ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Юмагузинское открыто!
-Это достойный подарок республике к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, - сказал Президент РБ Муртаза Рахимов на церемонии офи...

В гостях - соседи
Уфу посетила представительная делегация из Челябинской области - в столицу приезжали губернатор Петр Сумин, мэры крупнейших городов и бизнес-элита. У ...

Праздник – в работе
Во второе воскресенье августа традиционно отмечается День строителя. С начала года в Башкортостане сдано в эксплуатацию 59 жилых домов и 85 зданий неж...

Наши в Оренбурге
В Оренбурге прошли Дни Республики Башкорто-стан с участием официальной делегации во главе с Президентом Муртазой Рахимовым. В Колонном зале Дома Совет...

Детям - школы, взрослым - педсовет
10 августа в селе Мраково Кугарчинского района пройдет главное педагогическое событие года - Республиканское августовское совещание по образованию.

Каникулы - просто «супер»
В этом году из бюджета Уфы выделено значительно больше средств на отдых детей - 24 млн. 540 тысяч рублей. К середине июля в 1337 оздоровительных центр...

Медовая деревня
Администрация Уфы объявила конкурс среди районов республики, в ходе которого будут выявлены «жители» импровизированной медовой деревни, которая появит...

Победители «Единой России»
На берегу озера Упкан, что в Нуримановском районе, прошла первая летняя спартакиада среди первичных отделений Местного отделения партии «Единая Россия...

Покоряют Сицилию
Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова отправился в Италию на международный фольклорный фестиваль.
Конкурсны...


Операция «Пена»
Башвоенкомат совместно с клубом "Правда" устроили беспрецедентную акцию - open air под названием "Призыв. Операция "Пена". Подобные вечеринки в новинк...

Охранная грамота детства
Творческие работы двух учениц педагога Зилаирской средней школы Натальи Максимовой - Джулии Хайнуровой и Елены Евсеевой - вошли в число лучших на трет...

На джазовой волне
Несмотря на опасения столичных меломанов, Уфимский джаз-клуб не закрылся на лето и более того - подготовил для поклонников джаза насыщенную концертную...

Кулямасы в мегаполисе
Киностудия «Башкортостан» в кинотеатре «Родина» подготовила презентацию двух мультфильмов: «Мой аул - Акчура» по одноименной песне Амира Туйгунова и б...

Летом в галерее
Чем порадуют уфимские галереи в августе? В галерее «Мирас» гостеприимно встретят художницу Диану Допуа, давно уже известную любителям живописи. Сравни...

"Экологический ящик"
Теперь все, кому небезразлична судьба природы родного края, могут обратиться в региональное отделение РБ Общероссийского общественного движения "Эколо...

Инженерный поединок
В ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» прошла III Всероссийская научно-техническая конференция, в рамках которой состоялся ...




     №8 (69)
     август 2007 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЧИН ПО ЧИНУ








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Наше время - редкое. Оно больше не повторится


- Позвольте поздравить вас, Сергей Борисович, от своего имени и от лица наших читателей с избранием вас действительным членом Российской Академии художеств! Мы искренне этому рады. Жизнь при этом сама расставляет акценты, словно подчеркивая определенную преемственность. Так случилось, что в эти же дни мы попрощались с замечательным художником Ахматом Лутфуллиным, академиком Российской Академии художеств…
- Да, Ахмат Фаткуллович прожил нелегкую жизнь. В 1960-х его прижимали, не давали возможности работать. Башкирская тема в те годы была, мягко говоря, непопулярна. А он всю жизнь писал свою деревню, людей, что живут своим трудом. Хорошо, что в последние годы его творчество было по достоинству оценено.

- Искусство относится к осмысленной части деятельности людей. Было бы глупо думать, что искусство появляется как плесень, как побочный результат. Потому, думаю, пристальный взгляд, направленный на художников, не ослабнет. Это я про руководство искусством, которое порой раздражает, но без которого, видимо, не обойтись.
- Соблазн руководить искусством есть всегда. От этого никуда не денешься. Вспоминая советское время, ради справедливости стоит сказать, что в действиях партийных органов, которые присматривали за искусством, была своя логика. Они стремились пропагандировать искусство. С 1972 года работала уникальная программа помощи молодым художникам. Я как раз попал под нее. Тогда ставилась задача найти художников, которые могли бы своими картинами заполнять выставочные залы и стабильно работать. В то время проводилось по две выставки в год, и закупки производились по вполне достойным ценам. Меценатство государства позволило создать целый слой художников - тех, кто сегодня представляет собой основу российской живописи. Именно государство было и, видимо, останется главным, если не единственным меценатом в России. Господдержка необходима, даже вопроса такого возникать не должно. Пушкин говорил: «Правительство у нас - главный европеец в России». А кто хозяин в доме, от того и идут импульсы просвещения. 250 лет существует Российская Академия художеств, возглавляющая научную, учебную и музейную деятельность в области искусства. Элитарное искусство подтягивает общий уровень. И все же его катастрофически мало, не хватает.
- В сельском хозяйстве мы любим говорить об элитных сортах - как-то понимаем, что обычные семена не дают сверхурожая. Что же касается искусства…
- Повторять может каждый. А вот рождать новое - только творец, человек талантливый, получивший элитное воспитание. И только новое может двигать вперед жизнь, искусство. Поэтому необходимо дать лучшим художникам, лучшим творцам возможность основать свои школы. У нас много молодых людей идет в художественные учебные заведения, но на выходе они просто беспомощны, остаются наедине со своими проблемами. Лично я прошел творческие мастерские Академии под руководством выдающихся графиков - академиков Евгения Кибрика и Ореста Верейского.

