ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Стратегический конгресс
С 23 по 25 сентября столица Башкортостана принимала Конгресс CITOGIC'2009-Уфа. Форум, прох...

Жилищный ответ
С 22 по 25 сентября в здании манежа ипподрома «Акбузат» прошли XIX Международная спец...

Гуляй, родной город!
Октябрь порадует уфимцев и гостей столицы многочисленными праздничными мероприя...

Квартиры к празднику
6 октября в Городском дворце культуры пройдет праздник для работников бюджетной с...

На благо города
24 сентября глава администрации Уфы Павел Качкаев вручил работникам жилищно-комму...

Столица станет зеленее
26 сентября в Уфе прошел ежегодный общегородской субботник. Более ста тысяч работн...

Пир горой на Уразу
В честь праздника разговения 21 сентября в медресе имени Марьям Султановой прошел ...

Кризис «по барабану»
26 сентября Башкирская государственная филармония открыла свой 71-й сезон программ...

У палаты - две полоски
К такому радостному выводу пришли врачи Республиканского наркологического диспа...

Уфа бегущая
19 сентября в Уфе прошел шестой традиционный открытый всероссийский день бега «Кр...

С ружьем и на роликах
С 24 по 27 сентября Уфа принимала чемпионат России по летнему биатлону. Этот вид спо...

С орбиты видно всё
Ракета-носитель «Союз-2» вывела на орбиту спутник Уфимского авиационно-техническ...

Нешёлковый поход
В конце сентября экспедиция «По следам Великого Шелкового пути» прошла по террит...

Каждому по батику
15 сентября ярким перформансом открылась выставка уфимской художницы Анастасии К...

Ретро-новости
100 лет. 4 (17) октября 1909 г. на улице Телеграфной состоялось торжественное открытие У...




     №10 (95)
     октябрь 2009 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Красивый бизнес


Прекрасное с полезным
В галерее «Мирас» активно ведется подготовка к новой выставке. Руководители Ольга Рамазанова и Виолетта Ибатуллина признаются: в последнее время работы прибавилось. Неужели люди готовы и сейчас, в кризис, покупать картины?
- Да, конечно, - рассказывает Ольга. - У нас даже появился вторичный рынок картин - это когда работа продается не автором или его родственниками, а предыдущими покупателями, причем, сделка проходит для них со значительной выгодой, средняя доходность здесь 20% в год.  Естественно, что если гражданин сегодня купит картину, а завтра ее продаст, то ни на какую прибыль рассчитывать он не сможет: такого рода инвестиции относятся к долговременным. Ждать надо не меньше пяти лет.
Многое зависит и от имени художника. Полотна известных авторов, таких как Домашников, Бурзянцев или Лутфуллин продаются, как минимум, за
1 - 2 тысячи долларов. Это серьезные авторы, цена на работы которых будет только расти со временем. С молодыми художниками ситуация другая: полотно может стоить и три тысячи рублей, но если через несколько лет автор значительно вырастет, станет известным, то цена его работ взлетает в десятки раз. Поэтому одна из главных задач художника - делать себе имя, а галериста - ему помогать, ведь выручку галереи делают на процентах от продаж. 
Имя художника складывается из персональных выставок, количества купленных работ и размещения его полотен в крупных частных коллекциях или музеях. Есть и нестандартные способы. Например, уфимский художник Евгений Севастьянов открытие своих выставок сопровождает яркими перформансами, которые нередко переходят грани общепринятых моральных норм. Так, открывая одну из выставок в Музее современного искусства, Евгений пригласил уфимских поэтов, которые читали патетические стихи. В самих строчках не было ничего необычного, разве что поэт с поэтессой выступали обнаженными... Как такого рода перформансы сказываются на имени художника?
- Я не вижу в этом ничего дурного, - говорит Виолетта. - Самое главное, чтобы при этом автор рос профессионально, ведь, очевидно, что если коллекционеры будут знать художника исключительно по таким мероприятиям и не представлять, что он пишет, то серьезно они к нему не отнесутся.
Традиционно в регионах спросом пользуются местные художники. Причина не только в патриотизме. Покупка полотна, особенно с целью инвестиции, не терпит суеты. Покупатель должен взвесить все «за» и «против». С работами местных авторов, которые выставлены в галерее, вопрос решается просто: семь раз увидел - один раз купил.  Выставки художников из других регионов сложно организовать: перевозка картин, да и приезд самих авторов требует определенных средств. Гарантии же, что поездка окупится и картины приобретут, нет. Кроме того, в выставочных залах есть четкий график выставок, расписанных более чем на год вперед.
Покупать картины, особенно если речь идет об инвестициях, галеристы советуют в салонах. Арт-бизнес крайне субъективен, и «шедевр», купленный на улице, может и не принести владельцу прибыли. Галеристы же сами заинтересованы в росте художника, поэтому абы чьи работы они выставлять и не будут. Кроме того, если речь идет о полотне уже известного автора, в салоне проверяют его подлинность. При малейшем сомнении работу в салон не берут.
Инвестировать в искусство стали в Уфе не только частные лица, но и крупные компании. В этом году один из филиалов банков даже выпустил каталог с полотнами, которые есть в его коллекции.
Дорогая старина
Вещь, которой больше 50 лет, автоматически считается антиквариатом, а, значит, часы, доставшиеся от бабушки, старые сервизы и монеты уже не просто память, а вполне серьезный товар, который можно продать, купить, создать коллекцию.
Но все ли можно коллекционировать?
Как ни странно - да. Главное, чтобы на вещь был серьезный спрос.  Вариантов множество: монеты, награды, фарфор и так далее. Можно даже собирать алкоголь. Прибыльное, между прочим, дело. Например, обыкновенная бутылка Советского шампанского 1950-х годов продается сейчас за 15 тысяч рублей.
- Однажды все сообщество коллекционеров всколыхнулось, - вспоминает  уфимский коллекционер Роман Коннов. - В Подмосковье был найден клад: несколько ящиков водки начала ХХ века. Первые бутылки продавались всего в два раза дороже современной водки. Потом владельцы поняли, что на этом можно заработать, и водка уходила по 30-50 тысяч за бутылку. Но полностью распродать клад не удалось. Воодушевленные успехом кладоискатели выпили все оставшиеся запасы.
Сфера антиквариата очень субъективна и держится исключительно на взаимоотношении спроса и предложения, но определенные ориентиры есть все равно. По основным предметам коллекционирования несколько раз в год выходят каталоги с указанием стоимости. Но на редкие вещи каталогов нет, так что все решает спрос. Цена вещи может возрасти в разы, если выставлять ее на аукционы, где собираются заинтересованные лица. Помимо всемирно известных аукционных домов, таких как Sotheby's или  Christie's, есть мировые аукционы попроще, специализирующиеся на продаже старинных автомобилей, кукол и так далее. Свои аукционы появились и в России. Они проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. Но, чтобы продать редкую вещь, собираться в дорогу не обязательно. На торги её можно выставить и через Интернет.
Российское законодательство относится к коллекционерам двойственно. С одной стороны, Россия так и не включилась в мировой бизнес антиквариата по той простой причине, что из нашей страны нельзя вывозить предметы старше ста лет, даже если этот предмет не имеет никакой ценности с точки зрения коллекционирования. Именно поэтому на российские аукционы не приезжают западные дилеры. При этом ввозить предметы можно без ограничений.
Современный собиратель старинных вещей имеет полное право не отчитываться, каким образом к нему попал тот или иной предмет. Выставляя его на продажу, он также не предоставляет никаких документов о его происхождении, если, конечно, не хочет похвастаться проверансом. С одной стороны, это удобно для коллекционеров, но с другой - открывает каналы для воровства предметов, представляющих какую бы то ни было ценность. В старых домах, где происходят пожары, нередко появляются темные люди, которые выносят старинную посуду или монеты. Некоторые идут дальше и ищут клады с металлоискателями или даже, составляя серьезную конкуренцию археологам, копают в местах официальных раскопок. Таких «деятелей» называют «черными копателями».
- Я очень негативно к таким вещам отношусь, но отрицать, что такое есть, не могу, - говорит Роман. - Например, недавно я узнал, что за лето в Самаре было продано свыше ста металлоискателей. Очевидно, что их покупатели могут заняться поиском древностей, представляющих серьезную ценность. Такого рода действия противоречат не только закону, но и моральным принципам коллекционера. Поэтому сам я никогда не покупаю предметы с рук у неизвестных мне людей. Это максимум, что может сделать коллекционер для борьбы с этим явлением: нет спроса - нет и предложения.
За последние двадцать лет отношение к коллекционерам изменилось и со стороны музеев. Если раньше это были во многом конкурирующие структуры, то теперь они взаимодействуют. Коллекционеры дружат с экспертами из музеев, иногда предоставляют им свои коллекции для выставок, тем более что сами вещи с каждым годом становятся все более интересными. Например, сейчас в России существует тенденция, когда коллекционеры собирают не только вещи, но и исторические документы, фотографии. Только увидеть уникальные документы не просто: коллекционеры редко хранят ценности дома и показывают их только самым близким людям. Мало ли что...
За настоящими редкостями любители антиквариата буквально охотятся, а собрав коллекцию, бережно ее хранят. Отдельные предметы они могут продавать, чтобы решить какой-то материальный вопрос, но полностью коллекция поступает на рынок, как правило, после смерти собирателя...
***
Мало собрать предметы древности или искусства. Надо их еще и сохранить. Какая бы известная картина не висела на стене, продать ее выгодно нельзя, если рисунок почти не сохранился. Фарфоровая чашка времен Екатерины II, разбившись, теряет свою ценность и остается просто грудой никому не нужных черепков.

Где найти искусство?
На данный момент в столице республики насчитывается 10 частных галерей и арт-салонов. Площадки под выставки-продажи картин предоставляют также три крупных торговых центра, в коридорах которых вывешиваются работы. Вообще, искусство привлекают многие структуры, где есть свободные стены. Периодически выставки проводятся в крупных уфимских гостиницах.
Несмотря на обилие площадок, самыми желанными для художников являются государственные галереи. Их в Уфе три: Малый зал Союза художников, Уфимская художественная галерея и галерея «Ижад» - выставочный зал от музея
им. М.В.Нестерова.

Из истории уфимского арт-бизнеса
Первая уфимская частная галерея появилась в 1989 году. Она называлась «Сангат» и принадлежала легендарной в арт-бизнесе женщине Алле Булянской. Идея была такова: организовать выставку-продажу полотен художников, которые обычная публика не имела возможности увидеть, так как они не вписывались в рамки тогдашней цензуры. Такие полотна просто негде было продать, разве только через знакомых. В самой первой выставке приняли участие художники творческой группы «Март»: Александр Буганин, Сергей Игнатенко, Сергей Краснов, Анатолий Баратынский и Рамиль Латыпов. В первый же день работы выставки посетители начали покупать полотна, а к ее концу было продано больше половины экспозиции. Вторая выставка, посвященная прикладному искусству, также оказалась успешной, и после этого галерея начала свою постоянную деятельность. Спустя 7 лет Булянская открыла галерею в Москве, а в 2004 году она вышла за пределы России. В Лондоне в престижном районе Сент-Джеймс, в доме, где ранее проводился винный аукцион Christie's, сегодня открыта третья галерея Булянской.

Доходы и расходы искусства
Открытие собственной галереи - дело затратное. Владельцы галереи должны вести работу в двух направлениях: содержание офиса и продвижение художников. В первом случае наибольшую статью расходов составляет арендная плата за помещение. Обязательные условия: салон должен находиться на «красной линии», в помещении необходимо наличие большой комнаты под выставочный зал и еще, как минимум, двух: для запасников и для сотрудников. Вместе с расходами на телефон, интернет и электроэнергию, расход составляет не меньше 100 тысяч рублей. Чтобы быть актуальными, галерея выпускает глянцевые каталоги с фотографиями самых ярких работ. (от 1 млн. рублей за выпуск). 
Доход галерей получается от продажи картин. Предельных границ «накруток» наше законодательство не ставит, поэтому, чтобы окупить расходы на продвижение художника, владельцы салонов ставят наценку от 50% до 100%. В качестве «подстраховки» при большинстве галерей находятся багетные мастерские, которые обеспечивают постоянный доход фирме и не требуют больших помещений или стартовых вложений.
Обеспечение старины
Бизнес на антиквариате не считается сильно прибыльным даже в Москве и Санкт-Петербурге, где оборот предметов старины гораздо больше, чем в нашей республике. Первый салон по продаже антиквариата появился в Уфе в 2005 году, сейчас в столице республики действуют четыре магазина, специализирующихся на его продаже. В салоны товар поступает в основном от проверенных коллекционеров и дилеров, однако принять могут и у частных лиц. Сумма, выставленная на ценнике, отличается от той, которая заплачена продавцу, примерно на 25-40%. Оценка вещи происходит для покупателя бесплатно, за экспертизу взимается дополнительная плата.

Словарь
Арт-банкинг - финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство. Осуществляется крупными банками. Новый вид услуг, появившийся в конце прошлого века в связи с ростом арт-рынка.
Арт-дилер - частное лицо, которое занимается покупкой и продажей произведений искусства.
Астрономия - непомерно высокая цена за предмет.
Винтаж - предметы, возраст которых колеблется от 15 до 50 лет.
Проверанс - история владения произведением искусства или предметом антиквариата, его происхождение. Проверанс повышает цену предмета. Пример проверанса: фотография известного деятеля вместе с предметом.

