ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Парламентарный разговор
24 октября в Доме Республики Президент Башкортостана Муртаза Рахимов провел встре...

Когда мы едины…
Уже четвертый раз россияне отметят 4 ноября День народного единства. В этот день в ...

Молодцы, сельчане!
Агропромышленный комплекс - одна из главных отраслей экономики Башкортостана, по...

Корпус на подходе
23 октября в Калининском районе Уфы Премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбае...

Мощная цепь
Энергетики завершили сооружение третьей цепи линии 110 кВ «Дема - Бекетово». Эта ли...

Награда за мир
Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов вручил орден Дружбы народов Р...

«Иди и твори!»
В Уфе стало одной скульптурой больше: открыт памятник выдающемуся башкирскому ко...

Подарок поэта
20 октября в Уфе уже в третий раз чествовали лучших студентов-филологов, стипендиа...

Совсем не классика
14 ноября в Уфимской художественной галерее стартует необычная выставка. В работа...

Свой Олимп
29-31 октября в Уфе прошли IV Республиканские спортивные соревнования по программам ...

Из Казани с победой
В Казани прошел II Открытый фестиваль Поволжья «Творчество детей-инвалидов по зре...

Костылев «накостылял»
В Калининграде прошли финалы чемпионата России по боксу во всех одиннадцати весо...




     №11 (84)
     ноябрь 2008 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Сколько стоит культуртрегер?


Путаница с определениями
Если в излюбленном нами Яндексе ввести в поисковую строку понятие «культура в России», то мы получим очень забавные результаты. Нашему вниманию будут предоставлены ссылки на телеканал «Культура», на страничку, рассказывающую о культуре кельтов в России, на рефераты, повествующие о культуре в России в XIX или XVII веках, на портал, посвященный культуре тела, а также на книгу Игоря Кона «Сексуальная культура в России». Причем это наиболее релевантные по мнению Яндекса ссылки, и мне в этом видится основная проблема культурной жизни в России.
А подтверждением этому может послужить словарная статья  в Толковом словаре русского языка Ушакова, определяющая значение этого забавного слова «культуртрегер». Оказывается, культуртрегер - это «империалист-колонизатор, порабощающий отсталые народы под прикрытием насаждения культуры». А других определений в словарях пока не нашлось. Хотя в западной ментальности «культуртрегер» - это просто человек, носитель культуры. Но, может, у нас в России есть другое слово, обозначающее это понятие? Увы, мне так и не удалось его найти. Все же интеллигент в нашем сознании, прежде всего, занимается собой и своей энтелехией. Подвижник - это слишком общее, а культподвижник или культработник очень уж напоминают знаменитую «даздраперму» первых революционных лет. А что означает отсутствие слова? Банальное отсутствие в общественном сознании технического задания на осуществление этой функции - несения культуры в массы.
Лично я для себя определяю культуртрегера как личностную активность, проявленную в пространстве культурных взаимосвязей и смыслов и направленную на развитие этих взаимосвязей и смыслов.

От простого к сложному
Одними из первых культуртрегеров на просторах нашей страны были офени, которые на своих лотках разносили лубочную грамотность и признаки цивилизации в виде зеркалец и мануфактурных новинок. Помните, это про них было сказано у Некрасова, что наступят времена, когда «мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет». Собственно, в этом и заключается механизм развития российского культуртрегерства - от простого к сложному. Ярчайшим проявлением этого закона в нашей Уфе стала биография продюсерского центра «Радус». Начиная во второй половине 90-х с обустройства концертов российских поп-див, сегодня «Радус» уже готов предоставить максимально широкую линейку культурного ассортимента. Это и антрепризные спектакли, и концерты всемирно известных музыкантов, и прогремевший недавно по Уфе танцевальный проект «Tango Odyssey», и даже шоу шаолиньских монахов.
- А еще я возьму и привезу в наш город оркестр Глена Миллера, - улыбается Радмир Усаев, генеральный директор продюсерского центра. - Но не все так гладко. Несмотря на то, что у нас много сейчас появилось людей, которые очень хорошо зарабатывают, менталитет у них все равно остался прежний. Они вовсе не готовы платить по 15 000 рублей за билет на танцевальное шоу королей аргентинского танго. Да я и сам к этому пока не готов. Поэтому пытаюсь максимально минимизировать цены на привозимые мною шоу.
Кстати, проведенные пару лет назад исследования действительно выявили неготовность россиян излишне тратиться на культуру. По этим данным европеец отдает на образование и культуру пятую часть заработка, россияне же - от силы пятидесятую. Музеи наши люди посещают в 2-3 раза реже, а театры - в 6-9 раз реже.
И это только одна сторона медали, с другой стороны нас подкарауливают извечные российские неурядицы - необязательность и необустроенность. В одном из своих интервью Радмир Усаев вспоминал, как однажды «Радус» хотел сделать уфимцам подарок, пригласив один из антрепризных театров сыграть свой спектакль «Любовник» именно 8 марта. В этом спектакле должны были играть замечательные актеры - Маковецкий, Симонова. А предыдущий спектакль был в Перми
7-го числа. Однако сообщение между Уфой и Пермью - только автобусом. И артисты отказываются ехать. А ведь кто-то женам купил билет в подарок, люди собирались семьями на спектакль, сотрудницам билеты дарили на работе…
- Маковецкий звонит и говорит, что у Симоновой болит спина, - вспоминает Радмир Усаев, - и она не сможет выдержать этот маршрут. Ведь после еще и спектакль играть. Представляете, в какой вилке я оказываюсь - могу все отменить, могу вернуть деньги за билеты - и финансово я почти ничего не теряю. Но я теряю имидж. И поэтому я беру в аренду самолет. Помню как сейчас: ночь с 7-го на 8-е - пермский аэропорт практически пустой. И тут прилетаю я на самолете. Захожу в помещение аэровокзала - везде абсолютно пусто. Тишина. В конце концов, приезжает машина с декорациями. Мы грузим эти декорации в самолет. Приезжают совершенно изумленные артисты, которые говорят: «Ни разу не было такого, чтобы из-за нас специально гоняли самолет». И спектакль состоялся, несмотря на то, что мы потерпели при этом убытки.
- Радмир, эта история заставляет задуматься над вопросом: а сколько же сегодня стоит входной билет в продюсерский бизнес?
- В этом бизнесе никому новому удачно стартовать почти невозможно. Ведь весь бизнес у нас строится не столько на деньгах, сколько на личных взаимоотношениях. На взаимоотношениях в сфере шоу-бизнеса, в сфере гостиничного бизнеса. Необходимо дружить со средствами массовой информации, с транспортными фирмами, с железными дорогами и авиакомпаниями. Личные связи просто необходимы для того, чтобы получить определенные условия. И их необходимо соблюдать и тщательно удерживать планку этих условий от проекта к проекту. И даже этого не вполне достаточно. Можно, конечно, представить в качестве продюсера какого-либо человека с неограниченным лимитом финансовых средств, но здесь ему надо задаться простым вопросом: он собирается в шоу-бизнесе тратить деньги или их зарабатывать?