- Живопись в представлении многих - это искусство прошлого…
- Мы делаем большую ошибку, не выставляя работы последних десятилетий. В Музее имени Нестерова есть место классикам, это доступно, так и должно быть. Но современного искусства наш зритель не знает, не видит, какой у нас потенциал. Если даже в Уфе это трудно, что сказать о райцентрах? А ведь у нас художников за триста человек. Надо дать возможность выставляться, чтобы люди видели их труд. Москва далеко, но вот в этой книге (собеседник берет в руки юбилейный каталог Академии - Авт.) собраны работы всех художников, кто когда- либо выставлялся по линии Академии. Никто не забыт из живых и умерших. А теперь Зураб Константинович Церетели, Президент РАХ, собирается еще издавать работы уже всех художников, когда-либо соприкоснувшихся с Академией. Хотя у нас и большая страна, разбрасываться талантами мы не имеем права.

- В советское время была программа помощи молодым художникам, а как обстоит дело сегодня?
- Сегодня молодые год-два выставляются, а потом исчезают. Такова общая тенденция. Это плохо, потому что означает одно - человек не верит в свое будущее как художника. Раньше писали портреты Ленина и Брежнева, теперь уходят в дизайн, в журналы, в кино. Выбор тут большой. А что же в результате? В результате, например, стало очень мало художников-станковистов. И раньше в Союзе художников из семидесяти человек только десять были станковистами. А теперь эта пропорция еще меньше. Сегодня мало кто может сделать большую работу.
Когда однажды царская семья купила у Сурикова картину, царь поинтересовался, почему она стоит так дорого. «А потому, что следующую картину надо кормить», - ответил художник. И это так. Чтобы сделать хорошую картину к какому-то сроку, надо начинать года за два, нужно получить аванс. Только тогда можно надеяться на результат.

- Искусство тоже подвержено определенным веяниям. Что сегодня в моде, что востребовано обществом?
- Сегодня в России пошла скульптура. Она стоит больших денег, но люди на это идут. Надо понимать, что наше время - это время очень редкое, оно больше не повторится. И надо бы успеть отметить наших всемирно известных земляков. Вот в Москве в Третьяковской галерее прошла выставка Нестерова, Девлеткильдеева, Тюлькина и Бурлюка. Очень хорошая выставка. Хорошо, что деньги на нее нашлись. Это правильная, нормальная акция. Публика приняла ее на ура. Но достаточно ли увековечена память этих мастеров?
У нас традиционное общество, ломать его не надо. Во всем мире в идеологию вкладывают большие деньги. Это необходимо, если общество хочет выжить.
Преемственность - основа основ любой культуры. Нельзя начинать снова и снова на пустом месте. Надо сохранять все лучшее, что создано до нас. Хватит пинать идолов, надо идти дальше.

- Перефразируя известное выражение, можно сказать: кто не хочет кормить свою идеологию, будет кормить чужую.
- Именно так. Причем часто люди не могут найти у себя ничего хорошего, импортируют чужую культуру, подгоняя ее под себя. У нас же своего очень много, надо только открыть запасники, надо показать работы людям. Они ждут уже долго. Кажется, должно наступить их время. Бернард Шоу как-то сказал: «Художники и поэты - это пропагандисты страны». Кстати, в России до революции больше ставили памятников поэтам и художникам, нежели правителям. Сегодня усиленно поддерживают массовое искусство. Певцы на конкурсах получают автомобили и прочая, прочая. Но надо понимать, что только великое искусство переживет свое время, а массовое забудется в течение жизни одного поколения.

- Действительно, слова Мустая Карима «Не русский я, но россиянин» стали таким вкладом в духовную жизнь нашей страны, что даже как-то трудно оценить их значение. Какими деньгами оценить мир и покой в России? Вот в Грузии к власти пришел сын писателя и просто-напросто развязал гражданскую войну. И стало ясно, что пропагандировал его отец.
- Государство должно прирастать людьми, а не нефтью и газом. Таланты всегда есть и будут. Главное - распознать их и дать шанс реализоваться. В этом немаловажную роль как раз и может сыграть школа мастера, далекого от мысли создать армию своих подражателей. Его главная задача - раскрыть творческие возможности ученика.

Айдар ХУСАИНОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг