ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Да будет мост!
Ко Дню республики столица Башкортостана получит в подарок новый мост, строительс...

Покажем будущее
Башкортостан примет участие в VII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2008», к...

Кандидаты определились
В территориальных избирательных комиссиях республики завершилась регистрация к...

Достояние республики
7 сентября - День работников нефтяной и газовой промышленности. Тысячи и тысячи ра...

Сибаю - 60
В Сибае прошел День города «Сибай йыйыны», приуроченный к 60-летию градообразующег...

Встреча двух столиц
25-26 сентября в Башкортостане пройдут Дни Москвы. В рамках мероприятия запланирова...

Первая помощь
Башкирская колонна с гуманитарным грузом первой из множества других колонн доста...

Ярмарка доброты
24 августа в Парке имени Ивана Якутова в целях оказания помощи малообеспеченным мн...

Рамазан и юбилей
1 сентября начался Свя
щенный месяц Рамазан. Продлится он до 30 сентября - праздни...


«Раймонда» едет в Таиланд
20 августа Башкирскому государственному театру оперы и балета исполнилось 70 лет. К...

Газонокосилку - в подарок
До 10 сентября определятся победители ежегодного смотра-конкурса «Зеленый наряд ш...

Браво, олимпийцы!
Пекинская Олимпиада принесла нашим спортсменам и болельщикам довольно много сам...

Биатлон круглый год
В октябре планируется визит в Уфу представителей Международной федерации биатло...

Все бегут!
20 сентября стартует Всероссийский день бега - «Кросс наций». Для охвата массовым з...




     №9 (82)
     сентябрь 2008 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Веселится и ликует весь народ


Всё когда-то в жизни происходит в первый раз. 120 лет назад, 8 сентября (20-го по новому стилю) 1880 года министр путей сообщения адмирал Константин Посьет перерезал трёхцветную ленточку перед мостом через Белую, и в Уфу прибыл первый поезд (за год до этого, правда, был ещё и пробный). Но историю железной дороги в нашем городе можно отсчитывать и с 1868 года, когда отцы города и губернии обратились в правительство с просьбой о строительстве пути через Уфу. Или, по крайней мере, с 1878-го, когда уфимский городской голова Дмитрий Семёнович Волков начал в далёком Петербурге, как бы сейчас выразились, акцию по продвижению идеи о железной дороге в Уфе.
В 1885-м решение о таком строительстве было принято, а уже через три года у новенького здания уфимского вокзала повторилась ситуация, известная всем по «Попутной» песне Михаила Глинки и Нестора Кукольника:

Дым столбом - кипит, дымится
Пароход.
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье,
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Впрочем, слово пароход - как «нечто движимое силой пара» - к тому времени уже почти было вытеснено паровозом. А слова «православный веселится» советские редакторы заменили на «веселится и ликует». Что же касается «чистого поля», то строители дороги сказали бы по этому поводу много нелестных слов: сразу за Белой путь приходилось прокладывать, срезая гору. Впрочем, это были только цветочки, ведь строители пошли дальше, а на повороте к деревне Черниковка им пришлось убрать целый холм, вставший на пути. Но даже и это были сущие пустяки по сравнению с объёмом взрывных работ, выполненных на самом сложном участке пути до Златоуста - на перегоне от деревни Яхино (Яхья нынешнего Салаватского района РБ) до станции Вязовой. Кстати, подробности этого хорошо изложены в дневниках и очерках инженера Николая Георгиевича Михайловского, известного в русской литературе под фамилией Гарин-Михайловский.
А ещё этот участок Самаро-Златоустовской железной дороги (С.-З. Ж.Д.), окружающие его живописнейшие пейзажи, реки Юрюзань, Сим и Катава, а также жители уже упомянутой деревни Яхья получили фактически мировую известность благодаря учёному и подвижнику Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому, сделавшему в 1909 - 1910 гг. десятки цветных фотографий этих мест. Именно здесь родился знаменитый снимок путевого обходчика из Яхьи (у фотографа деревня именуется Ехья), выставленный Библиотекой Конгресса США в интернете в числе самых первых.
А теперь обратимся к воспоминаниям одного жителя Уфы, касающимся конца 1940-х годов: «Летом я ездил к бабушке в Аксёново на пассажирском поезде, на крыше вагона: очень удобно, только из паровоза летит в глаза угольная пыль, и нельзя спать - можно свалиться. В Чишмах надо смотреть, чтобы не уехать в Ульяновском направлении. Узнать это было очень просто: на Куйбышев шли паровозы ФД - звали мы его Фёдор Данилович, а на Ульяновск - паровозы Лебедянского».
Так что не до плацкарт и купе было мальчишкам тех лет. Добавлю к этим словам (моего отца, между прочим) только то, что паровозы серии «ФД» чаще звали просто Федей. А локомотив серии «Л» - самый массовый грузовой паровоз нашей страны, именовался так в честь Льва Сергеевича Лебедянского - главного конструктора Коломенского паровозостроительного завода.
И ещё. Тогда же (в 1946-м) появились известные ныне всей стране строки Николая Николаевича Ивановского: «Постой, паровоз, не стучите, колёса…».
Вернёмся на 120 лет назад. В №44 журнала «Нива» за 1888 год читаем: «Мост начат во второй половине 1886 г., все опоры были готовы осенью 1887 г. Мост через Белую… построен контрагентом моста инженером В.И. Березиным… Он же строит мост через Уфу. Проекты железного строения мостов через Белую и Уфу составлены проф. Н.А. Белелюбским с участием инж. Богуславского. Сварочное железо Воткинского завода для мостов Самаро-Уфимской железной дороги по многочисленным испытаниям оказалось высокого качества».
Во время открытия моста через Белую были сделаны фотографии. Бывший в то время начальником Уфимской губернии (то есть губернатором) Пётр Алексеевич Полторацкий передал их вместе с трёхцветной лентой и ножницами, коими она и была разрезана, в Губернский музей. Другую часть ленты К.Н. Посьет взял с собой в Петербург. Вскоре - 30 октября 1888 года - произошла катастрофа царского поезда, и Константин Николаевич был отправлен в отставку. Увезённая им часть ленты сохранилась, ныне она находится у одного уфимского коллекционера.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости