РУБРИКА "МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ"«Синие ночи» Рияза Исхакова
-Рияз, как ты попал на проект? - Вся операторская группа была из Уфы. Помимо меня это Радик Кильмаматов, Эмиль Киреев, Ильгиз Габдуллин, Ильнур Ямилов, Сергей Авдонин. Многие из них окончили операторский факультет ВГИКа. Я, например, занимался в мастерской Валентина Николаевича Железнякова, который очень много работает с такими известными режиссерами, как Александр Алов и Владимир Наумов. В кинематографической среде очень хорошо известен мой сокурсник и земляк оператор Даян Гаиткулов, он снимает фильмы для НТВ («Все могут короли», «Русский перевод»). Вот он и порекомендовал меня создателям сериала «Синие ночи». Вообще, в киношном ремесле важен не столько диплом об образовании, сколько опыт и рекомендации коллег. Несколько лет назад на съемках сериала «Ундина» (я специализировался на подводных и природных съемках, много времени проводил в дельфинарии) доводилось работать с Вадимом Шмелевым - он стал исполнительным продюсером и одним из авторов сценария «Синих ночей». А до этого Вадим Шмелев был режиссером фильма «Код апокалипсиса», где оператором-постановщиком был Даян Гаиткулов, а я снимал трюковые сцены. Так или иначе, на разных проектах мы прежде пересекались неоднократно. И вот снова судьба нас свела вместе. - В «Синих ночах» показаны реальные или придуманные истории? - Один из авторов сценария Рауф Кубаев сам работал пионервожатым, многое взял из реальной жизни. Но, конечно, сериал - это не биографический фильм. Не знаю, насколько зритель оценил достоверность, допускаю, что какие-то «ляпы» и проскочили. Сейчас у детей чего только нет из предметов сегодняшней цивилизации: мобильники, «фенечки», какие-то украшения, игрушки - за всем этим уследить порой просто невозможно, особенно когда снимаешь массовые сцены. - Кого было труднее снимать: взрослых или детей? - Дети - исполнители главных ролей - уже имеют достаточный опыт работы в кино, легко запоминают текст, прекрасно знают, как выстраивается мизансцена. С ними работать гораздо легче, чем с массовкой. Но вот ночные съемки с участием детей… В это время они реально засыпают. Наступает время реплики Гоши, актриса к нему обращается, а он… сладко спит. С актерами старшего поколения проблем не возникало. Они так чувствуют камеру, партнера, что больше двух дублей, например, Льва Дурова мы не снимали. Первый он делает тоже идеально, но второй нужен чисто технически. Очень понравилось работать с Игорем Бочкиным. - С профессионализмом истинных мастеров кино все понятно, а чисто человеческие качества актеров как-то проявлялись? - В последние годы изменилась система работы, весь процесс выстроен по такой схеме, что свободного времени на съемочной площадке совершенно нет. Это, по большому счету, фабрика кинопроизводства. Если раньше сериалы, например, «Семнадцать мгновений весны» или «Вечный зов» снимались годами, то сейчас за два-три месяца можно выпустить десятки серий. Из-за избытка свободного времени вне съемочной площадки и возникали разные ситуации, в которых выявлялась человеческая сущность. Часто об этом актеры рассказывают на разных встречах, капустниках. А сейчас только работа, и все. С утра и до ночи. Тем не менее, после окончания съемок Игорь Бочкин чисто по-мужски отблагодарил нашу операторскую группу, передав гостинец через свою жену актрису Анну Легчилову, в нашем фильме сыгравшую` роль жены второго секретаря райкома партии.. Во время реализации таких больших проектов возникают трудности чисто психологические, моральные. Если каждый не будет контролировать свои эмоции, а съемочная группа - это, как минимум, человек пятьдесят, не считая актеров и массовки (человек 200-250),то может возникнуть «взрывоопасная ситуация». Случаи, когда какие-то специалисты не выдерживают и сходят с проекта, бывали не раз. - А что с республиканским проектом - фильмом «Ловец ветра», для работы в котором был приглашен Марат Башаров? - К сожалению, он пока не завершен. Это зависит от киностудии «Башкортостан»: сможет ли руководство найти средства на постпродакшн. Фильм по сути уже готов, в него вложены огромные деньги. Очень важно на завершающей стадии не испортить проект, а для этого лучше не экономить на хорошей обработке, монтаже и озвучивании. -Что в ближайших планах? - Как и у всех их сейчас корректирует финансовый кризис. Пока же мы выполняем старые заказы. Случись что, наша студия вновь перейдет на малые формы - будем снимать музыкальные фильмы, клипы. - Кем себя более ощущаешь: уфимцем или уже москвичом? - Отчасти я могу понять людей, которые рвутся в Москву, а потом еще куда-то - профессиональных специалистов Белокаменная в гонорарах не ущемляет. Я тоже хорошо заработал на этом сериале. И, тем не менее, считаю, что центр жизни там, где находятся твои родители, друзья, родственники. Здесь не менее интересно. Все зависит от самого человека и целей, которые он перед собой ставит. «Завариваемые» в Уфе проекты тоже здорово увлекают. Сейчас с удовольствием работаем над созданием музыкального фильма «Кахым-туре» на тему войны с Наполеоном. Считаю, что нужно смелее браться за выпуск местных сериалов. Прецедент уже создан. Это многосерийный фильм режиссера Анвара Нурмухаметова «Ай кызы» («Лунная девушка»), который имел очень большую популярность в регионе. Нужно использовать современную методику фильмопроизводства, тогда и в Башкирии можно будет выпускать по два, а то и по три сериала в год.
Светлана КИЯШКО |