ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

УГНТУ - путёвка в жизнь
28 ноября Уфимский государственный нефтяной технический университет отметил свое...

Помочь интернатам и детским домам
Вопрос улучшения материально-технической базы государственных специальных (корр...

Большая «СемьЯ»
29 ноября наконец-то распахнул свои двери Торгово-развлекательный комплекс «СемьЯ...

Работа без ЧП
21 декабря отмечается День энергетика. Жители Башкортостана привыкли к тому, что э...

Главная ёлка
На Президентскую новогоднюю елку, которая пройдет 23 декабря в «Конгресс-холле», б...

Театральным гурманам
Этот год для Башкирского государственного театра оперы и балета особенный - 14 дек...

Хрустальные трели
8-9 декабря в ДК «Нефтяник» состоится гала-концерт телевизионного конкурса-фестив...

Лекало для счастья
Девятый по счету Форум Моды «Евро-Уфа-Азия», состоявшийся в Городском дворце куль...

«Вьюговей-2009»
С 26 по 31 декабря в Уфе пройдет ежегодный фестиваль «Вьюговей-2009» - на нем каждый ра...

Успешный ноябрь
Ноябрь стал богатым на награды для уфимской пловчихи, участницы Олимпийских игр в...

Литовец в ауте
Уфимец Венер Галиев впервые стал чемпионом мира по боевому самбо в Санкт-Петербур...




     №12 (85)
     декабрь 2008 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон








РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"