Между Сциллой
и Харибдой
Театральное искусство в России сегодня мечется между Сциллой традиционного малоподвижного репертуарного театра и Харибдой легкого на подъем театра антрепризного.
Существует два противоположных мнения относительно антрепризных спектаклей. В первом случае говорится, что антреприза помогает повысить качество театрального искусства, создавая конкурентное поле, а заодно улучшается качество жизни самих актеров. А с другой стороны утверждают, что антреприза способна погубить традиционный театр. Где же истина?
- На самом деле, в реальности все это не имеет значения, - полагает Радмир Усаев. - Просто есть хорошие театры, и есть театры послабже. Возьмем захаровский «Ленком». Он живет своей жизнью, но одновременно на его территории работают продюсерские центры, которые платят театру за аренду. Недавно их было два, после смерти Александра Абдулова осталась одна продюсерская компания. И это совершенно независимые от театра структуры.
- В России существует очень богатая традиция антрепризы, - возражает Вячеслав Стрижевский, один из некогда успешных топ-менеджеров в уфимской театральной сфере. - В Уфе, к примеру, Кляузников содержал свою антрепризу и вполне преуспевал. Дело в том, что раньше в России была актерская биржа. Теперь ее нет. И сегодня актер не так мобилен, как в той же дореволюционной России. Теперь актер в нашей стране ведет оседлый образ жизни, в то время как во всем мире превалирует обратная тенденция. Актеру сегодня нужна квартира, социальные условия, школы для детей. И уровень среднего российского актера не может позволить ему свободно путешествовать по различным сценическим площадкам. Вот таким образом и произошло эдакое закрепощение актеров.
В «Ла Скала», к примеру, нет постоянной труппы. Они собирают актеров со всего мира на один проект, отыгрывают определенное количество спектаклей, и все. После этого труппа распускается, и даже декорации распродаются. У американцев же совсем другая система финансирования. В Соединенных Штатах основным из принципов бюджетирования театров является их финансовая успешность. Там на федеральном уровне поддерживают только действительно сильные, крепко на ногах стоящие театры. Все остальное отдается на откуп муниципалитетам и меценатам. Казалось бы, эта система неминуемо должна сократить количество функционирующих в США театров, однако этого не произошло, и даже наоборот - за океаном больше театров, нежели в России, где государственная поддержка театрального искусства давно закреплена в национальном бюджете.
Но, надо признать, в театральной сфере существует еще один очень большой массив театров, который почти никогда не попадает под прожектора внимания СМИ. Это театры-студии. Благо Уфа в свое время славилась студийной активностью. К середине 80-х годов прошлого века в нашем городе можно было насчитать как минимум с десяток активно функционирующих студий, действующих в ранге народных театров.
Сегодня эта традиция несколько иссякла. По крайней мере, из тех, что на слуху, можно вспомнить лишь Мастерскую театральных миниатюр «Имени Меня» при УГАТУ под руководством Екатерины Темновой. Театр постоянно радует уфимского зрителя оригинальными постановками, соединяя в них нетривиальную драматургию и систему «биомеханики» Мейерхольда.
На первый взгляд, Уфе сегодня сложно пожаловаться на недостаток театров, тем не менее, обилие театров вовсе не является гарантией превращения нашей столицы в подлинный центр театрального искусства. Почему? С одной стороны сказывается низкая традиция потребления культуры. Ведь кто сегодня ходит в театр? Большую часть зрителей составляют школьники, которые идут на спектакль лишь потому, что через школы добровольно-принудительно распространяются билеты.
- А с другой стороны, - резюмирует Вячеслав Стрижевский, - у нас очень слабо развита околокультурная инфраструктура. Многие пожилые люди не ходят в театр потому, что зимой в России очень холодно и сложно дождаться транспорта, или потому что на улицах вечером темно и опасно. К тому же что такое посещение театра? Оно состоит из целого ряда затратных мероприятий, причем цена билета - это вовсе не самая крупная составляющая. Во-первых, человеку надо привести себя в порядок, женщинам сделать прическу, купить выходное платье. Транспортные расходы, расходы на буфет. Ведь в театр, как правило, ты едешь прямо с работы. Вот так потерпишь до перерыва, а там нужно хотя бы булочку в буфете скушать. Вот и набегает затрат в два раза больше.
- Нашему городу очень не хватает метро! - заверяет Радмир Усаев. - Стоит протянуть одну ветку по линии север - юг, и культурная жизнь горожан как минимум утроит скорость обращения.
Важнейшее из искусств
Вот уж кому, казалось бы, грех жаловаться. В самый лучший период расцвета кинопроката в СССР в нашем городе максимально было 19 кинотеатров. Сегодня, несмотря на то, что многие старые здания кинотеатров были перепрофилированы под иные коммерческие структуры, количество кинозалов как минимум удвоилось. Ныне любой торгово-развлекательный комплекс считает своим долгом разместить на своих площадях несколько кинозалов. В этом ряду можно вспомнить и недавно выстроенный «Синема-парк» с семью кинозалами. Высокая конкурентная среда немало способствует тому, что посещение киносеансов вновь стало вполне доступным для широкого круга уфимцев. Намного улучшилось и качество трансляции. Вот только качество репертуара оставляет желать лучшего. Почти не осталось мест, где можно было бы познакомиться с подлинными шедеврами киноискусства. Здесь можно выделить разве что кинотеатр «Родина», который регулярно устраивает демонстрацию лент настоящих мастеров в рамках недели национальных кинематографий, да небольшой кинозал при Башкинопрокате, в котором работает клуб любителей кино.
В июле 2008 года агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка кинопроката и кинотеатров в России. В нем отмечалось, что кинотеатры являются одним из основных мест проведения досуга населением России. В связи с этим строительство мультиплексов, как отдельно стоящих, так и в составе торгово-развлекательных центров, ведется активными темпами. Тем не менее, по оценкам экспертов рынка, в последние годы рост количества залов в России заметно опережает число кинозрителей, что в ближайшем будущем грозит снижением рентабельности наименее успешных предприятий кинобизнеса. Пока же темпы роста продолжают оставаться высокими. За 2007 год общие сборы выросли на 37%, а в сравнении с 2003 годом — на 297%. Однако за этот же период зрительская аудитория увеличилась незначительно - всего на 6%. Привлечь в кинотеатры новых зрителей поможет увеличение числа кинозалов, специализирующихся на показе авторского кино и картин в формате 3D-видео.
В России действует 640 кинотеатров (около 1500 залов). Концентрация рынка в руках 10 главных киносетей продолжает увеличиваться и сегодня составляет примерно 36%.
Основные сборы приходятся на города-миллионники. По экспертным оценкам, оборот кинопроката в России составляет около $300 млн. в год. По данным социологов, более половины жителей крупных городов хотя бы раз в год ходят в кино, а каждый пятый делает это минимум раз в неделю.
Основной же угрозой я бы назвал слишком тесную связь российского кинопроката с девелоперским бизнесом, который сегодня переживает далеко не лучшие времена. И если девелоперский пузырь лопнет, то вполне может накрыть собою и столь тщательно выстроенную систему кинопроката.
Инженеры душ
Еще в 1869 году Н.К. Блохин основал в нашем городе первую частную библиотеку с читальным залом, по количеству и качеству литературы сравнимую с публичной.  Менее чем через десять лет в публичной библиотеке находилось 2135 названий, а у Блохина - 2163. Библиотека получала «почти все русские журналы и многие газеты», которые вместе с книгами выдавались для чтения за определенную плату с внесением залога.
Странно, что сегодня, несмотря на обилие  денег, в культурной жизни почему-то не появляется подобных проектов.
- А дело в том, что наш культуртрегер - это типично российское явление, - заявляет поэт Айдар Хусаинов.
- Обычно они появляются неожиданно. Непонятно, на каких основаниях вдруг в нашем обществе вырастает фигура, которая считает важным для себя развивать культурное пространство. В России получается странная парадоксальность. Ведь по нормальной схеме культуртрегерство строится по такой схеме: сначала человек живет в какой-то среде, впитывает ее культурные ценности с молоком матери, затем он переезжает и начинает транслировать эти ценности в чуждую ему среду аборигенов, либо следует хождение в народ, как это было когда-то. В России же все перемешено, поэтому современный российский культуртрегер происходит ни из чего. Он получает то же образование, которое мог бы получить каждый. Он получает в наследство те же духовные и культурные ценности, что и все остальные.
Если говорить о литературной работе, книгоиздании и книготорговле, то сегодня ситуация здесь очень похожа на то, что происходит в кинематографии. С одной стороны, существует небывалое обилие писательских имен, разнообразных книгоиздательских групп и книжных магазинов. А с другой стороны, попробуйте в этих магазинах найти хотя бы просто собрание сочинений Федора Достоевского или Энциклопедию шахматных дебютов. Не говоря уже о том, что и в самой литературе, как таковой, существует тенденция  нивелирования литературного имени. Когда писателей - легион, это означает, что в действительности нет никого. Почему же это происходит? Просто из литературного процесса изъята наиболее важная составляющая. Раньше писатели считались инженерами человеческих душ, сегодня же в официальном книгообороте востребованы только инженеры по комбинаторике сюжетных коллизий, поэтому большую часть полок занимают детективы, фантасты, создатели любовных романов и лжеисторики, пытающиеся профантазировать наше прошлое. Все же остальное, что не входит в этот мейнстрим, сразу вылетает на обочину - в область самиздата. И вот здесь возникает целая цепочка проблем.
- На самом деле сегодня не так сложно выпустить книгу, - уверяет Айдар Хусаинов, создатель издательства «ОЭ». - Сегодня маленькую, тоненькую книжицу тиражом в сто экземпляров можно издать за три тысячи рублей.
Это если мы говорим о самиздате. Но стоит попытаться втиснуться в официальное книгоиздание, как цены сразу взлетают на несколько порядков. А дальше начинаются еще более интересные приключения вашей книжки в этом жестоком мире. Ни один магазин в Уфе не выставит выпущенную вами через самиздат книгу на свои книжные полки. А значит, ваш первый опыт так и останется первым опытом, если не какой-либо счастливый случай. Интересно, сколько гоголей и чеховых мыкается сегодня со своими нелепым образом изданными брошюрками.
Пожалуй, именно ситуация в литературе сегодня очень наглядно проясняет основную проблему культурной жизни России - в ней существуют, почти не пересекаясь, два культурных процесса. Один, заявленный довольно широко, направлен на консервацию привычного. Другой, зачастую маргинальный, действует параллельно и держится на энтузиазме отдельных личностей, коим в нашем богатом русском языке и по сей день так и не нашлось соответствующего имени.

Владимир Соловьев








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости