ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

УГНТУ: всё по-домашнему
После капитального ремонта сдано в эксплуатацию общежитие №3 Уфимского государственного нефтяного технического университета.
В здании, построенном ...


Даёшь деньги на арену!
25 ноября Премьер-министр Правительства Башкортостана Раиль Сарбаев встретился с министром спорта, туризма и молодежной политики России Виталием Мутко...

Приглашает Президент
На Президентскую новогоднюю елку, которая пройдет 22 декабря в «Конгресс-холле», будут приглашены отличники учебы, победители предметных олимпиад и сп...

«Вьюговей-2010»
С 23 декабря по 15 января в Уфе пройдет ежегодный фестиваль «Вьюговей-2010» - на нем каждый район представит свое видение празднования Нового года на ...

Юбилейное турне
Государственный академический ансамбль народного танца РБ имени Файзи Гаскарова 20 декабря выступит в Москве, в Концертном зале имени Петра Чайковског...

СРеДа - только «да»!
13 ноября Фестиваль социальной рекламы «Городская СРеДа-2009» отметил свой первый юбилей. Пятый год жизни этого форума стал рекордным: по количеству р...

Зелёный свет лауреату
25 ноября в Малом зале Башкирского государственного театра оперы и балета состоялось вручение V городской молодежной общественной премии «AVANTE».
...


Нереальное погружение
В декабре в новый кинозал IMAX, который возводится сетью кинокомплексов «Планета Кино» перед кинотеатром «Искра», ступит нога первого зрителя.
Зрит...


«Мамы нам нужны!»
- такое признание можно услышать от руководителей уфимских предприятий и учреждений, ставших участниками конкурса «Лучшее предприятие для работающей м...

С общим аршином
14 ноября перед зданием Управления Росреестра по Республике Башкортостан, расположенным по адресу: улица 50 лет СССР, 30/5, состоялось торжественное о...

Карты сданы
С 3 до 18 декабря в Уфе пройдет выставка карт и схем Уфы и Башкирии - результат пилотного проекта «Атлас-хроника», уникального настенного представлени...

Вай-фай с ветерком
В автобусах «Башавтотранса» появился бесплатный wi-fi. Его скорость составляет около 100 Мбит/сек, что делает вполне комфортной работу на КПК, смартфо...

Ретро-новости
90 лет. 4 декабря 1919 г. в Стерлитамаке создан Башкирский государственный театр драмы.
13 декабря 1919 г. Политбюро ЦК РКП(б) отменило «Положение ...





     №12 (97)
     декабрь 2009 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Нет дружбы – нет варенья


Tак, где бы нам теперь взять интеллигентов, отягощенных какой-нибудь собственностью? Знакомьтесь: потомки и наследники академика Лепехина, обладатели дома в подмосковном дачном поселке. Андрей Иванович (Дюдя), 67 лет, профессор математики (народный артист РБ Анатолий Хаустов) -  вне математики назначение неясно; любит хлопнуть рюмочку так, чтоб родные не заметили. Наталья Ивановна (народная артистка РБ Татьяна Макрушина) - высокообразованная дама, замученная на литературных плантациях: переводит на английский многотомник современной писательницы Аллы Калугиной. Варвара (Вава) - ее старшая дочь (артистки Ирина Бусыгина и Анна Асабина), может провести в церкви до пяти часов кряду. Елена (Леля), средняя дочь (заслуженная артистка РБ Татьяна Григорьева) - красавица, обладательница мужа Константина - безработного музыканта (особенно комичная роль Тимура Гарипова). Лиза, младшая, 19 лет (студентка УГАИ Тамара Адамова) - не красавица, делает ставку на остроумие и рыжий цвет. И Мария Яковлевна, Маканя (Татьяна Афанасьева) - родственница, давно превратившаяся в домработницу.
Все, кроме Натальи Ивановны и Макани, НЕ РАБОТАЮТ. А жить хотят даже не в Москве, а в Париже и Амстердаме. (Пьеса полна аллюзий и прямых цитат из чеховских пьес, другая русская классика тоже не забыта. Ничего удивительного: воздух тот же, гены...) Вава не работает на фоне глобальной катастрофы в стране (правительство довело страну до ручки), а также в личной жизни (ей 32 года, не замужем). Леля не хочет перекладывать бумажки за какие-то 1000 долларов в месяц (с ее иностранными языками - труд без поэзии, без мысли...)
Между тем, потомки первого нового русского - Лопахина -  пьесою тоже охвачены: у Натальи Ивановны есть сын Ростислав (Григорий Николаев), женатый на той самой Алле Калугиной (Ирина Чурикова). Смешать в нужных пропорциях сантименты и женские приколы, развесить побольше перипетий личной жизни - вот ты и писательница с миллионными тиражами и можешь мужу говорить: «Так! Поди сюда». Но только сантименты у Калугиной, видимо, все на литературу ушли - так что платит она Наталье Ивановне за перевод сущие гроши.
Как звезды сообщают нам, что пора что-то в себе изменить? Правильно: сначала в туалете отрывается шнур, потом засоряется слив... Чтобы победить коммунальную гидру, нужно быть очень дееспособным человеком, подчас просто-таки Геркулесом. Наши героини только и могут что пытаться умилостивить это чудовище (точнее, его представителя - сантехника Степана) денежными подношениями. (А наличных в доме мужчин этими проблемами и вовсе не загрузишь.)
Но ведь бывает же и у нас, у русских, чтобы «раззудись, плечо, размахнись, рука!» Бывает. Семейство взялось за дело - решили варить варенье на продажу: из фирменной нашей ягоды крыжовника, по рецепту старинному, Николаем II излюбленному. Но… как понял в конце концов Константин Левин, русские работают не так, чтобы все было отлично, а так, как им удобно. А основным двигателем процесса стала Маканя, слишком хорошо усвоившая, что для обустройства комфортной жизни нужно много зеленых денег.
Да и кто вам, вообще, сказал, что Любовь Андреевна, Гаев и Аня из «Вишневого сада», и даже Ольга, Маша, Ирина и Андрей или вот эти мать и три сестры - это настоящие семьи? Взаимопонимание, любовь и дружба, которые помогают преодолеть все трудности, - этого нет у них, несмотря на все наводнения прекрасных слов, хоть и называют друг друга семейными именами... А у Улицкой и эффект «диалога-монолога», когда каждому безразлично, что там говорит и думает другой - практически постоянны. Так что не удастся им объединиться и создать что-то новое и ценное - не стать русскому варенью мировым брендом, потеснив шотландский виски и японские суши. А потому и дом общий не спасти. Все это знакомо, смешно... а еще грустно и обидно.

Три товарища
«Деревенские адвокаты» - так называется повесть Мустая Карима, перенесенная на сцену Башкирского академического театра драмы в год 90-летия нашего поэта. За ее постановку взялся лучший режиссер по версии фестиваля «Театральная весна-2009» - Мусалим Кульбаев.
Одну штанину заправить, другую - навыпуск. Да вперед ею шагнуть, чтоб разглядели да поняли, что не просто так пришел Враль Нурислам (Ильдар Саитов).
- Есть тут у нас молодой, яростный барс, - сообщил он хозяину. - Так вот он, истомившись, пустился по следу вашей статной газели.
- Какая там газель?! Скажи уж лучше - верблюд, - ответствовал скептик Хабетдин. Но высокая дочка его Кумешбике (Алсу Бахтиева) залилась счастливым смехом... «Кумеш» - по-башкирски «серебро». Так что хоть и был Курбангали (Алмас Амиров) сложения не богатырского, а серебра ему досталось много.
Все думают, что от вралей один вред, а вот же - пригодился! А, если, скажем, белогвардейцы по следу друга идут? В полной форме и полной уверенности, что сиволапое мужичье соврать не посмеет, да и не сможет толком. Тут можно и дара речи лишиться, особенно от наведенных пистолетов. Да только гордое свое прозвище - Враль - оправдывать надо...
…Ко времени этого собрания Сельсовет Кашфулла (Сагидулла Байзигитов) тоже прозвище свое уже получил. И мог бы встать да и сказать, что раньше не пил он никогда и сделал на посту председателя колхоза немало. Но не в его это духе - разглагольствовать, да еще и оправдываться. Да и не нужно. И пусть грозный посланец сверху Кылысбаев (Хурматулла Утяшев) порыкивает про «демократический централизм» да на бюстик Сталина поглядывает. Такого дружного отпора «из низов» он никак не ожидал, пришлось тон сменить...
А в чем же талант третьего друга - Курбангали? Не только в колхозе - дома он не командир (скромно так за женой шагает). Но вступиться за невинного человека, особенно за друга, скромность ему не помешает. Когда знакомых в
37-м году арестовывали, мало находилось таких, кто хоть слово против говорил. А вот два простачка из Кулуша, Курбангали и Нурислам, не прикидывали, что им за это может быть… И прогнать их энкавэдэшник Усманов (Хурматулла Утяшев) не смог: настолько люди не понимали, куда пришли и о чем просят.
В разные моменты жизни видим мы трех друзей: есть тут, как у Шекспира, и героическое, и обыденное, и война, и голод, и домашняя обстановка. Три друга рядом прошли всю долгую, трудную, опасную жизнь  и дожили вместе до восьмого десятка, и похоронены рядом - разве это такое уж обычное дело? Нет. И были они поэтому людьми счастливыми, несмотря на все испытания, поэтому и нет печали в последней сцене (наоборот, смеху подпустили!) и в голосе автора, рассказывающего о последних минутах Курбангали. Кстати, об авторе-рассказчике: вот он тут же, на сцене, под зеленой лампой сидит, пишет. (Уже четвертое блестящее преображение народного артиста России Хурматуллы Утяшева.) Он, скорее всего, нашим героям сосед: столько же под кулушевским небом - то синим, то красным - прожил, все его краски в себя впитал.
А еще простые жители Кулуша ничего не знали о том, в какое такое особенное время они жили: Адвокат, Сельсовет и Враль в любой момент оставались собой, не обращая на время никакого внимания. Как сказал Кашфулла, «Время - это мы. Какие мы - такое и время».