Что почем *
Серебряный рубль 1809 года - 25 - 30 тысяч рублей
Серебряный рубль 1841 г. 6500 - 8500 рублей
Серебряный рубль 1891 г. - 1000 -1300 рублей
1 копейка 1936 г. - 30 - 270 рублей
1 копейка 1975 г. - 30- 50 рублей
Школьная серебряная медаль 1985 г. - 1010 рублей
Номер газеты "Правда" 1917 года - 7500 рублей
Плакат с членами политбюро КПСС за 1986 г. - 6000 рублей
Нож-финка 1942 г. - 34 000 рублей
Кавалерийская офицерская сабля 1827 г. - 1 млн. 320 тыс. руб.

 * по каталогу антикварного салона «АртАнтик»

 

Сергей Краснов - действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник Республики Башкортостан:
- Пусть в Уфе есть артгалереи, но рынка нет ни в Уфе, ни в Москве. Рынок сырья - да, а произведений искусства - нет. Наш рынок, скорее, барахолка,по причине неопределённости культурных ценностей.Возьмите журнал «Арт-хроника» -  в нём вы не найдёте анализа современного положения искусства. Потому, что к нему нет интереса. Мы прошляпили буржуазную культуру,поэтому завязли в декадентстве.А пропущенные исторические этапы - мстят. Нельзя перепрыгнуть историческую формацию, и большевики это прекрасно доказали.

Ольга Самосюк, член Союза художников России:
- Покупка предметов искусства у нас в городе нередко принимает странные формы. Люди, имеющие материальную возможность купить полотно художника, зачастую не разбираются в искусстве и не ценят его. Были случаи, когда наши состоятельные граждане привозили из Турции откровенный кич, платили за эти работы бешеные деньги и гордились тем, что у них в интерьере присутствует картина зарубежного автора. Местных художников тоже покупают, но, к сожалению, это зачастую происходит с позиции откровенного потребительства и пренебрежения: покупатели сами не ходят по галереям, не выбирают полотна, а отправляют дизайнеров. Последние подбирают картины, исходя не из художественной ценности или идеи, а по принципу - подходит ли картина под обои. Иногда полотна просят написать на заказ в определенной цветовой гамме и по заданной владельцем композиции. Такие картины, на мой взгляд, мертвы, ведь в них нет души и творчества. Признаюсь честно: в Уфе  художникам не выгодно продавать картины. Авторы больше средств могут вложить в краски и кисти, цена на которые за последние пару десятков лет астрономически возросла. Цены на картины остались теми же. Экономически эффективнее вывозить картины в Москву, где, к примеру, за офорт можно получить около 1000 долларов. В Уфе графику предлагают продать за 300 рублей. Но дело даже не в деньгах, а в общей культуре, вернее, в ее отсутствии. Редко в какой семье сейчас есть картины. Чаще всего это интеллигенция: врачи, учителя, то есть люди, которым искусство близко, но в то же время у них нет свободных средств, чтобы купить полотно художника. Как они к ним попадают? Дарят друзья-художники, остаются от бабушек-дедушек. В целом же граждане забывают искусство. Помню лет 15 назад был проведен опрос на улицах города: людей просили назвать самых известных советских художников. Победили варианты: Суриков, Репин, Саврасов, то есть, русские дореволюционные авторы.
Но говорить, что все плохо и бесперспективно, я бы не стала. Капитализму в России, по сути, 15 лет. И те, кто сейчас заработал определенные средства, еще не имеют традиции и культуры инвестировать деньги в искусство или даже просто коллекционировать полотна. Так было и в императорской России с первыми капиталистами. В первом поколении они были просто заводчиками, но их дети, получившие образование за границей, уже стали интересоваться культурой и искусством, а внуки выросли меценатами, покупали картины, дарили их стране, открывая музеи. Поэтому я надеюсь, что со временем ситуация наладится и искусство снова будет востребовано.

Юлай Урманшин, антиквар:
- В докризисный период цены на произведения искусства, антиквариат и драгоценности были неоправданно раздуты. В это время приобретать эксклюзивные, уникальные вещи и предметы старины было просто невыгодно. Сейчас наблюдается тенденция к снижению цен, они упали примерно в два раза. Но у антикварных магазинов есть постоянные клиенты, они пополняют свои коллекции независимо от экономической ситуации в стране. Антиквариат всегда в цене! Это товар, на который постоянно будет спрос. Что касается инвестирования, то, прежде всего, человек должен разбираться в том, что он собирается покупать. Если коллекционер - новичок, то за советом он может обратиться к специалисту в антикварный магазин, музей или поискать необходимую информацию в Интернете, на многочисленных антикварных форумах. Сейчас меньше стали приобретать живопись, зато не пропадает интерес к монетам, иконам, фарфору, предметам прикладного искусства. Наиболее выгодным вложением денег являются золотые монеты, преимущественно царского периода, но и они смогут принести доход их владельцу не раньше, чем через год-два.

Маргарита ТИЛОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости