ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Праздничный июнь
12 июня Уфа отметит целый калейдоскоп знаменательных событий: День России, 255-летие со дня рождения Салавата Юлаева, 435-летие основания Уфимской кре...

На Кубок Гагарина - с Быковым!
Уникальный тренерский дуэт Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина, два раза подряд приводивший нашу хоккейную дружину к золотым медалям на чемпионатах мир...

«Нефтегазовый» форум
С 25 по 29 мая в Уфе работали VIII Конгресс нефтегазопромышленников России и XVII Международная специализированная выставка «Газ. Нефть. Технологии - ...

Городская архитектура
Международный форум «Город. Архитектура. Строительство-2009» на этот раз проходит   со 2 по 5 июня в Ледовом дворце «Уфа-Арена» и прилегающе...

У «Вечерки» - юбилей
Торжественный вечер, посвященный 40-летнему юбилею газеты «Вечерняя Уфа» , состоялся 22 мая в Городском дворце культуры.
Поздравить любимую «Вечерк...


Патриарх моторостроителей
В уфимском лицее №60 начал работу Музей имени директора Уфимского моторостроительного завода Михаила Ферина, три десятилетия руководившего УМЗ - ныне ...

Здесь все по-домашнему
В Уфе на улице Салавата появилась мемориальная доска, увековечивающая память народного художника СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салава...

«Живой родник»
Так назывался фоль
клорный праздник в парке Аксакова, с которого начались Дни славянской письменности и культуры в Уфе.
Многочисленных гостей п...


В ожидании Нуреева
К закрытию сезона столичные театры подготовили для зрителей немало сюрпризов.
24 июня в БГАТД - премьера спектакля «Институт Бенджамента» в постано...


Победа - за Пушкиным
В разгар сессии студенты филфака и социально-гуманитарного факультета БГПУ имени М. Акмуллы отдали дань памяти великому Пушкину.
В читальном зале ...


Батыры сойдутся в поединке
Центральным местом проведения физкультурно-спортивных мероприятий в День города станет площадка, расположенная за Конгресс-холлом.
Здесь состоится...


Мяч над сеткой
С 22 по 24 мая в спортивном комплексе «Динамо» состоялись III Республиканские соревнования по волейболу на приз Федерации волейбола Республики Башкорт...

Ретро-новости
435 лет. В день Пресвятой Троицы 9 июня (30 мая по старому стилю) 1574 года основана Уфимская крепость.
250 лет. 3 июня (23 мая ст. ст.) 1759 года...





     №6 (91)
     июнь 2009 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ








РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"

Малая Уфимская железная дорога


В наши дни за лето детская железная дорога перевозит около 30 тысяч пассажиров. В трех вагонах детского поезда «Юный железнодорожник» пассажир может совершить почти двухкилометровое путешествие по парку с остановками на двух станциях «Юность» и «Приозерная». Скорость движения состава - не более 10 километров в час. Время в пути то же самое.
Работа на детской узкоколейке, практически ничем не отличающейся от взрослой, не игра, а серьезный труд. Вот новый поезд с Комбарковского машиностроительного завода, поблескивая голубыми вагонами, подходит к станции «Приозерная». Дежурный по отправлению Денис Сайфуллин сигнализирует красным щитком. Стрелочник Диана горизонтально вытягивает руки с красными флажками, призывая машиниста уменьшить скорость. Сегодня это четвертый по счету рейс, а всего за смену их бывает 15-16.
Купив билеты в кассе, расположенной неподалеку, пассажиры занимают в вагонах сидячие места. Встать имеют право лишь по прибытии, после трех гудков тепловоза. За порядком следят проводники. Перед началом работы дорогу обходит путеец, проверяет, чтобы все было в порядке, делает заметки в журнале. Остальные сотрудники тоже без дела не сидят.
Руководит процессом инструктор Эдуард Александрович Кочегаров, бывший машинист электровоза-паровоза.
- С ноября по апрель инструктора начинают ходить по школам и приглашать к нам детей, - рассказывает он. - Обучение продолжается пять лет. Зимой ребята изучают основы профессий дежурных по перрону, по вокзалу, проводника, ревизора-контролера, диктора, помощника машиниста, машиниста тепловоза и других. А с 1 мая по 30 сентября проходят практику. Выпускники получают свидетельство об окончании курса обучения на детской железной дороге и могут поступать в железнодорожный техникум.
Сам Эдуард Александрович - потомственный железнодорожник. Трудится на транспорте уже полвека, из них 12 лет - на детской железной дороге. В рассказе его присутствуют ностальгические нотки. Когда-то на детской железной дороге обучалось более тысячи детей, сегодня - всего около 300. В весенние каникулы юные железнодорожники с инструкторами ездили на экскурсии в города-герои.
- Сегодня ребятня идет к нам с неохотой, - вздыхает Эдуард Александрович. - Надеюсь, что ситуация изменится. Не все дети могут заниматься в платных кружках и секциях, а у нас обучение бесплатное. Школьники оказываются под присмотром и получают хорошие навыки. Отработает ребенок в первую смену, поест и на вторую с удовольствием остается. А потом рассказывает своим сверстникам, и те тоже загораются новым делом. Понятно, что это лучше, чем слоняться по улице.
Кем станут в будущем юные железнодорожники, еще неизвестно. Но то, что большинству здесь нравится, - определенно.
- Лучше работать, чем бездельничать, - говорит девятиклассник из черниковской школы Павел. - Каждый день добираюсь из Черниковки до парка на электричке. Меня сюда записал папа.
- А к нам в пятом классе пришли инструктора и рассказали о железной дороге, - добавляет Денис. - Мечтал я о таких занятиях с шести лет. Тогда мы с другом прокатились на поезде «зайцами». Нас поймали, и почему-то мне очень сильно захотелось стать железнодорожником. Я записался и за пять лет занятия почти не пропускал.
- Несмотря на финансовые трудности, железная дорога сегодня находит средства для обучения детей, - рассказывает Габбас Ситдиков, начальник Уфимской детской железной дороги. - Наши воспитанники обеспечиваются формой и питанием. В этом году приобрели новый локомотив и три вагона стоимостью 20 миллионов рублей. Отремонтировали путь: деревянные шпалы заменили на железобетонные. На эти цели затратили порядка 13 миллионов рублей. Сейчас идет ремонт здания управления. Цена билетов не поднималась. Детский - 40, взрослый - 50 рублей.