Лицом к лицу
с любовью

У русской труппы Национального молодежного театра с начала сезона состоялись сразу две премьеры. Обе - о любви.

Валентин и Валентина (Карина Ярмеева и Ренат Фатхиев) встретились - и теперь их жизнь имеет смысл только тогда, когда они вместе. Но они еще студенты: денег нет, жить негде… По крайней мере, мама девушки (народная артистка Башкортостана Ольга Мусина) четко обозначила, что на ее квадратные метры они могут не рассчитывать. Мир начинает проверять их любовь  самыми разными способами. «А ты уверена, что это тот самый единственный человек, что с ним можно строить семью?» - спрашивают ЕЕ. Действительно, а что может служить источником такой уверенности? Может, солидное положение, квартира-машина? И откуда берется та точка зрения, что любовь - это не для всех, как выигрыш в лотерею? Ведь реализуется-то она через нас.
Советскому драматургу Михаилу Рощину удалось так наглядно показать, что взрослая жизнь означает самостоятельный и осознанный выбор, и начинается она тогда, когда ты делаешь этот выбор, а не с какого-то определенного возраста - что пьеса эта по праву стала классической. Но «Валентин и Валентина» Мусалима Кульбаева смотрится так, словно написана сегодня. И в самом деле: вопрос о метрах сейчас стоит еще острее, матерей-одиночек, которые могут передать дочерям осадок своих разочарований, меньше не стало; девушек, не послушавших вовремя голоса сердца или разума, - тоже... (Как раз глубоко современной - самоуверенной, опытной и глубоко несчастной - получилась старшая сестра Валентины Женя в исполнении Лады Николаевой). Антитеза матери девушки - мать Валентина (заслуженная артистка России Людмила Воротникова): у женщины, познавшей счастье, взгляд на жизнь совершенно другой. И жизнь вокруг нее от этого другая! Вообще, все происходившее в этот вечер на сцене было настолько естественно, не могло быть по-другому... что не оставалось сомнений: тема эта близка всем. «А вы верите в любовь?» - этот вопрос прозвучал со сцены и явно, и неявно, перенося конфликт прямо в жизнь каждого зрителя... И не осталось сомнений, что мечтаем все мы главным образом именно о ней.

Алиса (Ильгиза Гильманова) - брюнетка, живая, грубоватая, непредсказуемая; записать ее в соперницы не посоветую никому: воевать за своего мужчину умеет. Кто догадывается, что стриптизерши - темпераментны, опасны и соблазнительны в любой одежде - тот в этом убедится. Одно «но»: девушка, избравшая эту профессию, почему-то не становится менее одинокой… Анна (Полина Шабаева) - недоступная красавица, самодостаточная, творческая личность: она преуспевающий фотограф, ее метод - найти нечто особенное в лицах печальных незнакомцев и тем самым сделать этот печальный мир красивее. Проживает отдельно от мужа.
Алиса знакомится с начинающим писателем Дэном (Асхат Накиев), Анна набредает на врача Ларри (Андрей Максимов). Но персонажи Патрика Марбера (как и мы, наверное) мечтают о любви, но верят в нее не до конца, позволяя себе маленькие отступления. И хотят во что бы то ни стало знать всю правду, и слишком стремятся к идеалу (а идеал, как известно, не может все время проживать рядом). Анна и Алиса - женщины полярно разные, а вот в образах мужчин, несмотря на все отличия, есть общая основа. Дэн - романтик, Ларри - тип приземленный (а чего вы хотите от дерматовенеролога), к тому же хороший психолог. Но любой мужчина - это такое существо, которое считается только со своими желаниями, и любой, устремляясь направо - за нежностью и уютом и налево - за длинными ногами, в глубине души мечтает об одной-единственной... А измена для него - всегда конец любви. (И чаще всего начало феномена под названием «все мужики - козлы».) В результате действия всех этих пружин любовь превращается в запутанную, непредсказуемую игру, выиграть в которой хоть что-то способен только прожженный циник и манипулятор. И становится понятно, почему настоящая любовь, подлинная близость (пьеса так и называется - «Близость»), которая есть одновременно восхищение партнером и полное доверие к нему, которая одна дает избавление от одиночества, - была возможна, но не случилась, осталась невыполненной сверхзадачей.
Из этого актерского ансамбля невозможно выделить кого-то одного - игра каждого покоряет точностью и логикой характера, а временами от шквала энергии со сцены хочется спрятаться (тем более что сцена - малая). Оформление ее было немногословным, можно было бы сказать - скупым, если бы не служивший фоном экран (он не просто изображал место действия - давал дополнительную информацию о происходящем, только надо было ее разгадать). Но ничего большего и не требовалось - настолько колоритен каждый персонаж. В общем, петрозаводский режиссер Олег Липовецкий, сценограф Владимир Королев и мастер компьютерной анимации Александр R-МАН отразили самую суть наших любовных метаний. Просто и энергично. По-молодежному.

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг