РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Магистральные технологии
Катать по-новому Не секрет, что плохое состояние дорог приводит к прямым экономическим потерям. Ассоциация "Деловая Россия", в начале лета представившая результаты своего исследования качества дорог в Приволжском федеральном округе (специалисты исследовали еще сравнительно благополучный Татарстан), отмечает, что из-за разбитых трасс грузоперевозка нам обходится в среднем в два раза дороже, чем европейцам (12-15% себестоимости перевозимой продукции против 7-8% в Европе). Это обуславливается высокой себестоимостью услуги - по дорогам нашей страны грузы в среднем перемещаются со скоростью 200-300 километров в день, тогда как в Европе - 1000 километров. Горючего на наших трассах уходит в полтора раза больше, срок службы автомобилей сокращается на 30%, а стоимость их обслуживания возрастает в 2,5-3,4 раза. Причиной такого отставания является даже не климат, а использование устаревших материалов и технологий, о чем лишний раз говорит отличное состояние трасс в весьма схожих с нами по климату странах Северной Америки и Европы - Швеции, Финляндии и Канаде. В последнее время ставку на использование новых методик строительства и ремонта дорог делают и в Уфе, что обещает значительно поднять их качество и безопасность. При обновлении участков проспекта Салавата Юлаева в этом году впервые был использован щебеночно-мастичный асфальт, по словам разработчиков, способный положить конец быстрому разрушению скоростной магистрали. Традиционное асфальтовое покрытие, состоящее из битума и мелких камней, под весом тяжелого транспорта довольно быстро прогибается, что приводит к образованию колеи, появлению выбоин и трещин. При использовании щебеночно-мастичного асфальта вес проходящих машин воспринимается жесткой каменной основой (битум, щебень, минеральный порошок и волокна), что обеспечивает минимальный прогиб, малый износ и препятствует просачиванию воды в глубь полотна, которая в межсезонье, замерзая по ночам, буквально разрывает автотрассы. Помимо устойчивости к природным катаклизмам дорога получается менее шумной и более долговечной. Другим нововведением этого сезона, также опробованным на проспекте Салавата Юлаева, стал кубовидный щебень, который в последнее время называют "щебнем будущего". Его принципиально новая форма и состав позволяют приблизить коэффициент уплотняемости асфальта к единице, что в два-три раза увеличивает долговечность и морозостойкость покрытия. Применение новых материалов пока идет, так сказать, в тестовом режиме, на небольших экспериментальных участках. Если перспективные виды дорожного покрытия докажут свою эффективность в предстоящий зимне-весенний сезон, уже в следующем году они получат более широкое применение. Умная укладка Наряду с перспективными материалами дорожники применяют и новые технологии укладки асфальта. К примеру, антисегрегационный перегружатель фирмы Roadtec представляет собой машину со специальным бункером-накопителем, куда асфальт из кузова самосвала помещается перед подачей на асфальтоукладчик. Такая технология позволяет исключить нередкие при дорожных работах длинные колонны самосвалов, ожидающих своей очереди на разгрузку, и, главное, сохранить все свойства асфальтобетонной смеси, которая при длительном нахождении в кузове грузовика может расслаиваться, что не лучшим образом сказывается на качестве нового покрытия. Особое внимание уделяется системам пассивной безопасности, в частности металлическим дорожным отбойникам, не дающим аварийным машинам вылететь на встречную полосу или съехать в кювет. До сих пор их широкое применение сдерживалось трудоемкостью монтажа. Не так давно поступивший в распоряжение башкирских дорожников гусеничный копр "Orteco" заменяет целую бригаду рабочих. Он может забивать до 40 свай в час, что позволяет монтировать до 500 погонных метров ограждения в смену. Один оператор забивает сваи и управляет копром. При этом не требуется предварительного бурения, а ограждение получается идеально ровным. Механизирован и весьма затратный по времени процесс установки бордюров и обустройства системы ливневых стоков с поверхности трасс. Бордюро-укладчик Gomaco GT-3200 устанавливает бордюр и бетонный водосточный лоток методом вибрационного формования в скользящей опалубке. Быстро-сменные формы позволяют легко менять профиль укладываемого бетона, а бортовой компьютер обеспечивает идеальную форму водостоков и минимальные потери раствора. Ливневка для мегаполиса Тридцать-сорок лет назад, когда в столице республики застраивались крупные микрорайоны и формировалась дорожная сеть, на обустройство ливневой канализации внимания почти не обращали - по мысли проектировщиков, вода с тротуаров и дорог должна была уходить самотёком по рельефу местности. Общая протяжённость дренажных труб в Уфе составляет примерно 120 километров, но, по расчётам экспертов, - это лишь 14 процентов реальной потребности города. Подобная экономия в конечном итоге дорого обходится коммунальщикам. В межсезонье вода проникает в поры асфальта и, замерзая ночью, буквально разрывает проезжую часть. Покрытие страдает и летом: при наезде колеса на трещину с дождевой водой жидкость сжимается и происходит своего рода микровзрыв. Там, где ещё недавно была маленькая выбоина, всего за несколько дней появляется яма глубиной несколько сантиметров. В последнее время все капитальные ремонты уфимских дорог сопровождаются реконструкцией старых или строительством новых коллекторов. В 2004 году ливнеотвод диаметром 1200 миллиметров получил участок проспекта Октября от остановки "Аграрный университетет" до "Спортивной", а в прошлом году дождевой коллектор появился уже на всем протяжении главной городской магистрали. Аналогичную систему проложили под проспектом Салавата Юлаева. Однако десятки километров городских магистралей до сих пор лишены какого бы то ни было дренажа. Понимая, что полумерами здесь не обойтись, городские власти разработали "Схему дренажно-дождевой канализации Уфы на 2010-2020 гг.", которая в перспективе охватит весь город единой сетью магистральных коллекторов. К 2020 году общая протяжённость дренажных труб должна увеличиться со 120 до 238 километров. При этом собранная на улицах вода будет отводиться не напрямую в реки, как сейчас, а проходить через сеть локальных очистных сооружений, что значительно снизит объём попадающих в Белую и Уфимку мусора и вредных веществ. Программа предполагает строительство 14 новых насосных станций и 23 локальных очистных сооружений. Последние будут представлять собой модульную конструкцию, которую можно разместить на площади всего 200-300 квадратных метров. Не так давно проект вступил в стадию практического воплощения: началось проектирование очистного сооружения для активно застраиваемых жильем новых микрорайонов "Колгуевский" и "Южный".
Алексей ФАТЫХОВ |