Уфимский речной порт

Фундамент ныне существующего Уфимского речного порта заложили ещё в 60-х годах XIX века. Именно тогда фамилия белебеевского купца первой гильдии Федора Семеновича Софронова дала название двум уголкам города: Сафроновской пристани и Сафроновской слободе.
Кроме дома на углу Большой Казанской (ныне Октябрьской революции) и Малой Ильинской (Воровского) Федор Семенович приобрел у наследника Демидова участок на Оренбургской пристани (ныне Набережная улица). Купцу принадлежал единственный на реке Белой буксирный пароход «Надежда», который с 1863 по 1871 годы перевозил товары. Сафроновская слобода стала застраиваться после основания пристани. На ней появились улица Речная и поперечные к ней Златоустовская, Мензелинская, Белебеевская, Стерлитамакская и Бирская. Новая часть города получила название Северной слободы. К пристани была подведена железнодорожная товарная ветка «Сафроновская» Самаро-Златоустовской железной дороги. Здесь же были сосредоточены конторы и склады горнозаводчиков Южного Урала, пароходчиков и богатых уфимских купцов.
Федор Семенович ушел из жизни в 1898 году, а его дело успешно продолжили трое сыновей.
Основанная Софроновым пристань сыграла большую роль в организации переработки и транспортировки грузов и пассажиров по рекам Белой, Уфе, Каме и Волге.
Всего в 1905 году на реке Белой Уфимской губернии насчитывалось 10 пароходных пристаней.
В 30-е годы на пристани развернулось движение за ударный труд. Речники Белой активно включились в этот процесс. Коллективы пристанских бригад, судов добивались рекордных показателей в переработке и перевозке грузов, выполняя планы до 200%.
В 1945 году объем переработки грузов вырос до 202630 тонн, перевезено 135380 пассажиров. На пристани работали 502 человека.
В конце Великой Отечественной войны пристань представляла собой естественный берег реки Белой с облагороженными, мощенными булыжником откосами и забитыми по кромке уреза воды деревянными сваями - ровесницами трехсотлетия Романовых. На ней было 13 причалов: 10 грузовых, бункеровочный и 2 пассажирских.
С основания Уфимского речного порта на Сафроновской пристани минуло полвека. Три года назад на его территории появился музей якорей. Восемнадцать якорей разных эпох, когда-то потерянных и потом найденных в реке, величаво стоят ныне на суше. Самый маленький весит 50 килограмм, самый крупный (1985 года) - 3 тонны.
- На каждом якоре должно быть написано название судна, - рассказывает ветеран Уфимского речного порта Борис Васильевич Карпов. - Если якорь потерялся, сразу сообщают в судоходную инспекцию, чтобы другое судно на него не напоролось. На старых же якорях ручной ковки надписи не делались.
Борис Васильевич работает на реке 43 года. Сначала инженером, потом - главным технологом.
На его глазах происходило техническое перевооружение порта, закупались импортная техника и оборудование.
- Раньше мы перерабатывали гораздо большие объемы грузов, - рассказывает Борис Васильевич. - Пятнадцать лет назад доходило до 17-ти миллионов тонн, а сегодня, когда объемы сократились, - всего около трех миллионов. Навигация тогда начиналась рано.

Как сообщается в 29-ом номере «Оренбургских губернских ведомостей» за 1847 год, в 1766 году Высочайше был утвержден проект коллежского Советника Тетющева о снабжении солью Государства от Илецких источников. По проекту сему водная система реки Белой избрана была путем по сплаву Илецкой соли. В Уфе устроили третью пристань для ее свалки. На каждой пристани были организованы соляные магазины, просуществовавшие многие десятилетия.
12 июня 1857 года в Уфу пришел первый пассажирский теплоход «Ольга», мощностью 45 лошадиных сил. Он ходил по реке Уфа далее Богородска на верст 50. До появления в 1858 году парового судоходства вся продукция отправлялась на главные реки России самосплавом.

Татьяна ШАНГИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info «Сообщество» в Уфе

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг