РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"На службе короля по имени Театр
Пенки судьбы и музыка небес Великий шанс в лощеном облике режиссера пришел к актрисе (уже не юной, но от того не менее обворожительной) - и теперь она сыграет свою Роль, и миллионы школьниц будут вычитывать из глянцевых журналов подробности ее личной жизни… А, между прочим, есть другие актрисы, которые бы сыграли эту роль ничуть не хуже. Например, Шарлотта Хэй, видавшая Бродвей, а теперь играющая на сцене провинциального Буффало в составе труппы из пяти человек. Эта роль в «Алом первоцвете» написана как будто специально для нее! А ее муж Джордж - ничуть не хуже Рона Колмана, которому подарили главную мужскую роль, или какого-нибудь там Грегори Пека! Ну а нам-то что до этих актерских страстей? Предположим. А вот следующая сцена. «Может, ты не будешь жить за меня!» - свирепо заявляет дочка матери. Ну тут любая мать не растеряется, не только великая актриса: принять трагическую позу, воскликнуть что-нибудь вроде: «И это мне награда за все!» Или, скажем, жена почуяла измену, наседает: «Так ты спал с ней или нет?!» Что делать? Импровизируйте. Вы оскорблены в лучших чувствах! Бессильно опуститесь на стул, обхватите голову руками и предайтесь горестной задумчивости минут на десять (пока не изобретете контробвинение). Или, наоборот, вы - жена, терпению которой наступил конец, и она сейчас покинет этого злосчастного неудачника… ой! а аудитория что-то отвлеклась - не понимает всей трагедийности момента. Такой театр видели стены каждой квартиры - спорим на шоколадку? Кстати, пора познакомиться с героями. Парни, присмотритесь: вот Розалинда (Александрина Баландина) - девушка решительная и прямодушная, готовая хоть всему свету заявить: она сама знает, как ей жить и тем более - с кем; а вот мелкая стервочка Эйлин (Анна Бурмистрова) - романа со сценой не случилось, зато любовные сцены различной тональности разыгрывает превосходно. Девушки, кто вам больше по вкусу? Говард (Александр Леушкин): высок, красив, работает диктором местного ТВ, мечтает о детях… повосхищайтесь им немножко - и этот чудный мужчина весь ваш. А вот Полу (Рустем Гайсин) своими чувствами и планами заниматься некогда: у него с чужими хлопот полон рот. Ну а уж если пред нами появляется сама Шарлотта Хэй (народная артистка РБ Ирина Агашкова) - все внимание только на нее. Ей все к лицу: и обычная одежда, и облегающий мужской костюм, капризы, ревность, бешеный гнев, унижение - в каждой сцене она хочет остаться королевой, и ей это удается. Недаром Джордж (народный артист России Владимир Латыпов-Догадов) побаивается своей жены! А сам он - хитрый, не совсем верный, но зато преданный своему делу, Актер и Партнер с большой буквы, и что бы он ни сказал, ни вытворил - я верю, верю каждому его слову и движению. Вот буквально скажет, что виски - это кофе, и я поверю. Одна за другой сыплются на скромную труппу всяческие неприятности - от банального безденежья до самого страшного, что только может быть - неготовности к спектаклю, а удача так и норовит проплыть стороной, возводятся стены непонимания и равнодушия, волны мощных темпераментов ходят по сцене, сметая все на своем пути. И обнажают дно морское, то есть самую суть: настоящая актриса готова на все и все может простить - чтобы только снова весь свет падал на ее лицо, и вот она - прекрасная Роксана, на службе короля… Или, может быть, роль у нее не главная, и сама она - злобная теща, всеми силами желающая зятю провала (народная артистка России Галина Мидзяева), - все равно выбежит на сцену и будет пытаться спасти спектакль. А актер, истинный актер - этот тот, который вынесет все что угодно («Распните меня, я не могу больше мучиться!» - вырывается у Джорджа), лишь бы рубить воздух шпагой Сирано, ощущать этот текст, как шампанское на губах, который сыграет свою роль, даже если ему свяжут руки, ноги… Ну какое значение по сравнению с этим имеют мелкие любовные интрижки? И зритель, уставший от переживаний, буквально ощущающий боль во всем теле, как будто все эти пинки судьбы обрушились на него, вместе с героями переживает и радость - радость не победы, не схваченного приза, а нового обретения себя, избавления от лишнего, даже осознания своих границ - но зато ведь и возможностей! Вот это и есть та самая «музыка небес»… Я очень надеюсь, что актерам не мешал жизнерадостный смех (нет, скажем прямо - дикое ржание) из второго ряда.
«Может, бросить все это? - думала Шарлотта. - Я и правда достойна лучшего, чем эта потертая лестница, этот второразрядный театр, этот недотепа Джордж!» Но после главных ролей разыгрывать мизансцены со старым поклонником и его жирным котом, пусть и в роскошных интерьерах, - это как-то маловато…
31 января уфимцы увидели результат вдохновенной работы русской труппы Молодежного театра - пьесу Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая».