Первый дирижёр башкирской оперы


-Родился я в 1929 году в деревне Янтышево Хайбуллинского района. Во время войны к нам приехали эвакуированные учителя, художники, музыканты. В клубе был организован хор, им дирижировал хормейстер - я имел возможность наблюдать, как он работает. В детстве мне очень нравились музыкальные фильмы: «Веселые ребята», «Большой вальс» (его я смотрел раз десять). Участвовал в художественной самодеятельности. В 1945-ом поехал поступать в Свердловское музучилище. Это был голодный год, я жил на одну стипендию. Продолжил учебу в Уфе, затем в Москве, в Высшем училище военных дирижеров. Моим учителем был профессор Григорий Арнольдович Столяров, главный дирижер оркестра Всесоюзного радиокомитета. Он приобщал меня к классической музыке: мы изучали отрывки из «Евгения Онегина», «Князя Игоря» - две пианистки изображали оркестр, а я ими дирижировал. После окончания училища я был направлен в Уфу - в музыкальную школу, где преподавал и сам окончил ее по классу флейты.
В октябре 1952 года был симфонический концерт в Большом зале Совмина. Я дирижировал увертюрой «Салават и Урал». Когда объявили: «Дирижер башкирского оркестра Гайнетдин Муталов». Все засмеялись, захлопали. Это имя звучало впервые. После исполнения зал бурно аплодировал, во время антракта ко мне зашли Файзрахман Загафуранов и Зия Нуриев. Спросили, хочу ли я работать в башкирском театре. Это событие оставило во мне след на всю жизнь! Они занялись вопросом моей демобилизации - он решался полтора года. В январе 1954-го я был принят на работу в Театр оперы и балета, а в 1955 году уже участвовал в Декаде башкирского искусства и литературы в Москве: дирижировал оперой «Салават Юлаев», балетом «Журавлиная песнь», симфоническим концертом по произведениям башкирских композиторов - его исполнил Государственный академический симфонический оркестр. После Декады мне дали орден Трудового Красного знамени. Потом дирижировал всеми спектаклями, которые шли в театре, ставил произведения башкирских композиторов: оперы «Салават Юлаев», «Шаура», «Волны Агидели», «Послы Урала», «Современник», балеты «Черноликие», «Гульназира» Наримана Сабитова, симфонические произведения Рауфа Муртазина… Башкирскую музыку я чувствую душой, она ведь родилась из напевов наших рек и гор. В музыке недостаточно просто воспроизводить партитуру - ее надо именно чувствовать. С Загиром Исмагиловым и Нариманом Сабитовым мы дружили, свои произведения они показывали мне в процессе сочинения.
С Загиром мы познакомились так. Я заканчивал учебу в Москве, и как-то профессор Столяров говорит: «Я сегодня записал произведение вашего композитора - увертюру на две башкирские темы «Салават и Урал». Сказал Исмагилову: «У меня в классе учится один башкир», - а он не верит». Столяров дал мне телефон Загира. Тот обрадовался, пригласил к себе домой. Я пришел к нему в новой форме с золотыми погонами. Магзуфа Хасановна накрыла на стол, он наполнил рюмки, я думаю: сейчас поздравит со званием лейтенанта. А он говорит: «Пью за то, чтобы ты скорее снял эти погоны и демобилизовался!» Уже тогда Исмагилов думал о национальных кадрах для башкирской оперы.
- Скажите, а трудно было начинать?
- Трудно. Мне в музыкальной школе поучиться не удалось. Поэтому я постоянно стремился расширять свой музыкальный кругозор. Звание первого башкирского дирижера не только почетно, но и налагает большую ответственность... Когда я стажировался в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, ходил на все спектакли, слушал и запоминал, учился у коллег. Потом изучал партитуры опер самостоятельно, все время стремился расширить свой репертуар. Помню такой случай: в Кирове главный дирижер Исай Моисеевич Альтерман заболел, а мы в тот день должны были играть «Евгения Онегина». Я днем провел спевку с солистами и хором - и вечером встал за пульт. Спектакль прошел без накладок.
Дирижеру в театре вообще трудно работать: каждый исполнитель - звезда, с высшим музыкальным образованием, со званиями... Я только окончил училище, а в оркестре, среди солистов - заслуженные, народные артисты республики! Чтобы дирижера уважали, он должен хорошо знать и партитуру, и драматургию спектакля - чтобы четко понимать, что он хочет выразить, - обладать отличным оркестровым и вокальным слухом. А еще нужна сильная воля - во время спектакля оркестр надо «держать». Бывает так: сначала неточно сыграет гобой, затем фагот, кларнет  - это как эпидемия. Если не пресечь это с самого начала - выступление пройдет ни шатко ни валко. Нужно сразу забрать оркестр в руки, увлечь, зажечь - взглядом, мимикой!
Не каждый зритель понимает, что делает дирижер. Могу привести такой анекдотический пример. В советские времена после уборки урожая колхозные передовики приезжали в Уфу: им показывали город, водили по магазинам, в театр. Во время антракта один пожилой сельчанин подошел к оркестровой яме и спрашивает, показывая на контрабас: «Сколько получает тот, кто играет вот на этом?» - «Сто пятьдесят рублей», - отвечают ему. «А на этом?» (выбирает скрипку). - «Двести». - «А сколько получает тот, который палочкой машет?» - «Триста». - «Да за триста рублей я бы оглоблей махал!»
С 1970 года я работал в Институте искусств преподавателем оперного класса, заведовал кафедрой оперной подготовки, выпустил, чтобы не соврать, 82 студента, из них многие работают сейчас в театре - Татьяна Никанорова, Азалия Кучимова, Раиль Кучуков, Геннадий Родионов, Резеда Аминева, Лариса Ахметова. Всех не перечислю: у вас места не хватит.
С удовольствием вспоминается работа со старыми мастерами башкирской сцены - Абдрахманом Хабибуллиным, Магафуром Хисматуллиным, Бану Валеевой, Магафурой Салигаскаровой. Отменные голоса и прекрасные актеры, умевшие донести до зрителя все оттенки своего образа.
Еще я очень любил, когда к нам приезжали на гастроли иностранные артисты - из Украины, Болгарии, Румынии, Чехии… Все сразу подтягиваются, в зале - аншлаг. Один раз мы давали «Пиковую даму» - Германа должен был петь латвийский гастролер Карл Заринь. Начало спектакля, а его нет: самолет задержался. Попросили нашего Бориса Кокурина. И вот во второй картине выходит другой Герман - в черном балахоне, намного выше Кокурина! Это был сюрприз и для солистки, и для меня. Спектакль прошел успешно.
И наш театр в те годы много гастролировал. Гастроли - это всегда творческий подъем: новые впечатления, новый зритель. С женой мы познакомились тоже на гастролях.
- Ой, расскажите…
- Об этом лучше я расскажу, - перехватила инициативу супруга Инна Евгеньевна. - Я работала концертмейстером в Пермском театре. С мужем развелась. Как-то раз моя подруга-солистка собралась в Уфу - выручать спектакль. Я позвонила: там были нужны и концертмейстеры. Оставила маленького Женечку с родителями и… мы с Ридой оказались в Тюмени - театр был на гастролях. Гайнетдин знал, что приехали солист и концертмейстер, как вежливый человек, подошел, познакомился… ну и потом стал к нам заходить, у нас обнаружилось столько общих интересов! Вот с тех пор и живем - уже 40 лет. Знаете, немузыканту с музыкантом жить тяжело: у творческого человека особый ритм жизни, а мы друг друга понимаем прекрасно. Все говорят, что мне повезло!
Мы переходим к фотографиям. Без запинки Гайнетдин Хайретдинович вспоминает имена солистов, взглянув на фото 70-х годов, где он запечатлен вдвоем с женой, сразу говорит: «Это «Любовный напиток». Видимо, столь ярки воспоминания… И снова мысленно возвращается в 1955 год: финальный концерт Декады башкирского искусства на сцене Большого театра, огромный зал, на сцене - все участники, около 600 человек… И он дирижирует прощальным хором - на музыку Хусаина Ахметова. Сама собой вспоминается мелодия…

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг