казаков, свободных крестьян и хлебопашцев - 536, удельных крестьян - 18, помещичьих крестьян - 746. Всего - 4121. Такой крохотной была тогда провинциальная Уфа.
- Скажите, а обращаются ли к вам жители других городов за информацией по своим предкам? Пользуются ли сотрудники вашего архива хранилищами Москвы, Петербурга и соседних городов?
- Конечно. Без такого взаимного обмена информацией деятельность архивов была бы неполноценной, а результаты наших исследований трудно было бы назвать всеобъемлющими. Наши сотрудники постоянно работают в архивах Москвы; из Санкт-Петербурга удалось привезти, к примеру, очень интересные материалы по административному делению. В Самаре, Оренбурге и в ряде городов Сибири удалось обнаружить много важных документов по деятельности Валидова и его сподвижников.
К нам, разумеется, тоже постоянно обращаются и коллеги, и обычные граждане, увлеченные историей, своими родовыми корнями. Стараемся по мере сил всем помогать. Однако свободный доступ в хранилища архива грозит потерей архивных раритетов. Древние бумаги требуют нежнейшего обращения. Конечно, в век интернета и повсеместной компьютеризации все могло бы выглядеть иначе. Однако представьте, сколько сил надо приложить, чтобы все документы, хранящиеся в архиве, перенести на электронные носители. Это дело не одного года, но мы, конечно же, постараемся это сделать.
- Сейчас вся общественность Башкортостана нацелена на подготовку и проведение праздничных мероприятий по случаю 450-летнего юбилея. Как вы думаете, сохранится в нашей молодежи тяга к истории Отечества, к истории своей семьи в будущем? Не иссякнут ли ряды исследователей старины, ведь уже и сегодня в хранилищах корпят над бумагами главным образом зрелые люди?
- Я разделяю вашу тревогу. Наш коллектив всячески поддерживает и поощряет инициативы молодых исследователей-историков. Мы работаем в тесном контакте с Башгосуниверситетом и Башпедуниверситетом. Конечно, нельзя рассчитывать на массовое увлечение молодежи историей, как, скажем, интернетом. Историческая наука, архивное дело требуют не только пытливого ума, но и неустанной работы души, любви к своему народу и государству. Поэтому семья и общество должны с юных лет воспитывать в подрастающем поколении неравнодушие к родовым корням - к предкам, к бабушкам и дедушкам. Важно всегда помнить народную мудрость: "Если выстрелить в свое прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки!"

Екатерина АНДРЕЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости