РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Не только керосин
В 1898 году с Уфимской городской управой был заключен контракт на аренду участка земли под склады керосина, нефти, мазута и устройства складов и пристаней, «находящихся в местности ниже Софроновского ключа» (чаще это место именуется Софроновской пристанью). Арендатором выступило Товарищество «Братья Нобель». Под этой вывеской «скрывались» первоначально три учредителя - Роберт, Людвиг, а также «папа» динамита Альфред Нобель. С последним всё ясно, а вот Людвиг учредил премию своего имени ещё в 1888 году для поощрения изобретений в области нефтяной промышленности и металлургии (когда-то он сам работал над изобретением станков и основал в Санкт-Петербурге механический завод). Вставший позднее во главе Товарищества его сын Эммануил в 1904 году учредил свою Нобелевскую премию - за труды, по технике добычи нефти и её переработки. Именно благодаря поддержке «Братьев Нобель» мир узнал металлические нефтетанкеры и железнодорожные цистерны (до них керосин возили в огромных деревянных бочках), нефтепроводы, а также форсунки для сжигания мазута, который прежде считался вредным отходом нефтяного производства. Все эти технические «штучки» изобрёл В.Г. Шухов, больше известный в нашей стране как автор изящной радиовышки на Шаболовке в Москве. А ещё Владимир Григорьевич предложил делать клёпаные резервуары для хранения нефтепродуктов. Отдельные их образцы до сего дня исправно служат, в том числе на уфимской Софроновской пристани. Некогда их украшали бронзовые российские орлы-гербы, но при советской власти все они исчезли. А вот выстроенные вблизи нефтебазы дома для рабочих до сего дня, как и при Нобелях, именуются городком. Правление Товарищества «Братья Нобель» находилось в Петербурге. К 1882 году торговые конторы были открыты в Астрахани, Царицыне, Саратове, Самаре, Уфе и других городах. Особенно бурно деятельность Товарищества братьев Нобель в Уфе закипела после открытия в 1888 году железной дороги Самара-Златоуст. Сохранилась ведомость продажи нефтепродуктов в Уфе за 1904 год на общую сумму более одного миллиона рублей. Тогда это был исключительно керосин. Торговля им велась в лавках на Верхне-Торговой площади. Лет через семь - десять возник спрос и на бензин: в Уфе появились автомобили. А уже в 1918 году представители фирмы братьев Нобель навсегда покинули Уфу. А основанные ими нефтяные склады остались. Ведь никуда не делись керосиновые лампы, а керогазы и примусы исправно помогали домохозяйкам, должно быть, ещё лет пятьдесят. Многие помнят керосиновые лавки, спрятанные где-нибудь в склонах холмов или на отшибе. И как люди с бидончиками выстраивались в очереди за одним из самых нужных в доме товаров. И никто уже не вспоминает о самой первой автозаправочной станции Уфы, на которой бензин в баки закачивали ручными насосами. Зато водители в возрасте никогда не забудут паники в конце каждого квартала: весь бензин и дизельное топливо для государственных автомобилей (а их было подавляющее большинство) приобретались исключительно на талоны, которые в конце месяца или квартала могли превратиться в никому не нужный листок бумаги. Избалованные сегодняшним сервисом молодые люди не имеют понятия, что в конце прошлого века в баки грузовиков заливали уже ставший легендой красно-розовый бензин А-66. Как не знают они, что когда-то цена литра бензина измерялась копейками. Уже более 100 лет по весне к территории основанных братьями Нобелями нефтяных складов, а позже нефтяной базы №1 ГНС (Главнефтеснаба, предшественника сегодняшнего «Башкирнефтепродукта») подбираются воды Белой. Но уже более века работа этого старейшего предприятия стабильна и от капризов природы не зависит.
Анатолий ЧЕЧУХА |