ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Да будет мост!
Ко Дню республики столица Башкортостана получит в подарок новый мост, строительс...

Покажем будущее
Башкортостан примет участие в VII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2008», к...

Кандидаты определились
В территориальных избирательных комиссиях республики завершилась регистрация к...

Достояние республики
7 сентября - День работников нефтяной и газовой промышленности. Тысячи и тысячи ра...

Сибаю - 60
В Сибае прошел День города «Сибай йыйыны», приуроченный к 60-летию градообразующег...

Встреча двух столиц
25-26 сентября в Башкортостане пройдут Дни Москвы. В рамках мероприятия запланирова...

Первая помощь
Башкирская колонна с гуманитарным грузом первой из множества других колонн доста...

Ярмарка доброты
24 августа в Парке имени Ивана Якутова в целях оказания помощи малообеспеченным мн...

Рамазан и юбилей
1 сентября начался Свя
щенный месяц Рамазан. Продлится он до 30 сентября - праздни...


«Раймонда» едет в Таиланд
20 августа Башкирскому государственному театру оперы и балета исполнилось 70 лет. К...

Газонокосилку - в подарок
До 10 сентября определятся победители ежегодного смотра-конкурса «Зеленый наряд ш...

Браво, олимпийцы!
Пекинская Олимпиада принесла нашим спортсменам и болельщикам довольно много сам...

Биатлон круглый год
В октябре планируется визит в Уфу представителей Международной федерации биатло...

Все бегут!
20 сентября стартует Всероссийский день бега - «Кросс наций». Для охвата массовым з...




     №9 (82)
     сентябрь 2008 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Лёлька, или Подлинная история Каролины Ковальской