На сцене идет расследование. Идет, между прочим, в детском доме и во время новогоднего праздника. Ведут его двое: свирепый военный (Салават Нурисламов) и иезуит-штатский (Асхат Накиев). В чем именно обвиняется голубоглазый Колька Кузьмин (Андрей Ганичев) - не ясно, но личность это безусловно подозрительная. Особенно то, что всегда он был вместе с близнецом Сашкой (Андрей Максимов), а теперь на «Сашку» откликается черномазый мальчишка явно чеченской национальности (Рамзиль Сальманов). И откуда он только взялся, когда всех его сородичей погрузили в телячьи вагоны и отправили в места отдаленные? Ну раз хотите узнать - знайте. Послушайте презрительный Сашкин голос, когда он пересказывает Кольке урок по литературе: ел, значит, Кутузов курицу (у Толстого), и она ему, видите ли, не нравилась. Вот ведь зажрался, а они бы - за одну косточку от этой курицы куда угодно побежали! Полюбуйтесь на бодрые танцы голодных детдомовцев: сказано - «рождены, чтоб сказку сделать былью», значит, так оно и есть. И примите во внимание угрожающие интонации Военного: «Никаких чеченцев на Кавказе нет. Здесь все спокойно!» И товарища Сталина, незримо присутствующего в каждом советском жилище и убеждающего всех в правильности любых начальственных действий. Много всяких взрослых повстречалось им на пути. И была красивая, веселая Регина Петровна (народная артистка РБ Ольга Мусина). Она показала мальчишкам, что такое «праздник», и подарила первые в их жизни НОВЫЕ рубашки… Но - чем бодрей интонации старших, тем больше зла затаилось вокруг. Вот появляется Колька, он - один. Вместо брата он видит повешенную на заборе сломанную куклу. «Глаз у Сашки не было. Их выклевали вороны». Берет ее на руки, пристраивает поудобнее… К его горю даже не примешивается ненависть - только недоумение: «Как мог человек это сделать? И зачем? Ведь все люди - братья». Что же мы узнали, окунувшись в этот неправдоподобный мир? Что брату нужен брат, пусть даже другой национальности. Что от взрослых игр страдают дети, и на это невозможно смотреть. И что детей нужно спасать, всех и любой ценой, - именно так понимает свою задачу директор детприемника (Любовь Никитина), и потому, несмотря на потрепанный вид и грубое обращение следователей, она преисполнена какого-то высшего достоинства. А еще невозможно забыть торопливые интонации воспитательницы Регины Петровны: «А где Сашка? Уехал? Ну слава богу». Хочет поверить в это, но вряд ли когда-нибудь избавится от чувства вины. Но это даже хорошо. Вряд ли это чувство возникнет у Военного, а также у всех прочих, кто непосредственно выполнял приказ о выселении чеченцев, и у тех, кто с тех пор развязал новые конфликты. Один из основных образов спектакля - кукла, которую при желании ничего не стоит сломать. Такими хрупкими игрушками и становятся дети, которые ничего не понимают во всех этих взрослых играх с автоматами и БТРами. Отдельно стоит отметить смелость всех авторов и участников спектакля: воплотить такое множество мест действия, быструю смену разноплановых сцен - и сделать так, чтобы зритель все понял и всему поверил - для этого нужно незаурядное мастерство. И зритель поверил. К концу спектакля глаза у многих предательски блестели, щеки были мокры…
А в Русском драматическом театре военная тема получила развитие в спектакле хорватского драматурга Мате Матишича «Женщина без тела», премьера которого состоялась 12 декабря 2008 года.
«Только, пожалуйста, деньги вперед! Не то что я вам не доверяю, но люди разные бывают…» Мужчина привел домой проститутку. Эмма (народная артистка РБ Татьяна Макрушина) пытается установить контакт с клиентом… Ситуация на сцене как будто даже угрожает соскользнуть за грань дозволенного… Дело житейское, как сказал бы Карлсон. Только происходит все это в послевоенной Сербии. За подсчетом убитых и раненых и спорами, кто прав, кто виноват, тема женщин, переживших приход победителя, обычно остается закрытой. А как чувствуют себя сами победители? Ветеран хорватской армии Мартин (Николай Рихтер) тяжело болен, причем не только физически. Пробудилась в нем такая нездоровая вещь - совесть. А его командир Младен (Артем Ларионов) - напротив, совершенно здоров и собирается встречать жену из роддома. И мимо могил ходит совершенно спокойно, тем более что они уже давно поросли травой… А ходить приходится часто: сама сцена тоже оформлена в виде могилы, причем незакрытой. И не закроется она никогда для матерей, потерявших сыновей. И для женщины, которая все равно хочет отомстить тем, кто лишил ее и мужа, и собственного тела - оно стало как будто чужим, и теперь не жалко отдавать его первому встречному… Спектакль о том, что если идет на земле война, она доберется до всех и всех перемелет. И еще - о совести. Бывает, что это неудобное чувство угрожает взломать весь ход нормальной жизни. И тогда все здравомыслящие люди будут против нее - все, кто идет в счет. А кто «за»? Зритель.
- Решение сыграть эту роль далось мне непросто, - призналась Татьяна Макрушина. - Но все-таки я согласилась. Мы практически ничего не знаем о том, что происходило в Сербии после раскола, какие зверства там творились! Сербы были изгнаны хорватами из своей страны, и только в 2007 году Гаагский трибунал принял решение о том, что они должны вернуться. Действие пьесы происходит как раз в этом самом году - через 10 лет после той войны. Здесь все построено на древнем сербском и хорватском обычае: через 7 лет после смерти нужно откопать останки, обмыть свежей водой и вином и перезахоронить, а если тело не истлело - значит, этот человек был преступником. Поэтому моя героиня и ищет тело своего мужа. 21 февраля мы с этим спектаклем едем на фестиваль в Хорватию.
Екатерина Климович |