РУБРИКА "ПЕРСОНА"Ковыльные холмы судьбы
Отчий дом Родился Исламетдин Мамбетов в хлебном Хайбуллинском районе Башкортостана. Седьмой ребёнок в семье участника Великой Отечественной войны, он с самого детства ощущал себя частью интересной деревенской жизни, в которой есть место и тяжёлому сельскому труду, и весёлому празднику. Старшая сестра Ислама работала заведующей сельским клубом и частенько привлекала изобретательного младшего братишку к организации вечеров и концертов. Даже после знойного и длинного летнего дня на сенокосе мальчик охотно отзывался на просьбы сестры о помощи в организации новой праздничной программы. Его идеи были весёлыми, танцы задорными, вызывающими бурные аплодисменты. Первой же самостоятельной постановкой танца мальчишка увлёк своих сверстников и привёл в восторг односельчан. Костюмы мальчишки сшили себе сами. Ислам пустил в ход бахрому от праздничной скатерти, чем впоследствии очень огорчил маму. Модные тогда индейцы-апачи имели шумный успех у земляков. Однако один из них резонно заметил, что в башкирских костюмах ребята выглядели бы естественнее, и национальный танец имел бы больший отклик в сердцах хайбуллинцев. Именно в клубе мальчик впервые поднялся на сцену не только как танцор, но и как передовик производства. В четырнадцать лет он работал на сенокосилке наравне со взрослыми механизаторами. Подписка на журнал «Сельский механизатор» стала первой его наградой. Парень всерьёз занимался спортом, и к производственным грамотам и дипломам ежегодно прибавлялись награды за первые места в лёгкой атлетике, кроссе, лыжных гонках. Поэтому после десятилетки Исламетдин решил поступать в Стерлитамакский физкультурный техникум. Сдав документы и спортивные нормативы, в тот день парень встретил земляков, которые приехали поступать в республиканскую культурно-просветительскую школу. Они уговорили Ислама поступать в «культпросвет». Умение парня непринуждённо держаться на сцене экзаменаторы оценили на «отлично». Так и решилась судьба нашего героя. Дом офицеров и сельский клуб Однако поучиться мастерству постановщика танцев в классах Исламу удалось лишь год. На втором курсе культурно-просветительского училища он надел погоны с голубым полем авиатора. Краснознаменный Дальневосточный военный округ приобрёл учащегося школы младших авиаспециалистов, а гарнизонный Дом офицеров - почти профессионального балетмейстера и сценариста торжественных вечеров. Отличная армейская служба Мамбетова могла бы продолжиться: ему предложили поступить в военное училище. Но к тому времени все семеро братьев и сестёр покинули отчий дом, разъехавшись по разным городам, и Исламетдин вернулся на родину. Съездил в сельскохозяйственный институт и его очень привлекли отличный актовый зал с просторной сценой и один из лучших вузовских танцевальных ансамблей. Но парня ждали в культурно-просветительском училище. Получившего диплом Исламетдина сразу же поставили директором Дома культуры в селе Макан. На вечера и концерты, поставленные Мамбетовым, съезжались из окрестных сёл. Уже летом следующего года директора сельского Дома культуры пригласили в Акъяр - возглавить районный ДК. Коллектив постоянно занимал первые места в различных конкурсах самодеятельности. Летом 1983 года Исламетдин Ризаитдинович (только так теперь называли этого 25-летнего парня) стал студентом Челябинского института культуры. Поступал на заочное отделение, а приняли его «дневником». Влившись в бурную культурную жизни Челябинска, Ислам стал танцевать в составе Ансамбля народного танца клуба железнодорожников. Многочисленные концерты и, как следствие, порыв связки чуть не стали причиной ухода из танцевального мира. Но в деканате другого факультета, где стало известно о его участии в подготовке телевизионной передачи «От всей души» знаменитой на весь Советский Союз Валентине Леонтьевой к открытию нового челябинского железнодорожного вокзала, решили, что Мамбетов может стать квалифицированным организатором культурно-просветительской клубной работы. Судьба привела Исламетдина на его новый ковыльный холм. Уроки мастерства «Пары» пролетали мгновенно. Даже к минутным танцевальным этюдам наш герой относился творчески. Уже на первом занятии коллеги с удовольствием воплощали идеи Мамбетова в танце. А про его этюд «Ковыль» ещё долго вспоминали однокурсники. Башкирский колорит и характерные для народного танца движения очень нравились зрителям: им казалось, что парни и девушки танцуют не в зале, а на просторах башкирских степей. Исламетдин был лидером и в общественной жизни института. Комиссара строительного отряда наперебой приглашали в разные сёла. Знали, что его ребята построят объект быстро и без брака. Да и скучать вне работы сельчанам не дадут: в клубах концерты Мамбетова, наверное, помнят и сейчас. Не счесть у него и грамот и дипломов победителя в конкурсах строительного профессионального мастерства. В Челябинском институте культуры Исламетдин встретил свою любовь. Анузу он знал ещё по «культпросвету». Девушка уже училась в этом институте, когда Ислама зачислили на первый курс. Встретив её первого сентября в фойе, загорелую после работы пионервожатой в «Артеке», парень решил, что только с ней он сможет связать свою жизнь. Поженились на последнем курсе. Их называли «умной парой». Она - с очаровательной улыбкой, он - строгий, но эмоциональный. Дуэт танцевальный впоследствии перерос в педагогический. У Анузы немало воспитанников, которые стали отличными танцорами. Молодой балетмейстер Лишь месяц отдохнул Мамбетов после окончания института. С августа 1987-го в его трудовой книжке появилась запись: «Принят заместителем директора Республиканского центра народного творчества и культурно-просветительской работы». Молодая семья поселилась в уфимском общежитии. В сентябре следующего года на одном из торжественных мероприятий Исламетдин встретил коллегу по Мелеузу. - Необходимо организовать профессиональный ансамбль народного танца. Балетмейстера уже полгода ищут. Через два месяца Мамбетов стал балетмейстером в Мелеузе. Всегда отличные костюмы, синхронность, настроение и национальный колорит отличали поставленные Исламетдином Мамбетовым танцы. Успехом было участие ансамбля в международном фольклорном конкурсе «Зелёна гура». Ансамбль «Кунгак» - так называется гора в Мелеузовском районе Башкортостана - покорил Зелёную гору в Польше и Париж в 1998 году. У балетмейстера ансамбля хранится необычный диплом того конкурса, выполненный из тонкого листа пшеничного теста с вкраплением листочков растений, произрастающих на Зелёной горе. «Будь заведующим отделом» Следующие холмы судьбы вывели Исламетдина Ризаитдиновича на организаторскую работу в области культуры. В 1995 году его пригласили на должность заведующего отделом культуры исполкома Мелеузовского района. Затем его послужной список пополнился должностью начальника Управления культуры Администрации города Мелеуза и Мелеузовского района. В марте 2002 года он - в Администрации Президента Республики Башкортостан, а затем - заместитель министра культуры и национальной политики РБ. А с января 2003 года имя Исламетдина Мамбетова в списках руководителей администрации Уфы. С тех пор наш герой возглавляет Управление по культуре и искусству Администрации городского округа город Уфа. Ковыльные холмы судьбы связали его со столичным мегаполисом. Организатор или чиновник? - Профессор Челябинского института культуры, который учил нас перед постановкой мысленно представлять природу того места, где родился танец, узнав, что я на государственной службе, спросил, не жалею ли я о творчестве. Я ответил, что творчества в моём сегодняшнем деле, может быть, даже больше, чем у балетмейстера. Ведь я помогаю талантам проявить себя в любимом ими деле, - сказал где-то в середине нашей беседы Исламетдин Ризаитдинович. И стал показывать снимки творческих коллективов республики и ее столицы. Среди зрителей первого ряда партера я повсюду замечала своего собеседника. - Вот этот снимок с форума народного творчества «Башкортостан - жемчужина Урала», эта фотография с Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык», здесь уфимские коллективы участвуют в фестивале национальных культур «Бердэмлек - Содружество», а это - фестиваль ансамблей народного танца на приз имени Файзи Гаскарова, - перебирал Исламетдин Мамбетов толстую пачку красочных фотографий. - Есть фото с Межрегионального фестиваля современной хореографии «Время перемен», с конкурсов «Белая куница» и «Славянские узоры». Показать бы все эти фрагменты истории челябинскому профессору… А далее мой собеседник с удовольствием рассказал о том, как способствовал тому, чтобы уфимский фольклорный ансамбль танца «Мирас» стал муниципальным учреждением. Этот статус юридического лица даёт ему не только финансовую, но и творческую самостоятельность. В составе профессионального коллектива теперь не только танцевальная группа, но и небольшой хор и оркестр. В репертуаре «Мираса» более 50 танцев народов мира. Приглашение известных балетмейстеров придаёт новый колорит танцам. Например, татарский танец «мирасовцам» поставил хореограф из Казани, а русский хоровод - известный московский постановщик. - А почему бы и нет? Ведь приглашал же в своё время знаменитый Игорь Моисеев нашего Файзи Гаскарова для постановки башкирского танца, которым потом моисеевцы пленили весь мир! - говорит Исламетдин Ризаитдинович. - Мне иногда намекают, что я как приверженец национального танца отдаю предпочтение именно танцевальным ансамблям. Я отвечаю, что Управление по культуре и искусству работает по бюджету и программе, утверждённым городскими депутатами и главой администрации Уфы. А в этом документе учтены все вопросы культуры столицы Башкортостана. В нём большое место отведено государственным праздникам и библиотекам, дворцам культуры и клубам, домам детского творчества и школам искусств. Без лишнего пафоса мой собеседник рассказал и о насыщенной культурной жизни столичного мегаполиса, подчеркнув, что в ежегодных Посланиях Президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова главными задачами государственной политики были и остаются сохранение богатейшего культурного наследия и поддержка сложившейся ранее системы институтов культуры и духовной жизни, поиск путей адаптации к новым реалиям. Для реализации государственной политики в столице Башкортостана есть всё необходимое. Уфа превратилась в крупнейший евразийский центр. Стало доброй традицией проведение здесь праздников и фестивалей, имеющих международный статус. В городе семь профессиональных театров. В семнадцати дворцах и домах культуры ежедневно проходят концерты не только самодеятельных, но и ведущих российских артистов. Более 500 клубных формирований развивают различные жанры самодеятельного творчества. Из 350 самодеятельных коллективов шестьдесят одно носит звание народного и образцового. В Городском дворце культуры есть профессиональный духовой оркестр. Названия «Радость», «Дуслык», «Звёздный час», «Любава» хорошо знакомы взрослым и детям - это ансамбль бального танца, народный хореографический ансамбль, театр эстрадного танца, народный ансамбль русской песни. Двенадцать музыкальных, две художественные и три школы искусств активно посещают юные горожане. Централизованная система библиотек объединяет 36 массовых библиотек, а централизованная система детских библиотек - двадцать. Их залы не пустуют, так как книжные фонды в них насчитывают 1,7 миллиона книг. И они постоянно пополняются, в том числе и изданиями на электронных носителях. Почти все российские периодические издания можно найти в уфимских библиотеках. Сюда ходят читать, общаться, играть, участвовать в конкурсах. Немного о личном - Исламетдин Ризаитдинович, как вы проводите выходные, отпуска? - Выходные у меня бывают редко: ведь все праздники, конкурсы, концерты, фестивали проходят по субботам-воскресеньям. Я всегда сам руковожу их подготовкой. Моя жена Ануза Айратовна меня понимает, ведь она «со мной одной крови» - работник культуры. В отпуск обязательно езжу на родину. Как только выхожу из машины и ощущаю запах земли, ковыля, зелени, слышу шелест травы и листвы, вспоминаю, как ранним утром пил сливки из сепаратора под тихую песню мамы и студёную колодезную воду. Я бывал во многих странах и говорю иностранцам: «Вы даже представить себе не можете, какая в Башкортостане замечательная природа». - У вас в ноябре юбилей - пятидесятилетие. Какие наиболее важные события в жизни вам вспоминаются? - Мой первый сольный танец. Первый выход в караул под знаменем полка. Первая встреча с будущей женой. Первый поставленный мною концерт. Вручение мне Знака Российской Федерации «За достижения в культуре» и Благодарственного письма главы Администрации города Павла Рюриковича Качкаева и присвоение Почётного звания «Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан». О самом печальном событии я не забываю никогда - о гибели дочери Лейсан и других одарённых детей Башкортостана в июне 2002 года. Но от этой печали меня спасает работа.
Ирина ЛЕОНОВА |