Лёлька была певицей, причем профессиональной. Когда в 1946 году она поступала в Уфимское музучилище, то, несмотря на невзрачный внешний вид (худоба от постоянного недоедания, одни глаза), поразила приемную комиссию силой и тембром голоса. Училась Лёлька на вокальном отделении у известного тогда преподавателя Александра Чернова. Она оказалась такой талантливой, что по окончании училища дипломированную певицу распределили в Башкирский театр оперы и балета. Только места не нашлось, и Каролина Ковальская поступила солисткой в эстрадный оркестр лучшего кинотеатра Уфы «Октябрь».
Пожилые уфимки до сих пор восторженно рассказывают, какой обворожительной была эта Ковальская. Не женщина, а праздник: вся в шелках и бархате, в неподражаемых шляпках с причудливо изогнутыми полями и вуалькой в мушках. Поклонницы, а их особенно много было среди заводских, после работы торопились в кинотеатр, стремясь попасть туда задолго до сеанса, чтобы успеть досконально разглядеть Лёлькин наряд, «срисовать фасончик». Ну и, конечно, хотелось послушать в ее исполнении «Ехал я из Берлина» или «Синий платочек», а еще лучше «Старый парк» или «В городском саду». Репертуар Ковальской был обширен.
Говорили, что она самая что ни на есть «гордая полячка», то ли дочь, то ли жена иностранного шпиона, высланная в Уфу за неблаговидные деяния пана Ковальского. Возможно, ее путали с пианисткой Татьяной Томберг, которая действительно была сослана сюда еще до войны после убийства Кирова.
Также народ приписывал Лёльке жутко ревнивого мужа-офицера, прямо-таки мавра, безумно влюбленного в прекрасную полячку и окружившего ее небывалой роскошью.
В 1953-м Лёлька вместе с оркестром перебралась в только что построенную «Родину», где зеркально-мраморные интерьеры еще больше подчеркивали ее нездешний облик. Потом она вдруг исчезла, и все решили, что Отелло окончательно запер соловья в золотой клетке.
Из-за довольно ранней Лёлькиной смерти ее имя еще больше обросло легендами. На протяжении многих лет я пыталась отыскать ее следы, но все было тщетно. Однажды в очерке о послевоенной музыкальной жизни Уфы написала о ней буквально несколько строк, и результат не замедлил сказаться. Через пару месяцев раздался звонок из Гамбурга, и послышался взволнованный женский голос: «Это Алёна, младшая дочь Ковальской». Оказывается, номер нашего журнала переслала ей из Уфы старшая сестра Ульяна. И теперь, благодаря счастливому случаю, я могу рассказать настоящую историю Лёльки.
Все началось почти сто лет назад, когда во время Первой мировой войны на башкирскую землю занесло молоденького беженца-поляка, уроженца Люблина Иосифа Ковальского. Юзек очутился в небольшом уездном городке Стерлитамаке, устроился слесарем на лесопильный завод. Может, он и уехал бы потом обратно на родину, но вспыхнула Октябрьская революция, началась Гражданская война, да и в его жизни произошло главное событие - Юзек влюбился. Анна Смертина, дочь крестьянина из деревни Тимашевка Петровской волости Стерлитамакского уезда, выглядела городской барышней, где-то служила, с ней было интересно поговорить - как-никак она окончила местную женскую гимназию, и образованность сочеталась в ней с житейской смекалкой и практичностью. Поженились они, судя по всему, в разгар Гражданской войны. Первенец, названный в честь отца Иосифом, родился в 1919-м. Потом появились еще два сына - Бронислав и Франц. И только в 1927-м бог послал долгожданную дочь Каролинку. Так что и в самом деле ее отцом был пан Ковальский, объявленный врагом народа. Легче всего было лепить шпиона из иностранца, даже из такого, который по-русски давно говорит без акцента. А уж если он не простой работяга, а механик (хоть и самоучка), это и вовсе подозрительно. Пришить дело Ковальскому было проще простого, ведь он однажды уже попадал в поле зрения органов в связи с пожаром на Мелеузовской лесопилке, куда его, как незаменимого специалиста, послали на подмогу. Говорили о поджоге и прихвостнях капитализма.
Арестовали Иосифа Брониславовича в начале 1938-го. Ульяна до сих пор бережно хранит бумажку - так называемый «Протокол обыска», где перечислены обнаруженные в доме «улики». Например, охотничье ружье, порох, патроны, дробь. О чем они могут свидетельствовать? Да всего лишь о том, что Ковальский был заядлым охотником.
Вообще он был очень одаренным человеком и постоянно занимался самообразованием, вызывая уважение Анны Кирилловны и подавая пример ей и детям.
Перед войной сама Анна Кирилловна окончила педучилище и работала воспитательницей в детском саду.
Старший сын Юзек самостоятельно выучился играть на многих музыкальных инструментах, всю жизнь преподавал в одной из школ Стерлитамака. Бронислав, или, как называет его Ульяна, дядя Слава, после школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) поехал в Уфу, на моторный завод, где его приняли в литейный цех. Впоследствии, не имея никакого специального образования, он стал одним из ведущих конструкторов предприятия. Видимо, унаследовал отцовский талант.
До войны в Стерлитамаке ходили слухи о некоем юном Кулибине, придумавшем автомобиль на паровом двигателе - топливом служили дрова. Построил он его специально для того, чтобы возить любимую маму на рынок и по прочим удаленным от дома местам. И еще долго в памяти стерлитамакцев жил эдакий маленький паровозик, бойко снующий по здешним улицам. Как вы, наверное, догадались, Кулибиным был Слава Ковальский.
Франек стал строителем. Как уехал в молодости в Новосибирскую область, так и остался там на всю жизнь. Сегодня в Киселевске живут его дети - двоюродные братья и сестры Алёны и Ульяны. А в Стерлитамаке - потомки старшего дяди Юзека.
Каролина с детства мечтала стать артисткой. Когда отца арестовали, ей было всего девять. Никаких вестей от Иосифа Брониславовича не было, пока в 1942-м Анне Кирилловне не сообщили о смерти мужа в тюрьме то ли от инфаркта, то ли от инсульта.
Лёльке повезло: никто ни разу не напомнил ей о том, что она дочь врага народа. Даже в комсомол приняли. Училась хорошо, вела общественную работу. Жилось, конечно, как и многим, трудно, и после восьмого класса по направлению гороно Лёлька пошла работать в мамин детсад.
Еще до музучилища, когда они с Анной Кирилловной уже обосновались в Уфе, где-то кто-то, испуганно оглядываясь по сторонам, шепнул ей запретное тогда слово - джаз. Она, конечно, и представить себе не могла, что через несколько лет с головой окунется в этот незнакомый мир волшебных звуков, зовущих к движению, к любви, к жизни.
В конце 1940-х дирижером оркестра в кинотеатре «Октябрь» был пианист Виктор Колосков. Никто, кроме самых близких друзей-музыкантов, не догадывался о том, что этот скромный высокий, худой человек в очках с толстыми линзами - скрытый джазист, а такое увлечение в те годы не прощалось, оно могло быть расценено как угодно - вплоть до измены Родине. Это Колосков в 1948-м, узнав о приезде в Уфу джаз-оркестра шанхайских музыкантов-репатриантов, сразу позвал к себе лучших - Анатолия Шаганова и Семена Липпарта (Липпорта), виртуозно владевших несколькими инструментами, Петра Зелинского - мастера игры на гавайской гитаре и барабанах, трубача Лебедева. «Китайцы» привезли с собой грампластинки и ноты.
«И мы все это играли, в основном произведения из репертуара Олега Лундстрема, поехавшего из Шанхая в Казань. Ни слова о джазе. Упаси бог! Номера объявлялись как «фантазия» или «композиция на тему», - делится со мной воспоминаниями Евгения Владимировна Иващенко. Сейчас ей 86. Уфимцы старшего и среднего возраста должны помнить стройную красавицу-скрипачку с пронзитьельно-голубыми глазами, много лет руководившую оркестром в «Родине». Еще в «Октябре» она сменила Виктора Колоскова. - Каролина Ковальская появилась у нас в 1950-м. В 1953-м вместе со всеми музыкантами перешла в новый кинотеатр. Была добрым, отзывчивым, порядочным человеком и серьезной вокалисткой, репертуар подбирала тщательно. Конечно, пела она, главным образом, популярные эстрадные песни (публика их всегда жаждала). Но, как мне казалось, сидя за кулисами в ожидании своего выступления и слушая «фантазии», она, как и мы, наслаждалась «шанхайскими» мелодиями. Но тогда еще никто не пел джаз… У Ковальской была бездна вкуса. Одевалась шикарно. При этом оставалась простой, милой и невероятно веселой. Кстати, она была у нас секретарем комсомольской организации».
Наряды для молодой артистки из кусков и лоскутков мастерила Анна Кирилловна, искусная портниха и вышивальщица. Бывало, кроит-шьет и тихонечко выводит свою любимую песню про две розы: «Одна из них белая-белая была, как улыбка несмелая, другая же алая-алая была, как мечта небывалая…». Тосковала, конечно, она по своему Юзеку, сгинувшему без суда и следствия. В 1959-м наконец пришла из Приволжского военного трибунала справка о том, что дело И.Б. Ковальского было пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления, и он реабилитирован посмертно.
В те годы они уже жили на Свердлова, в доме дореволюционной постройки. По преданию, его еще в 1840-х построил уфимский дворянин с французской фамилией Бонье. В начале прошлого века на нем красовалась мансарда. Когда Лёлька въезжала сюда, ее и в помине не было, просто одноэтажное здание. Жить в этом доме, толстые стены которого, казалось, впитали запахи и звуки отшумевшей эпохи, было комфортно. Лёлька была здесь счастлива. И это счастье дарил ей Лёша. Алексей Иванович. Тот самый офицер-ревнивец, но вовсе не такой страшный, каким его расписывала молва. Наоборот, необыкновенно красивый, добрый, благородный и умный.
Его настоящее имя было Муратов Загит Абубакирович. Но даже родная мать и сестры называли его Лёшей. В те советские годы у многих башкир и татар  были вторые - русские - имена. Может, для легкости общения, а может, от избытка интернациональных чувств. Никто не усматривал в этом какой-либо дискриминации или самоуничижения. Например, один из моих дядей, Афтах Галеевич, на службе слыл Аркадием Григорьевичем. А известный всему городу легендарный директор кинотеатров «Октябрь» и «Родина» Габдрахман Хакимуллович Фаттахутдинов всю жизнь был Сан Санычем. Просто когда он в конце 1920-х бегал по Уфе расклейщиком афиш, к нему прилепилось имя Сашка. И Галина Федоровна могла на поверку оказаться Галией Файзрахмановной, и Сергей Васильевич - Сагитом Валиахметовичем.
Однажды сыну Ульяны, внуку Лёши и Лёльки, в школе дали задание написать родословную. «Когда началась война, моему деду было семнадцать лет, - писал Володя. - Он сразу пошел в армию. Сначала учился в авиационном училище. После его окончания уехал на фронт. Служил он в 232-м штурмовом авиационном полку, летал на штурмовиках. У нас сохранилось много фронтовых фотографий. Вот одна, снятая в воздухе в июле 1943-го, когда дед летал ведомым. Другая сделана в минуту передышки между боями: молодые солдаты весело пляшут на поляне. Есть снимок, где деду вручают медаль «За отвагу». Многие фотографии в альбоме обведены траурной рамкой, так как почти все однополчане деда погибли.
В 1944-м он был ранен и лечился в госпитале в Сочи, после этого ему дали отпуск домой. А потом - опять на фронт. Мой дед воевал на Сталинградском, Украинском, Ленинградском и других фронтах. Мама говорит, что он не любил рассказывать о пережитом. После войны дед работал в Осоавиахиме, готовил кадры для Советской Армии. В последние годы жизни подполковник МВД Муратов работал в военной комендатуре республики…
Каждый год в День Победы мы с мамой листаем фронтовой альбом деда, читаем бабушкин дневник и минутой молчания чтим их память».
Я тоже читала Лёлькин дневник. Один из тех, что многие девочки ведут в подростковом возрасте: много размышляют о жизни, о прочитанном и увиденном, человеческих отношениях, ждут любви, единственной и навсегда.
В конце 1940-х Лёлька с мамой снимали комнату на Пушкина. Как-то ранним весенним утром их разбудил стук в дверь. Стук был деликатный. В коридоре стоял симпатичный, веселый молодой человек, как он представился, из ДОСААФ. «Девушка, - строго обратился он к Лёльке, но глаза его при этом смеялись. - Вы не забыли о том, что сегодня субботник?»
Когда они уже были женаты и у них подрастала Ульяна, летом по выходным (у Лёльки они выдавались редко) во дворе дома Бонье устраивали танцевальные вечера под патефон. Собирались соседи, друзья. Никаких горячительных напитков, «брызги шампанского» - только в звуках музыки. Рядом в палисаднике цвели гладиолусы и георгины, посаженные Лёшей для Лёльки.
Ее всюду узнавали, Лёша делал вид, что ревнует. Популярность - хорошо, но ей хотелось большего. Больше петь, ездить с концертами. И в 1955-м Каролина Ковальская становится солисткой лектория Башгосфилармонии.
Культпросвет в те годы бил ключом, и у Лёльки началась новая, интересная жизнь. То месячник музыки, то поездка на родину Салавата, то совместные мероприятия с Союзом композиторов или Союзом писателей, то концерт, посвященный Моцарту, то лекция о творчестве Даргомыжского. Она пела песни советских композиторов, народные песни, русские романсы, арии из опер и оперетт. Много ездила по республике в составе всевозможных делегаций и артистических групп, выступала в сельских клубах и городских дворцах культуры. В некоторых районах побывала несколько раз, там ее считали своей, и на родине Мажита Гафури ее приняли в почетные колхозники, чему она искренне радовалась. Часто рассказывала своим девочкам (в 1959-м родилась младшая, Елена - Алёнка), как красиво там, в Гафурийском районе, особенно на речке Зилим. С трепетом спускаешься к воде, ладонями черпаешь живительную влагу. Есть поверье: если выпьешь из Зилима хоть глоток, обязательно к нему вернешься…
Куда бы и на какой срок ни была выписана командировка, каждый день в дом Бонье приходили Лёлькины открытки. На почте она выбирала самые красочные, чтобы угодить дочкам. За них - при таком заботливом муже и Анне Кирилловне - была спокойна и могла полностью отдаваться работе.

«Уфа, Башгосфилармония,
К. Ковальской.
Здравствуйте, дорогая артистка К. Ковальская!
Мне 18 лет, я учусь в 10-м классе и работаю на заводе. Я очень люблю искусство и участвую в художественной самодеятельности, в клубе, где Вы выступали 4 декабря. Мне очень понравились песни о молодежи в Вашем исполнении, да и не только мне, но всем моим подругам и друзьям. Они не могли не понравиться нам, потому что с ними мы живем, учимся и трудимся… А в этот воскресный вечер они прозвучали с какой-то новой силой. В Вашем голосе чувствовались молодость, бодрость. После концерта на душе стало весело, легко. И мне казалось, что сейчас я могу осилить любую работу, преодолеть все преграды на своем жизненном пути. Большое спасибо Вам за такое исполнение… Приезжайте почаще в наш клуб, вся заводская молодежь всегда будет рада Вашему приезду. Я очень хочу стать артисткой.  И, кто знает, может быть, моя мечта сбудется.
С комсомольским приветом,
Тамара Головина.
Декабрь 1955 года. Черниковск.

Подобных писем, адресованных Лёльке, от «фабричных девчонок», чуть позже породивших в нашем кинематографе великие образы Фроси Бурлаковой и Паши Строгановой, в семейном архиве Ульяны скопилось множество. «Согласитесь, - говорит она, - ради такого стоило жить и выступать».
Писатели, знавшие ее по совместной работе в лектории, при встрече снимали шляпу. Известный музыковед Людмила Петровна Атанова не уставала ее нахваливать. Еще бы! Атанова прочла в лектории свыше двух тысяч лекций, большая часть которых сопровождалась пением Каролины Ковальской. Мастерство певицы росло год от года, она не топталась на месте - окончила заочно знаменитую Гнесинку.
Великодушная Лёлька, воспитанная комсомолом, не терпевшая лжи и несправедливости, со временем обрела репутацию защитницы прав молодых исполнителей, за что ее любили и уважали в коллективе. Этого не мог стерпеть некий администратор, решивший подложить ей свинью на момент республиканской аттестации. В результате его козней Ковальскую завалили. Но она ничуть не дрогнула. Поехала в Москву и с блеском прошла всесоюзную аттестацию.
Смерть ее была неожиданной и нелепой. Поехали на природу, раскинули там на траве скатерку с нехитрой снедью. Что-то из угощения оказалось несвежим. Лёлька по совету какой-то дуры-врачихи выпила крепкий раствор марганцовки. Спасти ее не удалось. Ей было всего 54. Алексей Иванович пережил любимую на два года. Умер от инфаркта, успев понянчить внука, сына Алёны, названного в его честь Алёшей.
Алёне и Ульяне пришлось нелегко, но лидерские качества и жизнелюбие, доставшиеся от родителей, помогли. Обе окончили училище искусств. В начале 1990-х Алёна основала издательский бизнес и вела его успешно. В настоящее время живет в Гамбурге с мужем Робертом и детьми: Алёше двадцать пять, Каролине девятнадцать и Еве восемь.
Дочь Ульяны Анна Высоцкая унаследовала бабушкино сопрано, но сказала: «Это не мое». Выучилась на ветеринара в Аграрном и работает на Уфимском ипподроме.
Семнадцатилетний сын Ульяны играет на фортепиано, гитаре и ударных инструментах, кандидат в мастера спорта по восточным единоборствам. Известный в Уфе и за пределами республики рэпер Flem - это он, Владимир Высоцкий.
Такова история чистого, искреннего человека, не ведавшего о гламуре и звездной пыли, но всегда стремившегося к красоте истинной.
Дом Бонье, где прошли самые светлые дни ее жизни, по-прежнему тулится на старинной уфимской улице.

Рашида КРАСНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости