РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"Краеугольный камень реки Ряузяк
Назавтра Гани Галиевич вызвался быть нашим провожатым на заброшенные каменоломни. Неподалеку от деревни Макарово он показал траншеи глубиной метра полтора, где под мелкой осыпью и кустиками травы угадывались темно-серые «спины» огромных глыб. Где-то я встречала упоминание об этих камнях. По-моему, в «Оренбургских губернских ведомостях». И действительно, в номере от 23 января 1860 года, читаю: «Стерлитамакский жерновной камень. Разнообразие естественных богатств, которыми обладает наша губерния, - неисчерпаемо; нам очень часто приходится указывать здесь на многоразличные источники этого богатства, радоваться существованию их и искренно желать, чтобы люди предприимчивые, с хорошими капиталами обратили свою деятельность на наш край - ей открылось бы поле широкое. На этот раз мы хотим сказать несколько слов о Стерлитамакском жерновном камне. Жерновной камень есть особая форма силиция с разнообразными по форме и величине ячейками. Если ячейки наполняются кристаллами кварца, то это считается особым достоинством. Жерновной камень - весьма редкая геологическая порода; он составляет самый твердый слой земной коры. Залегает жерновной камень обыкновенно пластами, иногда на весьма большом пространстве. Камень, который добывается в Стерлитамакском уезде, бывает различных оттенков. Синий жерновной камень считается лучшим: он тверже и в нем встречается более кристаллов кварца; камень с разноцветными прожилками ценится на несколько рублей дороже. Жители башкирских деревень: Макаровой, Исякаевой, Шарыповой, Танеевой, Ибраевой, Гумеровой и Искисяковой занимаются в особенности ломкою камня. В самом близком расстоянии от этих селений встречается жерновной камень часто на поверхности и редко в глубине земли до 1 аршина. Лучший камень с синим оттенком добывается близ деревни Макаровой. Башкирцы ищут камень железными щупами; нашедши его, работник ударяет по нем молотком, если он издает звук ясный - это значит камень хорош; глухой звук свидетельствует, что камень ненадежный и может рассыпаться при обработке. Башкирцы добывают жерновной камень взломом, при сем употребляются лом, пешни, клинья, молоты до 1 пуда весом и пр. В найденном камне работник пробивает неширокую бороздку, в которую вбивает деревянные и между ними железные клинья, и таким образом отламывает массу на 3 или 4 жернова и тут же на месте обчищает ее. Камни из ямы поднимаются по бревнам, для чего, смотря по величине, употребляется 10 или 15 человек. Жернова, которые раскалываются при обработке, обыкновенно бросаются. Окончательная отделка жерновам дается уже в самых селениях, куда камни привозятся гужом, причем употребляется от 2 до 10 лошадей. Здесь жернова выравниваются по циркулю небольшими молотками. Один человек может приготовить жернов в 7, 10 и 15 дней, смотря по величине. Всего приготовляется в Стерлитамакском уезде жерновов от 300 до 400 в год». Дальше их везли к Табынску на реке Белой и отправляли по воде в Казань, Нижний Новгород, Самару, Саратов, Астрахань. Стоили они недешево: на месте от шести до сорока рублей за пару, а в Астрахани чуть ли не в десять раз дороже. Пара маленьких жерновов диаметром пять вершков весила около ста пудов, самых больших - диаметром десять вершков - до четырехсот пудов. О стерлитамакских жерновах написано даже в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. По современной геологической классификации, загадочные «жерновные» камни - это очень плотные кварцевые песчаники такатинской свиты эйфельского яруса среднего девона. То есть им около 400 миллионов лет, и своим рождением они обязаны водам древних морей, что некогда плескались на месте Уральских гор. То, что в заметке упоминается Стерлитамакский уезд, неудивительно. Административное деление до революции было другим, и нет теперь ни Стерлитамакского уезда в прежних границах, ни Макаровской волости. Ишимбайский район возник только 1930-х годах с открытием башкирской нефти. Дед Гумер, похоже, предпринимал подобные вылазки в двадцатых годах теперь уже прошлого столетия. В самом деле, родился он в 1897 году и двадцатилетним парнем вполне мог ездить в дальние края в голодное послереволюционное время. Лихой был джигит! Внук своего деда и наш новый знакомец поведал, как Гумер-абый до глубокой старости уходил охотиться в горы на неделю-две и возвращался с богатой добычей. На своем веку он завалил девятнадцать медведей! Охотился на волков, лис, барсуков. Замечательно владел луком. Уже в старости он так проверял меткость глаза и твердость руки: стрелял из лука по воробьям, которые слетались к миске с остатками куриной трапезы, но не в птаху, а так, чтобы стрела чиркнула обок миски, миска перевертывалась в воздухе и - оп-па! - воробей оказывался в западне. …Все так же в Саргаеве пасут деревенский скот, вывозят в сезон цветения лип улья к подножию Липовой горы, тропят зайцев и выливают из норок сусликов, ловят по весне хариусов и форелей. И хмурый Ряузяк, ворча и прыгая по камням, по-прежнему остается «срединными водами», ибо за тем берегом начинаются необитаемые леса.
Анна Маслова |