ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №10 (71)
     октябрь 2007 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ








РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"

«Рогатые» переехали


Ныне депо №1 попало под снос, на его месте вскоре вырастут новые высотки. Первого августа сего года троллейбусный парк присоединили к депо №3 на улице Адмирала Макарова.
- Первые троллейбусы саратовского производства марки ЗИУ-5 прибыли в Уфу осенью 1961 года, - рассказывает начальник троллейбусного депо №1 Ахат Хусаинов, работающий в этой системе 44 года. - Холодные и не такие комфортабельные, как сейчас. Первыми пассажирами стали работники депо и жители города. Среди них было очень много детей - катали бесплатно.
Поначалу движение троллейбусов осуществлялось по двум маршрутам: «Республиканская больница - Первомайская площадь (Монумент Дружбы)», «Стадион «Динамо» - Сельхоз-институт». Первая группа водителей из 30 человек прошла обучение в Казани.
За первый год работы девятнадцать троллейбусов перевезли более двух с половиной миллионов пассажиров. Со временем электротранспорт набирает силу, и на линию ежедневно выходят уже более 50 троллейбусов. В 1970-е начали внедрять марки ЗИУ-9. В 90-х на линиях появилось 47 машин, произведенных в столице.
В 60-х троллейбусный билетик стоит 5 копеек. Кто пользовался троллейбусом в те далекие годы, помнят кассы самообслуживания. Бросил монетку в прорезь прозрачного ящика, потом отрываешь билетик. В 1985 устанавливают компостеры. Пассажиры запасаются абонементными билетами, и, путешествуя, новым специальным устройством пробивают в них дырочки. В 93 году электротранспорт становится бесплатным, и лишь в 99 году возвращается на платную основу.
По словам Ахата Асхатовича, работать на старом месте, в центре города, было удобнее. С окраины троллейбусам приходится выезжать раньше - в 4.50. В объединенном депо №1 работают 128 троллейбусов, около 30 стоят в резерве. Обслуживает их более 850 человек. Перспективы роста у электротранспорта имеются - троллейбус остается доступным и экологически чистым видом передвижения. В будущем «рогатого» планируют пустить в Дему и по маршруту «Инорс-Сипайлово».

Ласточки - к вёдру

Бухта с причалом, солнце, пляж… Хорошо бы прямо из осени переместиться на крымский берег и погулять по замку с романтическим названием «Ласточкино гнездо». Море далеко, и пока приходится созерцать лишь голубей да ворон, согреваться чаем и вспоминать время, когда ласточки вили гнезда практически в центре столицы, на улице Айской. Хотя многие утверждают, что ласточки водятся в городе и по сей день, зачастую путая их со стрижами.
- До 70-х ласточки прилетали к нам в мае, - рассказывает пенсионерка Наталья Никитична Осипова. - Лепили гнезда под балконами, выводили птенцов, а в сентябре улетали. Мы, как увидели в первый раз, обрадовались. Ведь, если ласточка строит гнездо под твоей крышей - в дом придет удача. Бывало, насчитывали до пяти гнезд.
Как-то глубокой осенью внук Натальи Никитичны принес ей ласточкино гнездо - подобрал под балконом. Полушаровидное, слепленное из земли и веточек, с остатками скорлупок, оно каким-то чудом уцелело после падения.
Редко когда ласточки выводят меньше четырех птенцов. Питаются они насекомыми, ловя их в воздухе. Летуны развивают скорость до 27,5 метров в секунду. Даже пьют пернатые на лету, стремительно проносясь с поднятыми крыльями и вытянутой шеей над самой поверхностью воды и черпая ее подклювьем. На землю спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода.
Чтобы отличить ласточку от стрижа, надо быть внимательным. Стрижи не присаживаются ни на минуту, имея необычное строение лапки: все четыре пальца направлены вперед, и поэтому он способен зацепиться за малейший выступ. У ласточки - типичная птичья лапка: с тремя пальцами, торчащими вперед, и одним - назад.
В народе ласточки весьма популярны, но приметы, связанные с ними, противоречивы. В русском и немецком фольклоре ласточка птица «богоугодная», «благодатная», приносит весну, счастье и здоровье. Ирландцы считали ее дьявольской, верили, что у каждого человека есть несколько смертоносных волосков, и ласточка может убить любого, если выдернет эти волоски. Если ласточка пролетела над самым плечом - это примета близкой смерти. Беду предвещает и построенное, а потом покинутое ласточкой гнездо. До сих пор живо поверье о том, что за разрушением ее гнезда неизбежно следует несчастье. В русских деревнях и сегодня по полету ласточек определяют погоду: «Ласточки летают высоко - к ведру, шныряют - на дождь».
На окраине города ласточек можно увидеть и по сей день. Рустем Зуфаров, житель частного дома в Деме, старательно прикрепил под ласточкины гнезда, свитые под крышей сарая, консервные банки, дабы птичьи дома не отвалились.
Совсем недавно Рустем попрощался с любимыми пернатыми, и теперь с нетерпением ждет весны.

Красно-белые великанши

«Дымит большой Гаврила», - прищурившись на дымовую трубу, любил поговаривать весельчак  Алик, выйдя на воздух после заводской смены. Откуда взял местный балагур столь поэтическое сравнение - сказать трудно. Может, навеял лондонский Биг Бен или просто имя понравилось. Главное, о кузнице тепла сказал с почтением.
Котельных цехов, где рождается столь желанное городскому жителю тепло - с самыми высокими красно-белыми трубами, видными издалека - в столице четыре. Самую первую котельную запустили на улице Бакунина в 1972 году, потом на Ибрагимова, Менделеева и в Деме.
Великанша высотой в 150 метров, стоящая недалеко от завода резино-технических изделий, с диаметром основания почти 16 метров и устьем (верх трубы) в 7,2 метра, вместе со своей старшей 60-метровой сестрицей причастны к отоплению одной четвертой части столицы.
- Строили эту трубу целых четыре года: с июня 1970-го по ноябрь 74-го, - рассказывает  Андрей Красильников, начальник цеха №1 предприятия «Баш-РТС Уфа». - Сейчас в котельной 15 котлов ПТВМ-100, есть и 20-тонные. Возводили их в несколько очередей. А в 64-м году, когда построили меньшую трубу, их было только три.
Железобетонная гигантша отводит в верхние слои атмосферы продукты сгорания газа, нагревающего воду. Там на большой высоте они рассеиваются. Поскольку температура выбросов приличная, труба изнутри выложена слоем огнеупорного кирпича.
Срок службы нашего Гаврилы - до 100 лет. Раз в пять лет дымовые трубы подвергаются плановым обследованиям, экспертизе и ремонту. Обслуживают их профессиональные верхолазы. В этом году, на время остановив производство, устранили дефекты в «маленькой» трубе. Красно-белый окрас труб выше 90 метров и подсветка - непременное  правило гражданской авиации.
Почти на одном уровне с трубой, расположенной в центре, высится дымовая труба на улице Менделеева (эта часть города выше). С диаметром 10 метров в основании и 4,9 - в устье она устремляется в небо на 120 метров. Котельную начали строить в 1978 году, трубу - в 81-ом. Возвели ее за полтора года.
- Наша котельная с четырьмя котлами обогревает весь Кировский район, - говорит Рамиль Ахметшин, начальник котельного цеха №13. - Важность ее для столицы велика. Со стороны экологов претензий нет - топливо чистое.
В котельных работают в основном мужчины, но и исключения случаются.
Альмира Ибрагимова, оператор котельной, сидит за щитом управления.
- Самое главное в нашем деле - внимательность, - улыбается она. - Работа сложная: все время нужно следить за оборудованием. Упустишь какой-нибудь параметр, и может возникнуть аварийная ситуация. Зимой забот прибавится. Отопительный сезон начинается тогда, когда среднесуточная температура воздуха держится на отметке плюс восемь три дня подряд.

Татьяна ШАНГИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info «Сообщество» в Уфе

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг